Безусловное позитивное внимание
Развитие Я-концепции по К.Роджерсу Младенец или маленький ребенок На начальной стадии формирования «Я» младенец или ребенок подсознательно оценивает каждое новое переживания с точки зрения содержащегося в нем потенциала развития. Организмический оценочный процесс привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что его замедляют. Выбор человека направляется не внешними правилами, а внутренний переживаниями. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и так далее. Например, голод, жажда, холод, боль, громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. Когда ребенок взрослеет На следующей стадии формирования «Я» развитие ребенка регулируется через взаимодействие со значимыми другими (родители, родственники). По мере того, как ребенок усваивает общественные нормы и ценности, происходит замена внутренних переживаний внешними правилами. Социальные силы вынуждают человека утрачивать связь с внутренними процессами и переживаниями. Люди научаются не доверять своим внутренним ощущениям, потому что вновь и вновь слышат, что эти чувства дурные. На данной стадии «Я-концепция» всё больше дифференцируется и усложняется. Позитивное внимание Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимание. Потребность в позитивном внимании является условием для развития «Я-концепции». И она становится той силой, которая начинает определять действия и поведения ребенка.
По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчивая. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации[1], когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Условия ценности Для того чтобы получить позитивное внимание существуют определенные условия – так называемые условия ценности – т.е. условия и обстоятельства, при которых дети будут получать позитивное внимание. Основной принцип обусловленного позитивного внимания: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». С годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет. Причиняемый ущерб условий ценности Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.
Так как дети не отличают себя от своих действий, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Любовь так важна для ребенка, что он начинает действовать так, чтобы получить любовь, независимо от того является ли это для него самого естественным желанием. Таким образом, дети могут приходить к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять желания других, и испытывают побуждение отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные черты своей личности и не пытается для себя определить, кем быть и развиваться полноценно как самостоятельная личность. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно, и открыто с окружением. Например, ребенку, который на организмическом уровне боится нырнуть с вышки, сверстники могут сказать: «Не будь "девчонкой". Иди и прыгни». Тогда ребенок может скрыть страх, чтобы получить похвалу от сверстников. Безусловное позитивное внимание Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то условие или оправдал ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации[2] ребенка — это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.
С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало бы родителю повод сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя». Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако важно понять — безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Иначе немногие дети пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне. Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом. В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Переживания, которые находятся в соответствии с «Я-концепцией» и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются.
Если идет несоответствие «Я-концепции» и актуального переживания возникает угроза «Я-концепции», которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение. Если человек осознает несоответствие «Я-концепции» и актуального переживания – возникают легкие формы – напряжение, чувство вины, если человек не осознает это несоответствие – велика вероятность возникновения личностных расстройств.
[1] Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. [2] Актуализация - (лат. actualis деятельный, действенный) - действие, направленное на приспособление чего либо к условиям данной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|