Психологическая характеристика на ребенка
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ - ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практика в дошкольных учреждениях является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки психологов и педагогов дошкольных учреждений, способствующих формированию профессиональных умений и навыков. В ходе практики учащиеся закрепляют знания по теоретическим основам курсов дошкольной психологии, психодиагностики детей дошкольного возраста, основам психологического консультирования, психологической готовности к школе. К учебной практике относятся: — наблюдения за работой воспитателей и деятельностью детей; - показательные занятия по частным методикам; —инструктивный семинар-практикум по обсуждению задач и результатов учебной практики; —проведения психодиагностики по частным методикам; — анализ консультативной беседы психолога с родителями дошкольников. Наблюдения за деятельностью детей осуществляются путем выполнения заданий преподавателя с последующим написанием характеристики ребенка. Показательные занятия в дошкольных учреждениях проводятся под руководством руководителя практики. С программой занятий и теоретическими основами их проведения студенты знакомятся заранее, в ходе изложения соответствующих курсов частных методик. Освоение теории и методики проведения психодиагностического обследования дошкольников осуществляется в ходе лекционных и практических занятий. Психодиагностика в ходе учебной практики проводится по отдельным хорошо отработанным методикам. Практика по психологическому консультированию проводится в форме анализа консультативной беседы, проводимой психологом с родителями дошкольника.
Инструктивный семинар-практикум состоит из вводной беседы в начале учебной практики и обсуждения результатов ее проведения. В ходе вводной беседы коротко освещаются основные задачи психологической практики и психологического консультирования, анализируется структура психологической службы в детском саду, ее основные компоненты и взаимосвязи. Обсуждение результатов психологической практики проводится в конце практических занятий после изучения протоколов практической работы по основным разделам Практики. При оценке студентов-психологов учитываются следующие профессиональные умения и навыки: —создавать ситуацию взаимодействия в процессе общения с детьми, —устанавливать необходимые вербальный и невербальный контакты, — самостоятельно осуществлять интерпретацию психологических механизмов явления; —: планировать деятельность психологического воздействия на детей, уметь учитывать в ходе этой деятельности индивидуальные и возрастные особенности ребенка; —отбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы работы; —разрабатывать конспекты занятий; —ориентироваться в методической литературе; —использовать методы психодиагностики, дидактические материалы и наглядные пособия; —оценивать перспективу развития личности ребенка и Обязанности студентов-практикантов: —подчиняться правилам внутреннего распорядка детского сада, распоряжениям администрации дошкольного учреждения и руководителя практики; —освоить теоретические основы тех базовых курсов, на
—заранее изучить темы и протоколы заданий, освоить —в ходе практики полно и творчески описать выполнения задания в дневнике и на основании этих записей оформить —активно участвовать в анализе работы группы в целом, Практика должна способствовать формированию у студентов, следующих профессиональных умений: — планировать и анализировать воспитательно-образовательную работу с детьми в психологических, дидактиче-методических аспектах с учетом современных требовании; - обоснованно выбирать эффективные формы, средства — оценивать процесс и результат своей педагогической деятельности, вносить необходимые коррективы, прогнозировать —проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и наклонностей детей дошкольного возраста; — воспитывать у детей жизненно необходимые культурно-гигиенические навыки культуры поведения; —применять в педагогическом процессе разнообразные —изучать условия жизни и воспитания детей в семье, проводить работу с родителями, осуществлять их педагогическое просвещение; —организовывать и руководить разными видами детской - рационально распределять время, организуя режим и различные виды деятельности детей, целесообразно организовать индивидуальную работу, работу с подгруппой детей и группой в целом; — использовать разнообразные организационные формы,
— осуществлять психолого-педагогическую диагностику — изучать педагогический опыт, вариативные и альтернативные системы воспитания детей дошкольного возраста. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ЗАДАЧИ: —знакомство со структурой работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, его педагогическим коллективом; —формирование умений наблюдать, анализировать и —ознакомление с современными технологиями и методиками воспитательно-образовательной работы, обеспечивающими индивидуальный подход к детям и всестороннее их развитие; —формирование умений организации различных форм —формирование интереса к исследовательской и экспериментальной работе, умений анализировать прогрессивный педагогический опыт и творчески использовать его в работе; —знакомство с основными направлениями и формами —овладение умением оформлять психологическую документацию (см. приложение 4.) В ходе учебной практики студенты выполняют следующие виды деятельности: —знакомятся с особенностями организации и содержанием работы в группах дошкольного возраста; —наблюдают за ребенком, воспринимая его во всем своеобразии индивидуальных особенностей, диагностируя уровень развития, воспитанности, обученности отдельных детей Л коллектива в целом; — анализируют и оценивают эффективность педагогического процесса, учатся навыкам собственной педагогической деятельности; — изготавливают и применяют в педагогическом процессе разнообразные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения;
— проводят педагогические целесообразные формы работы с родителями; — руководят различными видами деятельности детей; — знакомятся с кабинетом педагога психолога; — анализируют направления работы педагога-психолога в образовательном учреждении. Отчетная документация по учебной практике — дневник практики с анализом наблюдений и планами-конспектами воспитательно-образовательной работы. По итогам данного вида практики выставляется оценка. При написании дневника по данному виду практики студенты должны использовать, прежде всего, результаты регламентированного наблюдения. При оценке результатов наблюдений следует использовать приложения 8, 9 и 10. При анализе результатов ознакомления с кабинетом педагога-психолога дошкольного учреждения следует учесть следующие показания: а) общее впечатление от кабинета; б) планировка помещения (деления на «зоны», оснащениемебелью, дизайн, особенности интерьера); в) наличие необходимых технических средств; г) наличие систематизированных диагностико-коррекционных и методических материалов; д) наличие документации, позволяющей фиксировать и Дневник по учебной практике должен завершиться отчетом по практике, в котором следует дать заключение о работе воспитателей и психолога дошкольного учреждения. По итогам данной практики ставится оценка. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ЗАДАЧИ: — овладение необходимыми навыками практической работы педагога-психолога в дошкольном учреждении; — проведение психодиагностической, коррекционной и — знакомство с методами психологического консультирования; — овладение методами психологического анализа занятия. В ходе производственной практики студенты выполняют следующие виды деятельности: 1) Проводят психодиагностические исследования личностных особенностей и познавательных процессов дошкольников; 2) Выявляют влияние общения ребенка со взрослыми на 3) Проводят психолого-педагогический анализ различных видов детской деятельности (игровой, изобразительной 4) Составляют психологический анализ занятия с детьми;
5)Разрабатывают программу коррекционно-развиващей работы с детьми по результатам психодиагностики; 6) Проводят анализ консультативной беседы психолога с родителями. Отчетная документация по данному виду практики — дневник с анализом занятия педагога с детьми, анализом консультативной беседы психолога с родителями. Дневник также должен включать протоколы проведения методов психодиагностики, психологическую характеристику каждого из обследованных детей по данным психодиагностики и программу коррекционно-развивающей работы. Дневник производственной практики должен начинаться с анализа занятий воспитателя с детьми (по развитию математического мышления, речи, по физическому воспитанию и развитию, по экологическому образованию, по развитию детского изобразительного творчества). Необходимо подробно проанализировать не менее двух различных видов занятий, используя приложение 11. При анализе различных видов детской деятельности особое внимание следует уделять сюжетно-ролевой игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Анализ должен быть подробным и включать ответы на вопросы, изложенные в приложении 12. Студентам следует уделить особое внимание организации игровой деятельности в различные периоды времени: во время приема детей, в отрезок времени между завтраком и занятием, в перерыве между занятиями, на прогулке, после дневного сна, на вечерней прогулке. Помимо сюжетно-ролевых игр объектом исследования должны стать дидактические (словесные и настольно-печатные), строительные (как с крупным строительным материалом, так и с Мелким), подвижные игры на прогулке. Студенты должны быть ориентированы на то, чтобы увидеть: как воспитатель распределяет свое внимания между подгруппами детей, играющими в разные виды игр; как воспитатель руководит игровой деятельностью (его роль методические приемы, охват детей); как проявляли себя дети во время игр (взаимоотношения, конфликты, эмоции). Студенты должны подробно изучить методическое обеспечение психологической диагностики. Необходимо выполнить каждое задание, подробно заполнить все протоколы, составить заключение по каждому методу и в целом по всем психодиагностическим методам. Программа содержит все необходимые материалы для проведения психодиагностики глубокого дошкольника: теоретические введения в каждую из глав, описание метода, форму протокола, указания для интерпретации данных, ссылки на литературу по теме.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАДАЧИ - осуществление психолого-педагогической деятельности с высокой степенью самостоятельности и ответственности, выполнение функций педагога-психолога образовательного учреждения; —систематизация и анализ своей практической деятельности; —совершенствование умений отбирать и использовать —формирование умений рационально использовать методическую и материальную базу дошкольного учреждения; —совершенствование умений осуществлять работу с родителями. В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности: 1. Самостоятельно организуют воспитательно-образованную работу с детьми. 2. Проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления теоретических знаний, профессиональных умений и навыков. 3. Активно участвуют в деятельности педагогического 4. Оказывают помощь воспитателю в разработке занятий по развитию памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. 5.Самостоятельно планируют и проводят занятия с детьми развитию речи, математического мышления). 6. Готовят план 1-го вида досуговой деятельности. 7. Готовят конспект для групповой консультации родителей (например, коррекция детско-родительских отношений) Отчетная документация по педагогической практике — дневник практики с планом воспитательно-образовательной работы с детьми, включающий конспекты занятия с детьми досуговой деятельности и консультации родителей. При составлении конспекта занятия с детьми следует подробно ознакомиться с планом и конспектом серии занятий по развитию речи дошкольников, приведенным в приложении 25. Замечания, изложенные в приложении 24, помогут составить конспект консультации. По результатам педагогической практики выставляется оценка. Итоговая оценка за практику выставляется с учетом результатов всех предшествующих видов практики. Основные критерии оценки результатов практики: —степень сформированности профессионально-педагогических умений; —уровень теоретического и методического осмысления —уровень профессиональной мотивации (интерес к педагогической профессии, доброжелательное отношение к детям, Для оценки результатов педагогической практики используются следующие методы: —наблюдение за студентами в процессе педагогической —анализ организации и руководства разными видами —анализ документации по практике; —беседы с воспитателями, руководителями, другим
Психологическая характеристика на ребенка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|