Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика на ребенка

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ -

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика в дошкольных учреждениях является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки психоло­гов и педагогов дошкольных учреждений, способствующих формированию профессиональных умений и навыков. В ходе практики учащиеся закрепляют знания по теоретическим ос­новам курсов дошкольной психологии, психодиагностики детей дошкольного возраста, основам психологического кон­сультирования, психологической готовности к школе.

К учебной практике относятся:

— наблюдения за работой воспитателей и деятельностью детей;

- показательные занятия по частным методикам;

—инструктивный семинар-практикум по обсуждению задач и результатов учебной практики;

—проведения психодиагностики по частным методикам;

— анализ консультативной беседы психолога с родителями дошкольников.

Наблюдения за деятельностью детей осуществляются пу­тем выполнения заданий преподавателя с последующим на­писанием характеристики ребенка.

Показательные занятия в дошкольных учреждениях прово­дятся под руководством руководителя практики. С программой занятий и теоретическими основами их проведения студенты знакомятся заранее, в ходе изложения соответствующих курсов частных методик.

Освоение теории и методики проведения психодиагностичес­кого обследования дошкольников осуществляется в ходе лек­ционных и практических занятий.

Психодиагностика в ходе учебной практики проводится по отдельным хорошо отработанным методикам.

Практика по психологическому консультированию прово­дится в форме анализа консультативной беседы, проводимой психологом с родителями дошкольника.

Инструктивный семинар-практикум состоит из вводной беседы в начале учебной практики и обсуждения результатов ее проведения. В ходе вводной беседы коротко освещаются основные задачи психологической практики и психологиче­ского консультирования, анализируется структура психоло­гической службы в детском саду, ее основные компоненты и взаимосвязи. Обсуждение результатов психологической прак­тики проводится в конце практических занятий после изуче­ния протоколов практической работы по основным разделам Практики. При оценке студентов-психологов учитываются следующие профессиональные умения и навыки:

—создавать ситуацию взаимодействия в процессе обще­ния с детьми,

—устанавливать необходимые вербальный и невербаль­ный контакты,

— самостоятельно осуществлять интерпретацию психоло­гических механизмов явления;

: планировать деятельность психологического воздей­ствия на детей, уметь учитывать в ходе этой деятельности индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

—отбирать наиболее эффективные формы, методы и при­емы работы;

—разрабатывать конспекты занятий;

—ориентироваться в методической литературе;

—использовать методы психодиагностики, дидактичес­кие материалы и наглядные пособия;

—оценивать перспективу развития личности ребенка и
коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей.

Обязанности студентов-практикантов:

—подчиняться правилам внутреннего распорядка детс­кого сада, распоряжениям администрации дошкольного уч­реждения и руководителя практики;

—освоить теоретические основы тех базовых курсов, на
содержание которых опирается учебная практика (курсы
дошкольной психологии и педагогики, психодиагностики
детей дошкольного возраста, основ психологического кон­сультирования и психологической готовности);

—заранее изучить темы и протоколы заданий, освоить
необходимую литературу по теме, быть теоретически и мето­дически готовым к выполнению практических заданий;

—в ходе практики полно и творчески описать выполне­ния задания в дневнике и на основании этих записей оформить
протокол выполнения задания (протокол без подробных днев­никовых записей не является основанием для аттестации по
практике);

—активно участвовать в анализе работы группы в целом,
аргументировать свои замечания с учетом знания психологи­ческих новообразований и механизмов психической деятель­ности ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Практика должна способствовать формированию у студентов, следующих профессиональных умений:

— планировать и анализировать воспитательно-образо­вательную работу с детьми в психологических, дидактиче-методических аспектах с учетом современных требовании;

- обоснованно выбирать эффективные формы, средства
и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста
определять уровень их развития;

— оценивать процесс и результат своей педагогической де­ятельности, вносить необходимые коррективы, прогнозировать
перспективы ее совершенствования с учетом достижений отечественного и зарубежного педагогического опыта;

—проводить разнообразную работу по развитию позна­вательной активности, интересов и наклонностей детей дош­кольного возраста;

— воспитывать у детей жизненно необходимые культур­но-гигиенические навыки культуры поведения;

—применять в педагогическом процессе разнообразные
пособия, дидактические материалы, аудио-, видео- и компь­ютерную технику;

—изучать условия жизни и воспитания детей в семье, проводить работу с родителями, осуществлять их педагогиче­ское просвещение;

—организовывать и руководить разными видами детской
деятельности, управлять поведением и активностью детей с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей;

- рационально распределять время, организуя режим и различные виды деятельности детей, целесообразно органи­зовать индивидуальную работу, работу с подгруппой детей и группой в целом;

— использовать разнообразные организационные формы,
методы и приемы, способствующие установлению правиль­ных взаимоотношений с детьми, педагогически обоснованно
строить деловые и личные отношения с родителями, коллега­ми и другими лицами, принимающими участие в воспитании
детей;

— осуществлять психолого-педагогическую диагностику

— изучать педагогический опыт, вариативные и альтернативные системы воспитания детей дошкольного возраста.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ЗАДАЧИ:

—знакомство со структурой работы, учебно-материаль­ной базой, методическим оснащением воспитательно-образо­вательного процесса дошкольного учреждения, его педаго­гическим коллективом;

—формирование умений наблюдать, анализировать и
оценивать эффективность воспитательно-образовательной
работы с детьми, вести педагогическую документацию;

—ознакомление с современными технологиями и методи­ками воспитательно-образовательной работы, обеспечиваю­щими индивидуальный подход к детям и всестороннее их раз­витие;

—формирование умений организации различных форм
работы с семьей;

—формирование интереса к исследовательской и экс­периментальной работе, умений анализировать прогрессив­ный педагогический опыт и творчески использовать его в работе;

—знакомство с основными направлениями и формами
работы психолога в дошкольном учреждении;

—овладение умением оформлять психологическую до­кументацию (см. приложение 4.)

В ходе учебной практики студенты выполняют следую­щие виды деятельности:

—знакомятся с особенностями организации и содержани­ем работы в группах дошкольного возраста;

—наблюдают за ребенком, воспринимая его во всем сво­еобразии индивидуальных особенностей, диагностируя уровень развития, воспитанности, обученности отдельных детей Л коллектива в целом;

— анализируют и оценивают эффективность педагогичес­кого процесса, учатся навыкам собственной педагогической деятельности;

— изготавливают и применяют в педагогическом процес­се разнообразные пособия, дидактические материалы, техни­ческие средства обучения;

— проводят педагогические целесообразные формы рабо­ты с родителями;

— руководят различными видами деятельности детей;

— знакомятся с кабинетом педагога психолога;

— анализируют направления работы педагога-психоло­га в образовательном учреждении.

Отчетная документация по учебной практике — дневник практики с анализом наблюдений и планами-конспектами воспитательно-образовательной работы.

По итогам данного вида практики выставляется оценка.

При написании дневника по данному виду практики сту­денты должны использовать, прежде всего, результаты рег­ламентированного наблюдения. При оценке результатов на­блюдений следует использовать приложения 8, 9 и 10.

При анализе результатов ознакомления с кабинетом пе­дагога-психолога дошкольного учреждения следует учесть следующие показания:

а) общее впечатление от кабинета;

б) планировка помещения (деления на «зоны», оснащениемебелью, дизайн, особенности интерьера);

в) наличие необходимых технических средств;

г) наличие систематизированных диагностико-коррекционных и методических материалов;

д) наличие документации, позволяющей фиксировать и
контролировать наиболее значимую для работы информацию.

Дневник по учебной практике должен завершиться отче­том по практике, в котором следует дать заключение о работе воспитателей и психолога дошкольного учреждения.

По итогам данной практики ставится оценка.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

ЗАДАЧИ:

— овладение необходимыми навыками практической ра­боты педагога-психолога в дошкольном учреждении;

— проведение психодиагностической, коррекционной и
развивающей работы с детьми в дошкольном учреждении;

— знакомство с методами психологического консульти­рования;

— овладение методами психологического анализа заня­тия.

В ходе производственной практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

1) Проводят психодиагностические исследования лично­стных особенностей и познавательных процессов дошкольни­ков;

2) Выявляют влияние общения ребенка со взрослыми на
формирование его интереса к окружающему, направленность
отношения к другим людям и самому себе, стиль и формы об­щения ребенка со взрослыми, роль общения со сверстниками
в становлении личности ребенка, опыт общения и совместной
деятельности, потребность в общении, ее признаки, формы
общения, избирательность в общении и его мотивы;

3) Проводят психолого-педагогический анализ различ­ных видов детской деятельности (игровой, изобразительной
театрализованной, трудовой);

4) Составляют психологический анализ занятия с детьми;

5)Разрабатывают программу коррекционно-развиващей работы с детьми по результатам психодиагностики;

6) Проводят анализ консультативной беседы психолога с родителями. Отчетная документация по данному виду прак­тики — дневник с анализом занятия педагога с детьми, ана­лизом консультативной беседы психолога с родителями. Днев­ник также должен включать протоколы проведения методов психодиагностики, психологическую характеристику каждо­го из обследованных детей по данным психодиагностики и программу коррекционно-развивающей работы.

Дневник производственной практики должен начинаться с анализа занятий воспитателя с детьми (по развитию мате­матического мышления, речи, по физическому воспитанию и развитию, по экологическому образованию, по развитию дет­ского изобразительного творчества). Необходимо подробно проанализировать не менее двух различных видов занятий, используя приложение 11.

При анализе различных видов детской деятельности осо­бое внимание следует уделять сюжетно-ролевой игре как ве­дущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Анализ должен быть подробным и включать ответы на вопросы, изложенные в приложении 12. Студентам следует уделить осо­бое внимание организации игровой деятельности в различные периоды времени: во время приема детей, в отрезок времени между завтраком и занятием, в перерыве между занятиями, на прогулке, после дневного сна, на вечерней прогулке. Поми­мо сюжетно-ролевых игр объектом исследования должны стать дидактические (словесные и настольно-печатные), стро­ительные (как с крупным строительным материалом, так и с Мелким), подвижные игры на прогулке. Студенты должны быть ориентированы на то, чтобы увидеть:

как воспитатель распределяет свое внимания между подгруппами детей, играющими в разные виды игр;

как воспитатель руководит игровой деятельностью (его роль методические приемы, охват детей);

как проявляли себя дети во время игр (взаимоотношения, конфликты, эмоции).

Студенты должны подробно изучить методическое обеспечение психологической диагностики.

Необходимо выполнить каждое задание, подробно заполнить все протоколы, составить заключение по каждому методу и в целом по всем психодиагностическим методам.

Программа содержит все необходимые материалы для проведения психодиагностики глубокого дошкольника: теоретические введения в каждую из глав, описание метода, форму протокола, указания для интерпретации данных, ссылки на литературу по теме.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

ЗАДАЧИ

- осуществление психолого-педагогической деятельно­сти с высокой степенью самостоятельности и ответственнос­ти, выполнение функций педагога-психолога образователь­ного учреждения;

—систематизация и анализ своей практической деятель­ности;

—совершенствование умений отбирать и использовать
наиболее эффективные формы и методы воспитательно-обра­зовательной работы с детьми, с учетом вариативных про­грамм;

—формирование умений рационально использовать ме­тодическую и материальную базу дошкольного учреждения;

—совершенствование умений осуществлять работу с ро­дителями.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

1. Самостоятельно организуют воспитательно-образова­нную работу с детьми.

2. Проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления теоретических знаний, профессиональных умений и навыков.

3. Активно участвуют в деятельности педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения.

4. Оказывают помощь воспитателю в разработке занятий по развитию памяти, внимания, мышления, воображения и т. д.

5.Самостоятельно планируют и проводят занятия с детьми развитию речи, математического мышления).

6. Готовят план 1-го вида досуговой деятельности.

7. Готовят конспект для групповой консультации родителей (например, коррекция детско-родительских отношений)

Отчетная документация по педагогической практике — дневник практики с планом воспитательно-образовательной работы с детьми, включающий конспекты занятия с детьми досуговой деятельности и консультации родителей.

При составлении конспекта занятия с детьми следует под­робно ознакомиться с планом и конспектом серии занятий по развитию речи дошкольников, приведенным в приложении 25. Замечания, изложенные в приложении 24, помогут составить конспект консультации.

По результатам педагогической практики выставляется оценка. Итоговая оценка за практику выставляется с учетом результатов всех предшествующих видов практики. Основ­ные критерии оценки результатов практики:

—степень сформированности профессионально-педаго­гических умений;

—уровень теоретического и методического осмысления
собственной педагогической деятельности, ее целей, задач,
содержания;

—уровень профессиональной мотивации (интерес к педа­гогической профессии, доброжелательное отношение к детям,
ответственное отношение к работе, самостоятельность, ини­циативность, активность).

Для оценки результатов педагогической практики исполь­зуются следующие методы:

—наблюдение за студентами в процессе педагогической
практики;

—анализ организации и руководства разными видами
деятельности детей;

—анализ документации по практике;

—беседы с воспитателями, руководителями, другим
работниками дошкольного общеобразовательного учреждения, со студентами.

 

Психологическая характеристика на ребенка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...