Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путь Григория Сковороды в Философию




Введение

 

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры.

В философских диалогах и трактатах библейская проблематика Григория Сковороды переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания.

Имя украинского философа и поэта-баснописца, автора стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов занимает очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов.

В своих философских и литературных произведениях Г. Сковорода придавал огромное значение исследованию человека, его существования. Науку о человеке и его счастье Сковорода ситал важнейшей из всех наук.

В рассуждениях относительно этой проблематики, философия Сковороды имеет религиозно-философский характер, она неотрывно связана с обращением к Библии и христианской традиции, а поэтому опирается на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности.

Вопросы, которые освещал Г. Сковорода в своих философских и литературных произведениях, являются актуальными и по сей день. А потому данная тема "Философия Г. Сковороды" является оригинальной и современной и в наши дни.


Путь Григория Сковороды в Философию

 

Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в образе "старца" - бродячего философа-наставника.

Из чего же состоял этот предфилософский путь?

Григорий Савич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет он учился в Киево-могилянской духовной академии. Потом находился в придворной певческой капелле в Санкт Петербурге. В 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.

Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский.

Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, то он не согласился, вследствие чего был уволен.

В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г).

После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.

К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают его мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом.

Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением его собрания сочинений, изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.

За годы, потраченные на учебу и преподавание, у Григория Сковороды не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.

Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной обстановки, которая резко меняется - с другой.

Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихотворения, составлял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.

Своеобразие исторического момента заключалось в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, которое сопровождалось моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной запущенностью [4].

Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которая потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что при негативном отношении к миру, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали. Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал.

Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила его как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в.

В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен под названием "Басни Харьковские", сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве и власти, Григорий Сковорода прославляет человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей.

Басни Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его главных философских принципов. Его суть заключается в признании законными и естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые отвечают естественному, а не социальному отличию людей. Мораль его басен часто превышает их непосредственный сюжет [3].

Необходимость перехода от творения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явно чувствуется в морали басни №19: " …Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие - составляют мир этот и нужны друг для друга. Кто тьма - пусть будет тьмой, а сын света - пусть будет светом. От плодов их распознаете их…".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...