Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Когда использование тестированияв консультировании не требуется?





Введение

Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологическогоконсультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количествопсихологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные снарушением принципов консультирования.

Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практическиепсихологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречитьдруг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражаютразличные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.

Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средстваконсультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестовпредставляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик вконсультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту врешении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам,здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты идоступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективнорешали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегченияболезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисныхситуаций?



В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультированииклиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеютдискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам.

В каких случаях целесообразнопсихологическое тестирование?

Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психическогосостояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологунередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это - измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностикапрофпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критическихсостояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении,подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.

Что мешает применению тестированияв психологическом консультировании?

Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога.Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностьювозникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Крометого, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлениюнеформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестамисомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемойпсиходиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.

Когда использование тестированияв консультировании не требуется?

Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а впрактической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, посколькутестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.

Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:

1. краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,

2. длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,

3. консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.

В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, ипсихолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки,проявляющиеся в ходе консультативной беседы.

В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт инепосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.

Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии врядли целесообразно.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.