Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с. В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов. Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике. Она может быть полезна для студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей. Оглавление Введение............................................................................................................................................................................................................ 3 Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5 Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. — Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21 Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика)..............................................................26 1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... — 1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................—
1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29 1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31 1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35 1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39 Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40 1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49 2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50 Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52 1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................— 2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59 2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................— 2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71 2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74 2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75
2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................— 2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78 2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80 2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81 2.6. Диагностика развития мышления............................................................................................................................................................. 82 3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86 3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения.............................................................................................................................. 87 3.2. Обследование экспрессивной речи........................................................................................................................................................... 90 3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91 3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97 3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99 4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104 Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108 Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117 Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121 Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы). ........................................................................................................131 Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................— Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140
2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................— 2.2. Развитие и нормализация движений.........................................................................................................................................................145 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания............................164 Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170 Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180 Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183 Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194 Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201 7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................— 7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204 7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................— 7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205 7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206 Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207
Глава 1. Общий теоретический подход........................................................— Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208 Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210 Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215 Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222 Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)......................................22 6 6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).................................................................................— 6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232 Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234 7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития........................................................................................................................— 7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235 7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236 7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241 Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243 Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха.................................................................................................248 9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256 Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258 Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264 Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266 12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия...................................................................................................................268
Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270 13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................— 13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273 13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278 13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280 Заключение.........................................................................................................................................................................................................284 Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287 Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291 Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292 Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293 Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295 Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298 Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается Введение Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и родителям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями. Знание основ лечебной педагогики необходимо для создания специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения каждого ребенка с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каждого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формированию начальных математических представлений, развитию личности и межличностных отношений. Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений. Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии. Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей. Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического состояния ребенка, но и его индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии. Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и родители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка и конкретных условий жизни. Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстановительных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факультетов, а также детскому семейному врачу. Раздел 1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Последовательность психомоторного развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой. Кроме того, развитие в раннем и дошкольном возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения. Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода. Родителям и педагогам необходимо знать сроки нормального психомоторного развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития. Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенного или рожденного с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим прогностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы. Следует помнить, что некоторые формы задержки темпа развития тех или иных функций (например, речи) могут быть наследственными. Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук. зрительно-моторной координации, восприятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оценить особенности социально-эмоционального развития. Особенности социально-эмоционального развития ребенка в раннем возрасте наименее изучены. Вместе с тем, хорошо известно, что психическое развитие ребенка в первые годы жизни происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и при эмоциональном познании окружающего мира. Благоприятные условия взаимодействия взрослого и ребенка и особенно диады — мать-ребенок являются необходимыми для нормального социально-эмоционального развития. Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связаны. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития. Первый этап (условно охватывающий первые 5 месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок радуется общению со взрослым, стремится к телесному контакту, улыбается при ласковом обращении к нему. Второй этап (от 5—6 месяцев до 1 года) отличается развитием специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Он следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается больше этому лицу, чем другим, охотнее и длительнее гулит и лепечет в его присутствии. К концу этого этапа он может показывать активное стремление к отказу от общения с другими лицами, страх при виде чужого лица. Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2—3 лица из его окружения. Обычно это другой родитель, бабушка или еще кто-либо из близких. Некоторые дети в своем развитии минуют второй этап и более быстро переходят к третьему. Особенно это характерно для детей, которые воспитываются в детских учреждениях. Таким образом, специфические эмоциональные привязанности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно развиваются в период от 22 недель до 1 года. Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. Наиболее благоприятной для психического развития является так называемая структура безопасной привязанности, при которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Такая привязанность формируется в результате правильного взаимодействия матери с малышом, когда ребенок имеет, может быть, не столь частый, но эмоционально приятный физический контакт с матерью. Нарушения социально-эмоционального развития у детей могут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и в общении с малышом больше руководствуется разумом. Она заботится о нем, но мало играет с ним, а если и играет, то не заражается одновременной с ним радостью. Подобный тип общения может предрасполагать к развитию у ребенка невротических состояний, прежде всего страха и аутистических форм поведения (уход в себя, избегание контактов). Трудности общения матери с ребенком могут иметь место при заболевании малыша церебральным параличом (тяжелые двигательные расстройства, связанные с поражением головного мозга). Часто такой ребенок с трудом удерживает голову, плохо сидит, у него могут наблюдаться насильственные движения, при взятии его на руки он непроизвольно выгибается, у него усиливается мышечное напряжение. Все это вызывает большое волнение и беспокойство матери, она также напрягается, и не возникает радостного общения для обоих. Большое значение в формировании предпосылок социально-эмоциональных взаимодействий имеет не только контакт прикосновений, но и зрение и слух. У детей с нарушениями зрения и слуха при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может быть нарушено развитие социальных взаимоотношений. В этих случаях с трудом формируется синхронность действий матери и ребенка. Это может отражаться на всем последующем развитии ребенка: у него не развивается познавательно-исследовательское поведение, часто отмечается пассивность, иногда агрессивность. Кроме того, у этих детей могут наблюдаться особые формы поведения, характерные для раннего детского аутизма и направленные на самостимуляцию (стереотипные движения рук, подпрыгивания на месте, бег по кругу и т.п.), а также различные патологические привычки: кусание губ, ногтей, сосание пальцев и т.п. Дети с одновременным нарушением зрения и слуха избегают контакта с окружающими, что неблагоприятно отражается не только на их социально-эмоциональном развитии, но и на формировании интеллекта. Одним из факторов, нарушающих формирование социально-эмоционального поведения у ребенка, могут быть стрессовые состояния матери и других членов семьи, связанные с хроническим соматическим или неврологическим заболеванием ребенка. Мать, находящаяся в состоянии стресса, не может стать для ребенка основой для его полной защищенности. Такой ребенок растет тревожным, пугливым, пассивным, у него задерживаются сроки нормального социально-эмоционального развития, что неблагоприятно отражается на формировании всех психомоторных функций и на доречевом и речевом развитии. Кроме того, недостаточность доречевого общения неблагоприятно отражается на формировании речи. Таким образом, общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, 1988). Реакция ребенка на общение со взрослым имеет важное значение для диагностики его психомоторного развития, особенно в первые месяцы и годы жизни. Так, при нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-месячного ребенка, а у 3-месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция — комплекс оживления. К 4 месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. Отсутствие этой ориентировочной реакции может быть первым симптомом риска задержки психического развития (Л.Т.Журба, Е.Н.Мастюкова, 1981). К 6 месяцам появляется четкая реакция на мать и интерес к окружающим предметам. В процессе общения со взрослым у ребенка формируются первые предпосылки для развития речи. Придавая большое значение общению с ребенком, необходимо помнить, что в ряде случаев чрезмерное общение может иметь и отрицательные последствия. Если взрослый постоянно находится с ребенком, то малыш очень быстро привыкает к этому и начинает непрерывно требовать к себе внимания, он не проявляет самостоятельного интереса к игрушкам и своему окружению. Это особенно касается ослабленных, болезненных детей, а также детей с отставанием в развитии. Поэтому очень важно уже в первые месяцы жизни ребенка предоставлять ему возможность для самостоятельного познания окружающей действительности, накопления им сенсорно-моторного опыта. Известно, что сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность — сенсорно-моторное поведение, составляющее основу развития интеллектуальной деятельности и речи. Для предупреждения отставания в развитии важно с первых месяцев жизни стимулировать у ребенка накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Это должно осуществляться в процессе повседневного ухода за ребенком. После этого ребенку следует постоянно предоставлять возможность для самостоятельного познания окружающей действительности, создавая для этого наиболее благоприятные условия. Малыш должен находиться в светлой комнате. Уже с возраста 1,5—2 месяцев к кроватке подвешивают игрушки на расстоянии 40—50 см от глаз ребенка. Игрушки должны легко приходить в движение. С 3—5 месяцев важно разнообразить игрушки и периодически их менять, располагать их следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог их схватить, ощупать. Кроме того, в поле зрения ребенка полезно помещать крупные объемные и плоские игрушки или картины. Важно иметь в виду, что игрушка является важным средством общения и психического развития ребенка1. Игрушки следует подбирать с учетом возраста и уровня психического развития ребенка. На начальных этапах полезно использовать легкие пластмассовые разноцветные игрушки, звучащие погремушки, по которым малыш может легко ударить рукой или захватить их. С помощью погремушки ребенку впервые удается уловить результат предпринятых им действий. Погремушка стимулирует ребенка к повторению одних и тех же действий, что способствует их освоению2. Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, что связано с развитием функций центральной нервной системы. Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка: младенческий — от рождения до года; преддошкольный — от 1 года до 3 лет; дошкольный — от 3 до 7 лет; младший школьный — от 7 до 12 лет. 1 Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.: 1988. — С. 120—122. 1 Там же. 9 Периодизация развития ребенка рассматривается как поэтапный переход от одного качественного состояния к другому — более высокому. Предполагается, что на каждом уровне развития преобладают специфические особенности нервно-психического реагирования1. Эти особенности реагирования определяют возрастную специфику нервно-психических нарушений у детей. В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы прежде всего установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения. На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень важное значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов. Уже в первый период — период новорожденное™ — первый месяц жизни к 3—4 неделям появляются первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы, он как бы слушает губами. Кроме того, уже в период но-ворожденности малыш быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку. 1 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — С. 24-25. В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выразительная реакция на общение — комплекс оживления. Комплекс оживления проявляется в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице общающегося с ним взрослого, улыбается ему, активно двигает при этом ручками и ножками и издает тихие звуки. Появление комплекса оживления определяет как бы грань между периодом новорожденности и младенчеством. Эмоционально-положительное отношение ребенка ко взрослому интенсивно развивается в период младенчества: появляется улыбка, затем смех, к 4—5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер. Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. К б месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей, а если он не дифференцирует мать, не дает ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо и/или не рассматривает окружающие его предметы, то его обязательно следует показать детскому психоневрологу. В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи. К концу первого полугодия жизни у ребенка наряду с коммуникативным поведением интенсивного развиваются сенсорные функции. Прежде всего меняется характер зрительного прослеживания: если в первые месяцы жизни малыш следил за предметом, не отрывая взгляда, а потеряв предмет из поля зрения, больше к нему не возвращался, то после 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы его осматривает, ощупывает взглядом. Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет, или лицо взрослого, то через очень короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функции — важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка. К началу второго полугодия жизни в развитии движений рук все большую роль начинает играть зрительный анализатор: к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, 1988). В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок под контролем зрения берет игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, тянет в рот. Все эти действия сопровождаются оживленной мимикой и разнообразными по интонации голосовыми реакциями. Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре со взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого. Понимание ситуации и стремление к подражанию и контакту со взрослым позволяет 9-месячному ребенку обучиться игре в ладушки, а также умению искать спрятанную игрушку. Важное значение для оценки психомоторного развития ребенка в конце первого года жизни имеет его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. К концу года при соответствующем обучении ребенок понимает и выполняет несколько словесных команд. Всегда следует помнить, что подобное понимание обращенной к малышу речи развивается только в процессе обучения на фоне эмоционально-положительного взаимодействия взрослого с ребенком. Поэтому невыполнение подобных просьб может быть связано с отсутствием специальных занятий с малышом, а также недостаточностью эмоционального общения. Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить у него слух и посоветоваться с детским психиатром или невропатологом относительно его психического развития. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослым и на окружающие предметы, он долго не дифференцирует «своих» и «чужих». Одной из характерных особенностей преддошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. Кроме того, малыш начинает правильно и по назначению употреблять окружающие его предметы. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно возрастает его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако лишь на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У ребенка нетолько резко возрастает число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов и стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000—1500 слов. Вместе с тем артикуляция звуков остается еще далеко несовершенной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику. Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3—4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких гр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|