Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская  политика на Востоке и ее дип-

ЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 10 ВЕКА.

Русско-Византийское соглашение 860г. и соглашения 907-911гг.предопределили активность Руси на Востке и взоры русских устремились на южное побережье Каспийского моря,на путь проходивший по Волге,на Харезм и другие районы Средней Азии.В этом руссы хотели:

1. взять себе богатую добычу;

2. одновременно с этим,выполнить союзнические обязательства по отношению к Византии;

3. проложить торговый путь в районы Передней и Средней Азии.

 

В начале 10 века на Востоке столкнулись интересы трех государств:Руси,Визан-

тии и Хазарии.Может быть уместным предположение,что русско-византийском соглашении 907г.было оговорено нападение руссов на Южное Прикаспие и дипломатическое обеспечение прохода русского отряда по территории Хазарского каганата.

После заключения договора 907г. руссы совершеют еще два похода на арабов на

Западе и Востоке.Помнению А.П.Новосельцева ослабление Арабского халифата в начале 10в. привело в активизации Византийской политики в Закавказье.Армения

хотела сбросить власть арабов и искала сближения с Византией.Историк считает,что поход руссов был направлен на арабских вассалов-владетелей Мавераннахра и Хосарана.

В договоре 911г. появляется статья о возможности приема руссов на военную службу в Византию.После заключения договора опять произошло нападение на Прикаспий. И опять русские войска пршли через хазарию. В то время Хазария отбивалась от наседавших печенегов,гузов,асиев и Византии,поэтому беспрепятственно пропустила русские отряды через свои земли.

В 10-м веке Византия пошла на сближение с Русью т.к. хазария больше не могла выполнять свои обязательства перед Византией.События 912-913гг.показали это.

Появление печенегов изменило расстановку сил в Северном Причерноморье и Византия начала против своего бывшего союзника народы Северного Кавказа.В 932г. она поднимает поротив каганата алан.

 

После подписания мира между Русью и хазарами в 915г.,в 920г. Русь предприняла еще один поход и ученые предположили,что это -отражение широких международных противоречий.

В 945г. русское войско вновь появляется в Закавказье и захватывает город Бердаа.Опять это произошло после подписания в 944г.соглашения между Русью и Византией с более содержательной,чем в 911г.,частью о военных обязательствах.Это отразилось на дальнейшей политике Русь и в 949г. Византия направила против критских и сирийских арабов войско,в котором были и русские воины.В 954г. русские,армяне и болгары сражались против сирийского эмира.В отличии от предыдущих походов в 945г.руссы не сожгли Бердаа,а заставили жителей повиноваться Руси.Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев, и лишь тяжелые болезни и неустанные бои вынудили их покинуть город,но перед этим руссы под предлогом выкупа собрали с жителей города огромнре количество денег,золота и товаров.

В историографии возникли вопросы по поводу дипломатического обеспечения похода 945г.:Н.Я.Половой,М.И.Артамонов считали,что руссы прошли также,как и в

912-913гг.,а Б.А.Дорн,А.Ю.Якубоский считали,что руссы пересекли территорию Северного Кавказа.Проанализировав возможные ситуации Сахаров пришел к выводу, что наиболее преемлемым для руссов был путь через Северный Кавказ,потому, что,захватив Бердаа руссы создали там опорный пункт и создали опасность для Хазарии,поэтому последняя вряд бы разрешила руусам проити через свою территорию.Захватив Бердаа Русь не только выполнила свои обязательства,но и заручилась поддержкой алан и др. народами Северного Кавказа.

Таким образом,возвращаясь к походам руссов на Восток необходимо отметить:

1. масштабы увеличивались от похода к походу;

2. в отличии от походов 909-910г.,стали решать более серьезные вопросы по борьбе с арабскими вассалами,а поход 945г. даже имел в виду попытку закрепиться в Бердаа;

3. возрастание дипломатической активности руссов в связи с походами на Восток;  

 

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ

ДОГОВОР 994г.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИО-

ГРАФИЯ ВОПРОСА.

В 944г. после русско-византийских расприй вновь был достигнут мир.В 941г.10-и тысячная армия руссов после удачных сражений против Византии было разбито подошедшими из провинции войсками,и в 944г. Игорь вновь предпринял поход на Византию,результатом которого явился мирный договор 944г.Этот договор не вызвал в мировой историографии столь бурных разногласий,как предыдущие договоры,но вызвал споры по поводу причины похода Игоря на Константинополь в 944г.

Дговор вызвал споры историков по ключевым вопросам данного аспекта:

1. Является ли договор 944г. лишь дополнением к соглашению 911г.,или это политически самостоятельный и цельный дипломатический документ?

2. Представляет ли он собой подобие императорского хрисовула,или это двусторонний равноправный договор?

3. Отложился ли данный текст в летописи в целбном виде,или же он был скомпонован позднейшими переписчиками,скопившими из данных документов то,что вошло в состав «Повести временных лет»,как договор 944г.?

4. Кому был выгоден данный договор:Руси или Византии?

5. Каково «новое соотношение сил»?

6. По чьей инициативе он был заключен:русских или греков?

7. Продолжали ли оставаться в силе статьи договоров 907г. и 911г. не обозначенные в договоре 944г.?

8. Можно ли относить к этим не включенным в договор статьям обязанность Византии уплачивать долг Руси?

   

 

 

                                  

ОБОСТРЕНИЕ РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В СЕРЕДИНЕ 30-Х ГОДОВ

ГО ВЕКА.ВОЙНА 941-944г. И ПЕРЕГОВО-

РЫ НА ДУНАЕ.

К началу 40-х годов 10-го века отношения между Византией и Русью резко обострились.Причинами этому послужили:

1. Положение Византии стабилизировалось из-за подписания мира с Болгарией и

снятия ее угрозы;

2. Появление печенегов в причерноморских степях заставило изменить обстановку в Северном Причерноморье;

3. В 30-х годах 10-го века ростут противоречия между иудаистской Хазарией и Византией,что осложнило отношения империи с каганатом;

4. После нападений угров на Византию в 943г. и в 934г. венгерская опасность стала постоянным внешнеполитическим фактором.

 

Таким образом мы видим в это время борьбу между Византией и Русью за влияние в Крыму и Севернои Причерноморье.Следует отметить то,что Византия была предупреждена о подходе русской рати как в 941,так и в 944году.Поэтому Сахаров считает возможным то,что эти действия входили в служебные обязанности херсонесских власте и поэтому вряд ли свидетельствует о накалении отношений между двумя государствами.

В связи с этим есть смысл обратиться к трудам Константина 7-го Багрянородного «Об управлении государством»,в котором уделяет большое внимание печенегам:

«жить в мире с печенегами,заключать с ними дружественные договоры и мир», наказывает он своему сыну.

В борьбе за эти земли Византия поступает очень мудро:печенеги-надежная защита на севере,а аланы -в районе Северного Кавказа;противники Херсонеса,в первую очередь,хазары.В случае необходимости у греков будет забота о том,чтобы столкнуть печенегов с руссами и уграми.

После возвращения Игоря в Киев,собрал новое войско из руссов, полян, словен, кривичей,тиверцев,варягов и печенегов и двинулся на Константинополь.И в то время,как на Дунае велись переговоры,Византия послала послов к печенегам с дарами.Началась борьба за печенегов,в которой Византия победила.Это видно из того,что Русь поспешила заключить с ней договор,но несмотря на это греческое посольство себя не оправдало т.к. Русь нанесла удар по дружественной Византии Болгарии.

В 19 веке историки разошлись в мнениях о масштабе наступления русской рати на Константинополь в 941году: один считал,что это был простой набег малочисленной дружины т.к. поход не был похож на поход объединенных племен под руководством Олега (С.М.Соловьев);другой-это была длительная война (Д.И.Иловай-

ский); А.Греков и П.Оргельс делили поход на два периода(проход в Босфор, действия на юго-западе Малой Азии).

Проанализировав и увидев цену,которую Византия заплатила в 941г. и понесла огромный ущерб,становится ясно,почему в 944г.,когда Византия узнала,что русские войска надвигаются опять,быстро поспешила подписать мир с Русью. Император Роман послал руссам послов с целью прекратить войну и заодно разделить руссов и печенегов.Но Игорь предусмотрел это и Византия не только не перестала выплачивать дань, но и руссы договорились с печенегами о совместном нападении на дружественную Византии Болгарию.Но несмотря на это Византия все же помешала оформиться коалиции: печенеги были поколеблены, с уграми подписали мирный договор на пять лет,Болгария осталась союзной Византии.Вск это,скорее всего и привело к подписанию мира 944г.,по которому Византия продолжала платить дань Руси.

Трудно согласиться с такими учеными как Димитриу,которые говорили о не измененности документа о дани.После переговоров на Дунае, в Киеве появилось греческое посольство, которое и вырабатывало текст нового русско-византийского мирного договора.

 

 

ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ ДОГОВОРА 944г.

СОСТАВ РУССКОГО ПОСОЛЬСТВА.

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ОБЩЕРУССКОГО ПРЕД-

СТАВИТЕЛЬСТВА.

В первый раз в русской истории греческое посольство появляется в Киеве в составе послов и трех соправителей византийскогго императора.Их цель сформулирована в летописи: сохранить мир и выработать текст нового договора. В это же время русское посольство появляется в Константинополе,где продолжило переговоры с греческими «болярами и сановниками».Это говорит о том,что наконец-то Византия восприняла Русь всерьез.Об этом свидетельствует летопись: русские послы явились и приняли устную и письменную клятву императора, а византийские послы приняли такую же клятву из уст Игоря и подписанную на бумаге.Причем явились после появления в Киеве греческого посольства, и это тоже первая дипломатическая практика за всю историю Руси.Все это говорит о настущем авторитете Руси в глазах мировой общественности того времени,подкрепляющимся упорным наступлением русской рати на Константинополь и угрозой нового нападения на империв в 943-944г.

Русское посольство представлено в количестве 51 человека,причем каждый из послов представлял какое-то видное лицо в государстве.Таким образом, в отличии от посольства 907 и 911г., когда послы представляли все государство вцелом, появляются первые признаки возникновения общерусского посольского посольского представительства в Константинополе.В летописи говорится: «... послании от Игоря, великого князя рускаго и от всякое княжья и от всехъ людий Руские земля».

В этом просматривается новая концепция правящих кругов, отождествляющих свою политику с интересами всего народа.

В отличии от 911г. по другому и выглядит титулатура князя: если в 911г. часто можно увидеть «светлость», то в 944г. этот титул называется никак по иному, чем

«великий князь русский» или «великий князь».Таким образом, русский великий князь в этой грамоте назван так, как он величал себя на родине.Исчезновение из официального русско-византийского документа титула «светлость», стоящего значительно ниже титулов других правителей, не говоря уже о византийских императорах, также находится в русле общих перемен в отношениях между двумя странами.     

 

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ДОГОВОРА 944г.

Договор Игоря с греками- типичное межгосударственное соглашение «мира и любви»,которое восстанавливало прежние мирные отношения между государствами.Договор объединил в себе как общие статьи «мира» 907г.,так и конкретные статьи «мира-ряда» уточняющие и конкретизирующие эти статьи.

В договоре 944г. подтвержден:

1. порядок посольских и торговых контрактов: порядок прихода послов и купцов в Византию, а также право на получение продовольствия и снаряжения во время взвращения;

2. порядок удостовериния личности русских купцов и послов переходящих через русско-византийскую столицу, в случае отказа и сопротивления при задержании пограничники могли убить перебезчика.

 

Эти поправки были наруку обоим сторонам т.к. сводили к минимуму возможность появления конфликтов по негосударственным причинам.

Серьезным шагом назад является отмена беспошлинной тоговли русских купцов в Византии.Причины этого решения не известны, но не исключено,что это была попытка привязать Русь союзными обязательствами.

Одна из статей посвящена специально поиском бежавшей челяди и возвращению ее на Русь.

Следующие две статьи посвящены совмастным санкциям за имущественные преступления.В случае,если грек или русский позарится на чужое имущество,то будет наказан; если же украдет, заплатит за это имущество вдвойне.Возможно убийство преступника, если его поймали на месте преступления, а также штраф втройне, если преступник сдался самолично.

Изменяется статья о пленных: понижается стоимость выкупа византийцев и появляется сумма выкупа русских (10 золотников).

Изменяются статьи военного характера: В отличии от 911г. Русь выступает полноправным союзником Византии: контроль за контрактами русских людей с византийцами, устранение нежелательных элементов.

Следующая статья посвящена ловцам рыбы из Херсоны: руссы не должны были причинять им вреда.Правда, никаких санкций за это не предусматривалось и статья осталась лишь политической сентенцией.Таким образом руссы получили право частичного контроля за берегами в устье Днепра,Белобережья и островом св. Елферия.

Последняя статья связанная со «страной Корсунской» позволяла Руси защищать

не только владения Византии в Крыму,но и свои владений в Северном Причерноморье и на Крымском полуострове.

Итак, круг замыкается: статьи грамоты 944г. позволяют Руси контролировать Северный берег Черного моря, районы Днеровского устья, Крымские владения Византии.Ясно, эта статья направлена против Хазарии и ее союзников.Хазария стояла на торговых путях и была древнейшим врагом Руси.По мере укреплния Руси, становилась ясной нужда убрать с дотоги Хазарию, но пока та была союзником Византии, сделать это было крайне сложно.Напряжение в отношениях между Византией и Хазарией, а также ослабление последней привели к тому, что Русь взяла на себя прошлые функции Хазарии по защите Южных владений Византии.Это заметно упростило для Руси устранение старого врага и соперника.Но решение вопроса оттянулось на 20 лет из-за гибели Игоря и охлаждения отношений с Византией.Но как только у трудности миновали, князь Святослав Игоревич собрал войско и участь каганата была решена.Заодно, удар нанесли по Волжским Болгарам и буртасам,союзникам Хазарии.

Также, статьи были посвящены:

1. наказание подданных Византии,совершивших проступки на территории юрис- дикции Руси;

2. наказание за побои и за убийство;

3. о правах родственников на собственность погибшего или умершего члена семьи.

 

В итоге можно сказать о том,что договор был взаимовыгоден: Русь стала полноправным союзником Византии,подтвердила свой политический статус,добилась своего влияния на берегах Черного моря и в устье Днепра.Византия получила поддержку и охрану своих владений в Крыму и получила сильного союзника в борьбе с внешними врагами,и в первую очередь с арабами.Посольства Руси и Византии также имеют обоюдные права и полномочия.Но особенно ярко обязательства отражены в статьях о военном союзе: Византия помогает Руси в борьбе с противниками в районе Херсонеса, а Русь,в свою очередь,обеспечит помощь империи по письменному обращению императора.

Таким образом договор состоит из трех частей и двух копий: одна в великокняжеском архиве в Киеве, другая - в Константинополе у императора.

Впервые в своей истории Русь заключила развернутый межгосударственный политический равноправный договор о мире, дружбе и военном союзе, который подкреплен конкретными статьями в других сферах взаимоотношений двух стран и выработка которого с момента первоначальных переговоров до их завершающего этапа проходила на самом высоком для того времени уровне отношений Византийской империи с иностранным государством.

 

ДИПЛОМАТИЯ КНЯГИНИ

ОЛЬГИ.(50-е-начало 60-х годов

10 века)

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИО-

ГРАФИЯ ВОПРОСА.

После бурных внешнеполитических историй 40-х годов 10 века:войны 941-944г.,договора 944г.,похода по арабским вассалам, поисков союзных связей с печенегами,бесславной смерти Игоря в древлянских степях реализация его планов не закончилась: Экспедиция в составе Византийского флота против критских корсар; заслон против арабского давления на империю с юго-востока.После этого княгиня Ольга предприняла еще две посольские миссии в Византию и Германию, которые она лично возглавила.

Сведения об этих событиях сохранились в ряде русских,византийских и западных источников: «Повести временных лет»,«Новгородской первой летописи» и «Летописце Переяславля-Суздальского».

О визите Ольги в Константинополь и о ее крещении сохранились сведения из греческих источников.

О дипломатических контактах Руси с Германией - из германских источников.

Первые же светские труды появились в работах В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова,

А.Л.Шлацера, Н.М.Карамзина, М.Н.Погодина и др..Эти авторы уделили большое внимание правлению Ольги,хотя и сомневались в достоверности всех фактов записанных в летописях.

Историки советского периода: В.П.Шушарин, В.Т.Пашуто и др. внимательно проанализировав летописи,связали много фактов и выделили неправду.

В середине 20-го века в отечественной историографии развернулась полемика по вопросу достоверности известий о событиях 955г.: посещения Ольгой константинополя,встречи ее с императором и патриархом и крещения Ольги.В этих вопросах была наиболее распространенной версия Шахматова, которая была поддержена Н.Полонской, Д.С.Лихачевым, М.В.Левченко, А.Г.Кузьминым.Все они считают недостоверными тексты летописей потому, что там налицо раздвоен-

ность информации: с одой стороны -о царском приеме Ольги в Константинополе, с другой - о тяжкой обиде,которую нанесли княгине в Византии.

Одинокий голос в защиту достоверности летописного текста прозвучал из уст

С.Ф.Платонова.

Итак,за полторастолетнию историю историографии этого вопроса выявилось множество противоречий и точек зрения.

Первая:

1. внешнеполитические усилия Руси были направлены на Запад;

2. история посольства рассматривалась как заурядное явление,реализация догово-

ра 944г.;

3. цели посольства являлись весьма прозаическими;

4. обращалось внимание на невысокий уровень приема русских послов, мизерность преподнесенных ему даров и нескончаемых обидах русских;

5. навязывание своей политики.

 

На встрече с германским правителем историки тоже отметили навязывание руссам своей политики. 

Вторая:

1. Ольга отправилась в Византию и искала контактов с Оттоном 1, чтобы добиться для Руси цесарского титула,получить еще политических привилегий, использовать крещение в политических целях, укрепить мирные отношения с европейскими державами;

2. ряд авторов заметил о небывало высоком уровне приема посольства;

3. были замечены колебания русской стороны по поводу выбора политического пути.

 

 

  

 

 

                                                                                       

              2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ

                                             ОЛЬГИ.

 

 

Несостоятельность язычества. - Известие о принятии христианства Владимиром. - Распространение христианства на Руси при Владимире. - Средства к утверждению христианства. - Влияние духовенства. - Войны Владимира. - Первое столкновение с западными славянами. - Борьба с печенегами. Отношения к Скандинавии и Польше. - Последняя греческая война. - Борьба с печенегами. - (980 - 1054)

Теперь обратимся ко внешней деятельности Владимира. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. Олег наложил дань на радимичей, Святослав - на вятичей, но или не все отрасли этих племен пришли в зависимость от русского князя, или, что всего вероятнее, эти более отдаленные от Днепра племена воспользовались уходом Святослава в Болгарию, малолетством, а потом междоусобием сыновей его и перестали платить дань в Киев. Как бы то ни было, под 981 годом встречаем у летописца известие о походе на вятичей, которые были побеждены и обложены такою же данью, какую прежде платили Святославу, - ясное указаяие, что после Святослава они перестали платить дань. На следующий год вятичи снова заратились и снова были побеждены. Та же участь постигла и радимичей в 986 году: летописец говорит, что в этом году Владимир пошел на радимичей, а перед собой послал воеводу прозванием Волчий Хвост; этот воевода встретил радимичей на реке Пищане и победил их; отчего, прибавляет летописец, русь смеется над радимичами, говоря: «Пищанцы волчья хвоста бегают». Кроме означенных походов на ближайшие славянские племена, упоминаются еще войны с чужими народами: с ятвягами в 953 году; летописец говорит, что Владимир ходил на ятвягов, победил и взял землю их; но последние слова вовсе не означают покорения страны: ятвягов трудно было покорить за один раз, и потомки Владимира должны были вести постоянную, упорную, многовековую борьбу с этими дикарями. В скандинавских сагах встречаем известие, что один из норманских выходцев, находившийся в дружине Владимира, приходил от имени этого князя собирать дань с жителей Эстонии; несмотря на то что сага смешивает лица и годы, известие об эстонской дани, как нисколько не противоречащее обстоятельствам, может быть принято; но нельзя решить, когда русские из Новгорода впервые наложили эту дань, при Владимире ли, т. е. при Добрыне, или прежде. Встречаем в летописях известия о войнах Владимира с болгарами, с какими - дунайскими или волжскими - на это разные списки летописей дают разноречивые ответы; вероятно, были походы и к тем и к другим и после перемешаны по одинаковости народного имени. Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на болгар; в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других прибавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится о дунайских и сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности предания об этом походе, занесенные в летопись. Владимир пошел на болгар с дядею своим Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, что русь предпочитала лодки коням и что конницу в княжеском войске составляли пограничные степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаем известие и которые потом постоянно являются в зависимости или полузависимости от русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня, осмотрев пленников, сказал Владимиру: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников». В этих словах предания выразился столетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависимость только те племена славянские и финские, которые жили в простоте первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие общественные тела, богатых промышленностию, не удалось покорить ни одного: в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видим опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, и Владимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Под 994 и 997 годами упоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, во второй означены именно волжские. Мы не будем отвергать известий о новом походе на болгар дунайских, если примем в соображение известия византийцев о помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному двору константинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарами волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами.

<P>

Ко временам Владимировым относится первое столкновение Руси с западными славянскими государствами. Мы оставили последние в половине IX века, когда моравские князья обнаружили попытку основать у себя народную церковь и когда история Польши начала проясняться с появлением новой княжеской династии Пястов. Между тем борьба моравов с немцами продолжалась еще с большим ожесточением; чехи и сербы принимали в ней также участие; моравы вели войну по старому славянскому обычаю: они давали врагу свободно опустошать открытые места, и враг, опустошив землю и не покорив народа, должен был возвращаться без всякого успеха и гибнуть с голоду на дороге. Но Ростислав, непобежденный немцами, был схвачен и выдан Карломану, сыну и наследнику Людовика немецкого, племянником своим Святополком, который, чтоб иметь себе опору и обеспечение, поддался немецкому королю; Ростиславу выкололи глаза и заперли в один немецкий монастырь. Гибель Ростислава, однако, ненадолго переменила ход дел: Святополк наследовал его стремления, и борьба возобновилась с новою силою, причем Святополк начал уже наступательные движения на немецкие области. При Святополке яснеет и история чехов, потому что в это время принял христианство князь чешский Буривой от св. Мефодия. Не Моравии, однако, и не западным славянам вообще суждено было основать славянскую империю с независимою славянскою церковию. В последнее десятилетие IX века на границах славянского мира явились венгры. Политика дворов византийского и немецкого с самого начала обратила этот народ в оружие против славян: греки обратили их против болгар, немцы - против Моравской державы. Арнульф Каринтийский, побочный сын Карломана, соединившись с венграми, пошел на Святополка; моравы, по обычаю, засели в укреплениях и дали пленить землю свою врагам, которые и должны были только этим удовольствоваться. Но в 894 году умер Святополк, и с ним рушилось могущество первой славянской державы. В то время, когда западным славянам нужно было сосредоточить все свои силы для отпора двум могущественным врагам, моравские владения разделились на три части между тремя сыновьями Святополка. Братская вражда погубила дело Моймира, Ростислава и Святополка; сыновья чешского Буривоя отделились от Моравии и поддались Арнульфу немецкому, и с 906 года прекращаются все известия о Моравии: страна стала добычею венгров; подробностей о падении первого славянского государства нет нигде. Разрушение Моравской державы и основание Венгерского государства в Паннонии имели важные следствия для славянского мира. Славяне южные были отделены от северных, уничтожено было центральное владение, которое начало соединять их, где произошло столкновение, загорелась сильная борьба между Востоком и Западом, между германским и славянским племенем, где с помощью Византии основалась славянская церковь; теперь Моравия пала, и связь славян с Югом, с Грециею, рушилась: венгры стали между ними, славянская церковь не могла утвердиться еще, как была постигнута бурею, отторгнута от Византии, которая одна могла дать питание и укрепление младенчествующей церкви. Таким образом, с уничтожением самой крепкой связи с востоком, самой крепкой основы народной самостоятельности, западные славяне должны были по необходимости примкнуть к западу и в церковном и в политическом отношении. Но мало того, что мадьярским нашествием прекращалась связь западных славян с Византиею, прекращалась также и непосредственная связь их с Римом, и они должны были принимать христианство и просвещение из рук немцев, которые оставались для них теперь единственными посредниками; этим объясняется естественная связь западных славян с Немецкою империею, невозможность выпутаться из этой связи для государственной и народной независимости. Христианское стало синонимом немецкому, славянское - языческому, варварскому; отсюда то явление, что ревностные христиане между западными славянами являются вместе ревностными гонителями своего, славянского, и тянут народ свой к западному, т. е. немецкому; отсюда же обратное явление, что защитники своего являются свирепыми врагами христианства, которое приносило с собою подчинение немцам; отсюда несчастная борьба полабских славян против христианства, т. е. против немцев, в которых они не могли получить помощи от христианских единоплеменников своих, и должны были пасть.

<P>

После падения Моравской державы на первом плане в истории западных славян являются чехи. Чехи были обязаны мирным распространением христианства у себя тому, что князь их Буривой принял евангелие чрез моравов от св. Мефодия, чрез своих славянских проповедников. Славянская церковь, следовательно, началась было и у чехов, но после падения Моравии не могла долее держаться. Чехи не могли высвободиться из-под государственной зависимости от Немецкой империи: внук Буривоя, св. Вячеслав, обязался платить Генриху Птицелову ежегодно 500 гривен серебра и 120 волов; невозможность поддержать христианство без помощи немецкого духовенства и невозможность успешной борьбы с мадьярами без помощи немецкого императора делали зависимость чехов от Империи необходимою. Вячеслав погиб от брата своего Болеслава I, который сначала думал было о возможности возвратить независимость чехам от Империи, но после многолетней борьбы с императором Оттоном I увидал необходимость подчиниться ему. Между тем в начале второй половины Х века венгры, потерпевшие сильное поражение от Оттона при Лехе и добитые Болеславом чешским, прекратили свои опустошительные набеги на европейские государства, поселились в пределах прежде занятых ими земель и, приняв христианство, вошли в общество европейских народов. Княжение Болеслава I замечательно внутренними переменами у чехов, а именно, усилением власти верховного князя над остальными князьями, носившими название лехов; до сих пор эти лехи называются у писателей reguli, или duces, и верховный князь из рода Пршемыслова являлся не более как старшим между ними; но при Болеславе I, как видно, отношения переменились в пользу власти верховного князя; на средства, какими Болеслав I достиг этой перемены, может намекать прозвание его Грозный, или Укрутный. Подчиняясь на западе Империи, чешские владения начинают, однако, при Болеславе расширяться к юго-востоку, чему особенно способствует обессиление мадьяров; так, присоединяется к чехам нынешняя Моравия и земля словаков, между Дунаем и Карпатами; на север от Карпат также видим чешские владения. Еще более распространилась область чехов в княжение Болеслава II Благочестивого, сына Грозного; никогда потом границы Чешского государства не были так обширны, ибо все государство Святополка принадлежало теперь чехам. Несмотря, однако, на распространение чешских пределов, в церковном отношении чехи принадлежали к епархии регенсбургского архиепископа: после этого нечего удивляться политической зависимости чехов от Немецкой империи, ибо церковные отношения тогда господствовали над политическими. Только при Болеславе II, в 973 году, основано было особое пражское епископство, где первым епископом был саксонский монах Дитмар; преемником его был знаменитый Войтех, родом из знатной чешской фамилии; несмотря однако, на это, никто так не старался о скреплении чешской церкви с западом, никто так не старался об искоренении славянского богослужения, как Войтех. Такой характер деятельности условливался самою борьбою ревнителя христианства, каким был Войтех, с языческими нравами и обычаями, которые в его глазах были славянские; в подобной борьбе средина редко соблюдается: отечеством для ревностного епископа была не Богемия, но запад, страны христианские, тогда как Богемия была исполнена еще языческих воспоминаний, возбуждавших только вражду Войтеха; церковная песнь на славянском языке звучала в его ушах языческою богослужебною песнею и потому была противна; слово бог напоминало ему славянского идола, только слово заключало для него понятие истинного бога. Смертью Болеслава II (999 г.) кончилось могущество чехов и перешло к ляхам. При распространении своих владений на западе Пясты встретились с немцами, императоры которых также распространяли свои владения на счет славян приэльбских; легко было предвидеть последствия этого столкновения: четвертый Пяст, Мечислав, или Мешко, уже является вассалом императора, платит ему дань; в 965 году Мечислав женился на Дубровке, дочери чешского князя Болеслава 1, и по ее старанию принял христианство; но в это время славянская церковь никла у чехов и потому не могла укорениться в Польше; отсюда новые крепкие узы связали Польшу с западом, с Немецкою империею: в Познани была учреждена епископская кафедра для Польши и подчинена архиепископу магдебургскому. Второй брак Мечислава на Оде, дочери немецкого маркграфа Дитриха, еще более укрепил немецкое влияние в Польше. Тесная связь этой страны с западною церковию и империею отняла у северных славян последний оплот их независимости от немецкого ига: теперь польский князь в союзе с немцами начинает наступательные движения против своих языческих единоплеменников. При Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею: под 981 годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам и занял города их - Перемышль, Червен и другие. Чешские историки утверждают, что эти города не могли быть отняты у поляков, но у чехов, потому что позднейшая земля Галицкая до Буга и Стыря, к востоку, принадлежала в это время чехам; они основываются на грамоте, данной пражскому епископству при его заложении, где границами его к востоку поставлены реки Буг и Стырь в земле Хорватской. Но, во-первых, в грамоте границы означены очень смутно; видно, что писавший ее имел плохие географические понятия о стране; во-вторых, был обычай расширять как можно далее пределы епископств, заложенных в смежности с языческими народами. Некоторые ученые справедливо замечают также, что русский летописец умеет отличать ляхов от чехов и потому не мог смешать их, и принимают, что Владимир отнял Червенские города не у чехов и не у поляков, но покорил малочисленные до тех пор свободные славянские племена и стал чрез это соседом чехов. Но рассуждать таким образом - значит опять не принимать свидетельств нашего летописца, который также хорошо умеет отличать хорватов от ляхов, как последних от чехов, и прямо говорит, что Владимир ходил к ляхам и у них взял Червенские города; всего вероятнее, что чешские владения ограничивались областию, лежащею около Кракова, о чем твердит грамота, и не простирались за Вислок, что страна по Сану и далее на восток была занята хорватами, которые были подчинены уже при Олеге, но при Игоре, Святославе и преимущественно при сыновьях его имели возможность свергнуть с себя подчиненность, подобно радимичам и вятичам; мы видим, что сначала главная деятельность Владимира состоит в подчинении тех племен, которые прежде находились в зависимости от Руси; хорваты были в том числе, но в то время, как Русь вследствие недеятельности Игоря, далеких походов Святослава на восток и юг, малолетства и усобицы сыновей его теряла племена, жившие вдалеке от Днепра, Польша при первых Пястах распространяла свои владения, следовательно, очень вероятно, что Пясты заняли земли хорватов, свергнувших с себя зависимость от Руси, или сами ляхи переменили эту зависимость на зависимость от Польши и, таким образом, Владимир, возвращая прежнее достояние своих предшественников, должен был иметь дело уже с ляхами. Но завоеванием Червенских городов <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...