Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телесный образ Вселенского Существа

1.Брахма сказал: - Уста вселенского Существа – это голос и огонь. Кожа Его и шесть прочих покровов – это священные песнопения; язык Его – явства, коими потчуют небожителей, предков и важных людей.

2.Две ноздри Его порождают ветра и воздушные потоки в теле. Из Его обоняния происходят утренняя и вечерная зори Ашвини, а также целебные травы; Его дыхание – источник запахов.

3.Глаза вселенского Существа – источник света и образов, Его глазные яблоки – суть Солнце и светила. Слух Его – есть пространство и звуки, уши – створоны света, в коих расположены все святилища и святые предания.4.Поверхность Его тела – есть поле деятельности и место благоприятных возможностей. Кожа Его – касание ветра. Она порождает осязание и служит местом для жертвоприношений.

5.Волоски на Его теле – растения, к коим относятся древа для возжигания жертвенного огня. Волосы на главе Его и лице – облака и тучи; ногти – камни, железные руды и притяжение.

6.Руки Вселенского Существа – суть боги, предводители и защитники людей.7.Там, где ступает нога Вселенского Существа, расположены низшие, средние и высшие ярусы вселенной, а также все, в чем нуждаются живые твари. Стопы Его оберегают от бед и избавляют от страха.

8.От детородного члена Его происходят воды, семя, дождь, родоначальники и половые достоинства живых существ. Детородный член Его – есть источник любовных удовольствий, в коих забываются муки деторождения.

9.Задний проход Вселенского Существа – обитель посмертного судьи - Ямы. Его кишечная протока, кою олицетворяет бог Митра – есть место злобы, несчастий, смерти и мук адовых.

10.Спина Вселенского Существа – область разочарований, невежества и безнравственности. Жилы Его – суть большие и малые реки; кости – горные хребты.

11.Моря – покой Вселенского Существа; в животе Его после гибели мира находят прибежище души всех тварей. В сердце Его покоятся умы всех живущих.

12.Сознание вселенского Существа – это долг, закон и обеты подвижников, к коим я причесляю братьев твоих Шиву и четверых юных старцев Кумаров. Сознание вселенского Существа – есть обитель истины и знания о вечном.

13-16.Вселенское Существо вмещает в Себя всех и вся – меня, тебя и Шиву, мудрецов, рожденных до тебя, богов, демонов, небесных аспидов, людей, ангелов, райских дев, бесов, оборотней, духов, гадов ползучих и летающих, предков, пророков, чародеев и кудесников, а также птиц, зверей, змей, растения и все небесные тела – светила и звезды, кометы, молнии и громы – все сущее во все времена. Однако Сам Всевышний не есть вселенная, и облик Его иной, и обитает Он за пределами вселенной в иной Действительности.

17.Как Солнце, источая лучи, присутствует всюду во Вселенной, так Всевышний, облачаясь в тело Вселенной, присутсвует внутри и снаружи ее и этим поддерживает ее существование.18.Господь Бог властен над бессмертием и бесстрашием. Он выше смерти и делания. Он - Причина причин и следствий, потому Величина Его не измерима.19.Да будет тебе известно, о святитель, что сотворенный мир составляет четвертую часть Божьего бытия. Тварей Своих, обретающих в сотворенным мире, Всевышний наделяет всем необходимым для существования, изъяв разве то, что им подлинно нужно – бессмертие, бесстрашие и неомраченную радость.20.Собственная обитель Всевышнего составляет три четверти Его бытия и расположена она вне пределов сотворенного, зримого мира. В обители Его находят свое прибежище те души, что обрели бессмертие. Но тот, кто ближними своими полагает таких же как он смертных, кто алчет плотских удовольствий и сторонится воздержания, тот принужден влачить тревожное существование в призрачном мире, рождаясь и умирая здесь снова и снова.21.Власть Господа неизменно простирается над обоими мирами – сотворенном и несотворенном. Чего бы не алчило живое существо - быть господином в мнимой действительности или слугою в подлинной, Всевышний помогает ему в достижении той цели. Обладатель всех сил и достояний, Господь Бог в равной степени дозволяет алчущим душам видеть истину или заблуждаться.22.Стихии и состоящие из них предметы, орудия чувств и ощущения, понятия и явления – все это есть члены огромного вселенского тела, душою коего является Господь Бог. Вселенных несчетное множество и в каждой из них Он – единовластный владыка. Как Солце светом и теплом присутвует в каждой точке вселенной, оставаясь отдельно от всего, так Господь Бог прибудет в каждой сущности, оставаясь Сам по Себе и для Себя.23.Появившись на цветке лотоса, что произрастает из пупа Вседержителя, я не имел в распоряжении своем ни единой вещи, требуемой для жертвенного действия и действия вообще, потому для осуществления своего замысла творить я восплользовался членами исполинского тела Всевышнего.24.Для жертвенного деяния мне понадобились цветы, листья, трава, жертвенное место и время. 25.Еще мне понадобились утварь, зерно, чистое масло, мед, золото, земля, вода, три вида песнопений - Риг, Яджур и Сама, и четыре священника.26.Боги, коим ныне приносятся жертвы, были поименно сотворены мною в уме из членов исполинского тела. Так преклоняясь пред богами для достижения всевозможных целей, жертвователь все одно преклоняется пред Всевышним, подобно тому как платящий дань царевым чиновникам все одно платит своему государю. 27.Произнося названия членов Божьего образа, я сотворил богов и небожителей, и вместе с тем прославил все Его существо. Назвав все Его члены, я узрел своего Родителя и Владыку. Тем завершилась моя первая жертва, с коей началось сотворение зримого мира.28.Из членов тела Всевышнего я сотворил предметы жертвенного таинства и совершил жертвоприношение, дабы умилостивить Правообладателя всех жертв.29.Затем, дабы почтить явную и скрытую причины творения – меня и Господа Бога, жертвенные таинства совершили сотворенные мною твои братья - девять повелителей вселенной.30.Следом за ними жертвенные обряды исполняли блюститель закона - ману, вселенские партиархи, мудрецы, пророки, родоначальники, небожители и люди.31.Все явления и предметы во вселенной подчиняются единому закону, который есть воля Вседержителя. Вселенная в целом и каждая вещь пребудут внутри существа единого Бога, который самодостаточен и который, созидая бесчиселенные миры и нисходя в них во множестве качеств и обликов, остается неизменен. 32.По воле Вседержителя я созидаю мир, а благой Шива в должный срок уничтожает его. Сам же Вседержитель в промежутке между творением и разрушением поддерживает сей зримый мир. Творец, Разрушитель и Хранитель – суть три ипостаси единого самобытного Существа, кои безропотно подчиняются Его воли.33.Итак, дитя мое, я полагаю что разрешил твои сомнения. Воистину, все сущее - причина и следствие, вечное и бренное – есть проявления единого Существа и целиком пребудут в Его власти.34.Я действительно творю сей зримый мир, но творческою силою меня наделяет Высшее Существо. Я создаю вещественные образы, но вещество создано не мною. Я творю согласно высшей воле, и сердце мое принадлежит Тому, чью волю я исполняю, - единосущему Господу Богу.35.И хотя я созидаю вещественный мир, родоначальники коего почитают меня своим отцом и богом богов; и хотя я первый из существ, вдохновенный надмирной мудростью, коя изошла миру из уст моих в облике Веды; и хотя я сознаю все в своем творении и мне нет равных в усмирении плоти и владении тайными силами, я бессилен постичь Того, Кто есть причина моего бытия. 36.Потому снова и снова я уповаю на милость Его, Кто пребудет за гранью моего осмысления, Кто повелевает всем сущим, оставаясь непознан и невидим. Я склоняюсь к Его стопам, ибо Он один в силах избавить творца вселенной от страха и смерти. Он пребудет за гранью сознания. Он - средоточие бесконечного счастья. Как небо не способно измерить себя, так Господь Бог, безусловное Счастье, не ведает Своих пределов. Не мудрено, что прочие существа не способны постичь Бога, ибо Он Сам не способен постичь Себя.37.Познать Всевышнего, безусловное Счастье, не под силу ни владыке мира Шиве, ни тебе, стяжавший истину Нарада, ни мне - творцу, ни богам, ни небожителям. Всякая живая тварь пребывает в неведении относительно подлинного облика Господа Бога, ибо Он отгораживается от нас пеленою Своей обольстительной силы. Мы видим Господа таким, каким Он желает предстать перед нами. Потому мир, открытый нашему взору, мы представляем как облик Всевышнего.38.Я в почтении склоняюсь пред Господом Вседержителем, Чьи воплощения и деяния воспеваю неустанно, хотя не способен постичь, как Он действует и как воплощается.39.Первоначально предвечное Существо принимает облик вездесущего Хранителя, в коем Он разворачивает бытие, но Сам не является частью Своего создания. Творение происходит в Нем, но Он не творит, ибо вещество творения – тоже Он. Когда созданному миру наступает срок, Высшее Существо вбирает в Себя Свое творение.40-41.Высшее Существо не творит и не уничтожает. Он безмятежен и самодостаточен. Он – совершенная Красота и Согласие, вместилище безусловного Счастья. Он пронизает Собою все бытие, Ему нет равных, и Он не имеет начала и конца. Дабы прикоснуться к Нему мыслью, человеку должно вырвать из сердца своего всякие ростки корысти и стяжательства. Лишь невозбужденный ум способен узреть один из бесчисленных ликов Всевышнего. Власть рассудка бессильна пред Господом, ибо Он умеет скрыть Себя от любого соискателя пеленой Своего обольстительства.42.Первое действующее лицо, коим предстает Неотразимый Господь – есть Причинное Существо Вишну, возлежащее в необозримой водной стихии. Из этого Его облика проистекают время, пространство, причины и следствия, ум, стихии, самость живых существ, виды их самообольщения, чувства, опора вселенной – Вседержитель Вишну, а также все изменичивое и неизменное. Эта ипостась Всевышнего суть неизменна и неподвижна.43-45.Я - творец Брахма, разрушитель Шива и вселенский Хранитель Вишну, родоначальники живых тварей, ты, мудрый скиталец Нарада, и четверо твоих братьев отроков, боги и их предводители во главе с громовержцем Индрою, правители подземных аспидов, цари земные и поднебесные, ангелы гандхарвы, пророки видьядхары и чародеи чараны, бесы якши, обротни ракшасы и небесные гады ураги, мудрецы, демоны, титаны и обладатели тайных сил йоги, ведьмы, привидения, злые духи и прочая нечисть, райские птицы, морские чудища и звери, словом, все, кто самоутвердился в зримом мире умом или силою, сверхъестественными способностями или наитием, добродетелями, благолепием, богатствами или знатным происхождением, имеющие явный облик или скрытый - все они суть отражение Высшего Существа. Всякий власть имеющий наделен властью от Всевышнего. Всякое существо есть условная истина в присутствии Истины Безусловной. 46.Теперь, сын мой, я поведаю о тех ипостасях Всевышнего, что нисходят в зримый мир, дабы предаваться забавам. Всякий, внемлющий сей повести, непременно очистит сердце свое от скверны похоти и корысти. Притчи о незабвенных забавах Господнях вечно радуют мне душу и ласкают слух. ГЛАВА СЕДЬMАЯОблики Предвечной Истины

1.Брахма сказал:

- Некогда Вседержитель забавы ради принял облик исполинского Вепря и поднял к небу Землю, сгинувшую было в пучине вселенского океана. Узнав в Вепре извечного врага своего, за оружие взялся неистовый демон Хираньякша, и в яростном сражении нашел он свою смерть, пронзенный божественным клыком.

2.Затем Вседержитель явился в мир в облике небесного царя именем Хари, коему подчинялись правители всех трех ярусов вселенной. Хари приходился сыном патриарху Суягьи и жене его Акути, от коих произошло все семейство тогдашних богов-управителей.

3.Спустя века Вседержитель явил Себя миру в облике мудреца Капилы, сына патриарха Кардамы и жены его Девахути. Вместе с сыном Капилою у благочестивой четы народилось девять дочерей. Непревзойденный в мудрости Капила разъяснил матушке Своей устройство вещественного мира, разложив его на стихии и выделев из него наблюдателя, сознательное существо. Внемля учению Сына, Девахути еще при жизни в бренном теле достигла всего того, к чему стремится всякий труженник духа и мысли - освободилась от трех состояний самообольщения, вернувшись вновь в свое изначальное, невидоизмененное состояние.

4.В другой раз Вседержитель низошел в мир в облике благодетельного учителя Даттатрейи, сына мудреца Атри, что прежде молил Всевышнего о добром наследнике. Почитая Даттатрейю своим покровителем, многие царсвенные семейства - Ядавы, Хаихайи и прочие, обрели власть, могущество и славу в земной жизни и спасение после смерти.

5.Дабы воссоздать вселенские ярусы я вознамерился вначале предаться воздержанию. И Господь Вседержитель явился в помощь мне в облике четырех сынов моих - непорочных отроков Санов, кои донесли мне знание мира, канувшее было в небытие в пору уничтожения прошлой вселенной. Мудрецы и небожители признали четырех тех дитятей своими воспитателями и, внемля их слову, обрели ясное видение Истины.

6.Однажды Вседержитель явился в мир в образе близнецов Нары и Нараяны - сынов праведного Дхармы и кроткой супруги его Мурти, дочери патриарха Дакши. В облике Нары и Нараяны Всевышний показал свету пример невиданного подвига и отрешенности. Долго пытались обольстить юных Отшельников небесные девы, и, увидев, как из тел Нары и Нараяны исходят одна за другой красавицы, благолепием превосходящие спутниц бога любви, они вовсе оставили свою затею.

7.Гнев – великое оружие подвижника. Отрешенный Шива способен гневом изгнать от себя прелесных обольстительниц, но не в силах изгнать из себя гнев. Господа же не могут коснуться ни соблазны, ни гнев на соблазнительное.

8.Однажды Вседержитель явился взору юного царевича Дхрувы, который, будучи оскорблен любимою женою отца, отправился в добровольное изгнание в лесную чащобу, где принялся подвергать себя суровым лишениям. Отозвавшись мольбам юного подвижника, Господь даровал ему милостиво незыблемый ярус вселенной, вкруг коего и поныне благоговейно вращаются миры, отстоящие выше и ниже оного.

9.В иной раз Вседержитель низошел на землю в облике отпрыска нечестивого царя Вены, коего жрецы покарали смертельным проклятием за притеснение веры и праведников. Притху, таково было имя Всевышнего, избавил презренного, почившего родителя своего от мук адовых, а также прославился тем, что принудил строптивую матушку Землю родить людям злаки, необходимые для питания и жертвоприношений.

10.Снова Вседержитель явился в мир сыном царственной четы - Набхи и Судеви. Имя Ему было Ришабха, ибо достоинствами Своими Он превосходил всех живущих тогда людей. В должный срок, отрекшись от престола, сей Царь обратился в юродивого странника и в обличии сем явил свету высшее состояние отречения, в коем душа стяжает подлинную свободу и упокоение.

11.Некогда Правообладатель всех жертв сошел в мир в облике Хаягривы, человека с главою лошади. Случилось это незабвенное событие во время устроенного мною жертвенного таинства. Тело Господа сияло чистым золотым светом и олицетворял Он Собою безупречную жертвенность, и прославлен был Бог богов всеми живущими в бренном мире. И в каждом выдохе, что исходил из Его вздувающихся ноздрей мы слышали песнь освобождения - Веду.

12.На исходе нынешнего дня Всевышний явится пред блюстителем вселенского закона Сатйявратою в облике исполинской Рыбы, дабы спасти живых тварей, что обитают на Земле и в подземных мирах. Всякий раз пред окончанием царствия очередного семейства властителей стихий при прибытии вод Причинного океана я от страха за свое детище, вселенную, роняю из уст своих свод знаний Веду, и Господь Рыба, резвясь и плескаясь в необозримой пучине, спасает мудрость бытия, дабы вновь вложить ее в уста мои в час нового творения.

13.Однажды Предвечный Владыка явился в мир в образе Черепахи, подрядившись быть опорою вселенской горе Mандаре, коей силы света и тьмы вознамерились пахтать молочное море, дабы извлечь сладкий напиток бессмертия. С немыслемой скоростью крутясь на панцире дремлющей Черепахи, заветная гора избавила Оную от донимашего ее зуда.

14.Случилось и так, что Всевышний предстал свету в облике Человека-Льва - Нрисимхи, дабы избавить от страха властителей трех миров. С неистовой яростью Он расправился со злодеем, что притеснял вселенную и ныне дерзнул с палицею напасть на невиданного Пришлеца. Оскалив Свои львиные клыки, вращая пунцовыми глазами, Вседержитель распластал смутьяна на коленях Своих и острыми как сабли когтями разорвал несчастного на части.

15-16.В иной раз Господь спустился с небес на крылах царь прицы Гаруды, дабы спасти от смерти верного раба Своего - вожака слонов, коего в реке ухватил за ногу кровожадный крокодил. Обессиленный, отчаявшись одолеть злобное чудовище, слон сорвал хоботом лотос и воззвал к небу с мольбою о помощи: "О Владыка вселенной! Имя Твое свято, как святы земли, коих касались стопы Твои, где всякому уготованы добрый мир и покой. На Тебя, Спаситель, уповаю я в свой смертный час!"

Тот час, заслышав мольбы раба Своего, Господь явился с небес на землю и огненным кругом Своим рассек пасть супостата и за хобот вызволил стаждущего на волю.

17.Тот, кто вне добра и зла, однажды добротетелью Своею превзошел правителей небесных – сынов Адити, когда сошел в зримый мир в облике младшего их брата – коротышки Ваманы. Исспросив в подаяние у тогдашнего властителя вселенной, демона Бали, клочок земли размером в три Своих шага, Коротышка отобрал у последнего все, чем обзавелся тот в здешнем мире. Если не силою, то хотя бы хитростью Господь отбирает у смертного все, что тот скапливает от самого дня своего рождения.

18.И хотя Бали, наущаемый прозорливым учителем, волен был расторгнуть лукавый уговор с Коротышкою, он сдержал царское слово, скрепленное окропением водою, и отдал Последнему все три меры обещанного имения. Двумя шагами божественный Хитрец покрыл вселенную, а поскольку для третьего шага не оставалось Ему места, владыка земли и небес отдал Господу на попрание свою голову, заключив, что сердцу милее быть беспавным рабом Божьим, нежели владыкою целого мира.

19.К тебе, о святитель, Всевышний являлся в облике светозарного Лебедя Хамсы, дабы просветить тебя о природе сознания и высшем Бытии, простертому за пределами зримого мира. Довольный твоим ученическим прилежанием, Господь Лебедь изложил тебе науку о жертвенном служении Истине, что открывается сердцу кроткому и смиренныму.

20.Иной раз Высшее Существо низошел в мир царственным потомком Ману, блюстителя мирового закона. Дабы восстановить вселенский порядок во главе с богами, Он несокрушимым оружием Своим – огненным колесом, крушил полчища нечестивцев, дерзнувших восстать на высшую власть. Осущесвив замысел Свой, Он передал небожителям узды правления миром, Сам же сделался правителем земных пределов. Царствие Его было овеяно подвигами, воспетыми во всех трех мирах, включительно ярус Сатья.

21.Сойдя в бренный мир в облике Дханвантари, Всевышний даровал людям науку о целительстве, а богам дозволил причаститься к напитку бессмертия, что был изготовлен ими в жертву Ему. Стяжав тайное знание от Верховного Врачевателя, живые твари научились преумножать годы своего пребывания в зримом мире.

22.А когда властители земные, позабыв о долге и чести, восстали против служителей духа и тем сделали матушку Землю адом для ее обитателей, Всевышний низошел на Землю в облике Воителя с топорищем и истребил под корень двадцать одно поколние нечестивцев, ряженных в царские платья.

23.Было и так, что Верховный Владыка явился в зримый мир со всею Своею свитою, во всей Своей славе. То был доблестный Рама - наследник рода Икшваку, сына Солнца. По воле родителя Рама вместе с супругою Своею Ситою и младшим братом Лакшманом оставили царские чертоги, дабы в лесном затворничестве провести годы юности. И случилось, что царственному Изгнаннику досадил десятиглавый оборотень чудовищной силы, чем обрек себя на скорую и бесславную гибель.

24.Разлученный с милой Ситою, Рама обрушил весь гнев Свой на остров злодея. И сделались багровыми очи Господни, точно у Шивы, когда вознамерился тот обратить во прах царство громовержца Индры. И такой жар источали очи Его, что океан, возлегший на пути Рамы к заветному острову, задрожал в страхе частой дрожью, а хищные твари его – огромные рыбины, гады и свирепые ящуры, заметались в бурлящих горячих водах. И сдался бескрайний океан пред гневом Бога-Человека, и дозволил рати Его пройти по себе как посуху.

25.Столь крепок плотью был обидчик Рамы, что хобот небесного слона Айраваты, на коем восседал повелитель молний Индра, сокрушился на тысячи кусков, ударившись о могучую грудь оборотня, и куски те разлетелись по всему небу, озарив собою стороны света. И возгордился десятиглавый Равана своею отвагою, а боги небесные в страхе попрятались от него в своих убежищах. И тогда взял Рама пылающую стрелу, созданную некогда прародителем богов Брахмою для Индры. В оперении стрелы той заключен был ветер, в острие — огонь и солнце, в древке — небо, в тяжести ее — горы Меру и Мандара. И была она ужасна, как смерть, и издавала змеиное шипение. Поместив ту стрелу на свой лук, Рама выпустил ее в Равану. И разверзла она грудь злодея и, пронзив сердце, омытая кровью десятиглавого оборотня, вернулась в колчан. А Равана упал бездыханный.

26.А когда Земля-матушка будет изнемогать под бременем нечестивых полчищ, Всевышний явится на Землю в обличии владетельного царевича Кришны и доброго Брата Его Баладевы и избавит коримлицу от страданий. И пленит жителей Земли Неотразимый Владыка прекрасным ликом Своим и чернымы кудрями. И дабы явить Свое могущество свету, Он свершит множество невиданных подвигов и чудес, кои непостижимы разуму смертного.27.Еще во младенчестве, будучи трех месяцев отроду Кришна умертвит исполинкую деву-оборотня, проникшую в колыбельную Его, дабы отравленным молоком из грудью своей погубить Прекрасного Спасителя. А однажды Он нежными как корал ножками, заденет днище повозки, что будет стоять подле Его люльки. И от прикосновения ног дивного Младенца большая повозка взлетит вдруг высоко в воздух, перевернется и с грохотом упадет на землю далеко в стороне от колыбели. А однажды Кришна, силясь протащить за веревку ступу меж двух деревьев, рванет ее с такой силою, что с корнем вырвет те деревья, столь высокие, что вершинами своими они будут доставать до небес.

28.А однажды, сойдя к реке, Кришна увидет на прибрежном песке мертвых пастушат и с ними павшее коровье стадо. И прознает Он, что все они погибли, напившись речной воды. Тогда одним взглядом Своим Он вернет пастушат и коров к жизни. А потом, дабы очистить Ямуну, Он прыгнет в ее воды и изгонит оттуда многоглавого змея Калию, чей яд будет отравлять реку.

29.В ту же ночь, когда жители селения Кришны, Враджи, заснут безмятежным сном, в лесу неподалеку случится пожар. Огонь станет свирепствовать и быстро подбираиться к людям, готовый поглотить их своими бушующими языками. Но Кришна зажмурит глаза и велит людям сделать то же самое, а когда они снова оглядятся округ, то обнаружат с изумлением, что пламя угасло и жизнь их в безопасности.

30.А однажды Кришна изрядно рассердит матушку Яшоду, и та замыслит наказать Проказника, привязав Его бичевкою к ступе. Но сколько ни будет пытаться она, бичевка всякий раз окажется на два вершка короче нужного. В конец утомившись Яшода оставит свою затею, а потом, заглянув в рот своему Дитяти, увидит там вселенскую бездну, со всеми ее мирами - с небесной твердью, поднебесьем и просторами земными. Но не долго продлится ее смущение. Зажмурившишь на миг и снова разомкнув очи, она увидит мир вокруг как прежде обыденным, а видение свое объяснит утомленностью.

31.В другой раз Кришна вызволит Своего родителя Нанду из плена морского владыки Варуны, да освободит приятелей Своих пастушков из горной темницы, куда увлечет их злобный сын Mайи. А потом устроит единоплеменникам, мирно почивавшим после дневных забот, путешествие в райские чертоги, и еще выше в бескрайние просторы царствия Духа. Воистину тот пастушок Кришна будет Верховным Владыкою Собственнолично.

32.Однажды пастухи родного селения Кришны навлекут на себя гнев громовержца Индры тем, что по наущению Кришны откажутся приносить небесам жертвенные дары. Возмущенный дерзостью людей царь богов обрушит на Враджу нескончаемые ливни, грозящие затопить все земли округ. Тогда Кришна, коему тогда едва минует семь лет, поднимет над главами односельчан, точно зонтик, великий холм Говардхану и будет удерживать его одним мизинцем семь дней и ночей, покуда не иссякнут воды потопа и повелитель молний не обессилит вконец.

33.А однажды, когда Кришна будет водить ночные хороводы со Своими возлюбленными, возбуждая в женщинах Враджи любовное желание, слуга Куверы, горный дух Шанкхачуда, похитит юных дев, дабы досадить Прекрасному Господу, за что будет немедленно обезглавлен Кришною, - ревностным Похитителем сердец.

34-35.Многие демоны и нечестивые цари восстанут на Кришну и набегами своими будут досаждать Ему и Его племени. И Праламба с Дхенукою, и Бака с Кеши, и Аришта, Чанура, Mуштика, и Кувалайапида, и Камса с Яваною и Наракасурою, и Паундрака с Шалвою, и обезьяны Двивида с Балвалою, и Дантавакра, и семеро быков, и Шамбара с Видуратхою и Рукми, и многие другие воины – Камбоджа, Mатсйя, Куру, Сринджайя и Кекайя – все они будут яростно биться со Всевышним и Его воителями: Баладевою, Арджуною и Бхимою, и все как один сложат свои мятежные головы и изчезнут в сиянии Господа, а кто-то из них вознесется в Его вечную обитель.

36.Воплотившись сыном Сатьявати, Вьясою, Господь сочтет, что созданный Им свод знаний Веда, недоступен разумению людей темного века Кали, и дабы не остались они лишенные мудрости, Он расчленит древо Веды на множество ветвей.

37.Когда нечестивцы по примеру кудесника Майи научатся строить воздушные челны и подводные, дабы теснить все живое вокруг, Всевышний низойдет на землю в облике отрешенного подвижника и призовет людей к добродетелям, умолчав однако о богопочитании.

38.На закате мрачного века, когда о Боге перестанут вспоминть даже в домах священников, когда власть приберут к рукам жулики и воры из черни, когда не останется человека, кто знает, что есть алтарь Бога и жертва, тогда Господь сойдет на Землю в облике карающего Палача и истребит всех правителей земных, их вельмож и почитателей.

39.В создании мира участвуют три сущности – я, творец [ Брахма ], творческий подвиг [ тапа ], и девять праотцов, от коих происходят виды жизни. В поддержании мира тоже участвуют три сущности: закон [ дхарма ], боги - властители стихий, и правители живых тварей. В уничножении мира учасвтуют: отказ от долга [ адхарма ], разрушающий [Шива], и живые существа, поправшие долг чести и веры. Но все эти сущности - и в начале, и в середине, и в конце бытия – суть силы и проявления Единого Существа, непроявленного и обладающего бесконечной властью.

40.Величие Его неописуемо, пути неисповедимы. Мудрец, умеющий сосчитать до единой все крупицы бытия, и тот не способен постичь малой доли славы Господней, кто Коротышкою шагнул чрез всю вселенную и очутился там, где вещество не имеет трех своих признаков.

41.Ни я, ни ты, ни мудрецы, рожденные прежде тебя, не ведают Природы Высшего Существа. Первопричина сущего, Он остается вне разумения даже для первичной Своей Ипостаси - исполинского Змея Шеши, на коем вечно покоится и кто беспрестанно поет Его добродетели тысячью Своих уст.

42.Лишь безраздельною преданностью возможно пленить Всемогущего и постичь Его суть. Познавший конечную Истину, навсегда избавляется от самообмана. Но кто связал себя путами бренного мира, обольщенный плотью и благолепием тел, осужденных однажды быть пищею псам и гиенам, тот не способен за суетой мира разглядеть Истину – за временным узреть Вечное.

43-45.Любезный, нет существа, в чьей власти исчерпать Всевышнего, ибо нет предела Его величию. Господь Бог бесконечно разнообразен, и нам являет лишь некоторые из Своих граней. Шива, Прахлада, Ману, жена Его Шатарупа, сыны его и дочери – Прияврата, Уттанапада, Акути, Девахути и Прасути; Прачинабархи, Рибху, Анга, Дхрува, Икшваку, Аила, Mучукунда, Джанака, Гадхи, Рагху, Амбариша, Сагара, Гайя, Нахуша, Mандхата, Аларка, Шатадханве, Ану, Рантидева, Бхишма, Бали, Амурттарайа, Дилипа, Саубхари, Утанка, Шиби, Девала, Пиппалада, Сарасвата, Уддхава, Парашара, Бхуришена, Вибхишана, Хануман, Шука, Арджуна, Арштишена, Видура, Шрутадева и многие иные существа – все узрели лишь малую крупицу Его подлинного Существа.

46.Всякий, кто искренен в поиске Первопричины, будь то женщина, человек черни или дикарь, непременно освободится от пут самообмана, ибо узревший явь пробудился от наваждения. Кто служит Истине верой и правдой, над тем не властно суетное. Зверь лесной и птица небесная и те постигают Суть бытия, если сделались слугами рабов Истины.

47.Истина вечна, безмятежна и являет Собою все прирастающее Счастье. Истина – Счастье собственнолично, без печали и тревог. Высшая Истина как Первопричина – единственная сущность, не состоящая из более простых начал. Она - Первостихия бытия. Она выше сознания, выше причин и следствий, выше добра и зла. Первопричина непорочна и не связана следствиями Своих дел, ибо дела Ее – суть забавы. Истина – есть Счастье во плоти, без скорби, страха и печали.

48.Кто прикоснулся к Истине, тому не нужно усмирять страсти, предаваться богомыслию, мудрствовать или бежать от суеты мира. Ему нет надобности изнурять себя трудами духа, как не нужно небесному громовержцу рыть в земле колодцы, чтобы добыть себе влаги.

49.Первопричина – Тот, кто обладает всеми силами и достояниями. В Нем стредоточено все могущество. От Него живые существа возымеют плоды своих трудов, корыстных и бескорысных. Но кому люба не Истина, но дары Ее, тот оказывается пленен Ее обольстительной силою, ложными образами и заключен в саван плоти, полагая такое существование единственно возможным для духа. Однако, обнаружив Истину, душа, стряхивает с себя облачения лжи и вырывается на свободу, точно воздух из разбитого кувшина.

50.Итак, Нарада, я поведал тебе о Причине сущего, Ее образах и проявлениях в мире чувственного опыта. Причина зримого и незримого, сотворенного и несотворенного - едина. И Она есть Неотразимый Господь Бог.

51.Звуки сей Песни об Ипостасях Божьих взялись от самой сокровенной Его силы. Песнь сию я услышал от самое Господа, Коего обликам несть числа и новизне Коего нет предела. Я описал тебе, сын мой, лишь зримую сторону Его образов. Тебе же надлежит живописать их в движении. Итак, я велю тебе, Нарада, поведать свету о дивных забавах Несравненного, о красоте Его дел.

52.Пусть повесть твоя не оставит сомнений у всякого искателя Истины в том, что коснуться Ее можно лишь будучи безоглядно предан Ей.

53. Живописать игры Прекрасной Истины и внемлеть повести о Ней способны лишь те, кто верут в Нее и ставит служение Ей превыше всего на свете. Лишь влюбленный в Прекрасную Истину подлинно свободен от лжи и самообмана.

 

ГЛАВА ВОСЬMАЯ

Вопросы

1.Царь спросил: о мудрец, как сподобился Нарада исполнить волю создателя? Как сумел живописать качества Того, Кто не имеет качеств? И кто внимал слову святого скитальца?

2.Я горю желанием услышать повесть Нарады, если ум мой, полагаешь ты, пригоден для того. Испокон веков мудрые сказывают, что внемлеть повести о Прекрасном Владыке годен человек любого рода и звания и в любую пору жизни. Потому полагаю мне как и всякому слушателю сказ Нарады будет благодатен.

3.О благословенный странник, я буду слушать тебя до скончания дней моих, дабы в час расставания с постылой плотью, мыслями я целиком принадлежал Кришне, - Средоточию Счастья и Красоты.

4.От воспитателей своих я узнал, что Господь Всемогущий нисходит в сердце смертного через внемлющее ухо того. И что являет Себя Прекрасный Бог тому, кто безоглядно поверил песни Безусловной Красоты, ибо слово о Боге исходит от Бога. Слово о Боге есть Сам Бог.

5.В образе имени Своего Кришна нисторгается в лотос человеческого сердца и очищает его от страстей мира, как осенний дождь, проливаясь в озеро, вымывают тину, поросшую округ его лотосов.

6.Слуга Кришны, разом ощутивший сладость преданности своему Господину, не оставит стоп Его ни на мгновение, как тот, кто воротился в родные края после долгих скитаний, никогда более не покинет дома ради суетных прелестей чужбины.

7.Ты прежде сказывал, о благородный мудрец, что вечная и свободная по природе душа оказывается вдруг заточенной в плоть, в бренный образ. Скажи мне на милость, что служит тому причиною, или пленение души происходит от случая?

8.Ты сказывал, что и у Высшего Существа, от живота которого произрастает лотос вселенной, есть образ, и что Он нисходит в зримый мир во плоти. Если так, то чем Он, кроме размеров Своих, отличен от прочих живых существ?

9.Как случилось, что создатель, явившийся на свет не изо чрева матери, но из лотоса, произросшего из пупа Вседержителя, узнал причину своего появления? Как довелось творцу узреть лик Того, кто существует прежде творения?

10. Как возможно, что Господь Бог, сущий в каждой крупице бытия, не касается вещества, в коем пребывает? Как возможно что Его обольстительная сила не имеет над Ним власти?

11.Еще ты сказывал, что множественные ярусы вселенной – суть члены исполинского тела Всевышнего. Однако прежде мне доводилось слышать, что ярусы мира, среды обитания живых существ, покоятся внутри Всевышнего. Как оно обстоит на самом деле?

12.Сколько длится век вселенной? В какой срок она созидается? Что есть время? Что есть прошлое, настоящее и будущее? Сколько живут боги в небесах? Как долог в сравнении с ними век людей и прочих тварей.

13.Почему для одних время тянется долго, для других оно скоротечно? Почему кто-то чувствуют ход времени, для иных оно проносится незаметно? Почему дела наши связывают нас последствиями? Почему обязаны мы пожинать плоды трудов своих и есть ли способ прервать эту цепь?

14.Как дела прошлого влияют на мои нынешние желания? Почему одни деяния возносят нас к небесам, другие низвергают в низшие миры? Влияет ли состояние ума на исход моих поступков? И возможно ли смертному знать, какой облик ему уготован в следующей жизни?

15.Как создались стороны света, небо, звезды и прочие предметы, что окружают нас? Откуда появились горы, реки, моря, острова и самое виды жизни?

16.Каковы пределы вселенной, и что пребудет по ту ее сторону? По каким признакам узнать человека, обладающего внечувственным опытом? Как понять человеку, какое занятие ему определено на роду?

17.Что есть век вселенной? Сколько веков живет она и как часто они сменяют друг друга? Одинаков ли долг и закон веры в каждом веке и каковы они? В каких обликах Господь являет Себя в веках и каким забавам предается?

18.Что объединяет долг разных сословий? В чем обязанность правителя? У кого обывателю искать защиты в миру, к кому обращаться в бедственный час? Кому им молиться и на кого уповать?

19.Из каких стихий сложено вещество? Сколько их числом, откуда они появились и как из отдельных стихий слагаются предметы? Что есть служение и самопожертвование? Как развить в себе силу воли и самообладание, требуемые для достижения высшей свободы?

20.Что за тайные силы, коими обладают святые, обуздавшие страсти? Что есть скрытое тело человека? Сохраняется ли оно после гибели вещественного тела? О чем гласит древний свод знаний Веды, о чем повествуют Летописи и Предания?

21.Расскажи, о мудрец, о происхождении видов жизни. Чем поддерживается жизнь и почему живое принуждено умирать? К чему человеку обряды и таинства? Почему святые предания объявляют среди целей человеческой жизни набожность, благосостояние и плотские удовольствия?

22.Как частица бестелесного Духа оказывается заключена в скорлупу из плоти? Как твари Божие способны отрицать Его существование и действовать против Его законов? Как Он дозволяет им восставать против Него? Куда отправляются души обретшие свободу и в каком облике?

23.Почему Всевышний избирает для забав Своих бренный мир, - место наших страданий? Кто устраивает Ему Его похождения в сотворенном мире и в Его обители? Что делает Он после гибели вселенной, куда об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...