В ) Автоматизация в словах и фразах
Подготовительный этап. Для постановки звука «К» используют следующие артикуляционные упражнения:
Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: Игра «Поймай слог». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог К…(а, о,у, ы). - КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ (гл. взр.) -ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.) -ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.) -ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.) -РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.) Игра «Светофор»
2.Постановка звука К. Цель – сформировать первичные умения правильного произношения звуков. Сначала пробуют вызвать звук К по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук «К». Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука. Если вызвать звук «К» по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка. Нельзя стремиться за один раз получить слог КА, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога КА добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить КА, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.
Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук «к» будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук «к». Подними язык горкой, скажи к; «к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу. После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй. Автоматизация звука «К» А)Автоматизация звука «К» в прямых и обратных слогах. Ка- кы- ко- ку Кы- ка- ку -ко Ко- ку- кы -ка Б)Автоматизация в словах - в начале слова: кабина, канава, качели, кабан, камень, калач, калоши, капюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан, колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун; - в середине: акула, локон, юбка, елка, собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, маска, миска, лейка, мойка, булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно, заколка, скамейка; - в начале и середине: копейка, клубника, кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук, сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек, звонок, бублик, волк, козырек; - в начале и конце: колобок, конек, кулек, колпак, кубик, клубок. Произносить слова со стечением согласных:
Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами: а) согласование количественных числительных и существительных — игра «1-2-5»: одна копейка—две копейки—пять копеек, один куманек—два куманька—пятъ куманьков, один какаду—два какаду—пять какаду и т.д. б) прямой и обратный счет 1 -10:[1] одна утка десять коней две утки девять коней три утки восемь коней четыре утки семь коней пять уток шесть коней шесть уток пять коней семь уток четыре коня восемь уток три коня девять уток два коня десять уток один конь в) прямой и обратный счет парами 2 -20: две койки, четыре койки, шесть коек и т.д. двадцать конфет, восемнадцать конфет и т.д. г) словообразование существительных мужского рода с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксами — -ик, -ек: винт - винтик день - денек дом - конь - куб - кум - кот - пень - фант - окунь - д) образование именительного падежа множественного числа существительных — игра «Эхо»: кабан - кабаны конь - кони кабина - кабины кот - камень - камни коготь - камея - команда - канава - комедия - канат - комета - капитан - комната - капкан - конфета - кафтан - копье - и т.д. е) образование родительного падежа множественного числа существительных — игра «Один —много»: один бак - много баков одно окно - много окон один мак - одна буква - один бук - одна тыква - один паук - один пенек - один бык - один денек - один дубок - один маяк - один моток - один тюк - один поток - один индюк - один веник - один диктант - Произносить чистоговорки:
Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звука К в словах. в) Автоматизация в словах и фразах Игра «Скажи, что ему делать»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|