Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные тематические картинки




Рис. 1


 




темы не позволят нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому на первых трениро­вочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

Тема выбрана. Карточку с изображением, обозначающим выбран­ную тему, кладем на середину образованного сидящими детьми круга, остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно пока убрать.

Составление плана исследования

Например, дети, выделенные нами в качестве главных участников исследования, выбрали кар­точку с изображением попугая (морской свинки, черепахи, вороны, воробья и др.). Таким образом, тема нашего исследования - «Попугай». Это бу­дет особенно действенно, если в классе есть жи­вой уголок, в котором живет попугай (черепаха или кто-то еще).

Если живого уголка нет, то мы можем взять тему из области нежи­вой природы. Например: «Луч света», «Магнит», «Вода» и т.п.

Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их ис­следования, и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что мож­но, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо расска­зать им о том, что существует много способов добычи информации -«методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвел детей к тому, чтобы они начали назвать их сами.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает ис­следование ученый?» Естественно, что эти вопросы не только к выде­ленной нами паре детей. Они адресуются всем детям, участвующим в проведении занятия.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основ­ные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др. Каждый та­кой ответ должен быть обязательно отмечен, назвавшего его ребенка


следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал о том, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названо наблюдение или эксперимент, положите рядом кар­точки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивает­ся цепочка методов исследования. Те методы, которые окажутся не­названными детьми, на первых порах следует подсказать.

Опыт показывает, что дети часто называют методы: «Наблюде­ния», «Эксперимент», «Прочитать в книге», «Посмотреть в компью­тере» и даже «Задать вопросы специалисту», но нередко забывают, например, о том, что «надо подумать самостоятельно». Это естествен­но и нормально. На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее - сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре), - не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случай­ного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Нач­нем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С че­го начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь

и далее.

Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведи­те» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых ими вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться представление о том, что все они делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие - «подумать самостоятельно».

Следующий вопрос: «Где еще мы можем узнать что-то новое о попугае?» Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Подумать самосто­ятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Провести экспери­мент».

Можно немного дополнить арсенал методов, например: «Получить информацию у компьютера», «Позвонить по телефону специалисту» или «Отправить письмо специалисту по электронной почте» и др. Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных


изображения. Старайтесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раско­ванно и свободно.

возможностей и только ими может быть ограничен. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдет работа. Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследова­тели и их помощники - все участники занятия, готовы к поиску. От плана взрослого исследователя наш план отличается только лишь формой выражения - он изображен на карточках, а у взрослого ис­следователя описан в его текстах.

Сбор материала

Следующий, третий шаг - сбор материала. Его надо зафиксиро­вать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что большинство первоклассников еще не владеют в совершенстве навыками письма. Мы можем использовать наряду с обычным пиктографическое письмо.

Подскажем детям, что на маленьких листочках бумаги (мы загото­вили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно де­лать заметки - рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходит­ся неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фик­сировать информацию у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, а вместе с ней будет рас­ти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.

Известно, что в этом возрасте ребенком активно воспринимается чувственно-образная информация, которая в дальнейшем станет объ­ектом осмысления и изучения. В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого как его логическая структура и последовательность. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информа­цию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зре­ния, слуха, вкуса, температуры и т.п.).

Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение


стало предметом осознания, размышления и, следовательно, оно приобретает для него значимость, становится ценностью.

Обратимся к примерам. Как мы помним, первый из выделенных нами методов - «Подумать самостоятельно».

Например, подумав, приходим к выводу, что наш попугай - «домашняя декоратив­ная птица». Для того чтобы эту идею за­фиксировать, нарисуем на листочке изобра­жения домика (или клетки), человечка и попугая. «Домик (клетка) и человечек» бу­дут служить напоминанием о том, что по­пугай живет в домашних условиях.

Следующая пришедшая исследователям идея, например, такая - «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала -один большой, другой маленький. К каждо­му пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется.

Затем, подумав, дети отмечают, что у по­пугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнооб­разном, ярком оперении попугаев».

Как показывает наш опыт, этих неслож­ных заметок оказывается вполне достаточ­но для фиксации такой относительно прос­той информации на короткий срок.

Естественно, что идеи могут быть и та­кими, что их сложно воплотить в изображе­нии, однако выход всегда есть. Например, исследователи пришли к мысли, что попу­гаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая. Причем подчеркиваем, не надо концентрироваться на «правильности»


Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способ­ностей в целом и одновременно выступает важным средством их раз­вития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

На тренировочном занятии все дети-участники помогают выде­ленной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как ее проще и точнее изобразить.

«Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследо­вателей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно за­давать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способ­ность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматри­ваться нами как одна из важнейших целей нашей педагогической работы.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и самое главное слышать других людей. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом на пути к формированию на­выков успешного обучения ребенка. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать учителя и друг друга. Данные занятия мо­гут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркива­ют в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить пробле­му) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьез­ными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в выс­шей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческо­го потенциала личности ребенка.

Первое время следует особенно четко фиксировать внимание де­тей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что попугаи только в северных стра­нах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком.


 

Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем соответствующие им схема­тические изображения. Например, несколь­ко пальм, солнце и попугая. Пальмы будут напоминать нам о дикой природе, солнце -о теплом климате, а нарисованный рядом попугай будет дополнять общую картину,

свидетельствующую о том, что перед нами именно дикая, а не домашняя птица.

Затем, например, на вопрос исследователей о том, где же живут дикие попугаи, нам подсказали идею о том, что они, как все птицы, устраивают себе гнезда. А на вопрос о том, чем они питаются, - что сами находят съедобные зернышки, орешки и корешки.

«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладев­шему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. Способа в этом случае два: можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помо­щи у того, кто может прочитать. В ходе занятия кроме педагога ре­бенку-исследователю в этом мало кто может помочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть

готовым.

Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое коли­чество детских справочников и энциклопедий, они посвящены раз­ной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи,

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой иссле­довательской работе живые наблюдения и реальные действия с изуча­емым предметом - эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Попугаи не редкость в жи­вых уголках наших школ, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этой

птицы.

Нам никто не мешает подойти с нашими исследователями к клет­ке попугая и, понаблюдав, поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на на­ших листочках.


Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необыч­ное? Можно ли его обучить чему-либо?

Отметим, что у первоклассника способность концентрировать вни­мание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо прово­дить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание. Помо­гите детям сгруппировать то, что они уже имеют. Очень важно поддер­живать темп, чтобы работа шла энергично - на «одном дыхании».

Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре (на столе) наши пиктограммы так, чтобы их видели все. И начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам про­веденного исследования.

 

 

На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследо­вателям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способно­сти, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а за­тем и третьестепенные. Сделать это несложно - надо просто, посо­ветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте...

В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. В этом нет ничего страшного, этот листок откладываем в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

Конечно, начать лучше всего с попытки дать определения основ­ным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем


не отличается от работы настоящего ученого. Только не следует тре-

бовать от ребенка строгого соблюдения правил логики, вполне доста-

точно и того, что он будет пытаться пользоваться приемами, сходны­ми с определением понятий. Например, такими как: описание, ха­рактеристика, описание посредством примера и др.

С одной стороны, для детей это очень трудная задача, с другой, если не сковывать их инициативу, - 0ни часто делают высказывания, весьма близкие к существу дела. Конечно, многие известные спе-

циалисты утверждали, что дети младшего школьного возраста не мо­гут давать определения понятиям, J™ не менее очевидна и другая

мысль - это неумение не повод для того, чтобы их этому не обучать.

Ведь если не делать эту пропедевтическую работу на доступном ре-

бенку уровне сейчас, он этому никогда не научится.

Дети не отягощены «грузом определений классиков», поэтому на

вопрос о том, что это, они обычно отвечают смело, легко и нередко точно. Во всяком случае, уточнить, конкретизировать определение

ребенка всегда можно.

Научить ребенка смело высказывать свои определения - очень важная задача школьного обучения. Без этого всякая дальнейшая ра­бота в этом направлении будет существенно осложнена.

Доклад

Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши иссле­дователи делают сообщение - «Доклад о попугае».

Практически это выглядит так: выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад. Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рас­сказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повест­вование, опираясь на собранный материал.

Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением ис­следовательского опыта собирается все больше информации, появ­ляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развер­нутыми и обстоятельными.

Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка, от его мышления, речи, словар­ного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индикатором


уровня общего развития, это сообщение будет служить важным сред­ством и развития, и обучения.

После выступления исследователей - завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой очень важной части занятия требует осо­бого педагогического мастерства.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы позна­комили детей с общей схемой исследовательской деятельности. Те­перь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенство­вания собственных навыков и умений.

Количество коллективных занятий тренировочного плана в нашем эксперименте обычно не превышало одного-двух в каждой группе. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему дея­тельности, можно перейти к другому варианту организации этой ра­боты - самостоятельной исследовательской практике детей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...