Раздел 4. Исследования спроса, предложения и конкурентной среды
1. Исследование спроса Анализ рыночной деятельности крупнейших страховых компаний за рубежом показывает, что целый ряд направлений и функций маркетинга являются общими в деятельности различных страховщиков. К ним относятся ориентация страховых компаний на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий отдельных видов страхования к неудовлетворенным и потенциальным страховым интересам. В концептуальном плане деловой стратегии любого страховщика всегда находится страховой интерес. Концепция признает залог успеха в том, что страхователь должен быть удовлетворен данной компанией, чтобы он продолжал иметь дело с ней и в дальнейшем. Удовлетворение страховых интересов клиентов является экономическим и социальным обоснованием существования страхового общества. Таким образом, практический маркетинг страховщика опирается на следующие основные принципы: ~глубокое и всестороннее изучение конъюктуры страхового рынка, спроса и требований потребителей; ~гибкое реагирование на запросы страхователей; ~воздействие на формирование спроса потребителей в интересах производства; ~осуществление инноваций. С экономической точки зрения спрос ограничен платежеспособностью потенциальных страхователей. В условиях низкого уровня доходов населения и дефицита финансовых ресурсов, у предприятия затраты на страхование стоят на одном из последних мест. И, напротив, при благоприятной экономической обстановке доля расходов на страхование возрастает. Спрос бывает корпоративным и индивидуальным. Корпоративный предъявляется со стороны предприятий, а индивидуальный — со стороны физических лиц. Часто по одному и тому же договору страхователем (плательщиком взносов) является юридическое лицо, а застрахованным или выгодоприобретателем (конечным получателем услуги) - физическое лицо. В развитых странах большая часть договоров страхования заключается физическими лицами, в нашей стране, наоборот, большая часть страховых продуктов ориентирована на корпоративных клиентов.
Факторами спроса на страхование являются: q количество потенциальных страхователей и объектов страхования (спрос находится в прямой зависимости от него); q доходы потенциальных страхователей (прямая зависимость); q стоимость альтернативных механизмов управления рисками, в т.ч. самострахования, переноса риска и т. п. (обратная зависимость); q для долгосрочного страхования жизни — цены на аналогичные услуги сберегательных банков, негосударственных пенсионных фондов и других конкурентов страховых компаний (обратная зависимость); q налогообложение страховых взносов и выплат (льготное налогообложение стимулирует спрос); q наличие требований к законов, иных нормативных актов, договоров (например, аренды) застраховать определенную группу объектов (прямая зависимость); q инфляционные ожидания (уменьшение спроса); q ставка банковских процентов (прямая зависимость: чем выше стоимость ресурсов, тем выше привлекательность страхования). 2. Исследование предложения и конкурентной среды Предложение страховых услуг определяют страховщики, то есть юридические лица, получившие в установленном законом порядке право на осуществление страховой деятельности. На объем и структуру предложения в значительной степени влияют факторы конкуренции между страховщиками, уровень издержек на ведение страхового дела и другие факторы, характеризующие ситуацию на страховом рынке конкретной страны в конкретный период времени. Как и в других отраслях экономики, конкуренция среди страховщиков может быть ценовой - снижение страховых тарифов и неценовой - предоставление лучших условий страхования. Ценовая конкуренция осуществляется за счет расходов страховщика на ведение дела и осуществление мероприятий по предупреждению страховых случаев, а также закладываемой в тариф нормы прибыли страховщика т.е. так называемой тарифной нагрузки. Часть страховых взносов, за счет которых финансируется выплата страховых возмещений (нетто) может служить источником снижения тарифов только в том случае, если страховая компания очень крупная, находится в выгодном рыночном положении и может обеспечить лучшую пространственную и временную раскладку ущерба между большим числом страхователей. Снижение нетто по сравнению со среднерыночной мелкими компаниями с целью демпинга, захвата рынка и т.п. недопустимо, т.к. следствием ее может явиться неспособность страховщика выполнить принятые на себя обязательства и его банкротство.
В изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции прежде предстоит установить главных конкурентов данной страховой компании на рынке, выявить их сильные и слабые стороны. Собирается и систематизируется информация о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финансовое положение, страховые тарифы на конкретном рынке, особенности управления страховым делом. Как правило, результаты исследования заносятся в специальные информационные досье. Большинство страховых компаний в настоящее время ориентировано на стратегию «борьбы за выживание». Многие склонны к поиску путей присоединения к более крупным компаниям или вхождению в страховые группы. Сбытовая система в страховом бизнесе. Маркетинг сбыта страховых продуктов, как и стратегия реализации любого товара (услуги) призван решать задачи, связанные с разработкой оптимальных схем сбыта. В первую очередь они ориентированы на целевых потребителей и облегчение им доступа к страховым продуктам.
Раздел 5. Стратегическое планирование маркетинга В соответствии с целями Компания: v сотрудничает с государственными и негосударственными организациями в Российской Федерации и за рубежом;
v заключает договоры (контракты); v осуществляет иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, способствующую выполнению задач, развитию материально-технической, социальной базы и укреплению финансово-экономического состояния. Миссия компании Постановка фирменных (глобальных) целей и миссии компании. Конкретные стратегические цели, определяемые миссией. Основной общей целью любой организации - чётко выраженной причиной её существования - является миссия. Миссию ИФ «Интеррос-Согласие» можно сегодня сформулировать следующим образом: предоставление страховых возможностей и гарантированных страховых услуг населению города Иркутска и на территории всей Иркутской области. Место компании обозначено тем, что она создает страховую базу клиента и оформляет ее в конкретный страховой продукт. Это очень ответственный этап. Потому что если где-то произойдет сбой - будет неправильно оформлен договор и не обговорены все условия, или некачественно оказана услуга, или потом неправильно обозначена, -содержательная часть кампании сожмется или исчезнет вообще. SWOT – анализ. Анализ сильных и слабых сторон предприятия. Ключевые факторы успеха (неудачи) продуктов предприятия на рынке. Возможности, открывающиеся в рамках рынка. Угрозы, опасности, которые ожидают предприятие в будущем. События, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия в будущем.
|
|
|