Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курс практических (семинарский) занятий

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
  Название раздела 2. Сопоставительное литературоведение (практические аспекты)
1. Тема 1. Исторически обусловленные аналогии. Понятие «общего типологического ряда» «Слово о полку Игореве» «Песнь о Роланде» История создания произведений. Особенности сюжетного построения. Связь с фольклором. Сходства и различия (литературоведческий, смысловой анализы)
  Тема 2. Воссоздание инонационального менталитета. Понятие национального менталитета И. Гончаров «Фрегат «Паллада»» Л. Толстой «Хаджи Мурат» В. Брюсов «Огненный ангел» Примеры воссоздания инонационального менталитета.
  Тема 3. Национальное своеобразие пейзажа в литературном произведении Пейзаж в литературном произведении Описание русской зимы («Осень во время осады Очакова» Г.Р. Державина, «Первый снег» П.А. Вяземского, «Евгений Онегин», «Зимнее утро» А.С. Пушкина); Пейзаж в стихотворениях на восточные мотивы A.A. Фета (создание «местного колорита»); Пейзаж в японских трехстишиях: символика детали (Басё и др.); Пейзажный параллелизм в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»
4. Тема 4. Национальное своеобразие портрета Портреты героинь в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»; Роль сравнений в создании портрета героя (героини), их традиционность для данной национальной культуры («Лейли и Меджнун» Низами, «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Повесть о Петре и Февронии» и др.); Индивидуальное и типическое в описании внешности героев М. Горького (произведение по выбору).
5. Тема 5. Своеобразие психологизма в произведениях русских писателей Понятие «внутренний монолог» в отечественном литературоведении Внутренний монолог как прием психологизма в прозе Л.Н. Толстого; Принципы и приемы «диалектики души» Л.Н. Толстого Принципы и приемы «тайной психологии» И.С. Тургенева (произведение по выбору).
6. Тема 6.Иноязычная речьв художественном тексте Мотивированность иноязычных вкраплений и их формы; отражение язы- кового узуса и его художественная деформация, использование сильных позиций текста; роль в стилеобразовании. И.П. Мятлев. «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже»; Л.Н. Толстой. «Отрочество»: макароническая речь; А.Н. Островский. «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (французский язык в Замоскворечье); другое произведение в названных аспектах.
7. Тема 7.«Чужое» словов тексте Виды межтекстовых перекличек. Цитата. Аллюзия и реминисценция как виды цитирования, функция «чужого слова», использование «сильных позиций» текста, варианты диалогических отношений «своего» и «чужого» слова. Вопросы: «Подражание Корану» А.С. Пушкина; «Гамлет» Б.Л. Пастренака; «Лотова жена», «Данте» А. Ахматовой и др. «Персидские мотивы» С. Есенина «Скифы» А. Блока
8. Тема 8. Национальное своеобразие комического в литературном творчестве Универсальные закономерности, лежащие в основе порождения комического дискурса, национальные особенности комического, художественные средства воплощения комического. Пьеса А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!»: тип конфликта; характеры героев; особенности композиции; художественные средства воплощения комического и др. Интертекстуальные связи (межтекстовые переклички)
  Тема 9. Трагическое в литературе. Универсальные закономерности, лежащие в основе трагического модуса художественности, трагическое в западноевропейской эстетике и в востоковедении, факторы, влияющие на формы выражения трагического в литературе. Романы «Анна Каренина» Л.Т. Толстого и «Молодые сердца» Г. Ибрагимова: своеобразие конфликта; мотивная структура, художественное пространство и время, ритмико-интонационная структура и др.
10. Тема 10. Концепты национальной литературы 1. Структура концепта, «познавательные» и «художественные» концепты (С.А. Аскольдов). Дифференциация концептов на вербальные и невербальные, выявляющая связь слова и концепта, роль концепта в системе языка. Выделение концептов в культуре и литературе. 2. «Концепт в литературе» и «литературный концепт». Определяющие признаки литературного концепта. 3. Константы (Ю.С. Степанов) национальной культуры. Концепт и манифестирующие его формы: символ, мотив, образ и др. Внетекстовая направленность концепта. Анализ одного из значимых для той или иной национальной традиции концептов: судьба, счастье, святость и др. (на материале произведений русской литературы – по выбору студента).
  Тема 11. Концепты национальной культуры в критике Н.А. Добролюбова. Концепт «новые люди» и его литературное бытие Концепты в критике Добролюбова: «темное царство», «луч света в темном царстве», «обломовщина», «настоящий день», «забитые люди», «новые люди». Ассоциативно-смысловое поле концептов. Комедия Островского «Банкрот». Основные концепты комедии «Банкрот»
  Тема 12. Концепт «купец» и его литературное бытие Типичное восприятие купечества в России, его коллективный портрет. Род занятий купечества. Отличие русского человека от западного. Влияние национального культурного пространства, «информационно-эмоционального («этнического») поля, в котором человек существует и функционирует. Литературное представление о купечестве. Афанасий Никитин «Хождение за три моря». «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. «Коробейники» Некрасова. «Гроза» Островского.
13. Тема 13. Концепт «женщина» и гендерные стереотипы в национальных литературах. Категория «эгоизм» в русском литературном процессе: от концепта к универсалии Идея женственности в русской и западной историософии. Опыт русской литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой». Татьяна Ларина Пушкина. Любовные сюжеты Руссо и Ричардсона. Феминистическая тема. Романы Тургенева и Л. Толстого.   Концепт «эгоизм» как этическая константа русской литературы. Философская традиция (от античности (софисты, Демокрит, Эпикур) до XIX в. (Шопенгауэр, Штайнер) и XX в. (Фрейд, Юнг). Идея эгоизма в русском литературном процессе. Эгоизм в русском романтизме.
14. Тема 14. Тема Востока в сказках Жорж Санд и С.Т. Аксакова Тема Востока в европейской литературе Тема Востока во французской литературе (Жорж Санд) Сказочные произведения Ж.Санд: «Собака и Священный цветок», «Крылья мужества», «Грибуль». Восточная философия, в частности идея перерождения – реинкарнация. Быт и культура Востока в сказке «Собака и Священный цветок» Ж.Санд. Тема Востока в сказке русского писателя С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (1856-1857). Сюжет сказки о заколдованном юноше, обращенном в чудовище, и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, – у всех народов Восточные мотивы в сказке Аксакова и Восточные мотивы в сказках Ж. Санд: сходства и различия Литература Санд Ж. Бабушкины сказки / Пер. с фр. А.Н.Толиверовой. – М., 1991. – 367 с. Санд Ж. О чем говорят цветы: сказки / Пер. с фр. Л.Хавкиной. – М.: Эксмо, 2011. – 128 с. Бегунов Ю.К. Источники сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» // Русская литература. – 1983. – №1. – С. 179-187. Аксаков С. Т. Аленький цветочек: сказка / Рис. М. Успенской. – М.: Детская литература, 1979. – 32 с.
  Тема 15. Русская дуэль эпохи романтизма Пять романтических повестей: «Испытание» (1830) А.А. Бестужева-Марлинского, «Именины» (1835) Н.Ф. Павлова, «Эротида» (1835) А.Ф. Вельтмана, «Поединок» (1839) Е.П. Ростопчиной, «Большой свет» (1840) В.А. Соллогуба. Дворянство и принцип чести Особенность русского хода дуэли Основной конфликт произведений, идея рока в развитии интриги Мотив страсти как структурообразующий Романтический облик героев Исповедь как характерная черта романтической повести Литература Востриков А. Книга о русской дуэли. СПб, 2004 Дуэль. Повести русских писателей. М., 1990. Коровин В.И. «Среди беспощадного света» // Русская светская повесть первой половины XIX века. М., 1990. С. 12 Марченко Н.А. Быт и нравы пушкинского времени. СПб, 2005. Короткова М.В. Традиции русского быта. Энциклопедия. М., 2008. Хоптон Р. Дуэль. Всемирная история /Перевод с англ. А.Колина. М., 2010. Гордон Я.А. Русская дуэль. СПб, 1993. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб, 1996. Рейфман И. Ритуализованная агрессия. Дуэль в русской культуре и литературе / Перевод с английского Е.А.Белоусовой. М., 2002. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб, 1994. С.164.
16. Тема 16. Итоговая контрольная работы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...