№
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Содержание
|
| Название раздела 2. Сопоставительное литературоведение (практические аспекты)
|
1.
| Тема 1. Исторически обусловленные аналогии.
| Понятие «общего типологического ряда»
«Слово о полку Игореве»
«Песнь о Роланде»
История создания произведений. Особенности сюжетного построения. Связь с фольклором.
Сходства и различия (литературоведческий, смысловой анализы)
|
| Тема 2. Воссоздание инонационального менталитета.
| Понятие национального менталитета
И. Гончаров «Фрегат «Паллада»»
Л. Толстой «Хаджи Мурат»
В. Брюсов «Огненный ангел»
Примеры воссоздания инонационального менталитета.
|
| Тема 3. Национальное своеобразие пейзажа в литературном произведении
| Пейзаж в литературном произведении
Описание русской зимы («Осень во время осады Очакова» Г.Р. Державина,
«Первый снег» П.А. Вяземского, «Евгений Онегин», «Зимнее утро» А.С. Пушкина);
Пейзаж в стихотворениях на восточные мотивы A.A. Фета (создание
«местного колорита»);
Пейзаж в японских трехстишиях: символика детали (Басё и др.);
Пейзажный параллелизм в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»
|
4.
| Тема 4. Национальное своеобразие портрета
| Портреты героинь в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»;
Роль сравнений в создании портрета героя (героини), их традиционность для данной национальной культуры («Лейли и Меджнун» Низами, «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Повесть о Петре и Февронии» и др.);
Индивидуальное и типическое в описании внешности героев М. Горького (произведение по выбору).
|
5.
| Тема 5. Своеобразие психологизма в произведениях русских писателей
| Понятие «внутренний монолог» в отечественном литературоведении
Внутренний монолог как прием психологизма в прозе Л.Н. Толстого;
Принципы и приемы «диалектики души» Л.Н. Толстого
Принципы и приемы «тайной психологии» И.С. Тургенева (произведение по выбору).
|
6.
| Тема 6.Иноязычная речьв художественном тексте
| Мотивированность иноязычных вкраплений и их формы; отражение язы-
кового узуса и его художественная деформация, использование сильных позиций текста; роль в стилеобразовании.
И.П. Мятлев. «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею,
дан л'этранже»;
Л.Н. Толстой. «Отрочество»: макароническая речь;
А.Н. Островский. «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (французский язык в Замоскворечье);
другое произведение в названных аспектах.
|
7.
| Тема 7.«Чужое» словов тексте
| Виды межтекстовых перекличек.
Цитата.
Аллюзия и реминисценция как виды цитирования, функция «чужого слова», использование «сильных позиций» текста, варианты диалогических отношений «своего» и «чужого» слова.
Вопросы:
«Подражание Корану» А.С. Пушкина;
«Гамлет» Б.Л. Пастренака; «Лотова жена», «Данте» А. Ахматовой и др.
«Персидские мотивы» С. Есенина
«Скифы» А. Блока
|
8.
| Тема 8. Национальное своеобразие комического в литературном творчестве
| Универсальные закономерности, лежащие в основе порождения комического дискурса, национальные особенности комического, художественные средства воплощения комического.
Пьеса А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!»:
тип конфликта; характеры героев; особенности композиции; художественные средства воплощения комического и др.
Интертекстуальные связи (межтекстовые переклички)
|
| Тема 9. Трагическое в литературе.
| Универсальные закономерности, лежащие в основе трагического модуса
художественности, трагическое в западноевропейской эстетике и в востоковедении, факторы, влияющие на формы выражения трагического в литературе.
Романы «Анна Каренина» Л.Т. Толстого и «Молодые сердца» Г. Ибрагимова: своеобразие конфликта; мотивная структура, художественное пространство и время, ритмико-интонационная структура и др.
|
10.
| Тема 10. Концепты национальной литературы
| 1. Структура концепта, «познавательные» и «художественные» концепты
(С.А. Аскольдов). Дифференциация концептов на вербальные и невербальные, выявляющая связь слова и концепта, роль концепта в системе языка. Выделение концептов в культуре и литературе.
2. «Концепт в литературе» и «литературный концепт». Определяющие признаки литературного концепта.
3. Константы (Ю.С. Степанов) национальной культуры. Концепт и манифестирующие его формы: символ, мотив, образ и др. Внетекстовая направленность концепта.
Анализ одного из значимых для той или иной национальной традиции концептов: судьба, счастье, святость и др. (на материале произведений русской литературы – по выбору студента).
|
| Тема 11. Концепты национальной культуры в критике Н.А. Добролюбова. Концепт «новые люди» и его литературное бытие
| Концепты в критике Добролюбова: «темное царство», «луч света в темном царстве», «обломовщина», «настоящий день», «забитые люди», «новые люди».
Ассоциативно-смысловое поле концептов.
Комедия Островского «Банкрот».
Основные концепты комедии «Банкрот»
|
| Тема 12. Концепт «купец» и его литературное бытие
| Типичное восприятие купечества в России, его коллективный портрет. Род занятий купечества. Отличие русского человека от западного. Влияние национального культурного пространства, «информационно-эмоционального («этнического») поля, в котором человек существует и функционирует.
Литературное представление о купечестве. Афанасий Никитин «Хождение за три моря». «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. «Коробейники» Некрасова. «Гроза» Островского.
|
13.
| Тема 13. Концепт «женщина» и гендерные стереотипы в национальных литературах.
Категория «эгоизм» в русском литературном процессе: от концепта к универсалии
| Идея женственности в русской и западной историософии. Опыт русской литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой». Татьяна Ларина Пушкина. Любовные сюжеты Руссо и Ричардсона.
Феминистическая тема. Романы Тургенева и Л. Толстого.
Концепт «эгоизм» как этическая константа русской литературы.
Философская традиция (от античности (софисты, Демокрит, Эпикур) до XIX в. (Шопенгауэр, Штайнер) и XX в. (Фрейд, Юнг).
Идея эгоизма в русском литературном процессе.
Эгоизм в русском романтизме.
|
14.
| Тема 14. Тема Востока в сказках Жорж Санд и С.Т. Аксакова
| Тема Востока в европейской литературе
Тема Востока во французской литературе (Жорж Санд)
Сказочные произведения Ж.Санд: «Собака и Священный цветок», «Крылья мужества», «Грибуль». Восточная философия, в частности идея перерождения – реинкарнация.
Быт и культура Востока в сказке «Собака и Священный цветок» Ж.Санд.
Тема Востока в сказке русского писателя С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (1856-1857).
Сюжет сказки о заколдованном юноше, обращенном в чудовище, и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, – у всех народов
Восточные мотивы в сказке Аксакова и Восточные мотивы в сказках Ж. Санд: сходства и различия
Литература
Санд Ж. Бабушкины сказки / Пер. с фр. А.Н.Толиверовой. – М., 1991. – 367 с.
Санд Ж. О чем говорят цветы: сказки / Пер. с фр. Л.Хавкиной. – М.: Эксмо, 2011. – 128 с.
Бегунов Ю.К. Источники сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» // Русская литература. – 1983. – №1. – С. 179-187.
Аксаков С. Т. Аленький цветочек: сказка / Рис. М. Успенской. – М.: Детская литература, 1979. – 32 с.
|
| Тема 15. Русская дуэль эпохи романтизма
| Пять романтических повестей: «Испытание» (1830) А.А. Бестужева-Марлинского, «Именины» (1835) Н.Ф. Павлова, «Эротида» (1835) А.Ф. Вельтмана, «Поединок» (1839) Е.П. Ростопчиной, «Большой свет» (1840) В.А. Соллогуба.
Дворянство и принцип чести
Особенность русского хода дуэли
Основной конфликт произведений, идея рока в развитии интриги
Мотив страсти как структурообразующий
Романтический облик героев
Исповедь как характерная черта романтической повести
Литература
Востриков А. Книга о русской дуэли. СПб, 2004
Дуэль. Повести русских писателей. М., 1990.
Коровин В.И. «Среди беспощадного света» // Русская светская повесть первой половины XIX века. М., 1990. С. 12
Марченко Н.А. Быт и нравы пушкинского времени. СПб, 2005.
Короткова М.В. Традиции русского быта. Энциклопедия. М., 2008.
Хоптон Р. Дуэль. Всемирная история /Перевод с англ. А.Колина. М., 2010.
Гордон Я.А. Русская дуэль. СПб, 1993.
Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб, 1996.
Рейфман И. Ритуализованная агрессия. Дуэль в русской культуре и литературе / Перевод с английского Е.А.Белоусовой. М., 2002.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб, 1994. С.164.
|
16.
| Тема 16.
| Итоговая контрольная работы
|