Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия развития Холдинга по ключевым бизнес-блокам

5.1. Перевозочный и логистический бизнес-блок

Анализ текущего состояния

Железнодорожный транспорт обеспечил 44,5% грузооборота транспортной системы в 2015 году. При этом холдинг "РЖД" занимал около 44% рынка в стоимостном выражении. Около 90% выручки Холдинга в этом виде бизнеса формируется за счет регулируемой услуги перевозки – инфраструктуры и тяги. Оставшиеся 10% выручки приходятся на операторский бизнес и услуги с высокой добавленной стоимостью. На долю международных продаж Холдинга приходится не более 3% (около 11% с учетом GEFCO), что определяет значительную зависимость бизнеса от российской экономики и объемов сырьевого экспорта и ограничивает комплексное понимание международных рынков и международных клиентов со стороны Холдинга.

С учетом ограничения возможностей по увеличению масштабов и доходности бизнеса в регулируемых государством сегментах перевозок Холдингом начата работа по расширению деятельности в дерегулированных сегментах транспортно-логистического рынка:

· в 2010 году создано дочернее ОАО "РЖД-Логистика", которое оказывает комплексные экспедиторские и логистические услуги;

· в 2010 году создано ООО "Терминально-логистический центр "Белый Раст"";

· в 2012 году приобретен 75% пакет акций одной из крупнейших в Европе логистических компаний GEFCO;

· правлением ОАО "РЖД" утверждены концепции развития контейнерных перевозок, терминально-логистических комплексов.

Реализованные шаги позволили создать задел для стратегического развития транспортно-логистического бизнес-блока в перспективе.

Прогноз рынка до 2030 года

Прогноз развития рынка транспортно-логистических услуг свидетельствует о сохранении тенденций, сложившихся в последние годы:

· доли логистических, экспедиторских, складских услуг в общем объеме транспортно-логистического рынка будут возрастать;

· сохранится более высокое бюджетное финансирование развития автодорожной отрасли, значительно повысится плотность автодорожной сети;

· темп роста грузооборота автомобильного транспорта до 2030 года будет в два раза опережать темп роста грузооборота железнодорожного транспорта;

· продолжится реализация проектов по расширению трубопроводной и продуктопроводной сети.

До 2030 года ожидается значительный рост рынка аутсорсинговой логистики, который обусловлен органическим ростом рынка и увеличением доли аутсорсинга в затратах на логистику. Ускоренное развитие логистики и перенос затрат производителей из собственных транспортных подразделений в сферу логистического аутсорсинга позволит этому сегменту расти темпами, превышающими рост ВВП при оптимизации общего уровня транспортных издержек.

Базовая услуга перевозки сохранит свою значимость на рынке, но при этом доля рынка будет снижаться и достигнет 80% к 2030 году. Столь высокая доля (в сравнении с американским и европейскими рынками) объясняется масштабом страны и структурой грузов (высокая доля сырьевых грузов, не требующих сложной логистики).

Проектом Транспортной стратегии предусматриваются различные темпы развития видов транспорта. При этом у железнодорожного транспорта общего пользования ожидаются наименьшие темпы роста грузооборота к 2030 году при сохранении его определяющей роли и 83% доли рынка (без учета трубопроводного транспорта). Одновременно с этим, долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрена индексация тарифов на грузовые перевозки на уровне инфляции.

В результате прогнозируемых изменений доля традиционных железнодорожных перевозок в грузообороте и объеме транспортно-логистического рынка будет снижаться. При этом в случае роста протяженности "узких мест" инфраструктуры и отсутствии значительных изменений в качестве услуг доля железных дорог может сократиться более значительно.

Задачи развития перевозочного и логистического бизнеса холдинга "РЖД"

Основными задачами развития перевозочного и логистического бизнеса холдинга "РЖД" являются:

· повышение конкурентоспособности Холдинга на рынке грузовых перевозок;

· увеличение доли высокомаржинальных грузов при удовлетворении растущего спроса на перевозки массовых грузов;

· выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями;

· повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах при эффективном предоставлении на публичной основе услуг в естественно-монопольном сегменте;

· развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в т.ч. в глобальных транспортных цепочках;

· увеличение транзитных перевозок грузов в 2-3 раза к 2030 году;

· развитие новых продуктов и услуг в сфере железнодорожных перевозок;

· укрепление отношений с ключевыми партнерами на транспортном рынке;

· обеспечение устойчивого роста денежного потока для развития перевозочного и логистического бизнеса и инфраструктуры;

· снижение рисков, связанных с высокой волатильностью сырьевых рынков и нестабильностью экспортных грузопотоков.

Для выполнения поставленных задач холдинг "РЖД" формирует бизнес модель международной перевозочной и логистической компании за счет развития бизнеса в нерегулируемых сегментах: оперирование подвижным составом, развитие терминалов и складов, предоставление логистических услуг и логистический аутсорсинг, международные перевозки. При этом Холдингом будет продолжена системная работа по совершенствованию и повышению привлекательности базовой услуги железнодорожной перевозки.

Основные направления развития перевозочного и логистического бизнес-блока холдинга "РЖД"

Для достижения стратегических задач Холдинга необходимо развитие, как традиционных перевозок, так и новых продуктов и услуг в быстрорастущем сегменте логистики.

В сегменте железнодорожных перевозок развитие Холдинга будет основано на ряде стратегических направлений:

Удовлетворение спроса на возрастающие традиционные перевозки с учетом возможностей инфраструктуры.

Проактивная работа с грузоотправителями, у которых планируется существенный прирост погрузки или имеется существенный объем перевозок, осуществляемый в настоящее время другими видами транспорта, координация взаимодействия с портами.

Повышение качества услуг, увеличение скоростей доставки грузов для всех видов отправок, повышение маршрутизации перевозок, целенаправленное развитие технологии перевозок по расписанию, рост доли отправок, доставленных в нормативные сроки. Расширение линейки специальных продуктов и услуг для привлечения высокодоходных грузов и транзитных грузопотоков.

Формирование долгосрочных договоров перевозок с крупнейшими клиентами, в т.ч. на принципах "take or pay", разработка совместно с крупнейшими клиентами решений по оптимизации грузопотоков, снижению грузоемкости производственных процессов, оптимизации дальности груженых перевозок и порожних вагоноотправок.

Совершенствование коммерческих отношений с другими участниками процесса перевозок – предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, операторами подвижного состава, специализированными транспортными подразделениями крупных грузоотправителей.

Развитие системы сбыта грузовых перевозок, расширение спектра электронных услуг и возможностей для дистанционных продаж и взаимодействия со сбытовыми подразделениями Холдинга.

Совершенствование тарифной политики, взаимодействие с государственными органами по вопросам подготовки нового прейскуранта на грузовые перевозки, совершенствования гибкой тарифной политики, дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах рынка.

Совершенствование внутренних процессов Холдинга, в т.ч. в части взаимодействия подразделений инфраструктурного бизнес-блока и перевозочного и логистического бизнес-блока.

Вместе с тем только за счет роста грузооборота и эффективности перевозок Холдингу не удастся в значительной степени повысить конкурентоспособность, рентабельность бизнеса и отдачу на инвестированный капитал. Поэтому холдинг "РЖД" продолжит расширять текущее предложение базовой услуги перевозки, предлагая дополнительные услуги в рыночных сегментах экспедирования, логистики, оперирования подвижным составом, терминально-складской обработки грузов.

Задачей развития в сегменте логистических услуг является рост удовлетворенности клиентов и повышение маржинальности на тонну при традиционных перевозках при относительно низких потребностях в инвестициях на развитие самого логистического бизнеса.

Для успеха в логистическом бизнесе необходимо обеспечить эффективное гарантированное предоставление услуг крупнейшим клиентам, наиболее масштабными из которых являются транснациональные компании, работающие на глобальном рынке.

В этой связи необходимым решением является дальнейшее расширение бизнеса Холдинга за пределы Российской Федерации и укрепление позиций GEFCO на перспективных рынках.

Достижение указанных целей требует как минимум удвоения масштабов сопутствующего перевозкам бизнеса, в первую очередь за счет наращивания своего присутствия в логистике, оперирования подвижным составом в Российской Федерации, а также расширения деятельности на "пространстве 1520" и Евроазиатском рынке.

Для этого в период до 2030 Холдинг будет фокусироваться на трех направлениях:

· создании дополнительного грузопотока и повышении доходности за счет расширения сбыта комплексных услуг;

· развитии транзитного потенциала Российской Федерации и увеличении контроля экспортно-импортных потоков;

· формировании на основе платформы дочерних компаний мощного игрока на Евроазиатском рынке.

Для поддержания успешного перехода к выбранной бизнес модели разработаны ряд стратегические инициативы, направленные на развитие в ключевых сегментах.

Контрольные параметры целевого состояния перевозочного и логистического бизнес-блока в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 5.1.1.

Таблица 5.1.1. Контрольные параметры целевого состояния перевозочного и логистического бизнес-блока (консервативный сценарий) (18 кБ)

Ключевые риски реализации стратегии перевозочного и логистического бизнеса

Ключевыми рисками успешной реализации стратегии в основном являются внутренние ограничения и риски государственного регулирования. Среди них главными являются:

· нехватка управленческих ресурсов для развития по всем новым направлениям;

· сложность перепозиционирования Холдинга как эффективного поставщика логистических услуг (вместо имиджа монопольного негибкого перевозчика);

· сохранение внутренней конкуренции и недостаточная степень кооперации между бизнес-единицами;

· отсутствие государственных решений в области нормативного и тарифного регулирования;

· сохранение инфраструктурных ограничений для роста объемов и качества перевозок;

· регуляторные решения, ограничивающие темпы развития Холдинга, направленные на дальнейшее перераспределение наиболее маржинальных сегментов перевозок частным игрокам.

Вместе с тем, значительную роль сохранят рыночные риски:

· неблагоприятная макроэкономическая ситуация, экономическая стагнация в ближайшие годы;

· падение сырьевых цен;

· опережающее развитие автодорожной и трубопроводной инфраструктуры;

· агрессивная политика глобальных и локальных конкурентов.

В процессе реализации стратегических инициатив органы управления перевозочным и логистическим бизнес-блоком обеспечат управление соответствующими рисками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...