Садизм в целях привлечения внимания.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Психологии массовых коммуникаций. Тема: Границы влияния СМИ.
Выполнила: студентка 3 курса ЗПП11-03Б Ильментьева Е. Е. Проверил: преподаватель Цареградский В. Г.
Содержание: 1) Введение. 2) Влияние СМИ. 3) Статистика. 4) Садизм в целях привлечения внимания. 5) А что же говорит закон? 6) Заключение. 7) Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ. Средства массовой информации – это радио, пресса, телевидение. В последнее время к ним также стали относить Интернет, который быстро нашёл распространение в современном обществе и проник в дома и умы огромного количества жителей планеты Земля. СМИ – достаточно своеобразное явление современной действительности. Они не является частью нашей жизни как воздух, вода или пища, не представляют никакой материальной ценности. В то же время, СМИ имеют свою долгую историю развития, свои законы существования и функционирования, мир средств массовой информации постоянно развивается, живёт, дышит. Мир СМИ неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе. Эти процессы есть пища, основа развития СМИ. Отсюда можно сделать вывод, что СМИ полностью зависимы от общества. Возможно, так было раньше, по мере развития и становления СМИ. Однако в современном мире, когда СМИ стали не только средством передачи информации, но и сильнейшим инструментом манипулирования и насаждения новых ценностей, а также, создания контр ценностей, уже сложно чётко определить эти зависимости. Совершенно ясно одно – мы зависимы от средств массовой информации и зависимы, может быть, даже больше, чем СМИ от общества. Возможно, мы, сами того не замечая, уже давно стали частью мира СМИ и живём по его законам.
Надо признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить. Остаётся только постараться ответить на вопросы, которые, в связи с данным положением вещей, стали волновать многих аналитиков и специалистов в этой области. Хорошо это или плохо? Где границы этой власти и какова её сила влияния? А, может быть, власть СМИ вовсе не имеет границ? Об этих, весьма актуальных вопросах, поедет речь в данной работе. Влияние СМИ. Средства массовой информации сегодня оказывают все большее влияние на психологическое состояние людей, особенно на детей и молодежь - аудиторию с еще не полностью устоявшимся самосознанием и мировоззрением. Аспекты воздействия СМИ не имеют границ: начиная с «прямых» непосредственных, которые затрагивают лишь основные функции, связанные с информированием, развлечением и т. д., и, заканчивая методами влияния на подсознательном уровне, которые, внедряясь в поток информации, вызывают у общества либо положительную, либо отрицательную реакцию на определенную ситуацию. С каждым годом современные психологи и педагоги все чаще задумываются о возрастающих тенденциях ухудшения психического и духовного здоровья людей. Зачастую каждый из нас после тяжелого трудового дня, придя домой, стремится отдохнуть. Важно отметить, в каком психическом состоянии человек садится за компьютер, телевизор или берет в руки газету или журнал. Находясь в стрессовом состоянии и под воздействием рекламы и СМИ, он пребывает в состоянии повышенной внушаемости. На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские», по выражению «Московского комсомольца», новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств. Таким образом телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств.
Статистика.
Статистикадает нам наглядную картину. Интенсивность самоубийств в России сегодня достигла катастрофических цифр. 20 самоубийств в год на 100 тысяч населения считается предельным, критическим порогом, даже по данным ВОЗ. А за последние 10 лет показатели самоубийств в России в 2 раза превышают эти критические показатели. О пагубном воздействии свидетельствуют и зарубежные учёные. М. Хюсман с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20-ти лет. Они обнаружили, что тяжесть совершённых преступлений у 30-летних напрямую связана с имевшимися у них в детстве предпочтениями в телепередачах. Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на то, что «в нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов. Телевидение стало генератором насилия. Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее. Ярким примером этого был погром на Манежной площади в Москве, устроенный собравшейся перед большим телеэкраном молодежью во время трансляции футбольного матча чемпионата мира. Погрому предшествовал показ сцены агрессии на том же телеэкране.
Садизм в целях привлечения внимания.
По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса. Явным перекосом в описаниях гибели атомной подлодки «Курск» в сторону излишнего натурализма и нагнетания трагедийности, катастрофы самолета с башкирскими детьми в небе Германии, захвата заложников в Москве и последствий штурма с гибелью многих людей отличились российские СМИ, особенно телевидение. Они заставили содрогнуться, испытать психоэмоциональный стресс многие миллионы людей, в том числе с не вполне здоровой и ранимой психикой. Как указывают детские психиатры, многие дети болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. У ребенка, склонного к невротическим реакциям, на сообщение о катастрофе по телевидению могут возникнуть более серьезные психические нарушения, чем у тех детей, которые пережили ее на собственном опыте. Не случайно, хотя и в очень редких случаях, по телевизору все же предупреждают о необходимости изолировать детей от кровавого зрелища. Имеются также указания, что после просмотра фильма ужасов некоторые дети в течение нескольких месяцев боятся увидеть в темноте скрывающийся там угрожающий ему персонаж из этого телефильма. Как считает Б.С.Положий, на смену массовому страху перед репрессивными органами в эпоху сталинизма пришел массовый страх перед возможностью стать жертвой уличной и организованной преступности. Почти каждый день СМИ сообщают о заказных убийствах, ограблениях, изнасилованиях, криминальных разборках. Нередко эти сообщения даются с необязательными подробностями, которые отрицательно влияют на потребителей этой информации, способствуют нагнетанию опасений и страха. Но этого для телевидения недостаточно. На НТВ в выходные дни выходит американская программа «Фактор страха». В ней под видом игры на деньги искусственно создается и нагнетается атмосфера страха с игнорированием всяких этических норм и психологической корректности. Участники игры совершают экстремальные трюки и действия с тем, чтобы вызвать чувство страха у телезрителей. Имитируя переживание страха, они по механизму психической индукции и психологического заражения передают его телезрителям, держат их в состоянии эмоционального напряжения и волнения. Подобные телепередачи помимо индуцирования негативных эмоций способствуют формированию аномии в обществе с разрушением традиционных общественных и национальных представлений и связей. Они способствуют формированию аномического варианта кризиса идентичности личности, который часто сопряжен с расстройствами депрессивного спектра, апатией, суицидальными переживаниями.
А что же говорит закон?
Несмотря на наличие в Законе о СМИ статьи № 3 «О недопустимости цензуры», статья №4 под названием «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Если за исполнением большинства пунктов данной статьи государство следит строго и не проводя предварительной цензуры, по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо держаться такой же практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В современном обществе почти полностью отсутствуют барьеры развития информационных технологий. Интернет - глобальная система поиска и передачи информации, несомненно, в ближайшее время получит безграничную степень свободы, открыв тем самым множество путей и возможностей для развития новейших технологий, творчества и других областей. Однако чтобы улучшить состояние духовно-нравственного здоровья нации нужно самостоятельно учиться воспринимать поток информации избирательно и как можно жестче ограничивать негативное влияние СМИ и рекламы.
Список литературы: 1. Коновченко С.В. Общество - сми – власть / Коновченко С.В. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001. - С.8-9. 2. Мухин А. – Иностранные средства массовой информации и «медиа-киллеры»: сходство и различия. – М. 2002. 3. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика.-2007.- № 4. 4. Реклама в СМИ. История, технологии, классификация. Г. Г. Щепилова. Издательство МГУ. 2010 г. С 6-8 5. Руководство по социальной психиатрии. М., 2001. - с. 429. 6. Мансуров Г. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВА - ЗАЛОГ БУДУЩЕГО РОССИИ. // Тюменские известия.- 2011.- № 90. 7. Гордеев К. Соборное воззвание. // Первый и Последний 2008 №10 стр. 2-3. 8. Закон «О средствах массовой информации»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|