Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Анализ экономической структуры Республики Беларусь на современном этапе.




Реферат

 

Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь на современном этапе.

 

 

Аспиранта

Ломоть Владимира

 Александровича

 

 

Минск.

 

Содержание.

1. Введение.                                                                            С. 3.

 

2. Глава 1. Анализ экономической структуры Республики

Беларусь на современном этапе.                                          С. 7.

 

3. Глава 2. Анализ социальной структуры Республики

Беларусь на современном этапе.                                          С. 15.

 

4. Глава 3. Анализ политической структуры Республики

Беларусь на современном этапе.                                          С. 20.

 

5. Заключение.                                                                        С. 26.

 

6. Литература.                                                                         С. 28.

 

Введение.

 

В последние десять с небольшим лет, начиная со времени Перестройки, произошли коренные изменения, повлекшие структурные преобразования во всех сферах жизни нашего общества в экономической, социальной и политической. Такие кардинальные перемены за такое короткое время, объективно, не могли не привести, во многом, к кризисным явлениям, или, во всяком случае, к диспропорции в сложившихся ранее структурах общества. Именно за последнее десятилетие наша страна приобрела подлинный суверенитет и впервые возникла на географических картах как независимое государство – Республика Беларусь.[1]

В республике коренным образом изменился характер производственных отношений, которые, по мнению классиков марксизма, определяют жизнь общества.[2] Стала складываться многоукладная экономика. Появились предприятия с различной формой собственности. Это не могло не отразиться на социальной структуре общества. В государстве, исходя из отношения к собственности, стали складываться, не существовавшие ранее, социальные группы (классы). Что, конечно же, привело к диспропорции в уровне жизни различных слоев общества. Помимо этого, выражая интересы той или иной социальной группы, на протяжении последнего десятилетия в обществе постепенно начинают складываться различные неформальные объединения, которые, набирая силу и вес преобразовываются в политические партии, или, выполнив свою задачу, на том или ином этапе развития общества сходят с политической арены. В республике постепенно складывается многопартийная система, проходят выборы в Верховный Совет, принимается конституция, вводится пост президента, провозглашаются демократические свободы. Таким образом, республика выбирает кардинально новый путь развития.[3] При этом все эти преобразования носят, без сомнения, чисто стихийный характер. Постепенно те малые преобразования и робкие реформы, которые проводит М.С. Горбачев будучи главой СССР, начинают носить все более и более коренной характер и приобретают вид необратимых изменений. Хотя, по неоднократным заявлениям самого М.С. Горбачева, планировалось произвести лишь некоторые структурные изменения в управлении государством и в ведении хозяйствования, реформы начали по своим результатам напоминать катящийся ком, сносящий все на своем пути. Такие изменения не могут не поражать своей глобальностью. Как за столь короткий отрезок времени, при ожидаемых одних результатах на поверку дня всплывают результаты обратного характера. На наш взгляд не так уж и сложно определить основные причины такого расхождения. Хотя, безусловно, этому способствовало наличие широкого спектра причин.

Надо отметить, что в развитии общества к середине восьмидесятых годов действительно обнаружились значительные кризисные явления. В первую очередь в экономике, в диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Причем такую диспропорцию было невозможно более покрывать за счет чистой дотации сельского хозяйства путем экспорта сырья. Ликвидировать данного рода диспропорцию невозможно было только лишь указаниями сверху и принятием очередного постановления “О необходимости улучшения…” Требовались действия, которые выходили за обычные рамки командно-административного влияния, а такого рода действия меняли и саму систему. Первым подобным ударом по самой системе было разрешение на создание садово-огороднических товариществ, что уже рождало прослойку мелких собственников и доказывало несостоятельность советского способа ведения сельского хозяйства. Но это было несколько ранее, а затем и введение хозрасчета на предприятиях и в сельском хозяйстве, и, наконец, разрешение на создание фермерских хозяйств. А это уже в корне отличается от социалистического способа производства.

В социальной сфере, несмотря на провозглашение о создании нового типа человека – советского[4], отмечается безусловная корпоративность общества. При этом каждая такая социальная прослойка имела свои политические и экономические интересы. Многие из таких групп психологически были готовы к коренным изменениям в укладе экономики и ждали их с нетерпением. Не являлся секретом тот факт, что, несмотря на ведущие позиции СССР в области освоения космоса, добычи нефти и газа, выплавке чугуна и стали, производства самого большого количества тракторов на душу населения и лучшее в мире образование – уровень жизни населения был значительно ниже уровня развитых стран Запада. В условиях проведения реформ разногласия в интересах различных слоев общества все более увеличиваются. В первую очередь это относится к руководящим политическим элитам, а так же к руководителям среднего звена, которые смогли использовать сложившиеся условия в выгодную для себя пользу. И в дальнейшем их уже не могла удовлетворить половинчатость реформ.

Изменения были необходимы как во внешней политике, т.к., СССР не могла по чисто экономическим причинам продолжать гонку вооружения, неоднократно заявляя о своей готовности сократить объемы своего оружия, так и во внутренней политике по отношению к республикам, которые данный союз образовывали. Многие республики были не удовлетворены своим положением в СССР, считая себя ущемленными в своих правах, или даже, незаконно присоединенными. К таким себя относили страны Прибалтики. Нельзя не вспомнить и о незаконно депортированных народах, в отношении которых, по сути дела, проводилась политика геноцида. Поэтому, почувствовав слабость центра, национальные регионы все в большей степени стали стягивать на себя одеяло, все, увеличивая центробежные тенденции. Как у Центра, так и у национальных регионов были свои, весьма различные, цели в этих реформах.

Все это, а также многое другое, и привело к результатам отличным от запланированных. Однако главной проблемой для проводившихся в конце восьмидесятых годов в СССР, и проводимых по сей день в Республике Беларусь, по мнению автора, является проблема методологического характера. Это проблема четко поставленной цели и путей достижения таковой.[5]. Мы указывали на хаотичность и непоследовательность реформ. Такая непоследовательность объясняется отсутствием четких целей перед собой, а уж тем более, путей достижения этих целей.

Именно отсутствие разработанной программы проведения реформ, которая смогла бы предусмотреть хоть часть тех проблем, которые, неизбежно, возникли бы в ходе таковых, а так же постоянная сверка с запланированными результатами, на определенных этапах, критическое осмысление достигнутого помогло бы избежать глубинного кризиса. Этого не было сделано во время начала реформ, и, зачастую, не делается сейчас.[6]

На современном этапе развития нашей республики, исходя из сложившихся реалий, перед нами так же стоит вопрос – Что делать? Однако прежде чем выбрать цель пути, надо определиться в своем местоположении. Надо проанализировать состояние общества; его экономической, социальной и политической структуры. Именно эту задачу мы и постараемся решить в объеме данного реферата.[7]

 

Глава 1. Анализ экономической структуры Республики Беларусь на современном этапе.

Общество на том или ином этапе своего развития всегда являлось объектом пристального внимания и исследования ученых-философов. В первую очередь философскому анализу подвергалось социальное бытие членов общества. При этом общество воспринималось как обособившееся от природы сложное образование, представлявшую собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Именно деятельность по созданию различных материальных и духовных ценностей, искусственное изменение окружающей его действительности и выделяет человека из всего окружающего его животного мира. Деятельность, которая объединяла людей в общество, и, различные виды которой определяли положение человека в структуре данного общества.

Еще на заре человечества, начиная с появления древнегреческих письменных источников, человек осознавал не идеальность окружавшего его мира. Однако человек не отрицал возможность существования идеального мира, представление о котором отразилось в термине. – “Золотой век человечества”. При этом золотой век оканчивается с появлением государства.

В каждом существовавшем и существующем обществе[8] обнаруживаются различного рода противоречия, что в восприятии человека делает это общество неидеальным. В первую очередь такие противоречия заметны в материальной сфере жизни общества. В сфере, которая напрямую связана с производственной (трудовой) деятельностью человека. Ведь именно труд выступает постоянной и естественной необходимой деятельностью человеческого общества, а производство – материальной опорой его жизни и развития.

Можно выделить различные виды деятельности человека, взаимоотношения между которыми и определяет форму самого общества. Это такие виды как:

1. Производство материальных благ – экономическая сфера.

2. Воспроизводство людей как общественных индивидов – социальная сфера.

3. Воспроизводство соответствующих отношений между людьми и группами людей – политическая сфера.

4. Деятельность по созданию нематериальных ценностей – духовная сфера.

Анализируя уровень развития Республики Беларусь на современном этапе исторического развития, следует в первую очередь остановиться на анализе экономической структуры республики. Именно, производя анализ уровня развития производственных отношений, можно выявить наиболее существенные аспекты социальной жизни.

При этом, несомненно, наиболее разработанной методологией анализа общественных и экономических отношений, обладает марксистское учение.[9] Теория, которая во главу угла ставит производственные отношения.

За последнее пятнадцать лет производственные отношения в нашей республике претерпели коренные изменения. Можно даже сказать, что эти отношения стали носить, иной характер. В первую очередь, производственные отношения характеризуются отношением участников производственного процесса к собственности. В частности собственности на средство производства, а так же на способ разделения материальных благ, полученных в процессе производства.

С учетом того, что время формирования новых производственных отношений, по сути дела, совпадает со временем начала формирования республики как суверенной державы и разрывом прежних экономических связей, мы можем сказать, что именно этот факт и был основной причиной кризисных явлений в экономике государства. Кризиса, который затем распространился на все сферы общественной жизни. Однако следует спросить себя, а не являлся ли этот кризис закономерным. На наш взгляд, этот процесс был вполне закономерным. Изменения, которые начали происходить с конца восьмидесятых годов в нашей стране, были вполне закономерными, так как для таких изменений созрели все предпосылки, особенно в экономической сфере. Но, для проведения таких изменений не были созданы условия. Кризис и застой проявлялся практически во всех сферах хозяйствования страны. Государство, взявшее на себя функцию регулировщика всех отраслей общественной жизни, все более и более, не справлялось с возложенными на себя обязательствами. Оно более уже не могло быть и хозяином средств производства, и регулятором производственных отношений, и распределителем плодов труда. Тех функций, которые должны были быть возложенными на него, согласно с марксистской теорией, на принципах которой и строился СССР. В данном случае, на наш взгляд марксистская теория и не учитывает, в достаточной степени, социальную сторону вопроса. В процессе построения общества нового типа не было учтено взглядов простого человека со своими чаяниями и запросами. И это противоречие все более и более возрастало и приводило к кризисным явлениям, к социальной мимикрии и безразличию к самому процессу производства. Помимо этого полностью плановая экономика, ориентированная в своих действиях на значительный промежуток времени не могла быстро реагировать на новые, постоянно возникающие запросы граждан. Ни для кого не является секретом тот факт, что экономика нашей страны была ориентированна, в первую очередь, на производство средств производства, а уж затем, на производство товаров, удовлетворявший спрос населения. Дефицит все возрастал, а ликвидировать его за счет увеличения импорта становилось все сложнее. Факт неизбежности реформирования экономической системы становился все неизбежнее. Но в процессе реформирования не удалось сохранить без изменений сами устои построения государства, на принципе общественной собственности на средства производства.

В настоящий момент в Республике Беларусь имеются предприятия с различными видами собственности: государственной, частной, смешанной и т.д. На конец 1993 года в Беларуси было около 30000 малых прадприятий, 4000 кооперативов, 1000 совместных предприятий, 250 акционерных товариществ (всего приблизительно 35000 хозяиственных субъектов).[10]

В целом, происходившие и продолжающие происходить в экономике нашей страны процессы, можно охарактеризовать как процесс накопления первоначального капитала. Процесс, который никогда и ни в какие времена не был честным и безболезненным для общества. Однако нельзя сказать, что незаконные средства, при помощи которых, происходил и продолжает происходить этот процесс, носит чисто криминальный характер. Во многом это связано с несовершенством законодательной базы и правовой системы, которые в свою очередь так же реформировались.[11] В частности можно вспомнить далеко не совершенную в правовом, а особенно в процедурном отношении, приватизацию. При проведении приватизации так и не удалось учесть в равной степени интересы всех слоев населения. Что в принципе не возможно сделать ввиду ряда объективных факторов. Тем не менее, была совершена попытка перевода экономики на совершенно новые структурные отношения законным, реформационным, а не насильственным путем. О результатах такого перехода можно спорить. С одной стороны, в обществе давно сложилось мнение о превосходстве капиталистического пути развития экономики[12], с другой реформы по созданию рыночной экономики привели к настоящим социо-психо-экономическим катаклизмам в нашей республике.

При переходе на рыночную экономику руководством страны совершенно не отдавался отчет о целях такого перехода. Рыночная экономика рассматривалась руководством страны не как конечная цель всех преобразований, а как способ в достаточно короткий срок удовлетворить все возрастающие потребности населения.[13] Именно в кризисный момент партийное руководство страны вспомнило о результатах НЭПа в двадцатые годы. Когда, за довольно короткий отрезок времени, резко возросло производство товаров народного потребления, и вырос уровень благосостояния населения. Рынок никогда не был конечной целью пути, так как в первую очередь это противоречило господствовавшей политической идеологии и продолжает противоречить и в настоящее время, несмотря ни на какие заявления руководства в отсутствии политических симпатий.

В первую очередь наибольшим преобразованиям подверглись такие отрасли экономики страны как сфера услуг, торговли, банковской деятельности и не высокотехнологичного производства. Те отрасли, которые не требовали крупных капиталовложений и давали возможность скорейшего оборота капитала и высоких прибылей. Что должно было позволить постепенно накапливать все больший капитал и заполнять остающиеся свободными экономические ниши. Показательной отраслью является торговля, где число занятых в ней, от трудоспособного населения, резко возросло, с 7,7% в 1992г. до 9,8% в 1994г.[14]

Наименьшим преобразованиям подверглась такая наиболее важная отрасль экономики как сельское хозяйство. Процесс создания фермерских хозяйств происходил очень медленно. В конце 1994 года в республике существовало приблизительно 3000 фермеров со средним наделом в 20 га.[15] Во многом это связано с устоявшимися традициями в ведении сельского хозяйства и менталитетом населения села, которое неохотно принимает коренные перемены. Но в первую очередь это связано с не разработанностью правовой базы, а так же нежеланием руководства решать проблемы в традиционно неблагополучной отрасли. Можно отметить, что начавшиеся в начале девяностых годов преобразования в этой сфере на настоящий момент просто свертываются. Такое положение вещей правящей политической элитой оправдывается низкой эффективностью мелких частных сельскохозяйственных объединений и индивидуальных фермерских хозяйств. При этом в расчет не берется тот факт, что по сути дела, с самого начала реформ, и по сей день, отсутствует разработанное законодательство по данному вопросу, не говоря уже, об отсутствии должной экономической поддержки данных начинаний со стороны государства. Да и сохранившиеся со времен Советского Союза крупные коллективные хозяйства поставлены в настоящее время в невыгодные для своего развития условия. По прежнему, отношения в этих объединениях строятся по старому принципу “Даешь”. Правящая политическая элита либо не осознает, а скорее не желает осознавать необходимости коренных структурных преобразований в этой отрасли без чего не возможно будет достигнуть значительных результатов в развитии сельского хозяйства. В этих условиях вся ответственность за все большее углубление экономического кризиса в этой сфере экономики страны лежит именно на руководстве.

Сильно изменилось процентное соотношение занятых в различных отраслях хозяйствования. Особенно это касается сельского хозяйства, где процент снизился с 23,1% в 1985г. до 19,0% в 1994г. В органах государственного управления он, наоборот, повысился с 1,3% до 1,9%. В целом количество людей, занятых в материальной сфере производства снизился с 77% у 1985г. до 71,9% у 1994г. Но, несмотря на такое уменьшение количества, занятого в материальной сфере производства, для Беларуси остается характерной индустриальная, а не постиндустриальная модель занятости населения. Хотя с учетом постоянного развития и внедрения на территории Баларуси новых средств коммуникаций, можно с уверенностью говорить, что прослеживается тенденция по трансформации республики в общество информационного типа.

 

При анализе экономической структуры и выяснении направления реорганизации производственных отношений следует так же охарактеризовать господствующую в настоящее время социально-политическую идеологию. Политологи выделяют два направления в политической идеологии:

1. Либеральное.

2. Консервативное.

В современной политологической мысли все больше утверждается мнение о невозможности господствования той или иной социально-политической теории, будь то либерализм или консерватизм, в чистом виде. Кроме того, сейчас, исходя из условий современного развития, принято говорить о неолиберализме и неоконсерватизме. И то, и иное направление постоянно изменяются, все более и более сближаясь. Так ряд политологов отмечает практическое сходство во взглядах между современным неоконсерватизмом и классическим либерализмом, получившим свое распространение в первой половине ХIХ века.[16] До недавнего времени и тот, и другой термин воспринимался в сознании людей воспитанных в духе господствовавшей марксистской идеологии с негативным оттенком. Особый интерес к этим двум направлениям, особенно к либерализму возрос после ухода с политической арены большинства тоталитарных режимов.

Основными принципами либерализма являются:

1. Идея свободы человека в обществе.

2. Права и возможности самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности.

3. Личная ответственность человека за результаты своей деятельности своей собственностью.

Для либерализма важнейшими являются права на жизнь и частную собственность. Государство при этом должно играть лишь роль ночного сторожа. Исходя из положений либерализма? свободный рынок и свободная конкуренция есть универсальный механизм общественного прогресса. Основным лозунгом либерализма является “Laiser faire” – не мешайте действовать. Неолиберализм в отношении социальной и экономической роли государства выступает за активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции, борьбу с монополиями во всех их видах, поддержка всех мелких и средних собственников и расширение числа собственников. В обязанность государству вменяется разработка общей стратегии экономического развития, и ее реализация. Тем самым государство признается равноправным собственником.

Аппонентом либерализму выступает консерватизм. В самом общем виде, Консерватизм – это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей. Консерватизм характеризуется отрицанием революционных изменений, недоверием к народным движениям, негативное отношение к реформистским концепциям. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Существование государства невозможно без иерархии. Для неоконсерватизма основной задачей является увеличение власти страны. Цель – превращение государства в мировую державу.[17] В настоящее время принято говорить о трансформации консерватизма в неоконсерватизм. Основным отличием здесь является то, что неоконсерватизм все же признает возможность постепенного, осторожного реформирования экономической структуры государства.

 

Оценивая, проводимые в экономической структуре республики преобразования, сквозь призму двух, вышеуказанных социально-политических теорий, можно сказать, что в настоящий момент в Беларуси четко прослеживается господство неоконсервативной концепции. В республике наблюдается тенденция на увеличение влияния государства на все сферы жизни общества. Постоянно увеличивается давление на частный сектор экономики, путем усиления контроля и создания для частного предпринимательства невыгодных условий. В таких условиях, нельзя говорить о какой-либо реальной поддержке частного бизнеса со стороны государства. В республике поддерживается, сложившаяся еще до начала девяностых годов, экономическая структура, а проводимые преобразования не влияют на нее коренным образом. Заметим так же, что в последние десять лет дважды произошла смена господствующей социально-политической теории. Сначала, в период с 1989 года отмечалась либерализация жизни общества, а затем, начиная с 1994 года, ярковыраженный крен в сторону консерватизма. Смена идеологий является закономерной в развитии каждого общества, однако, в нашей стране такие смены происходили слишком часто и резко. Каждая из таких перемен несла с собой и изменения в экономической структуре Республики Беларусь. Безусловно, что экономика не может развиваться успешно в условиях неопределенности и относительной стабильности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...