Уровень организации произведения как художественного целого
Анализ художественного произведения 1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя. Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также: 1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний. 3. Развернутое обоснование выводов.
Анализ прозаического литературного произведения Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду • литературные направления эпохи; • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период; • творческая история произведения; • оценка произведения в критике; • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя; • оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).
Концептуальный уровень художественного произведения Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...). Уровень организации произведения как художественного целого Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. Основные средства композиции: Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.
Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко); Экспозиция - введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия. Сюжет может излагаться: • В прямой хронологической последовательности событий; • С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; • В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении). Несюжетными элементами считаются:
• Вставные эпизоды; • Лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: 1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается; 2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий Композиционные принципы и элементы: Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...). Дополнительные средства композиции: Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий; Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл; Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|