Процесс создания ХГ образа.
Этапы работы: 1. Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучения материалов: исторических, литературных, иконографических, музыкальных. У каждого художника он сугубо индивидуальный Кто — то отталкивается от сюжета, идеи; кто — то от музыки или литературного произведения, живописи. ПРИМЕРЫ: Борис Хмельницкий поставил для ансамбля имени А. Александрова хореографический номер «Запорожцы» по картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Толчком может быть самостоятельное литературное произведение — «Анна Каренина» по мотивам романа Л. Н. Толстого музыка Родиона Щедрина, балетмейстер Мая Плисецкая; «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Вильяма Шекспира музыка Сергея Прокофьева, хореография Леонида Лавровского; «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского хореография Бориса Эйфмана и многие другие. 2. Вы поняли, что вам интересна та или иная идея, изучили ее от и до. И теперь вы набрасываете идею номера. (Что вы хотите показать своим номером? Какую тему хотите вынести на обозрение). Набрасываем сюжет. (Должен быть правдоподобным. Тут ХГ выступает как тонкий психолог, если речь идет о показе образа человека. Знание психологии дает возможность «не только понимать встречающихся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом и на сцене линию поведения героев хореографического произведения».) Вы должны обязательно знать всю биографию вашего героя, его психологию поведения, характер, вы должны сочинить для него жизнь!!!
3. Далее, если интерес был не от музыки, то вы начинаете искать музыкальный материал. (Ищем его досконально, работаем над проверкой достоверности исполнения, соображаем, подходит ли эта музыка под общую концепцию номера)
Еще раз повторю, поиск музыкального материала может стоять и перед выстраиванием сюжета….. Возможно, такое развитие событий Вам интересна тема итальянской свадьбы. Вы наметили себе тему, изучили ее, нашли музыку, а дальше уже определились с сюжетом. 4. Итак что мы имеем… У нас есть задумка, музыка, наброшен сюжет. Что теперь? Вот перед тем как приступить к сочинению ХГ вы должны хоть как то себе наметить в чем у вас плясать то будет ваш образ? (во что вы его нарядите). Где он пляшет? Как оформлена сцена. Вы, наверное, читали о том как многие выдающие ХГ сочиняли свои постановки… и видели эскизы. (Напомню, это эскиз, он может при работе поменяться, но хоть как задумка должен существовать). Как вы думаете, зачем это? Чтоб потом не переделывать номер!!! Чтоб вы при сочинении номера понимали где на сцене расположены декорации, где стоит стол, где стул и т.д. Чтобы вы также понимали смогут ли ваши исполнители поднимать ноги или садится в глубокое плие, и будет ли это смотреться эстетично?! ВНИМАНИЕ! При дальнейшей работе декорации можно скорректировать, также как и скорректировать костюм, но чтоб работа не стояла на месте мы все же должны предоставить эскизы декораций и костюмов. Чтобы люди которые будут этим заниматься смогли что-то скорректировать или предложить свои варианты. И еще это нужно для того чтобы продать вашу задумку, если она не является заказом. Здесь понятно, вы приходите к потенциальному заказчику с готовым материалом (с музыкой, либретто, эскизами и т.д.)
5. Далее мы принимаемся к сочинению ХГ текста. Хореографический текст обязательно должен быть образным, иначе он превратится в голую, неоправданную технику. Так как зритель воспринимает смысл через пластику, вам необходимо найти такие слова, чтоб ваша мысль воплотилась через танец. И тут следует обратить внимание на интонацию пластической речи: отдельные жесты, позы, характерные движения, из которых будет складываться исполнительская манера персонажа.
6. Подбираем исполнителей (возможно корректировка ХГ текста) Если вы сочиняли ХГ текст на определенного исполнителя, на его данные, то корректировки, возможно, удастся избежать. 7. Постановочная работа. 1. Переходя к постановочной работе, руководитель начинает с рассказа о содержании танца, стараясь возможно полнее объяснить исполнителям характер, взаимоотношения, обстановку, в которой действуют персонажи. 2. Затем исполнители знакомятся с движениями, входящими в танец. Если движения отличаются своеобразием, технической трудностью, они предварительно отрабатываются. 3. Когда они технически уже не представляют трудности для исполнителей, начинается работа над танцем: исполнители знакомятся с его рисунком, последовательностью выходов, перестроений. 4. И лишь когда вчерне весь танец уже ясен, когда готов как бы первый его набросок,- начинается наиболее сложная и тонкая отработка движений, требующая творческого подхода к созданию танцевальных образов (Прорабатываются нюансы, происходит вживание в образ). Полезно последние репетиции проводить в костюмах, намечая обстановку сцены. Это позволит исполнителям органичнее войти в свою роль, слиться с рисуемым образом. «Вживание» в образ это перевоплощение, посредством пластической выразительности тела и лица, создание образа на сцене. В процессе работы над созданием хореографического образа балетмейстера и исполнителя (в особенности над сольными партиями), иногда по факту трудно разделить — какую же часть сочинил балетмейстер, а какую привнёс исполнитель? Хорошо втанцованный образ становится вторым «Я» исполнителя. В воспроизведении исполнителей хореографический текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать хореографический образ. Исполнительское творчество активно, танцовщик вкладывает в танец свое понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность. От степени таланта, от степени умения этот текст одухотворить, зависит, в конце концов, качество искусства.
«На древе исполнительских искусств балет — это ветвь, где происходит наибольшее отчуждение от авторского замысла. В опере или на концерте публика может быть уверена, что певцы и оркестр поют и играют то, что написано в партитуре, так как, это сочинил композитор, да и в драматическом театре актеры в точности воспроизводят текст пьесы. В балете же публика никогда не знает наверняка, является ли та или иная вариация плодом творчества соответствующего хореографа или результатом компромисса между ним и танцовщиком или даже изобретением самого исполнителя». 8. Оформление (декорации, костюмы, грим, свет) Для полного завершения танцевального образа в хореографии балетмейстер работает над оформлением сцены для танца. Сцена - среда для танцевального действия, среда гармоничная с характером танцевальной и музыкальной образности (более или менее абстрактной или конкретной), среда, вносящая свои самостоятельные и новые черты в танцевальное повествование. Образными сторонами сценического оформления являются: • конструкция сцены (малая, большая, широкая, глубокая, высокая) и конструкция самого оформления (характер линий, объемов и пр.); • фактура используемых материалов; • цвет материалов, живописных красок; • характер освещения. Предметная среда для данного танцевального действия может быть конкретно-обытовленной либо абстрактно-стилизованной. Иногда предметы в состоянии выступать в качестве символа-сути (например, лес как символ естественной свободы человека, канатную клетку как образ крепостнической идеологии встречаем в балете «Черные птицы» - музыка Г. Катцера, балетмейстер Т. Шиллинг, художник Э. Клайберг). Образно-стилизованные формы, к которым часто прибегали художники группы «Мир искусства» (А. Бенуа, Л. Бакст и др.), намеренно «удлиняют», «искривляют», «геометризируют» сценическую предметность. Также одним из неотъемлемых выразительных средств в хореографии, при создании хореографического образа, является внешний вид танцора, а именно его танцевальный костюм. Костюм для танца - это синтаксис этого языка, его нерушимые правила и законы.
Костюм является продолжением в передаче внешних данных танцора и пластики его танца. Если это костюм удачный, т.е. подчеркивает преимущества и скрывает недостатки, тогда он помогает танцору реализовать свой потенциал. Выразительную структуру танцевального костюма определяют: • конструкция формы (объемы, линии, фасоны); • фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная, плотная, гладкая, ворсистая и т. д.); • цвет, тон материала (ахроматический, хроматический, теплый, холодный, светлый, темный, яркий, бледный и т. п.); • освещение, способность выглядеть на свету (освещение дневное, искусственное, полное, частичное, цветное и т. д.). Это очень важно!!!! Не все костюмы, которые хорошо выглядят при дневном свете будут хорошо смотреться со сцены! ИТОГ: Танцевальный язык, мимика, драматургическое развитие образа, актерское мастерство, костюмы, художественное оформление сцены - все это существуя в гармонии, в органичной и правильной сочиненной танцевальной композиции позволяют зрителю полноценно погрузиться в сюжет произведения и получить от просмотра множество положительных ощущений.
Примеры ярких образов Образы могут быть: героические, лирические, комедийные, трагические, драматические, гротесковые. В эпоху расцвета советского балета мастерами сцены были созданы незабываемые сценические работы, имеющие истинно художественную ценность. Мая Плисецкая — «Кармен» на музыку Жоржа Безе и Родиона Щедрина, в постановке Альберто Алонсо; «Умирающий Лебедь» хореография Михаила Фокина, музыка Комиля Сен –Санса. Марис Лиепа — «Красс» и Владимир Васильев — «Спартак» в балете Юрия Григоровича «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Екатерина Максимова — «Маша» в балете «Щелкунчик» хореография Юрия Григоровича, музыка Петра Чайковского; «Китри» — «Дон Ки Хот», хореография Александра Горского, музыка Людвига Минкуса. Галина Уланова — «Джульетта» в балете «Ромео и Джульетта», хореография Леонида Лавровского, музыка Сергея Прокофьева и многие другие.
Дополнительно: Разновидность образа Помимо образов конкретных героев, нужно также упомянуть о бессюжетных танцах, в которых нет сюжетной линии, конкретного действия, но есть образ — народа, времени года, растения, животного, эмоционального состояния и т. д. Например: образ символа русской природы — дерева берёзы в постановке Н. Надеждиной — «Берёзка». Удаль и молодой задор русских парней и девушек в пляске «Полянка», жаркое, игривое, солнечное «Лето» в балетмейстерских работах И. Моисеева. Русский песенный фольклор, отражающий характер, мысли, чувства, эстетические взгляды и понимание красоты окружающего мира в творческих полотнах Т. Устиновой, О. Князевой, М. Годенко, П. Вирского, и других хореографов.
ЗАДАНИЕ: 1. Определить тему, которая вам интересна 2. Написать и привезти информацию по этой теме. Например, если вы решили ставить Анну Каренину, напишите, кто это будет сама Анна или просто девушка из современного мира, у которой схожая судьба. Как и где она живет (Всю ее историю). И ОБЯЗАТЕЛЬНО свое отношение к ней! Что вы хотите показать, как хотите ее показать, права она в своем поступке или же вы ее не поддерживаете. 3. Напишите что вы хотите показать своим номером, что хотите донести до зрителя. 4. Найдите музыку, распишите, примерно, что происходит с героиней(ем) на сцене. 5. Определите, сколько человек будет на сцене и кто все эти люди (символы или конкретные люди) 6. Определите на каком лексическом материале будет построена ваша композиция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|