Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III . Проблема насилия в молодой семье на региональном уровне (на примере саратовской области)




Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему - только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, отсутствие четких определений и теоретической базы, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.

Особо установленная ответственность, позволяющая отнести внутрисемейное насилие к преступлениям специального вида, в российском правовом поле пока не предусмотрена - самостоятельного закона не существует, нет специальных норм, регламентирующих юридическую ответственность, отличных от общих норм в отношении преступлений против личности. Законодательство пошло по пути введения дополнительных санкций, предусматривающих ответственность за совершение насильственных действий лицами, находящимися в родственных/зависимых отношениях исключительно только в отношении несовершеннолетних. Такое нормативное распределение базируется на традиционно-правовой доктрине, согласно которой насилие, совершенное в общественном месте, представляет несравненно большую общественную опасность по сравнению с такими же действиями, совершенными внутри семьи.

Существующий нормативно-правовой ряд общих норм преступлений против личности, содержащихся в российском законодательстве, можно рассматривать применительно к преступлениям против семейного окружения, которые могут характеризоваться как домашнее насилие. Но, в них содержатся противоречия, а при их использовании возникает ряд нормативных неопределенностей, так как нет детальной законодательной регламентации, что требует их уточнения для дальнейшего формирования правового поля по защите жертв домашнего насилия и минимизации его проявления.

Отечественной практике формирования национальных механизмов в направлении защиты жертв внутрисемейного насилия присущи черты, выражающиеся в традиционно патриархатных мировоззренческих установках, как на системном уровне, так и на уровне индивидуальных характеристик. Насилие в семье в российском обществе не вызывает высокий уровень государственного/общественного беспокойства. Причинами следует считать медленное формирование институтов гражданского общества, невнимание политической элиты к вопросам внутрисемейной жестокости, игнорирующей международные обязательства по созданию адекватных механизмов противодействия домашнему насилию, а также отсутствие отечественных крупномасштабных исследований, способствующих серьезности восприятия существующей проблемы на общественном уровне.

Для актуализации/проблематизации насилия в семье, с учетом обязательств Российской Федерации перед мировым сообществом, требуется приложить усилия по разработке национальной стратегии противодействия внутрисемейной жестокости, с учетом корректировки существующих проблемных областей социальной практики помощи жертвам домашнего насилия и устранением имеющихся нормативных неопределенностей правовой регламентации.

Логика формирования стратегии в системе превентивных мер такова, что социальное вмешательство предполагает целенаправленную деятельность, обусловленную целями, ценностями, знаниями и умениями, которые в совокупности уникальны и определяют профессиональную идентичность каждого участника.

Необходимость научных исследований - принципиальный фактор, имеющий определяющее значение для стратегии по устранению и минимизации последствий домашнего насилия. Начинать необходимо с выявления масштабов насилия в семье на региональном уровне, анализа мероприятий, предпринимаемых для решения данной проблемы в отдельных областях России в качестве эксперимента. В этой связи рассмотрим работу по организации помощи молодым семьям по борьбе с насилием в региональном аспекте на примере Саратовской области.

Во всех областных центрах региона на данный момент работают ОГУ «Центры социальной помощи семье и детям «Семья», занимающиеся профилактикой безнадзорности несовершеннолетних и реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, оказывающие психолого-педагогическую помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Всего таких центров в Саратовской области тридцать.

На базе ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» г.Саратова на данный момент осуществляет работу реабилитационно-кризисное отделение помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия.

Для женщин и детей, попавших в беду, отделение может предложить: возможность временного проживания, психологическую помощь и поддержку, индивидуальные встречи с психологом, группы поддержки для женщин, столкнувшихся с проблемой насилия, юридическую помощь в защите законных прав и интересов женщины и ребенка, содействие в решении социальных проблем семьи. В период пребывания в отделении женщина может не думать о том, как накормить себя и ребенка, в отделении обеспечивается бесплатное питание (3-х разовое для женщин, 5-ти разовое для детей). Обратиться за помощью в Центр можно в любое время суток.

Центр занимается проведением массовых акций, так, например, 25 ноября 2011 года прошла ежегодная всемирная акция, которая длилась до 10 декабря. Тысячи граждан, государственные и общественные организации из 130 стран мира активизируют в эти дни свои усилия ради общей цели: привлечь внимание к проблеме домашнего насилия в отношении женщин и детей.

В рамках акции, ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» г.Саратова Министерства социального развития области организовал ряд мероприятий: на протяжении шестнадцати, с 25 ноября по 10 декабря 2011 г., работала бесплатная круглосуточная телефонная «Горячая Линия по проблеме насилия», куда мог обратиться любой житель города и области и получить психологическую и юридическую помощь и поддержку.

В учебных заведениях города специалисты проводили занятия, направленные на информирование детей и подростков о возможности получения помощи в ситуации насилия, развитие навыков ненасильственных отношений.

В течение всех шестнадцати дней в Центре работала служба «Социальный адвокат», где проходил прием граждан по правовым вопросам.

декабря 2011 г. состоялось заключительное мероприятие кампании - на базе Центра социальной помощи семье и детям по адресу ул. Зенитная, д.14 была организована акция доброй воли «Мы против насилия!». Взрослые и дети смогли выразить свое отношение к данной проблеме, а также написать слова поддержки людям, переживающим насилие, на специальных символах акции.

Специалисты также рассказали гостям о том, какую помощь можно получить на базе Центра и, в частности, о работе кризисного отделения для женщин и детей.

На государственном уровне помощь осуществляет аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, который также рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов области, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих области   (e-mail: ombudsman@saratov.gov.ru <mailto:ombudsman@saratov.gov.ru> - адрес электронной почты Уполномоченного по правам человека в Саратовской области). Вопросы защиты прав ребенка осуществляет Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области (e-mail: ErofeevaYL@saratov.gov.ru <mailto:ErofeevaYL@saratov.gov.ru>.). Также вопросами защиты прав ребенка и подростков занимается  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области. В любой момент можно обратиться в правоохранительные органы по телефону 02 и в районные дежурные части города. Районные учреждения здравоохранения (травмпункты) также предлагают свою круглосуточную помощь. 

С декабря 2010 года в Саратовской области начал работать единый «телефон доверия» для детей 8-800-2000-122. Звонки на единый детский «телефон доверия» осуществляются бесплатно и анонимно со стационарного и с мобильного телефона. На детский «телефон доверия» может позвонить ребенок, подросток, родитель, педагог, школьный психолог и т.д. - все, кто сталкивается и кому не безразличны проблемы детей. Здесь можно задать опытным психологам любые вопросы, например, касающиеся отношений со сверстниками, родителями, учителями и т.д. Специалисты помогут найти пути выхода из создавшегося положении, возможные линии поведения. Дети могут обращаться на этот телефон не только в трудных ситуациях, когда взрослого нет рядом (на работе, в командировке), но и в других, не менее важных, например, влюбленности или дружбы.

Единый детский «телефон доверия» начал работать в рамках реализации плана общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эксперты Фонда считают, что единый для всей территории страны телефонный номер позволит создать условия для экстренной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия.

В целях обеспечения деятельности на территории Саратовской области единого детского «телефона доверия» подписано Соглашение между Правительством области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с данным Соглашением, с 1 декабря 2010 года, пять учреждений социального обслуживания семьи и детства министерства социального развития области подключены к единому общероссийскому номеру "8-800-2000-122", это: ГУ «Центр социальной помощи семье и детям г.Саратова», ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение», ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маленькая страна», ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» и ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота».

Как сообщает официальный сайт министерства и социального развития РФ с 7 июля 2010 года начала свою работу федеральная служба «Единый социальный телефон». Номер телефона, по которому из любой точки нашей страны можно получить консультацию по вопросам социальной защиты: "8-800-555-0-222". Министр Татьяна Голикова поясняет, что «по этому телефону будут круглосуточно приниматься звонки из любой точки России, из любого региона, и предоставляться справочная информация и консультации по самым разным вопросам социальной защиты и социального обслуживания». Единые телефонные справочные службы на данный момент созданы и действуют во многих регионах. Все они организованы при методической и консультационной поддержке Минздравсоцразвития России. Теперь Единая справочная социальная служба объединит всю территорию России.

1 октября 2009 года на базе Саратовского регионального общественного фонда «Кризисный центр» стартовал социальный проект «Насилие в семье» продолжительностью в 36 месяцев. Проект был разработан СРОФ «Кризисный центр» в сотрудничестве с Нидерландским центром социального развития МУВИЗИЕ с целью профилактики и эффективного реагирования на случаи насилия в семье на основе межведомственного подхода. Финансируется в рамках программы Матра, Министерства иностранных дел Нидерландов.

Проект состоит из трех взаимосвязанных компонентов, определяющих логику проектной деятельности и влияние одних результатов на достижение других:

)   создание межведомственного сотрудничества на уровне принятия решений и уровне непосредственной помощи пострадавшим;

2) укрепление потенциала специалистов, непосредственно работающих со случаями гендерного насилия, с целью максимального удовлетворения потребностей пострадавших;

3) повышение осведомленности о проблеме насилия в семье с целью профилактики и доступности информации о региональных ресурсах помощи пострадавшим.

К результатам проекта сегодня можно отнести:

Ø укрепление межведомственного взаимодействия как на уровне создания региональной политики по противодействию насилию в семье, так и на уровне практической помощи пострадавшим;

Ø обучение специалистов различных организаций, работающих с проблемой насилия в семье, принципам и технологиям межведомственной работы в случаях насилия в семье;

Ø проведение масштабной информационной кампании о доступных межведомственных ресурсах, возможностях поддержки и услугах, предоставляемых пострадавшим;

Ø специальный учебный курс по координации действий в случаях насилия в семье для студентов Саратовского Юридического института МВД России;

Ø профилактическая образовательная программа для молодых мужчин с целью повышения осведомленности о домашнем насилии и уменьшения насилия в близких отношениях;

Ø укрепление роли Саратовского регионального общественного фонда «Кризисный центр» как организации, которая защищает интересы пострадавших от насилия.

Ключевая проблема проекта звучала следующим образом: В Российской Федерации подход к решению проблемы насилия в семье далек от системного и адекватного масштабу проблемы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Не существует ни механизма информационного обмена, ни координации действий. Именно поэтому пострадавшие от насилия женщины не имеют доступа ко всем ресурсам государственных и негосударственных организаций. Общественное мнение слишком часто трактует насилие в семье как частное дело и, к сожалению, представители тех профессий, кто должен поддерживать пострадавших женщин по долгу службы, также подвержены стереотипам о роли женщины в семье.

Глобальной целью проекта была разработка межведомственного общественного ресурса для предупреждения и эффективного реагирования на случаи насилия в семье для пострадавших от насилия в местном сообществе посредством объединения государственных и негосударственных ресурсов и сделать этот ресурс доступным для тех, кто нуждается в нем.

Одной из целей проекта также выступало достижение более эффективного и проактивного сотрудничества социальных служб (государственных и негосударственных) и правоохранительных органов посредством внедрения межведомственного подхода.

Проект был реализован в Саратовской области, целевыми группами проекта выступали женщины и дети, пострадавшие от насилия в семье; специалисты различных профессий; молодые мужчины; население в целом.

Для достижения главного результата проекта было предусмотрено создание Межведомственной рабочей группы при Министерстве социального раз­вития Саратовской области, в состав которой вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств, включая представителей обще­ственных организаций. Основной задачей межведомственной рабочей груп­пы стало создание механизма взаимодействия, с этой целью были раз­работаны концепция региональной политики по противодействию насилию в семье, а также методические рекомендации для сотрудников различных ведомств, регламентирующие порядок действий в случаях насилия в семье. Участники межведомственной рабочей группы (МРГ) смогут использовать их в своей работе, как международный опыт, так и региональный. Устойчивость главного результата проекта была закреплена межведом­ственными соглашениями.

Обучение принципам и технологиям межведомственной работы в случаях насилия в семье (целевая группа - специалисты различных организаций, работающих с проблемой насилия в семье, включая специалистов социальных служб и правоохранительных органов).

Участниками первого интерактивного семинара (межведомственная команда из 30 человек) стали должностные лица на уровне принятия решений. Своими знаниями, навыками и опытом с ними в течение двух дней поделились партнеры из Нидерландов. Конечно, опыт наших коллег не может быть буквально перенесен в российскую действительность (различия между нашими странами существуют и затрагивают все стороны жизни, начиная от зако­нодательства и заканчивая обыденной жизнью). Но он может служить побудительным мотивом к изменению ситуации и может быть схемой, некоторые элементы которой нам не подходят, а некоторые - органично входят в нашу жизнь.

После адаптации программы к российской действительности тренеры Кризисного центра провели тренинги для восьми групп специалистов-практиков. Обучение для каждой группы из 25 человек включало две сессии с пере­рывом в три месяца.

Такая модель позволила участникам применить новые знания на рабочих местах, увидеть слабые места и точки роста при отработке приемов междисциплинарного реагирования на случаи насилия в отношении женщин и детей. На второй сессии состоялся анализ сложившихся практик межведомственного сотрудничества.

Практический опыт и обратная связь участников тренингов стала те­мой для обсуждения на очередных заседаниях Межведомственной рабочей группы и смогла инициировать изменения в разработке межведомственного порядка действий в случаях насилия в семье. Информационная кампания о ресурсах, возможностях и услугах, доступных пострадавшим от насилия в семье в Саратовской области. Одной из основных задач кампании стало повышение осведомленности обо всех услугах и возможностях, которые могут получить женщины и дети, пострадавшие от жестокого обращения, независимо от того, в какую организацию они первоначально обратились за помощью. Исполнители проекта считают проведение подобных информационных кампаний одним из основных инструментов влияния на общественное мнение.

Многолетнее сотрудничество Саратовского Кризисного центра с представителями региональных СМИ, опыт проведения общественных акций и работа с волонтерами из студенческой среды позволяют привлечь к участию в кампании заинтересованных журналистов, редакторов изданий и новых волонтеров.

В рамках кампании были запланированы публикации в печатных и электрон­ных СМИ региона, освещение деятельности Межведомственной рабочей группы, издание и распространение более 26.000 информационных мате­риалов (постеры, буклеты, листовки, календари). Ин­формационные материалы и образовательно-профилак­тические материалы для мо­лодежи разрабатывались и продолжают разрабатываться с учетом потребностей различных це­левых групп - специалистов различных ведомств, по­тенциальных групп риска по проблеме насилия в семье.

В сентябре 2010 года СРОФ «Кризисный центр» провел общественную акции с целью объединения усилий государственных и не­государственных организаций по противодействию насилию в семье. В рам­ках этой акции прошли мероприятия, включающие как официальные (пресс-конференция, «круглый стол»), так и более яркие, эмоциональные события, одним из которых стало оформление сквера с рабочим названи­ем «Мир на земле начинается в доме». К разработке ландшафтного дизайна сквера были приглашены студенты архитектурного отделения Саратовского технического университета. Сквер был оформлен специальными конструк­циями для размещения на них информационных материалов по проблеме семейного насилия и возможности получения необходимой помощи.

Специальный учебный курс по координации действий в случаях на­силия в семье для студентов Саратовского Юридического института МВД России. Разработке учебного курса предшествовал двухдневный семинар для межведомственной команды из ученых, консультантов и экспертов - представителей Межведомственной рабочей группы, высших учебных заведений области и специалистов-практиков. Данный специальный учебный курс основан на международном опыте и включает в себя теорию, гендерную терминологию, динамику и последствия наси­лия, механизмы правовой помощи, специфику реагирования профессиона­лов и координацию их действий.

Просветительская программа для профилактики насилия в семье и в близких отношениях среди молодежи.

Программа была рассчитана на молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет; была разработана на основе опыта наших коллег из Нидер­ландов и адаптирована к российской действительности. Реализация программы прошла в два этапа: на стадии пилотной реали­зации было подготовлено десять тренеров, которые апробировали программу на целевой аудитории в количестве четырехсот человек.

По итогам пилотного этапа была скорректирована методика подачи материала и отпечатаны учебные брошюры. 80 профессионалов получили от специалистов Саратовского Кризисного центра разработанную методику и провели профилактические занятия для более чем 3000 молодых людей - учащихся и студентов ВУЗов Саратова.

Укрепление роли Саратовского регионального общественного фон­да «Кризисный центр» как организации, которая защищает интересы пострадавших от насилия.

В рамках проекта Саратовский Кризисный центр для пострадавших от насилия планировал усилить потенциал организации с помощью тренингов по институциональному развитию, а также посредством привлечения новых волонтеров. Тренерами Кризисного центра была разработана специальная програм­ма подготовки волонтеров и две группы по 10-15 человек прошли обучение для работы в центре, в том числе и на горячей телефонной линии.

Специалисты Саратовского Кризисного центра приняли участие в разработке социальной политики защиты женщин и детей, пострадавших о наси­лия, в качестве социального адвоката. С этой целью с начала проекта: систематизировался имеющийся опыт; обновлялись соответствующие базы данных (организаций, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье; спектра доступных услуг; экс­пертов по проблеме; методической и образовательной литературы); разрабатывались инструменты для исследования специфических потребно­стей женщин, обратившихся за помощью в Кризисный центр.

Собранная и проанализированная информация была представлена на заседаниях Межведомственной рабочей группы для принятия решений. Информация о межведомственных ресурсах и потребностях женщин и детей доступна на сайте проекта.

Распространение опыта, полученного в ходе проекта (распространение методик и технологий проекта, накопленного опыта, как удачного, так и не совсем, знаний, полученных в ходе проекта - необхо­димые условия устойчивости полученных результатов).

С этой целью в проекте было запланировано: регулярное издание - вестник проекта <http://www.social.saratov.gov.ru/bitrix/redirect.php?event1=net_nasiliju/project/violence_family/project_bulletin&event2=&event3=&goto=http%3A//www.social.saratov.gov.ru/net_nasiliju/project/violence_family/project_bulletin> «Насилие в семье: координация межведомственных усилий с целью профилактики, кризисной интервенции и реабилитации пострадавших от насилия в семье» с информацией о проведенных мероприятиях и полученных ре­зультатах; постоянное обновление ин­формации на сайте проекта (с мая 2010 года); предоставление информа­ции о ходе проекта для офици­ального сайта регионального правительства; проведение итоговой меж­региональной конференции. Около семидесяти представителей раз­личных учреждений смогли ознакомиться с опытом и разра­ботками, полученными в ходе проекта и исследовать возможность мульти­пликации плана действий для своих регионов.

Партнеры проекта задействуют пути распространения информации, как по линии государственных ведомств, так и по линии общественных организаций, используя членство в союзах и ассоциациях. К примеру, СРОФ «Кризисный центр» является членом Российской Ассоциации кризисных центров «Остановим насилие», объединяющей более 50 организаций по всей России.

Отдельно хочется остановится на результатах социологического исследования «Насилие в молодой семье», которое было проведено в сентябре-октябре 2011 гг. в г.Энгельс Саратовской области.Методом анкетирования было опрошено 15 супружеских пар - пять супружеских пар со средним общим образованием, пять пар со средним специальным образованием и пять пар с высшим образованием (Приложение 1).

Целями исследования стали выявление основных закономерностей проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов и их образа жизни; степени информированности населения о данной проблеме, а также прогнозирование перспектив развития насилия в российских семьях.

Исследование показало неоднозначность восприятия и оценки респондентами конфликтных ситуаций. Многие указали на возникновение таковых, как следствие низкого уровня культуры семейных отношений, неумения решать проблемы мирным путем.

Большая часть опрошенных к семейному насилию отнесли побои (21 человек - 70%). Около половины опрошенных (16 человек - 53,3%) посчитали пьянство, наркоманию и угрозы применения физического воздействия своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивали как насилие физические наказания детей (11 человек - 37%) и систематическую нецензурную брань (7 человек - 23,3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным делом, большинство респондентов не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия, тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных.

Главными факторами, вызывающими семейное насилие, респонденты назвали пьянство и алкоголизм, тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, наркоманию.

Практически каждый третий опрошенный исходил из того, что причины бытовых конфликтов подпитываются самой семьей.

Основным источником информации для населения о семейном насилии являются СМИ (25 человек - 83%). При этом СМИ должны бы транслировать примеры нормативной культуры отношений, обеспечивая стабильное функционирование и развитие социума. Между тем, они постоянно показывают крайние формы проявления семейного насилия (избиение, покушение на убийство или убийство). Таким образом, невольно происходит насаждение деструктивных стереотипов в сознании людей. При этом само насилие представляется как нормальный способ разрешения конфликтов. По крайней мере, таковым оно становится в интерпретации самих людей, и, особенно молодежи. По мнению опрошенных, передаваемые через СМИ сцены насилия в художественных произведениях, оказывают на семью наихудшее воздействие, нежели сообщения о фактах насилия и преступлениях в реальной действительности.

Проведенное исследование показало, что уровень распространенности семейного насилия достаточно высок: половина из числа респондентов (15 человек - 50%), подвергшись насилию в семье, так или иначе, прибегали к помощи посторонних. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников (10 человек - 33%) и милиции (5 человек - 16%).

Надо отметить, около 1/3 человек (33%) ответивших смотрят на перспективы снижения уровня насилия в семье пессимистически, считая, что никто не в состоянии реально повлиять на этот процесс. Возможно, усугубляет ситуацию отсутствие национального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.

Но 1/5 респондентов (20%) убеждены в действенности усилий, прилагаемых в этом направлении специальными психологическими службами и милицией.

Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. Представления населения о насилии в семье нельзя назвать полноценными и четкими. Многие формы насилия не принимаются людьми во внимание и вообще не причисляются к насилию. Большая часть опрошенных могут допустить в качестве нормального поведения шлепок ребенка или даже легкий удар взрослого в качестве обычного способа общения в семье. Следовательно, представления людей о насилии в семье имеют весьма примитивный и огрубленный характер, что способствует утверждению и распространению этого феномена. Только каждый пятый человек возлагает надежду на профилактику и предотвращение семейного насилия на общество и государство. Возможно, это вызвано опасением, что значительное число людей само может попасть под наказание. Кроме того, насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием, а с другой стороны, неспособностью некоторых зависимых членов семьи обращаться в правоохранительные органы. Латентность насилия также объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших. Совершенно очевидно, что необходима государственная стратегия по предотвращению семейного насилия. Для предотвращения насилия в семье в социально-психологическом и педагогическом аспектах следует предпринять следующее.

1. Необходимо учить детей и взрослых не только культуре семейных отношений, но и культуре управления собственным поведением, культуре поведения в конфликтной ситуации и способам выхода из нее.

2. Педагогическая и социальная политика в школах и других социальных институтах должна быть направлена, прежде всего, на формирование у человека чувства ответственности за себя и за других людей. Только формируя и воспитывая в человеке потребность и стремление к саморазвитию, можно приблизиться к решению проблемы насилия в семье. Необходимо обучать людей (начиная с детства) навыкам саморазвития, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, внимание должно быть направлено не только на семью, но и на отдельно взятого человека, его личность. Министерству образования и науки РФ, в связи с этим, необходимо разработать и внедрить педагогические и социально-психологические программы для родителей, педагогов, учащихся, направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения и эффективной коммуникации; введение в курс школьной программы по предмету «Охрана безопасности жизни» особого раздела «Личная безопасность ребенка» с соответствующей информацией о правах ребенка и способах самозащиты (телефоны доверия; служба уполномоченного по правам ребенка); усиление контроля за обязательностью исполнения закона о всеобщем среднем образовании; работа по педагогической реабилитации и коррекции подростков с отклоняющимся поведением.

. Через СМИ необходимо также вести пропаганду ненасильственных способов решения семейных конфликтов. Необходимо содержательное изменение информационно-воспитательных программ СМИ в плане учета темы насилия в семье. В частности, ввести в практику теле- и радиоконсультации и беседы по проблемам правовой регуляции внутрисемейных отношений; усилить социальную рекламу по проблемам семейной политики, гражданских прав семьи, воспитания детей; активно привлекать общественное внимание к проблеме недопустимости насилия над детьми в семье.

. Министерству здравоохранения и социального развития активизировать работу по созданию и поддержке специализированных центров по проблемам предотвращения семейного насилия в каждом районном городе; в том числе - кризисных центров для женщин и детей; реабилитационных отделений для подростков с отклоняющимся поведением и мужчин, желающих избавиться от синдрома насильника. Разработать и внедрить соответствующие социально-психологические программы реабилитации жертв семейного насилия; организовать работу телефонов доверия при центрах предотвращения семейного насилия, создать службы социально-психологического сопровождения для семей групп риска (приемных, замещающих, молодых, бывших заключенных, алкоголиков, наркоманов и др.). Активно проводить информационно-просветительскую работу по проблемам здоровья семьи; осуществлять разработку методик психологической коррекции для лиц, склонных к применению насилия.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насилие в молодой семье это, прежде всего, социальная проблема и ее необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.

В ходе нашего исследования были установлены определения понятий «насилие», «семья» и «молодая семья». Семья - это социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.

Молодая семья - это семья впервые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

 Под насилием подразумевают применение тем или иным классом различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий.

Семейное или домашнее насилие - это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей.

Существуют определенные виды насилия, такие как психологическое насилие (наиболее распространённое), физическое, сексуальное и экономическое насилие. В молодой семье, где насилие имеет место можно проследить как один вид насилия, так и все вместе.

Семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема, она зависит от социальной ориентации общества и соответственно может усиливаться или ослабевать. В последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. Для решения этой проблемы и помощи жертвам, подвергшимся насилию в России существуют кризисные центры, убежища, «телефоны доверия», пансионаты для престарелых, учреждения социального обслуживания семьи и детей, психолого-медикосоциальные центры, а также временные или постоянные приемные семьи.

Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого, зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях. Данная работа имела своей целью понять и описать насилие в семье не как «ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, а как процесс, происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние и затрагивающий всех членов семьи. Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьей и окружающей его действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе. Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы. В связи с отсутствием общегосударственной политики по данному вопросу и несовершенством системы правовой и социальной поддержки, имеющиеся общие и специализированные социальные службы должны самостоятельно разрабатывать механизмы решения проблем семейного насилия.

Специалисты разного профиля отмечают, что безопасность в семье может обеспечить экстренная и долговременная помощь жертвам насилия и их семьям; просвещение, консультирование и психологическая коррекция виновника насилия, жертвы и других членов семьи; профилактика семейного насилия. С этой целью уже проводится работа по координации усилий правоохранительных органов, социальных служб, медицинск

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...