Залив св. Лаврентия
|
|
|
|
|
Железная дорога
| Города – крайние точки
| Кто строил
| Год откры-тия
| Как проложить маршрут
(на какие объекты физической географии ориентироваться)
|
По Северной Индии
| Калькутта – Дели
Бомбей (совр. Мумбаи) – Калькутта
| Британия
|
| От устья реки Ганг на северо-запад по долине Ганга;
от центра западного побережья Индии к устью Ганга
|
Первая трансконти-нентальная ж/д США
| Каунсил-Блафс (штат Айова) – Сан-Франциско
| США
|
| От залива Сан-Франциско (Калифорния) к реке Миссури в центре территории США
|
Канадская тихоокеан-ская
| Монреаль – Ванкувер
| Канада
|
| От залива св. Лаврентия к о-ву Ванкувер
|
| Кейптаун – Каир
| Британия
(проект состоялся частично)
|
| От мыса Доброй Надежды через всю Африку к устью Нила
|
Берлин – Багдад
| Берлин – Босфор – Багдад (БББ)
| Германия
(проект состоялся частично)
| Начало строительства из Стамбула – 1888
| От востока Германии до пролива Босфор и через Малую Азию на юго-восток до центра Ирака, затем к западному берегу Персидского залива
|
Транссибир-ская магистраль
| Москва – Владивосток
| Россия
|
| От центра Европейской России к югу Приморского края (огибая оз. Байкал с юга)
|
Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
| Тайшет – Советская Гавань
| СССР
|
| От района западнее оз. Байкал к побережью Татарского пролива (огибая Байкал с севера)
|
Через Австралию
| Перт – Сидней
(центральная часть этого маршрута – Трансавстралий-ская ж/д)
| Австралия
|
| От юго-востока к юго-западу Австралии
|
Трансиран-ская
| Бандáр-Торкемáн – Бандáр-Хомейнú
| Иран
|
| От юго-восточного берега Каспийского моря к западному берегу («кончику») Персидского залива
|
Трансазиат-ская железная дорога (ТАЖД)
(вариант к северу от Каспия)
| Ляньюньган – Москва – Роттердам
|
|
| От побережья Жёлтого моря через Северный Китай, переход Алашанькоу – Достык, Казахстан, Россию и Европу в Нидерланды
|
Трансазиат-ская железная дорога (ТАЖД)
(вариант к югу от Каспия)
| Ляньюньган – Стамбул – Роттердам
|
|
| От побережья Жёлтого моря через Северный Китай, переход Алашанькоу – Достык, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию и Европу в Нидерланды
|
Трансазиат-ская железная дорога (ТАЖД) – Южный коридор
| Сингапур – Стамбул
|
|
| От Малаккского полуострова через Индокитай, Индию, Пакистан, Иран и Турцию к проливу Босфор
|
TRACECA
|
| EC и страны-транзитёры
| Подписание соглашения – 1993
| От Болгарии через Чёрное море, Южный Кавказ, Каспийское море и Центральную Азию в Китай
|
МТК № 9 «Север – Юг»
| Хельсинки – Мумбаи
| EC и страны-транзитёры
| Начало формирования – 1994
| От Финляндии через Европейскую Россию, Кавказ / Каспий / восточный берег Каспия (3 «рукава»), Иран, Ормузский пролив и Аравийское море к западному побережью Индии
|
|
|
|
Маршрут
(портовые города – крайние точки)
| Чьи суда преимущественно плавали / плавают
| Как проложить маршрут
(на какие объекты физической географии ориентироваться)
|
Лиссабон – Гоа с заходом в Момбасу (Кения)
| Португальские в XVI – XX вв.
| От побережья Португалии через Атлантику вокруг Африки, через Мозамбикский пролив к восточному побережью Африки, оттуда через Аравийское море к западному побережью Индии
|
Веракрус (Мексика) – Картахена (Колумбия) – Севилья
| Испанские в XVI – начале XIX в.
| От побережья Мексики через Мексиканский залив, Юкатанский пролив и Карибское море к северо-западу Южной Америки, оттуда через Карибское море и Атлантику к югу Испании
|
Манила – Акапулько
| Испанские в XVI –начале XIX в. (манильский галеон)
| От востока о-ва Лусон через центр Тихого океана к югу тихоокеанского побережья Мексики
|
Амстердам – Батавия (ныне Джакарта) с заходом в Капстад / Кейптаун
| Голландские в XVII – XX вв.
| От побережья Нидерландов через Ла-Манш и Атлантику к мысу Доброй Надежды, затем через Индийский океан к северо-западу о-ва Ява
|
Лондон – Гонконг с заходом в Кейптаун, Бомбей (совр. Мумбаи) и Сингапур
| Британские с XIX в.
| Из устья Темзы через Ла-Манш и Атлантику к мысу Доброй Надежды, затем через Мозамбикский пролив и Аравийское море к западу Индии, оттуда через Бенгальский залив, Малаккский пролив и Южно-Китайское море к югу Китая
|
Лондон – Сидней
через Канаду с заходом в Гонолулу и Окленд
| Британские с XIX в.
| Из устья Темзы через Ла-Манш и Атлантику в устье реки св. Лаврентия, по суше по Канадской тихоокеанской ж/д, от о-ва Ванкувер через Тихий океан к Гавайским о-вам, затем к Северному о-ву Новой Зеландии, оттуда к юго-востоку Австралии
|
Лондон – Сидней с заходом в Аден, Бомбей (совр. Мумбаи) и Перт (после открытия Суэцкого канала)
| Британские с XIX в.
| Из устья Темзы через Ла-Манш и Атлантику, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море к юго-западу Аравийского полуо-ва, оттуда через Аденский залив и Аравийское море к западу Индии, оттуда через Индийский океан к юго-западу Австралии
|
Роттердам – Иокогама с заходом в Александрию, Мумбаи и Сингапур
| Европейские, японские
| От побережья Нидерландов через Ла-Манш, Атлантику, Средиземное море к Египту, оттуда через Суэцкий канал, Красное и Аравийское моря к западу Индии, оттуда через Бенгальский залив, Малаккский пролив и Южно-Китайское море к восточному побережью Японии
|
Нью-Йорк – Лос-Анджелес
(2 варианта: через Панамский канал и вокруг мыса Горн)
| Американские
| От северо-востока США через Атлантику вокруг мыса Горн и через Тихий океан к Калифорнии
|
Нью-Йорк – Сидней с заходом в Кальяо (Перу) (с XX в.)
| Американские
| От северо-востока США через Атлантику, Наветренный пролив (между Кубой и Гаити) и Панамский канал, Тихий океан к северо-западу Южной Америки, оттуда через Тихий океан к юго-востоку Австралии
|
Эль-Кувейт – Нагоя с заходом в Мумбаи, Сингапур и Шанхай
| Современные нефтяные танкеры
| От западного берега Персидского залива через Аравийское море к западу Индии, оттуда через Аравийское море, Бенгальский залив, Малаккский пролив, Южно-Китайское море, Тайваньский пролив к востоку Китая, оттуда через Восточно-Китайское море к юго-востоку о-ва Хонсю
|
Лагос (Нигерия) – Гаосюн (Тайвань) с заходом в Сингапур
| Современные нефтяные танкеры
| От южного берега Гвинейского залива через Атлантику, Индийский океан, Малаккский пролив и Южно-Китайское море к югу о-ва Тайвань
|
Северный морской путь (Мурманск – Владивосток)
| Российские ледоколы и торговые суда
| От Кольского полуо-ва в Белое море (Архангельск), через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, Берингов пролив, Берингово море к Камчатке (Петропавловск-Камчатский), оттуда через Охотское море и пролив Лаперуза в Приморье
|
При сдаче фактологического минимума примерная норма: 4 персоналии, 4 даты (включая те, что красным шрифтом в таблице железных дорог), 4–6 терминов, 5–6 объектов физической географии по карте, 2–3 железнодорожных и 2–3 океанских маршрута по карте.
Дополнение к коллекции карт – анимированная карта эволюции железнодорожной сети Германии в 1835–85 гг.: http://www.ieg-maps.uni-mainz.de/mapsp/mapebga0.htm
[1] © К.А. Фурсов, 2014 г.
[2] Кроме этого списка для запоминания предназначены красные даты из таблицы по железным дорогам (см. ниже).