Испанский костюм эпохи Возрождения
Идея освобождения родной земли от иноземных захватчиков объединяла испанский народ в течение почти пяти веков и дала силы вынести все тяготы реконкисты. В 1492 году последняя часть территории Испании— Гранада была очищена от мавров. Из этой многовековой борьбы Испания вышла достаточно сильным государством, и процесс централизации власти, выдвинутый самим ходом исторических событий, по существу был закончен на два десятилетия раньше, чем окончилась реконкиста. Мужской костюм. Овеянный славой вошел в историю Испании период реконкисты. Внешний облик испанца резко меняется в XVI веке, и чтобы понять это, следует коротко обратиться к периоду предыдущему. Из всех западноевропейских стран одна лишь Испания находилась под столь длительным иноземным игом и сумела в конце концов отстоять свою самостоятельность: явление исключительное и определяющее многие стороны национального характера испанца. На протяжении реконкисты все испанцы были воинами: и феодалы, и мелкие идальго, и ремесленники, и крестьяне. Крестьяне составляли основную массу войск, и участие в реконкисте освобождало их от крепостной зависимости. Пятивековое состояние войны сделало участников реконкисты многих поколений профессионалами-воинами. Но вот закончилась война с маврами, началась мирная жизнь, и появились новые заботы. Слава же о былых военных подвигах жила в памяти поколений, и идеал воина стал воплощаться во внешнем облике испанца, в его костюме. Особенно явственно это начало ощущаться 30-х годах XVI века, когда могущество Испании достигло своего предела. Обширные территории в Европе, завоеванные земли в Западном полушарии, поток золота, драгоценных камней — все создаст иллюзию вечного богатства. роскоши и беспредельной силы. Но за этим таились страшные симптомы падения, нерегулируемые процессы экономического распада и духовной деградации бывшего рыцарства. Исторический крах Испании еще не наступил: его час пробьет в XVII веке, но неприметные для современников его симптомы появились в период полного внешнего благополучия. В это время гордость испанцев, игравшая, безусловно, положительную роль в период реконкисты, превращается в чувство национального превосходства, и идея мирового господства становится достаточно популярной. Привычка дешево ценить жизнь другого человека, сложившаяся в военное время, поселяет в сердцах многих людей жестокость, послужившую благодатной почвой для разгула инквизиции.
Однако о духовной силе испанскою парода в XVI веке можно судить по небывалому расцвету культуры и искусства, который достиг кульминации в первой половине XVII века и создал мировую славу творениям испанцев, В этой борьбе испанцев в период реконкисты принимали участие рыцари других европейских стран, и, таким образом, непосредственное общение способствовало распространению многих форм мужского костюма, существовавшего у французов или итальянцев. К ним прежде всего относятся элементы готического костюма: обувь с длинными носками, некоторые виды головных уборов. длинное сюрко без рукавов. Большинство верхних одежд были средней длины спокойных, можно сказать, благородных форм. Плащ был обязательной частью костюма, и длина его варьировалась в зависимости от возраста и социального положения. Обычно одна сторона плаща драпировалась на плече). Длинной и широкой была торжественная одежда, называвшаяся «касака». Однако в XVI веке испанцы замыкаются в костюм-броню, в костюм на каркасе, и в этом проявляется не только дань военной славе реконкисты и могуществу Испании Карла V. Какими-то тонкими нитями психологических аналогий внешний облик испанца отображает и его внутренний мир. Человеку новой эпохи, находившемуся в сложной обстановке испанской действительности времен Карла V и Филиппа II. было необходимо скрыть свой внутренний мир, огородить его от любопытства посторонних, подобно тому как костюм на каркасе скрывал истинные формы его тела.
Испанский мужской костюм начала XVI века, как и костюм других европейских стран, состоял из нескольких основных частей: рубашки (камиса). разъемных штанов-чулок (кальсес). узкого безрукавного жилета (корпесуэло), к которому тесемками привязывали кальсес. Верхняя одежда (соответствующая современному пиджаку), имела несколько разновидностей и названий. Иногда сверх корпесуэло надевали род куртки — хубон. Во второй половине XVI века хубон становится одной из главных мужских одежд. Сверх кальсес носили короткие штаны. С помощью туго набитых прокладок создают форму для хубона и верхних кальсес. В зависимости от вкуса И средств владельца костюма для набивки используют различные материалы: вату, конский волос, пух, мякину и сено. Чтобы придать хубону форму лат, спереди вставляли куски картона. Особенно выпуклым был перед хубона в 70—80-х годах. В это же время ею стоячий воротник делают таким высоким, что он подпирает подбородок и мочки ушей. По краю воротника выпускают рюш, размер которого постепенно увеличивается и к концу столетия достигает 15—20 см. Таким образом, рюш превращается в «гранголу» или горгеру — знаменитый гофрированный испанский воротник. На протяжении XVI века изменяется и форма кальсес. Еще в 1530 году Тициан пишет портрет Карла I (V) в костюме с узкими кальсес несколько выше колен (ил. 308), а в 1542 году он изобразил Филиппа II в богатой, вышитой драгоценностями одежде, и кальсес короля уже сделаны на небольшом каркасе. В 70-—80-х годах вошли в моду двойные кальсес, состоявшие из узких, облегавших ногу штанов до колен и округлых, на толстой набивке, «грегескос», покрывавших только бедра. В последнем же десятилетии XVI века появились свободные, широкие вверху кальсес в виде «окорока». Первыми их стали носить солдаты, а затем — аристократы, Возможно, эта форма кальсес была заимствована испанцами у жителей Фландрии, находившейся в зависимости от Испании.
Верхней королевской, а также торжественной придворной одеждой была полукороткая или короткая «ропон» на меху, с меховым или вышитым воротником В последней четверти XVI века вместо ропона стали носить маленький плащ «капита» или более длинный— «фиельтро», весьма удобные для испанской шпаги. Вообще плащ на протяжении нескольких столетий был основной верхней одеждой испанцев. Он имел несколько вариантов форм и названий. Классический плащ с капюшоном — капа — был широкий и длинный. Головным убором в первой половине XVI века был мягкий берег с жестким, опущенным книзу бортиком, во второй — жесткая шляпа в форме усеченного конуса с небольшими полями. Даже в период наибольшего распространения широконосой обуви в Европе испанские аристократы носили узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами. Эта обувь сохранилась до конца XVI века. Сапоги были только военной обувью и, по обычаю того времени, имели мягкие узкие голенища и мягкую подошву. При сравнительной стабильности форм испанского костюма происходит очень интересное изменение его цветовой гаммы. Как было сказано выше, Испания па протяжении нескольких веков славилась своими роскошными тканями. Основными организаторами производства таких материй были арабы. От них испанцы и научились этому прибыльному ремеслу. Кроме различных шелковых тканей в Испании выделывались и шерстяные— разведение овец было одной из главных отраслей сельского хозяйства этой страны.— и, конечно, основная масса народа одевалась в материи собственного производства. Далеко не всегда это были дорогие материи с тканым рисунком, носили много одежды из полосатых или одноцветных тканей, но гамма их цветов всегда яркая. Иным становится цветовой строй испанского костюма в XVI веке. Со времени учреждения инквизиции (1480 год) постепенно меркнут краски испанских одежд, особенно в аристократической придворной среде. Во второй половине XVI века все чаще и чаще аристократ появляются в черном бархате и самыми распространенными цветами становятся черный, серый, белый, коричневый, то есть цвета главных монашеских орденов. Это совпадение едва ли можно считать случайным. Усиление официальной религиозности, пример фанатика короля Филиппа II, на склоне лет всегда одетого в строгие черные одежды (см. его портреты работы Пантохи де ля Крус), приводят к тому, что тусклая гамма цветов начинает служить символом серьезного образа мыслей, чуждого еретическим отклонениям, даже в какой-то мере является признаком благонадежности.
Однако если мы обратимся к «Назидательным новеллам» Сервантеса (1612 ГОД), то увидим, что в различных социальных слоях, особенно среди незнатных горожан, носили много цветных одежд и даже испанское дворянство в провинции одевалось больше по своему вкусу, чем по примеру аристократов или придворных, выполнявших свои скучные обязанности в Мрачном таинственном королевском дворце — Эскориале, больше похожем на громадный монастырь. На некоторых гравюрах XVI века есть изображения простых людей Испании — горожан среднего достатка. Их костюм заметно отличается от аристократического. Вместо узкого хубона с баской и выпуклым передом— «капингот» почти до колен простого и удобного покроя. Своим костюмом отличались и должностные лица — специальная форма во все времена всегда правильно ориентирует людей. Непременные участники пьес испанских драматургов— альгвасилы (представители местной власти, выполнявшие полицейские функции), имели костюм, в котором сохранялись элементы более ранних одежд. Это явление было настолько характерным, что даже и в XIX веке альгвасилы носили почти полностью костюм XVII века. Женский костюм. Логическим завершением развития испанского женского костюма на протяжении XIV—XV веков было появление каркаса в одежде. Испанский женский костюм этого времени имел больше различий, чем сходства с общеевропейским. Вся история костюма убеждает нас в том, что художественное решение внешнего женского облика формируется под влиянием двух основных факторов: положения женщины в данных социальных условиях, которое на определенных этапах может идти вразрез с установившимся, освященным традицией, и отношения к ней со стороны всего общества в целом, а также со стороны мужчин. Все остальные факторы, часто весьма многообразные, в том числе и эстетические, будут дополнять эти два и создавать разнообразную гамму многочисленных разновидностей костюма.
К середине же XV столетия черты своеобразия в нем становятся все более заметными и, как всегда это бывало у всех народов, появляется ряд женских головных уборов, характерных для данной страны. В это время испанское женское платье имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх (на лифе) и вниз (на юбке) расходятся лучеобразные складки. Это зрительно расширяло плечи, и фигура казалась особенно стройной, высокой. Платье часто дополнялось пелеринкой (ил. 324), неизвестной в других странах Европы, придававшей своеобразие облику испанки. Волосы испанок были гладко причесаны, с прямым пробором и заплетены в одну косу. Макушка головы была повязана тканью, в которую затем была завернута коса, перевитая крестообразна (сверху) до конца узкой черной лентой. Этот головной убор называли трансадо, он сохранялся в Испании до 20-х годов XVI века, а в некоторых местностях и до более позднего времени. Трансадо пришелся по вкусу итальянкам, которые некоторое время его носили. Испанки иногда соединяли трансадо с небольшим тюрбаном, перевитым лентой. Второй испанский головной убор— кофья-де-папос (его носили только женщины) — был из тонкого белого полотна и состоял из двух частей: наколки, непосредственно покрывавшей голову, из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутому такой же материей, и своеобразно задрапированного платка Легким и красивым головным убором знатных женщин был «веспайо» Его делали из прозрачной белой ткани, он покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверх этого маленького покрывала надевали узкий металлический обруч, украшенный драгоценностями, который не давал ткани соскользнуть сголовы. Изысканная простота облика испанки свидетельствует о зрелости художественного вкуса, сложившегося в период, когда Испания успешно отвоевывала у мавров свои исконные земли. Но в это же самое время, незаметно для самих испанцев, изменяется и отношение к женщине. По мере того как уменьшалась территория военных действий и исчезали реальные причины для замкнутого образа жизни женщин, складываются стесняющие обычаи, тиранически требовавшие от испанок нарочито скромного поведения. Этот моральный кодекс определенным образом влияет и на костюм. Постепенно пластичные формы одежды середины XV века сменяются более жесткими, большой плащ все чаще и чаще покрывает знатных испанок не только при выходе на улицу, а становится неотъемлемой частью их торжественного наряда. Мягкие ткани, чаще всего одноцветные, заменяются тяжелыми парчовыми, и фигуры испанок теряют обаяние юности, свойственное им в середине XV века. Однако полнее всего идея превращения женского костюма в жесткий Силуэт испанского женского костюма XVI века отличался ясностью четких линий и создавал определенную схему: два треугольника— малый (лиф) и большой (юбка)— расположены Друг против друга, и вершины их пересекаются на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. Каркас лифа чаще всего был из металлических (на шарнирах) прорезных пластин, согнутых определенным образом и обтянутых тонкой замшей или бархатом. В нижнюю юбку из плотной ткани вшивали металлические обручи — это сооружение называлось вердугос, или «вертигадо». Сверх вердугос надевали юбку из черной тафты — «баскипья» и, наконец, верхнее платье (вестидо), которое некоторые историки называют «сайо». Оно состояло из лифа — «вакэро» со съемными и откидными фальшивыми рукавами или откидными рукавами особой формы и юбки клеш. Узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывавшими узкие съемные рукава, назывался «а 1а jubon». Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, скрытой под валиком или фестонами. Пропорции фигуры, создаваемые этим костюмом, еще больше способствовали впечатлению стройности, но геометрическая четкость форм и линий придавала им большую сухость. Жесткой форме испанской одежды соответствовали и другие детали костюма, например воротник, превратившийся к 90-м годам из узкого рюша в громадную плоеную гранголу. Металлический каркас, силуэт костюма и плоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI века и создали славу «испанской моде». В Испании же возникла верхняя женская одежда с короткими илидлинными рукавами — «рода», также распространившаяся в других европейских странах. Существует предположение, что ропа была заимствована испанцами у мавров, и это подтверждается тем, что, например, во Франции ее называли марлотт, как и узкую верхнюю женскую одежду морисков. Вердугос носили только в аристократической, особенно придворной среде, и они были обязательны для официального придворного женского костюма. На протяжении XVI века их форма несколько видоизменялась. В конце XVI столетия испанки значительно увеличили ширину вердугоса внизу. К этому времени изменились и пропорции костюма, что было признаком перехода к его новому художественному решению. Испанки других областей одевались иначе, чем жительницы Мадрида. Так, большим своеобразием отличается костюм богатых жительниц Севильи. Хотя Севилья была довольно отдаленной областью Испании, но объемные формы этого женского костюма 30-х годов XVI века ближе к итальянским, чем к испанским. В то же время характерной испанской деталью является короткий тюник, из которого впоследствии образовалась «баска» национальной испанской женской одежды. Примечательной особенностью всех грех костюмов является обувь на толстой деревянной подошве. Известно, что среди испанок считалось совершенно недопустимым и безнравственным показывать даже носки обуви, но это, вероятно, относилось к обычным туфлям, их делали из мягкой кожи, бархат а или даже атласа, украшая вышивкой. Когда же испанка надевала обувь на деревянной подошве — «чапинес», то нога была видна почти до щиколотки. При этом, чем знатнее была дама, тем толще были деревяшки, которые часто украшали орнаментом, образованным блестящими шляпками медных гвоздей (ил. 338). Изменение цветовой гаммы на протяжении XV—XVI веков было характерно и для женского костюма. Чем больше распространялись вердугос, тем чаще испанки носили одежду ил плотных тканей, и уже во второй половине XVI века жизнерадостная расцветка узоров испанской парчи сменяется сухим, довольно мелким рисунком, выполненным металлической нитью на одноцветном фоне. Наряду с этим увеличивается и роль драгоценностей в женском костюме (ил. 340.). Как было уже сказано, вердугос были распространены главным образом в придворно-аристократической среде и являлись некоей привилегией этого круга. Одежда же горожанок различных социальных слоев продолжала сохранять мягкие пластичные формы, свойственные испанскому костюму середины XV века Костюм женщин низших слоев городского населения состоял из рубашки, узкого, но не всегда облегающего фигуру лифа со съемными рукавами, и юбки, то заложенной кругом крупными складками, то сосборенной по талии. В XVIII и XIX веках лиф без рукавов превратился в отдельную часть народной одежды. Верхней одеждой для улицы у испанок по-прежнему был плащ. Богатые носили плащи из шелковых или добротных шерстяных тканей и часто делали их на цветной подкладке. Крестьянки и бедные горожанки довольствовались накидками из грубого домотканого сукна. Самым любимым цветом этой верхней одежды как богатых, так и бедных был черный. По обычаю всех народов того времени, замужние, особенно пожилые испанки, если только они не принадлежали к аристократической среде, покрывали голову белым платком или чепцом, в основу формы которого лег головной убор XV века — кофья-де-папос (ил. 350). Различия в костюме тех или иных социальных групп Испании сохранились дольше, чем в других европейских странах. Причины этого лежали в своеобразии ее исторического пути на протяжении XVII и XVIII веков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|