Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выдающиеся памятники римской архитектуры

 

В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима — амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов») служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности, но и целые архитектурные ансамбли той эпохи. Среди них — постройки Форума, выполнявшего функции сначала рыночной площади, затем центра общественной жизни Рима.

Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.

Слово «амфитеатр» — греческое. «Театром» древние греки называли места для зрителей, полукругом располагавшиеся на склоне холма вокруг зрелищной площадкой; «амфи» означает «со всех сторон», «кругом»; таким образом, «амфитеатр» — это зрелищное сооружение, где места для зрителей окружают арену со всех сторон.

Хотя «амфитеатр» — слово греческое, однако как тип зрелищного сооружения он является изобретением жителей древней Италии. Возникновение здания амфитеатра связано с тем, что именно в Италии стал приобретать популярность новый вид зрелищ, неведомый грекам, — бои (или игры) гладиаторов.

Амфитеатр, строительство которого начал Веспасиан и завершил его старший сын Тит, оказался самым большим и эффектным из всех античных зданий такого рода. Его официальное название — амфитеатр Флавиев, ибо Веспасиан и Тит принадлежали к роду Флавиев.

Император Веспасиан около 75 г. начал строительство грандиозного амфитеатра не столько ради прославления своего имени в веках, сколько ради приобретения популярности у римского народа при жизни.

Кроме того, Нерон построил в Риме неважный амфитеатр, и Веспасиан пожелал превзойти своего предшественника.

Колизей имеет очень ясную конструкцию: эллиптическая арена (54x86 м) окружена местами для зрителей, основанием которых служат восемьдесят постепенно повышающихся радиальных стен, которые пересекаются семью кольцевыми концентрическими стенами; самая высокая из кольцевых стен является внешней стеной здания, ее высота около 50 м.

Восемьдесят радиальных стен делят амфитеатр на отсеки, семьдесят шесть из которых пронумерованы и имеют входы примерно для 650 человек каждый; хотя здание вмещает около 50 000 человек, однако благодаря такой конструкции зрители могли его быстро заполнить и столь же быстро покинуть.

В верхней части четвертого яруса сделаны небольшие каменные стойки-кронштейны, в которые вставлялись длинные жерди, поддерживавшие огромный тент, натягивавшийся над амфитеатром для защиты зрителей от палящего солнца.

Внешняя стена была облицована мрамором, а в арках второго и третьего ярусов стояли статуи (сейчас нет ни того, ни другого). Это грандиозное сооружение построили в основном за пять лет.

Новый амфитеатр (Колизей) предназначался для гладиаторских боев и травли диких зверей, к чему римляне питали особое пристрастие.

Открытие Колизея состоялось в 80 г., после смерти Веспасиана. Тит «при посвящении амфитеатра и бань, носящих его имя, показал (зрителям) много удивительных вещей.

Бились друг с другом... четыре слона, было убито около девяти тысяч животных, домашних и диких, и женщины, правда незнатные, принимали участие в их избиении. Много мужей вступало в единоборство, многие же сражались сомкнутыми рядами в пешем и в морском боях.

Наполнив неожиданно (арену) амфитеатра водой, Тит велел вывести лошадей, быков и других прирученных животных, которых научили все, что они делают на земле, проделывать также на воде.

Он приказал и людям выплывать на кораблях. И эти люди там сражались, одни — в качестве керкирян, другие — в качестве коринфян; иные же сражались вне амфитеатра, в роще Гая и Луция, которую некогда с этой целью насадил Август. И там происходили единоборство и травля зверей, причем озеро было покрыто досками для статуй и застроено вокруг подмостками.

На второй день происходили конные состязания, на третий — морское сражение трехсот человек, а после этого также сухопутное сражение. Афиняне победили сиракузян (сражались под этими именами), сделали вылазку на остров и приступом взяли укрепление, воздвигнутое вокруг памятника. В продолжение ста дней давались такого рода представления.

Тит при этом дарил и кое-что полезное народу. В самом деле, он приказал бросать сверху зрителям небольшие деревянные круглые жетоны с условными знаками, одни — на съестное, другие — на одежду, третьи — на серебряную или на золотую утварь, на лошадей, вьючных животных, скот, рабов; народ ловил эти жетоны, затем их надлежало предъявить раздатчикам и получить означенную вещь»

Мавзолей Адриана

Адриан еще при жизни начал строить для себя роскошный мавзолей на правом берегу Тибра против Марсова поля, мощное приземистое круглое здание из травертина и бетона с мраморной облицовкой; его диаметр — 64 м, а высота — 21 м (позднее пристроили квадратное основание высотой 15 м с длиной каждой стороны 89 м). Верхняя часть мавзолея представляла собой нечто вроде кургана и была густо засажена деревьями. Мавзолей находится на правом берегу, а с левого берега, с Марсова поля, к нему ведет мост, который в древности украшали позолоченные статуи.

Мавзолей Адриана (без конического завершения) и мост (со статуями нового времени) существуют и сейчас; в средние века здание использовалось как крепость и стало называться замком Святого Ангела.

Пантеон

Существующий Пантеон — храм идеальных пропорций, который является подлинным воплощением могучего духа торжественного величия. Это — совершенно новое здание, автором которого, возможно, является Аполлодор из Дамаска, создатель форума Траяна; некоторые античные писатели считают создателем Пантеона самого Адриана, но мало вероятного в том, чтобы император, не будучи профессиональным архитектором, оказался способен сконструировать столь уникальное сооружение, остающееся одним из высших достижений мировой архитектуры.

Название «Пантеон» — греческое и буквально означает «храм всех богов». Однако многие исследователи предполагают, что в действительности храм был посвящен только семи небесным богам.

Пантеон представляет собой массивное круглое сооружение, увенчанное куполом, который снаружи кажется плоским, а внутри занимает половину высоты храма; вход украшает торжественный портик; треугольник его фронтона поддерживают 16 гигантских колонн, поставленных в два ряда, так что на фасад выходят восемь колонн; сделаны они из монолитов красного египетского гранита, а их круглые базы и коринфские капители — из греческого мрамора. Купол опирается на ротонду, стены которой состоят из восьми опор (пилонов), соединенных между собой многоярусной аркадой, заложенной кирпичом; купол создан из слоев бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Снаружи круглая стена расчленена на три яруса, из которых нижний облицован мрамором, а два верхних остались кирпичными, но были оштукатурены. Купол покрывали бронзовые вызолоченные пластины.

Интерьер Пантеона отличается еще большим величием, чем его фасад. Огромный кессонированный купол диаметром в 43,2 м охватывает все пространство; внимание приковывается к большому почти десятиметровому круглому отверстию в его центре, через которое видно небо. В стенах, богато отделанных мрамором и украшенных пилястрами, сделаны ниши для статуй. Пол вымощен круглыми и квадратными плитами из мрамора, порфира и гранита; в центре устроены стоки для воды, которая во время дождя попадает в храм через световое отверстие в куполе. Окон в храме нет. Здание обладает такой хорошей естественной вентиляцией, что в нем не ощущается холодная сырость даже в дождливое зимнее время.

Пантеон обладает прекрасной акустикой и большой вместительностью — в нем может находиться более двух тысяч человек.

Судьба Пантеона, как и всякого древнего здания, в послеантичное время была сложной, но он устоял перед всеми натисками бурь веков. Пантеон сделался особо почитаемым зданием, после того как в 1520 г. в нем был погребен великий Рафаэль. В Пантеоне похоронены также Виктор-Эммануил II и Умберто I, первый и второй короли Объединенной Италии. Так языческий храм превратился в усыпальницу выдающихся людей Италии, а слово «пантеон» приобрело нарицательный смысл; со временем появились пантеоны и в других странах.

Всего в Европе за пределами Италии насчитывается примерно 75 относительно хорошо сохранившихся памятников римской эпохи, десять из которых внесены в Список объектов Всемирного наследия. Они находятся на территории Южной Франции (Прованс), западной части Испании, на юге Албании, на адриатическом побережье Хорватии, на западе Германии и на севере Великобритании. Среди этих памятников преобладают театры и амфитеатры, акведуки, мосты, триумфальные арки, выдержавшие испытание временем, но встречаются также дворцовые и другие здания.

 


Заключение

 

Его так и звали просто «городом», и когда произносили слово «urbs», все понимали, что речь идет о Риме.

Рим - один из древнейших городов на Земле. Следы человеческого поселения здесь датируются IV в. до н. э., но счет своему возрасту город ведет с 753 г. до н. э. Как гласит предание, город был основан братьями Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей в пещере у подножия Палатинского холма (отсюда берет начало и символ города — волчица с двумя мальчиками).

Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот период развития римской культуры ознаменовался появлением базилик - зданий, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цирков, где происходили соревнования колесниц; терм - сложного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок.

Общественные сооружения Рима, от водопроводов и базилик до триумфальных колонн и арок, возводились на средства, вырученные из военной добычи, и тем самым создавался в глазах народа особый ореол, окружавший имя полководца.

Римские императоры восстанавливали старые и посвящали римским богам новые храмы. В этот период римляне, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработали новый способ отделки фасадов. В отличие от греков, вытесывавших все элементы декора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кирпича и бетона, а затем навешивали на них мраморную облицовку. Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов, построек большого пространственного размаха. Рядом с римским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы разных императоров. Строились многоэтажные дома, которые определили облик Рима и других городов империи. Художественным воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима стало сооружение триумфальных арок, прославлявших военные победы римлян.

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Это Пантеон - храм всех богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи, включающей под римским главенством столько различных национальностей, верований и культур; ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды. Это Колизей – гигантское зрелищное сооружение на 50 тыс. зрителей. Это термы Каракаллы – сложный комплекс построек общей площадью 12 га, окруженный парком, бассейнами, стадионами, библиотеками, площадками для гимнастических упражнений, с богатым внутреннем оформлением: драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло, многокрасочная мозаика, цветной мрамор.

Римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. У римлян был свой источник внутреннего саморазвития, в том числе и культурного – это великая вдохновляющая цель господства над миром, что нашло отражение в древнеримской культуре и подтверждается археологическими находками.


Список литературы

 

1. Буданова В.П., Токмаков В.Н., Уколова В.И. Древний Рим. - М. Астрель-АСТ, 2006.

2. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990

3. Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. Эра. 1996.

4. История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997.

5. Коуэлл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. - М. Эксмо. 2005.

6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: Издательский сервис, 2000.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.

8. Миронов В.Б. Древний Рим. М. Вече - 2007.

9. Новиков А.А. Частная и общественная жизнь римлян. П.Гиро. - М.2003.

10. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. - СПб.: Летний сад, 2000.

11. Штаерман Е. М. Древнеримская цивилизация // Древние цивилизации, под ред. Г.М. Бонгард-Левина, М.-1989.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...