Организация музыкального педагогического процесса в ДОУ примерная образовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
ПОРТФОЛИО «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» По ПрофессиональнОМУ модулЮ ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ Междисциплинарного курса (МДК.02.05) По специальности среднего профессионального образования Дошкольное образование» по программе углубленной подготовки
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста Форма обучения: очная-заочная Нормативный срок обучения – 2 года и 10 месяцев На базе основного общего образования
ПреподавателЬ НЕЖДАНОВА Л. И. Выполнила студентка: БЕЛИКОВА О.Ю. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
ТЕМА №:1 «Развитие музыкального воспитания в Древней Руси» РЕФЕРАТ
Содержание работы
1. Вступление 2. Народная музыка 3. Церковная музыка 4. Заключение Литература Приложение
Вступление Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие обряды поминовения умерших, похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков. Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности - народная и церковная: песни и песнопения. Эти две области музыкальной культуры Древней Руси каждая по-своему отразили национальное своеобразие и дух древнерусской музыкальной культуры: народное в песнях светского (мирского) содержания, профессиональное - в песнопениях духовного (культового) характера. Несмотря на то, что эти две культуры находились на протяжении многих веков в состоянии открытого антагонизма и вражды, обусловленной борьбой двух несовместимых идеологий - языческой и христианской, - многое все же их роднило. Оба искусства возникли на одной общей музыкальной почве. Народная песня и церковные распевы составляли основу музыкальной жизни и культуры Средневековья, занимая огромное место в жизни человека той эпохи, наполняя его быт и досуг.
Церковная музыка Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство (988 г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Наша церковь заимствовала из Византии лишь традиционные формы богослужебного ритуала и полные тексты церковных песнопений в славянском переводе, но мелодии греческих богослужебных песнопений при этом могли и не перениматься. Есть основания считать, что в те времена в ходу была мелодика народных песен. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение. Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца XVII в. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялись системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы. Система осмогласия была целиком заимствована из Византии и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особенный глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система). Всего существовало восемь гласов, и они образовывали восьми-недельный цикл («византийский столп»), который повторялся в течение года примерно шесть с половиной раз (за исключением дней Великого Поста и Святой Пасхи).
Церковная музыкальная культура создавалась певцами, хорошо знавшими народную музыкальную стихию. Осваивая новые жанры христианской культуры, пришедшие из Византии, русские певцы неизбежно пользовались старыми запасами языческой песенной культуры. Культовые напевы христианского периода содержат в себе интонации древних обрядовых песен, подобных колядкам, плачам, былинам. Часто эта связь таится в глубине, она проявляется в отдельных элементах попевок, интонациях. Древнерусская церковная музыка была искусством исключительно вокальным, не допускавшим возможности инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона: благовест (равномерные удары в большой колокол), перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот) и сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах). В музыке Древней Руси существовали два певческих стиля: кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев. Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом. Он распадался на четыре согласия: простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука. Древнейшие формы культовой православной музыки определялись стилем, так называемого знаменного пения. Название это произошло от способа записи этих песнопений, не дававшей, как сейчас, точного обозначения высоты звуков и применявшего систему особых знаков - «знамён», позднее называвшихся также «крюками». Стиль знаменного пения можно определить как хоровой речитатив (псалмодию), унисонный, спокойного и величаво-повествовательного характера. Своё происхождение знамёна вели от византийских невм (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева. Его отличительная черта – связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность древнерусского пения – спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на тексте.
Знаменное пение – тип церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение так же называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а так же развития в рамках осмогласия. Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно, слогу соответствовало одно знамя (крюк). Несмотря на наличие нотных записей, роль устной традиции и в знаменном пении была решающей; запись же имела вспомогательное значение. В общих своих очертаниях мелодия уже была знакома певчему на слух, а крюки лишь напоминали о характере движения и отдельных мелодических деталях. Нотной письменностью владели главным образом «головщики» (регенты), разучивавшие отдельные знаменные распевы с певцами со своего голоса, «на слух». Количество знамён было велико. В руководствах азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось – это была устная традиция. Искусство пения, поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В процессе развития знаменного распева возникло несколько его типов: столповой и малый. Столповой знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона. Разнообразна ритмика столпового знаменного распева. Им распеты основные певческие книги. Малый знаменный распев предназначен для ежедневных служб. Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения, более сложные по мелодии на один слог приходилось несколько звуков. Кондакарное пение – э то праздничные духовные песнопения с большим количеством мелодических украшений и долгими распевами слогов. Напев уточнялся уже по ходу пения. Кондак разновидность хвалебной молитвы. Образцы кондакарного пения содержатся в древнейших русских певческих книгах XII—XIII вв. кондакарях. Такие песнопения имели особую систему записи, не поддающуюся расшифровке.
Народная музыка Красота народной песни открывается уже в старинных колыбельных песнях («байках»). Они наполнены материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребенка пестушками и потешками (от слова «пестовать» ‒ нянчить, холить, ходить за кем-нибудь). Это короткие стихотворные приговоры. Детям, в первые годы жизни, пели прибаутки ‒ маленькие сказочки в стихах, а также прибаутки-перевертыши. Взрослея, ребенок на улице выучивался закличкам и приговоркам. Закличка ‒ это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка-обращение к животным, передразнивание птиц. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, а каждым отдельно. В Древней Руси широко были распространены народные песни, которые связаны с языческими верованиями и обрядами. Они так и назывались - обрядовые. Особое значение славяне придавали смене времён года. Переход солнца с зимы на лето, начало весны, летнее цветение трав - всё это праздновалось. Такие ежегодные праздники назывались календарными. Так же называют и исполнявшиеся во время этих праздников песни. Календарные песни одноголосны, их мелодии складываются из коротких попевок, в которых слышны интонации речи, быстрого говорка или, наоборот, протяжных зовов. Календарные песни пели в определенные дни года, по праздникам. Во время святок пели величальные песни-колядки. На Масленицу, самый веселый праздник, песни поясняли праздничные обряды, как Масленицу встречали, как её провожали. С наступлением марта закликали Весну особыми песенными закличками-веснянками. В Егорьев день выгоняли коров в поле и пели песенное заклинание-оберег. В майские дни чествовали деревья и цветы. Когда наступала жатва, не было времени праздновать и петь, но с окончанием ее звучали особые песни ‒ о работе жней. С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые и плясовые песни. Народная музыка (музыкальный фольклор), одна из главных ветвей музыки, стоящая наравне с музыкой популярной, классической и передаваемой в устной традиции. Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты.
Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют: обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был строго регламентированным действом. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги и пошлют им хороший урожай, безбедную жизнь, вылечат больного и т.д. Семейно-бытовые песни окружали человека с детства: величание новорождённого, колыбельные, детские считалки, потешки, частушки. У древних славян на протяжении многих веков был распространён обряд оплакивания и поминания умерших. Этот обряд дал жизнь одному из самых драматичных жанров – плачу-причету. В его музыке слышатся интонации горестных всхлипываний, рыданий. Причитания обычно исполнялись женщинами, причём наиболее искусные плакальщицы ценились особо. Незадолго до образования Киевской Руси у славян возникли мужские причитания, например оплакивание дружиной погибшего князя. Конечно, не обходилась без музыки и жизнь человека в семье. Испокон веков любимым обрядом была свадьба. Свадебный обряд буквально разыгрывался как театральное действо. Он состоял из множества самых разных сцен – и печальных, и весёлых. Участвовали в этой игре все: невеста с подружками, жених с дружками, родители, гости. Свадьба продолжалась несколько дней, а то и недель. И всё это время звучали песни. Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной. Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора – это эпические песни, сложенные народом в Древней Руси. В центре былины ‒ образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. Музыкальную основу древних былин составляют мелодические формулы, отточенные, закругленные напевы декламационного типа. В былине обычно одна формула многократно повторяется на протяжении всего былинного повествования, со всеми строфами – принцип общий с простейшими и наиболее древними видами культовых напевов. Такой типичной однострофной былиной является печорская былина "Дюк Степанович и Чурила". Большинство былин напевно-декламационного, речитативного склада, но есть также и мелодически развитые, в них декламационность сочетается с выразительным мелодическим рисунком и песенностью, как, например, в известной былине о Вольге и Микуле. В этой многострочной былине сама форма – парная периодичность – подчеркивает ее типично песенную природу. Импровизированные напевы былин свободны, длина музыкальной строки в них зависит от длины строфы текста. Былинные напевы в большинстве своем основаны на интонациях повествовательной речи. Их движение волнообразно, диапазон не превышает пределов диапазона интонаций разговорной речи и выражены характерные черты интонаций плавной, спокойной русской речи. Их диапазон ограничен пределами от кварты до сексты, мелодический рисунок напоминает плавные интонации речи, которые можно изобразить в виде закругленной волны. Былины наиболее близко примыкают к профессиональной книжной культуре и к церковной просодии – чтению нараспев священных книг. Интересно, что иногда даже в текстах былин встречаются специфически книжные церковнославянские слова и выражения. Эпически-размеренные напевы былин оказали воздействие на древнейшие церковные песнопения, на церковную псалмодию и интонации распевного чтения. В Древней Руси исполнителями и авторами обрядовой музыки были волхвы, а народной – скоморохи. Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Это и объясняет разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников Масленицы, Ивана Купалы и других, которыепроходили обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов – инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой. Широкое распространение в княжеском быту Киевской Руси получили героические песни. Песни-славы пели при встречах князя по возвращении из похода, при восхождении на княжеский престол. Такие песни-славы впоследствии были заменены многолетиями, заздравными чашами в честь князя, царя, патриарха и т. д. Прообразом этих слав были византийские аккламации придворный обычай величания византийского императора. Несомненно, героические песни-славы нашли отражение в знаменитом памятнике литературы конца XII в. "Слове о полку Игореве", в них прославлялись князья, их подвиги и дела, воспевалась родная земля. Неоднократно упоминается в "Слове о полку Игореве" поэт XI-XII вв. Боян (эпический сказитель гусляр), слагавший устные сказания, песни, сопровождая их игрой на гуслях. Однако отношение к гуслям было двойственное. Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида (неизменный атрибут его изображений гусли). Но те же гусли в руках забавников скоморохов порицались Церковью. Скоморохи – русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Именно они были первыми профессиональными музыкантами на Руси. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. Они возникли не позже середины XI века. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление. . Заключение Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории музыки. Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.), был расширен и обогащен византийский музыкальный канон, впитавший в себя своеобразие национального характера. Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.
Литература 1. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. – М.: Знак, 2006. – 472с. 2. Келдыш Ю.В. (сост.), О.Е. Левашева, А.И. Кандинский. Монография. — М.: Музыка, 1983. – 384 с. 3. Добровольский Б. М., Коргузалов В. В. Музыкальные особенности русского эпоса. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981. 4. Мещерина Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси. М., 2008.- 316с. ТЕМА №:2 Организация музыкального педагогического процесса в ДОУ примерная образовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Усложнение задач по видам музыкальной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|