Система методов управления редакцией
Оптимизация управления коллективом – одна из важнейших задач редакционного менеджмента. При этом менеджеру приходится учитывать все характеристики редакции. Это трудовой производственный коллектив, продукция которого становится на рынке товаром. Одновременно редакция – творческий, чаще всего литературный коллектив. Его члены, журналисты, занимаются творчеством. Творческий журналистский коллектив образует ядро редакции, в которую входят также технические сотрудники и работники коммерческих структур. Как трудовой коллектив редакция представляет собой совокупность производственно-творческих структур. Социологи рассматривают редакцию как малую социальную группу с особыми, специфичными для нее формальными и неформальными связями и отношениями. Но важнейшее значение для управления редакцией имеет ее понимание как системы. В основе ее формирования лежит разделение труда между сотрудниками редакции. Они-то и являются взаимосвязанными и взаимовлияющими элементами редакционной системы. Каждый из них выполняет свою, порученную ему функцию, но в совокупности их система обретает новые свойства и возможности, приобретает «интегративные качества», позволяющие реализовать общую задачу – давать потребителям информации представление о действительности в целом, о важнейших сторонах освещаемой области жизни. Система функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Это управление должно быть непрерывным. Нам уже известны условия функционирования редакции, одно из них – свободный приток информации, необходимой для управления коллективом, и ее свободное прохождение от центра управления ко всем подразделениям и сотрудникам коллектива. Это же является и условием эффективности редакционного менеджмента – экономического управления коллективом. Кто же участвует в процессе менеджмента?
Уровни менеджмента. Фактически теперь с менеджментом соприкасаются все работники, осуществляющие управление коллективом или его частью. Это означает, что вся структура управления редакцией одновременно представляет собой структуру менеджмента. Существует несколько ее уровней. Высший (в редакции печатного периодического издания) – это уровень редактората, редакционной коллегии и секретариата. В телерадиокомпании и информационном агентстве это, соответственно, уровень их руководителей: директората, продюсеров и т.п. Средний уровень – руководители творческих подразделений редакции: ее отделов, технических и коммерческих служб. На низшем уровне менеджмента выступают руководители временных групп и других структур, создаваемых для выполнения конкретных творческих и организационных заданий. Управление всем коллективом на высшем уровне менеджмента носит специфический характер: оно определяет стратегию редакционной деятельности на всех ее направлениях. В ходе этого руководства редакцией устанавливают главные цели работы коллектива – творческие и экономические. Формулируют его задачи на длительный период, определяют основы планирования, направление и характер изменений издания, роль творческих, технических и коммерческих подразделений в решении поставленных задач в зависимости от прогнозов изменения ситуации на рынке периодических изданий. Таким образом, руководство редакцией на этом уровне носит в основном стратегический характер. Оно крупномасштабно и перспективно и закладывает основу для деятельности всех редакционных структур на более низких уровнях. Вместе с тем руководители редакции при необходимости вмешиваются в процесс выполнения их решений и планов, корректируя руководителей творческих и других подразделений, оказывая им поддержку и конкретную помощь. Одна из их функций – масштабный контроль процесса и результатов деятельности всех звеньев коллектива. При этом в современных условиях внимание руководителей редакции привлекают в первую очередь экономические аспекты и результаты ее деятельности. Не случайно во многих редакциях главный редактор уделяет большую часть своего рабочего времени экономике своего издания и даже, как мы знаем, иногда фактически делегирует свои полномочия, связанные с его подготовкой и выпуском, своим заместителям.
Особую роль в редакционном менеджменте играют сотрудники секретариата редакции, прежде всего его руководитель – ответственный секретарь. Не случайно секретариат называют штабом редакции: его функции действительно во многом схожи с функциями штаба воинской части. Ответственный секретарь всегда играл в редакции роль управленца, руководящего процессом подготовки и выпуска газеты. Его обязанности во многом совпадали с обязанностями современного менеджера. Он органично продолжает и развивает результаты деятельности главного редактора и редколлегии. Более того, входя в ее состав, он участвует в разработке стратегии издания, в определении его целей и задач. Но затем он переводит эти решения на тактический уровень. Наибольшее внимание он уделяет конкретному моделированию издания, оперативному планированию работы коллектива, координированию деятельности его подразделений и сотрудников, повседневному текущему контролю ее результатов. Он фактически – производственный менеджер, непосредственно руководящий процессом подготовки и выпуска издания. Еще одно обстоятельство способствует превращению деятельности ответственного секретаря и других сотрудников секретариата в разновидность редакционного менеджмента. Если прежде она замыкалась рамками решений и действий, связанных с подготовкой и выпуском издания, то теперь на нее все сильнее влияют экономические факторы. Принимая очередное производственное решение, сотрудник секретариата задумывается над его экономическими последствиями, его значением для укрепления рыночных позиций издания.
Средний уровень редакционного менеджмента представлен руководителями творческих подразделений редакции – ее отделов и секторов, технических и коммерческих служб. Они также управляют своими небольшими коллективами. И также принимают решения, носящие еще более конкретный, деловой характер и имеющие форму практических заданий. Их выполнение непосредственно влияет не только на уровень публикаций в издании и структуру его выпусков, но и на уровень доходов редакции. На низшем уровне редакционного менеджмента выступают сами сотрудники редакции – ее журналисты и работники технических и коммерческих служб. Обычно это так называемые внеменеджментные сотрудники, исполнители решений, принятых их руководителями. Однако они соприкасаются с менеджментом в тех случаях, когда им поручают руководство временными группами и бригадами, создающимися для подготовки и проведения кампаний, рейдов и других массовых акций редакции, тематических или целевых выпусков и т.д. Редакционный менеджмент непосредственно сопрягается с маркетингом. Собственно, они представляют собой две стороны, два этапа процесса, направленного на достижение единой цели. Их можно было бы назвать маркетингменеджментом, каждая из двух частей которого специализируется на решении определенных задач. И работники, занимающиеся маркетингом и менеджментом в редакции, поддерживают непрерывные деловые контакты, обмениваясь информацией, находящейся в их распоряжении, под единым руководством – генерального менеджера редакции или компании. Методы управления коллективом. В процессе редакционной практики используют эффективные методы управления коллективом. К ним относятся политические, правовые, организационные (административные), психологические и экономические методы управления. Разумеется, руководители редакции или телерадиокомпании проводят определенную редакционную информационную политику, на формирование которой влияют как политика государства, власти, так и интересы, прежде всего экономические, учредителей, владельцев СМИ. Эта редакционная политика определяет характер и позицию СМИ, направление деятельности коллектива редакции, ее журналистов. Она влияет и на использование различных административных методов управления: моделирования и планирования, координирования и контроля, стимулирования и обеспечения оптимальных условий труда и др.
После вхождения СМИ в рыночную экономику быстро возрастает значение экономических методов управления редакцией. Используя их, руководители коллектива получают возможность финансового воздействия на работу сотрудника и подразделения, в котором он трудится. Например, путем его перевода на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. Весьма эффективно регулирование размера гонорара, который можно изменять в зависимости от качества материала и трудоемкости процесса его подготовки. Не меньший эффект дает и изменение частоты публикаций журналиста в соответствии с его работой – активностью, инициативой, мастерством, актуальностью тематики и др. Публикуя материалы сотрудника редакции чаще или реже и тем изменяя размер его гонорара, стимулируют активность журналиста и лучшую организацию его труда. К экономическим методам управления коллективом относится и стимулирование труда работников. В каждой редакции полезно разработать систему стимулирования творческих и технических сотрудников. В ее основе – сочетание материальных и моральных стимулов. Используя формы финансового поощрения работника, в том числе выдачу дополнительной «13-й зарплаты» в конце очередного года, можно дополнить ее памятными подарками, приобретением за счет редакции путевок в дома отдыха и санатории и т.п. И в новых, рыночных условиях сохраняют свое значение некоторые испытанные формы морального стимулирования. Приказ редактора о благодарности журналисту или решение редколлегии вывесить его материал на доску лучших публикаций месяца, особенно поддержанные премией, всегда производят стимулирующий эффект. Так же как предоставление журналисту возможности выехать в свободную командировку для написания материала на давно «выношенную» им тему. Или предоставление ему возможности вести в периодическом издании свою персональную рубрику, как это делал, например, В. Песков в «Комсомольской правде». При «плоской» структуре редакции использование последнего варианта не вызывает затруднений. При контрактной системе найма работников редакции самой эффективной формой их стимулирования, сочетающей материальную и моральную стороны, является продление или перезаключение контракта с внесением в него изменений, улучшающих условия труда и его оплаты.
Выбор форм и методов стимулирования сотрудников редакции зависит, понятно, от ее финансовых и материальных возможностей, так же, как и использование различных форм взыскания. Наряду с системой стимулирования работников редакции полезно обдумать и формы взыскания – наказания за ошибку, срыв задания, нарушение трудовой дисциплины и журналистской этики и, конечно, за действия, повлекшие за собой экономические потери, уменьшение доходов издания. Эти формы также имеют материальный и моральный характер – от сообщения редактора на летучке о том, что слабый материал сотрудника пошел «в корзину», или выговора в приказе за ошибку до увольнения или отказа продлить контракт за попытку журналиста утаить денежное вознаграждение, полученное от рекламодателя за скрытую рекламу. Важно лишь, чтобы при использовании любой формы стимулирования или взыскания была соблюдена объективность: мера поощрения или наказания должна соответствовать мере заслуг или проступка. Лишь в этом случае действия руководителей будут поддержаны коллективом, их использование даст запланированный эффект, в том числе экономический. в начало главы << >> в начало раздела
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|