Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой
ПОСЛАНИЕ ИГУМЕНА ПАМФИЛА
Послание игумена Памфила — одно из немногих произведений древнерусской литературы, живо и эмоционально рисующее народные обряды в день Ивана Купалы. Это был древний языческий праздник в ночь с 23 на 24 июня, приуроченный к дню высшего солнцестояния, носил веселый и разгульный характер. В ночь на Ивана Купалу добывали «живой» огонь, жгли костры и прыгали через них, сжигали или топили соломенных кукол, изображающих древних божеств (Купалу, Марену), водили хороводы, собирали травы и цветы — сорванные в ночь на Ивана Купалу они считались особо целебными и чудодейственными. С древним языческим праздником совпал один из основных христианских праздников — день Рождества Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), отмечаемый 24 июня. Купальские игрища противоречили христианским обрядам и морали, церковь пыталась бороться с языческими обычаями и верованиями, но они продолжали жить. Об этом свидетельствует и Послание игумена псковского Елеазаровского монастыря Памфила, написанное в самом начале XVI в. Возмущенный тем, что день Рождества Иоанна Предтечи все еще встречают бесовскими играми, неистовыми плясками, чародейством и распутством, Памфил пишет в Псков наместнику великого князя и вменяет ему в обязанность искоренять остатки язычества, ибо день Рождества Иоанна Предтечи подобает встречать «в чистоте и целомудрии». Известны две редакции Послания — Краткая (встречается в сборниках) и Летописная (читается в Псковской Первой летописи под 1505 г.), обе они принадлежат Памфилу. Первым, как считают ученые, появилось Послание в Краткой редакции, но оно не достигло цели: псковские наместники не проявили усердия в борьбе с остатками язычества. И Памфил вторично отправляет в Псков Послание на ту же тему, позаботившись о том, чтобы оно звучало более грозно и убедительно. В новой редакции Послания он почти дословно повторяет описание купальских обрядов, но говоря об ответственности наместников за жизнь и нравы города, о тяжких последствиях идолослужения и наказания за совершение языческих обрядов, Памфил обращается к Священному Писанию, примеры и цитаты из Священного Писания придают его словам весомость, обоснованность. Краткая редакция Послания по сравнению с Летописной производит более непосредственное и живое впечатление, хотя и в ней Памфил ведет речь в согласии с литературными канонами и законами риторики. Свободное владение разными манерами повествования и риторическими приемами характеризует его как искусного н опытного стилиста.
Публикуется текст Послания в Краткой редакции по списку РНБ, Q. XVI. 50, лл. 170—172 об. ОРИГИНАЛ ОТ ПАНФИЛИА, ИГМЕНА ЕЛИЗАРОВЫ ПУСТЫНИ, [1] СЛОВО УЧИТЕЛНО О ИВАНЕ ДНИ ПРЕДТЕЧИ КЪ БОЖИЮ ХРИСТОЛЮБИВАГО ГРАДА ПСКОВА И ВСЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИЯНСТВУ ИГУМЕНА ЕЛИАЗАРОВОЙ ПУСТЫНИ ПАМФИЛА СЛОВО ПОУЧИТЕЛЬНОЕ О ДНЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ К НАМЕСТНИКУ ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОРОДА ПСКОВА И ВСЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНСТВУ
Благословение и послание изо обители пречистыя Богоматере честнаго ея Рожества и Трех Святитель — Василья, и Григорья, и Ивана Златаустаго; [2] Елизарова монастыря Божиею волею и того благодатию Панфилей игуменъ о Христѣ з братьею, богомолець государей наших великых князей и царей и всея Русии, [3] сице тако есмь вкупѣ и вашь богомолець, господей наших. Благословение и послание из обители пречистой Богоматери, честного ее Рождества и Трех Святителей — Василия, Григория и Иоанна Златоуста; Божьей волею и благодатию игумен Елиазарова монастыря Памфил с братьею во Христе, богомолец за государей наших великих князей и царей всея Руси, а также ваш богомолец, господа наши.
И о всем благословяю вас, и бью челом, и молю вашу власть, да с любовию Господа ради послушайте словес грубости моея, вам бо есть держава и власть и въ граде сем по Бозе и государей великых князей, и того ради явите боязнь вашу, яко правосланыя христиане сущеи, еже к Богу. Во всем благословляю вас, и бью челом, и молю вашу власть: Господа ради с любовию выслушайте невежественные речи мои, ибо вам от Бога и государей великих князей даны в этом городе правление и власть, и потому бойтесь Бога, как истинные православные христиане.
Сице бо еще есть останокъ неприязни въ граде сем, и зело не престала здѣ еще лесть идолскаа, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское, в нем есть ликование и величание диаволу и красование бесом его в людех сих, не ведущих истины. Но иже яве паче есть нечестие въ людех к Богу предо очима вашима: си бо на всяко лѣто кумирослуженным обычаем сотона призывает во град сей, и тому, яже жертва, приносица всяка скверна и безаконное богомерское празнование. Есть еще в городе этом остатки зла, и не исчезла еще здесь ложная вера идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские; во всем этом — ликование и возвышение дьявола и торжество его бесов в людях, не знающих истины. Но еще большее бесчестие Богу творят люди перед очами вашими: так каждый год сатана призывает служить кумирам, и, словно в жертву ему, творятся в городе этом скверные дела и совершаются безобразные богомерзкие празднования.
Еда бо приходит велий празникъ, день Рожества Прдтечева, и тогда, во святую ту нощъ, мало не весь град взъмятеца и възбѣсица бубны и сопѣли, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плясанием. [4] И того ради двинеца и всяка въстанет неприязненая угодиа, яко в поругание и в бесчести Рожеству Предотечеву, и в посмѣх, и в поругание, и в коризну дни его. Въстучит бо град сей и возгремять в нем людие си безаконием и погибелью лютою, злым прелщением пред Богом; стучать бубны и глас сопѣлий, и гудут струны. Женам же и дѣвам плескание и плясание, и главам их накивание, устами их неприязненъ кличь и вопль, всескверненыя пѣсни, бесовская угодиа свершахуся, и хрептом ихъ вихляние и ногам ихъ скакание и топтание; ту же есть мужем же и отроком великое прелщение и падение, но якоже на женское и девическое шатание бдуномъ и възрѣние, такоже и женам мужатым безаконное осквернение, тоже и девам растлѣние.
Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи, то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками. Оттого и поднимаются и восстают все злые силы на поругание и бесчестие Рождества Предтечи, на осмеяние и поругание и поношения дня его. Зашумит город и возгремят в нем люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога — стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жены и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают; во всем этом великое искушение и грехопадение для мужей и отроков, когда они видят распущенность жен и девиц, равно как и замужним женщинам позорное бесчестие и девицам растление.
Что же бысть въ граде сем в годину? Сотона красуетца, и печалуеть ими Богъ, прогнѣвася на творяща безакония сия, егда совершивше нощь ту въ всяцѣх играх и дѣлесех неприязненых, в бесовских угодии, яко сущие идолослужителие, бесовски празникъ сей. Подобает же сей день Рожества великаго Ивана Предотечи в чистотѣ и целомудрии духовне и в молитвах празновати. Что же происходит в городе в это время? Сатана красуется, и печалится Бог, гневаясь на творящих эти безобразия, когда проводят они эту ночь во всяких играх и делах непотребных, бесовских удовольствиях, как настоящие идолослужители, по-бесовски празднуя этот праздник. Подобает же день Рождества великого Иоанна Предтечи праздновать в чистоте и целомудрии духовном и молитвах.
Пакы же о тѣх же плесковичи. В той святый день Рожества великаго Ивана Предотечи исходят обавници мужи и жены чаровници по лугам и по болотамъ, в пусти же и в дубравы, ищуще смертныя травы и привѣта чревоотравнаго зелиа на пагубу человечеству и скотом; ту же и дивиа копают корениа на потворение и на безумие мужем. Сиа вся творят с приговоры дѣйством дияволим в день Предотечевъ с приговоры сатанинскыми. И еще о тех же псковичах. В тот святой день Рождества великого Иоанна Предтечи выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту; тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин. Все это делают в день Предтечи с заклинаниями сатанинскими по дьявольскому наущению.
И сия ли Христосъ избра? И тако ли есть християном православным вѣра и чинъ? И сиа ли христианскаа лепота и законъ, играниемъ и плясанием, и блудом, и чародѣянием, и бесовскими пѣсньми, дудами же и бубны, веселием сотоны сомого день рожениа великаго Предотечи почитати и празновати, яко не крестьяном сущимъ, глумом безлѣпотным, но паче горше невѣрных прелстишася, неведы, и заблудиша от истины. И это ли избрал Христос? И таковы ли у православных христиан вера и обряды? И это ли христианское благолепие и порядок — игрищами, и плясками, и блудом, и чародейством, и бесовскими песнями, дудами и бубнами, веселием сатаны самого почитать и праздновать день рождения великого Предтечи глумлением безобразным, как будто и не христиане, но язычники хуже нечестивых прельстились, невежествуя, и позабыли истинную веру.
Вы же, господье мои, благочестивыи мужи, властели сущи и грозная держава града сего христолюбиваго! Уймите храбским мужеством вашим от таковаго начинаниа идолскаго служениа богозданный народ сей, творящая злая бесовскаго угодия во Предотечевъ день, да молитвами великаго сего предстателя вселенныя Ивана Крестителя милостивъ нам будет и щедръ и оставит грѣхи наша в страшный день Суда праведнаго своего Господь нашь Иисус Христосъ, емуже бо слава со Отцем его и пресвятым, и благым, и животворящим Духом нынѣ и присно и в вѣки вѣком. Аминь. Вы же, господа мои, благочестивые мужи, властители и грозная опора этого города христолюбивого! В храбром мужестве вашем остановите от таких обрядов идолослужения Богом созданный народ сей, творящий злые бесовские действа в день Предтечи, чтобы молитвами великого сего наставника вселенной Иоанна Крестителя милостив был к нам и щедр и оставил грехи наши в страшный день Суда праведного своего Господь наш Иисус Христос, которому слава с Отцом его и пресвятым, и благим, и животворящим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
[2] ...изо обители пречистыя Богоматере честнаго ея Рожестеа и Трех Святитель — Василья, и Григорья, и Ивана Златаустаго... — Главным храмом монастыря была соборная церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, поэтому монастырь назывался Елеазаровский Трехсвятительский. В церкви Трех Святителей был придел во имя Рождества Богородицы. [3] ...богомолець государей наших великых князей и царей и всея Русии... — Форма множественного числа свидетельствует о том, что Послание написано в последние годы царствования Ивана III (1502—1505), когда его сын Василий Иванович был объявлен соправителем отца с титулом великого князя. [4] ...плесканием и плясанием. — Слово «плескание» употребляется в древнерусском языке в значении «рукоплескание», «торжество», «радость». Оно обозначает также игрища эротического характера в языческих обрядах. Контекст, в котором встречается это слово в Послании, позволяет предположить, что и Памфил имел в виду действия, носящие чувственный, страстный характер. Это значение более определенно проявляется в другой фразе Послания: «Женам же и дѣвам плескание и плясание...» ПЕРЕВОД ИГУМЕНА ЕЛИАЗАРОВОЙ ПУСТЫНИ ПАМФИЛА СЛОВО ПОУЧИТЕЛЬНОЕ О ДНЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ К НАМЕСТНИКУ ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОРОДА ПСКОВА И ВСЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНСТВУ
Благословение и послание изо обители пречистыя Богоматере честнаго ея Рожества и Трех Святитель — Василья, и Григорья, и Ивана Златаустаго; [2] Елизарова монастыря Божиею волею и того благодатию Панфилей игуменъ о Христѣ з братьею, богомолець государей наших великых князей и царей и всея Русии, [3] сице тако есмь вкупѣ и вашь богомолець, господей наших. Благословение и послание из обители пречистой Богоматери, честного ее Рождества и Трех Святителей — Василия, Григория и Иоанна Златоуста; Божьей волею и благодатию игумен Елиазарова монастыря Памфил с братьею во Христе, богомолец за государей наших великих князей и царей всея Руси, а также ваш богомолец, господа наши.
И о всем благословяю вас, и бью челом, и молю вашу власть, да с любовию Господа ради послушайте словес грубости моея, вам бо есть держава и власть и въ граде сем по Бозе и государей великых князей, и того ради явите боязнь вашу, яко правосланыя христиане сущеи, еже к Богу. Во всем благословляю вас, и бью челом, и молю вашу власть: Господа ради с любовию выслушайте невежественные речи мои, ибо вам от Бога и государей великих князей даны в этом городе правление и власть, и потому бойтесь Бога, как истинные православные христиане.
Сице бо еще есть останокъ неприязни въ граде сем, и зело не престала здѣ еще лесть идолскаа, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское, в нем есть ликование и величание диаволу и красование бесом его в людех сих, не ведущих истины. Но иже яве паче есть нечестие въ людех к Богу предо очима вашима: си бо на всяко лѣто кумирослуженным обычаем сотона призывает во град сей, и тому, яже жертва, приносица всяка скверна и безаконное богомерское празнование. Есть еще в городе этом остатки зла, и не исчезла еще здесь ложная вера идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские; во всем этом — ликование и возвышение дьявола и торжество его бесов в людях, не знающих истины. Но еще большее бесчестие Богу творят люди перед очами вашими: так каждый год сатана призывает служить кумирам, и, словно в жертву ему, творятся в городе этом скверные дела и совершаются безобразные богомерзкие празднования.
Еда бо приходит велий празникъ, день Рожества Прдтечева, и тогда, во святую ту нощъ, мало не весь град взъмятеца и възбѣсица бубны и сопѣли, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плясанием. [4] И того ради двинеца и всяка въстанет неприязненая угодиа, яко в поругание и в бесчести Рожеству Предотечеву, и в посмѣх, и в поругание, и в коризну дни его. Въстучит бо град сей и возгремять в нем людие си безаконием и погибелью лютою, злым прелщением пред Богом; стучать бубны и глас сопѣлий, и гудут струны. Женам же и дѣвам плескание и плясание, и главам их накивание, устами их неприязненъ кличь и вопль, всескверненыя пѣсни, бесовская угодиа свершахуся, и хрептом ихъ вихляние и ногам ихъ скакание и топтание; ту же есть мужем же и отроком великое прелщение и падение, но якоже на женское и девическое шатание бдуномъ и възрѣние, такоже и женам мужатым безаконное осквернение, тоже и девам растлѣние. Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи, то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками. Оттого и поднимаются и восстают все злые силы на поругание и бесчестие Рождества Предтечи, на осмеяние и поругание и поношения дня его. Зашумит город и возгремят в нем люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога — стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жены и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают; во всем этом великое искушение и грехопадение для мужей и отроков, когда они видят распущенность жен и девиц, равно как и замужним женщинам позорное бесчестие и девицам растление.
Что же бысть въ граде сем в годину? Сотона красуетца, и печалуеть ими Богъ, прогнѣвася на творяща безакония сия, егда совершивше нощь ту въ всяцѣх играх и дѣлесех неприязненых, в бесовских угодии, яко сущие идолослужителие, бесовски празникъ сей. Подобает же сей день Рожества великаго Ивана Предотечи в чистотѣ и целомудрии духовне и в молитвах празновати. Что же происходит в городе в это время? Сатана красуется, и печалится Бог, гневаясь на творящих эти безобразия, когда проводят они эту ночь во всяких играх и делах непотребных, бесовских удовольствиях, как настоящие идолослужители, по-бесовски празднуя этот праздник. Подобает же день Рождества великого Иоанна Предтечи праздновать в чистоте и целомудрии духовном и молитвах.
Пакы же о тѣх же плесковичи. В той святый день Рожества великаго Ивана Предотечи исходят обавници мужи и жены чаровници по лугам и по болотамъ, в пусти же и в дубравы, ищуще смертныя травы и привѣта чревоотравнаго зелиа на пагубу человечеству и скотом; ту же и дивиа копают корениа на потворение и на безумие мужем. Сиа вся творят с приговоры дѣйством дияволим в день Предотечевъ с приговоры сатанинскыми. И еще о тех же псковичах. В тот святой день Рождества великого Иоанна Предтечи выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту; тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин. Все это делают в день Предтечи с заклинаниями сатанинскими по дьявольскому наущению.
И сия ли Христосъ избра? И тако ли есть християном православным вѣра и чинъ? И сиа ли христианскаа лепота и законъ, играниемъ и плясанием, и блудом, и чародѣянием, и бесовскими пѣсньми, дудами же и бубны, веселием сотоны сомого день рожениа великаго Предотечи почитати и празновати, яко не крестьяном сущимъ, глумом безлѣпотным, но паче горше невѣрных прелстишася, неведы, и заблудиша от истины. И это ли избрал Христос? И таковы ли у православных христиан вера и обряды? И это ли христианское благолепие и порядок — игрищами, и плясками, и блудом, и чародейством, и бесовскими песнями, дудами и бубнами, веселием сатаны самого почитать и праздновать день рождения великого Предтечи глумлением безобразным, как будто и не христиане, но язычники хуже нечестивых прельстились, невежествуя, и позабыли истинную веру.
Вы же, господье мои, благочестивыи мужи, властели сущи и грозная держава града сего христолюбиваго! Уймите храбским мужеством вашим от таковаго начинаниа идолскаго служениа богозданный народ сей, творящая злая бесовскаго угодия во Предотечевъ день, да молитвами великаго сего предстателя вселенныя Ивана Крестителя милостивъ нам будет и щедръ и оставит грѣхи наша в страшный день Суда праведнаго своего Господь нашь Иисус Христосъ, емуже бо слава со Отцем его и пресвятым, и благым, и животворящим Духом нынѣ и присно и в вѣки вѣком. Аминь. Вы же, господа мои, благочестивые мужи, властители и грозная опора этого города христолюбивого! В храбром мужестве вашем остановите от таких обрядов идолослужения Богом созданный народ сей, творящий злые бесовские действа в день Предтечи, чтобы молитвами великого сего наставника вселенной Иоанна Крестителя милостив был к нам и щедр и оставил грехи наши в страшный день Суда праведного своего Господь наш Иисус Христос, которому слава с Отцом его и пресвятым, и благим, и животворящим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
[2] ...изо обители пречистыя Богоматере честнаго ея Рожестеа и Трех Святитель — Василья, и Григорья, и Ивана Златаустаго... — Главным храмом монастыря была соборная церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, поэтому монастырь назывался Елеазаровский Трехсвятительский. В церкви Трех Святителей был придел во имя Рождества Богородицы. [3] ...богомолець государей наших великых князей и царей и всея Русии... — Форма множественного числа свидетельствует о том, что Послание написано в последние годы царствования Ивана III (1502—1505), когда его сын Василий Иванович был объявлен соправителем отца с титулом великого князя. [4] ...плесканием и плясанием. — Слово «плескание» употребляется в древнерусском языке в значении «рукоплескание», «торжество», «радость». Оно обозначает также игрища эротического характера в языческих обрядах. Контекст, в котором встречается это слово в Послании, позволяет предположить, что и Памфил имел в виду действия, носящие чувственный, страстный характер. Это значение более определенно проявляется в другой фразе Послания: «Женам же и дѣвам плескание и плясание...» Послание игумена Памфила — одно из немногих произведений древнерусской литературы, живо и эмоционально рисующее народные обряды в день Ивана Купалы. Это был древний языческий праздник в ночь с 23 на 24 июня, приуроченный к дню высшего солнцестояния, носил веселый и разгульный характер. В ночь на Ивана Купалу добывали «живой» огонь, жгли костры и прыгали через них, сжигали или топили соломенных кукол, изображающих древних божеств (Купалу, Марену), водили хороводы, собирали травы и цветы — сорванные в ночь на Ивана Купалу они считались особо целебными и чудодейственными. С древним языческим праздником совпал один из основных христианских праздников — день Рождества Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), отмечаемый 24 июня. Купальские игрища противоречили христианским обрядам и морали, церковь пыталась бороться с языческими обычаями и верованиями, но они продолжали жить. Об этом свидетельствует и Послание игумена псковского Елеазаровского монастыря Памфила, написанное в самом начале XVI в. Возмущенный тем, что день Рождества Иоанна Предтечи все еще встречают бесовскими играми, неистовыми плясками, чародейством и распутством, Памфил пишет в Псков наместнику великого князя и вменяет ему в обязанность искоренять остатки язычества, ибо день Рождества Иоанна Предтечи подобает встречать «в чистоте и целомудрии». Известны две редакции Послания — Краткая (встречается в сборниках) и Летописная (читается в Псковской Первой летописи под 1505 г.), обе они принадлежат Памфилу. Первым, как считают ученые, появилось Послание в Краткой редакции, но оно не достигло цели: псковские наместники не проявили усердия в борьбе с остатками язычества. И Памфил вторично отправляет в Псков Послание на ту же тему, позаботившись о том, чтобы оно звучало более грозно и убедительно. В новой редакции Послания он почти дословно повторяет описание купальских обрядов, но говоря об ответственности наместников за жизнь и нравы города, о тяжких последствиях идолослужения и наказания за совершение языческих обрядов, Памфил обращается к Священному Писанию, примеры и цитаты из Священного Писания придают его словам весомость, обоснованность. Краткая редакция Послания по сравнению с Летописной производит более непосредственное и живое впечатление, хотя и в ней Памфил ведет речь в согласии с литературными канонами и законами риторики. Свободное владение разными манерами повествования и риторическими приемами характеризует его как искусного н опытного стилиста. Публикуется текст Послания в Краткой редакции по списку РНБ, Q. XVI. 50, лл. 170—172 об.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|