Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие личности в расширяющемся социальном мире




• При рассмотрении развития личности в течение среднего детства представители психодинамического направления основное внимание сосредоточивают на психосоциальном развитии, когнитивисты — на формировании у детей Я-концепции и нравственности (морали), а теоретики социально-

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве 489

го научения основную роль отводят наблюдению, вознаграждению и наказанию.

• В течение среднего детства Я-концепция становится более реалистичной, сложной и организованной; большая часть Я-концепции ребенка проистекает из его сравнений себя с другими.

. Дети вырабатывают и поддерживают позитивную самооценку различными способами; успех в школе для многих из них имеет большое значение.

• Адекватная похвала за действительные достижения улучшает самооценку ребенка.

Социальное знание и моральное суждение

• Центральным моментом социализации является социальное познание, социальный вывод, а также понимание социальной ответственности и социальных предписаний — компоненты социального познания.

• Пиаже считал, что моральное развитие в период среднего детства проходит две стадии: морального реализма и морального релятивизма.

• Кольберг использовал в своем исследовании моральные дилеммы и пришел к выводу, что моральное развитие ребенка проходит три этапа: пред-конвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный; каждый из них разделяется на две промежуточные стадии.

• Теория Кольберга вызвала нарекания в отношении процедуры исследования, морального абсолютизма и тендерного уклона.

• Теория морального развития Гиллиган базируется на отношениях и заботе, а не на понятии справедливости.

• Различия моральных суждений представителей разных полов обычно снижаются по мере взросления.

Продолжающееся влияние семьи

• Родительское наблюдение за ребенком в течение периода среднего детства остается по-прежнему важным.

• Важной частью оптимального родительского поведения является помощь ребенку в приобретении саморегулируемого поведения и научении сорегу-ляции; этому способствуют создание поддерживающих конструкций и авторитетный стиль родительского поведения.

• За последние годы в США повысилось число женщин, рожающих ребенка и не состоящих при этом в браке; также стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей.

• Большинство американских матерей, имеющих детей школьного возраста, работают.

• Рост ребенка в неполной семье связан со многими стрессами; многие такие семьи живут за чертой бедности, и дети, когда они вырастают, имеют мало возможностей улучшить свое положение.

• Социальная поддержка неполных семей и присутствие в них родственников, помогающих заботиться о ребенке, уменьшают вероятность потенциальных негативных воздействий на родителя и ребенка.

490 Часть II. Детство

• Многие браки в США заканчиваются разводом; часто от этого страдают дети, отказывающиеся принять факт окончательного разрыва отношений их родителей и демонстрирующие негативные виды поведения.

• Существуют три фактора, определяющие реакцию ребенка на развод родителей: уровень враждебности, сопровождающей развод, количество актуальных изменений в повседневной жизни ребенка и природа отношений родителя и ребенка. v__У

. Многие разведенные люди вступают в повторный брак и формируют восстановленные (смешанные) семьи; дети могут реагировать на присутствие отчима или мачехи как позитивно, так и негативно.

Отношения со сверстниками и социальная компетентность

• Понимание детьми дружеских отношений проходит в период среднего детства ряд отдельных стадий, хотя исследователи имеют разные точки зрения в отношении оснований этих стадий.

• Детские дружеские отношения могут иметь множество позитивных эффектов; дружеские отношения в период среднего детства, как правило, принимают форму обладания «лучшими друзьями»; позже появляются групповые дружеские отношения.

• Почти все дети имеют односторонние дружеские отношения; взаимность присутствует далеко не во всех этих отношениях.

• Группы сверстников управляются групповыми нормами; в группах сверстников некоторые дети являются лидерами, а некоторые — ведомыми.

• Природа групп сверстников в течение среднего детства претерпевает ряд изменений; повышается важность конформности, и группы становятся более формальными.

• В группах сверстников есть популярные и непопулярные дети; популярность и статус в группе сверстников определяются многочисленными характеристиками ребенка и его поведения.

• Существование «своих» и «чужих» закладывает основу для предубеждений и дискриминации.

• В раннем детстве развивается осознание этнической принадлежности еще до того, как ребенок осознает или понимает, что она может явиться причиной предрассудков и предубеждений.

• Тогда как давление группы сверстников, принуждающее соблюдать групповые нормы, в течение среднего детства повышается, дружеские отношения между представителями разных этнических групп обычно прекращаются и чаще всего начинается рост предубеждений.

Часть III

Подростковый возраст

ГЛАВА 11

Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

• Что во многих культурах есть строго определенные обряды перехода из подросткового возраста во взрослость?

• Как подростки в США занимают свою нишу развития и к каким последствиям это приводит?

• Как влияют гормоны на биологические изменения, сопровождающие вступление в подростковый возраст и пубертат, и какие железы их синтезируют?

• Каковы различия временных этапов подросткового созревания у мальчиков и девочек?

• Что является признаками достижения пубертата у мужчин и женщин?

• Что подростки часто беспокоятся о своем образе Я и в особенности относительно образа своего тела?

• Симптомы и предполагаемые причины нервной анорексии и булимии?

• В чем различия влияния раннего и позднего созревания на девочек и мальчиков?

• Историю сексуальной революции в США, каково положение дел в настоящее время и какую роль сыграло распространение болезней, передаваемых половым путем?

• Какие факторы влияют на сексуальную активность тинэиджеров?

• Насколько часто взрослые в США сообщают о случаях сексуального насилия над ними в детском или подростковом возрасте, описывают, как оно происходило и в чем проявляются его долгосрочные последствия?

• Насколько распространены случаи беременности среди тинэиджеров в США и других странах и почему в США они случаются чаще?

• Что представляет собой мышление на уровне формальных операций Пиаже и какие новые когнитивные способности при этом появляются?

• Как в подростковый период возрастает умение обрабатывать информацию?

• Какие изменения происходят в области мышления в подростковый период?

• Что у подростков нередко наблюдается временный возврат к эгоцентризму?

• Каким образом воображаемая аудитория и персональный миф часто влияют на поведение подростков?

• Как происходит развитие морали у детей в подростковом периоде?

Это главные темы главы.

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 493

В Соединенных Штатах и других промышленно развитых странах подростковый период нередко длится в течение 10 или более лет. Часто трудно определить, когда именно он начинается и когда завершается. Обычно дети начинают вести себя как подростки еще до того, как они изменятся в физическом отношении. Каким образом можно определить, когда именно подросток действительно стал взрослым? Возможно, лучше использовать такой признак взрослости, как эмоциональная зрелость, чем более явные критерии, такие как завершение образования, самостоятельное материальное обеспечение, вступление в брак или рождение детей (Baldwin, 1986). Однако эмоциональную зрелость определить также нелегко.

Несмотря на различие взглядов относительно границ подросткового возраста, существует полное согласие в том, что длительный переходный период из детства во взрослость является феноменом наших дней, существующим преимущественно в развитых странах. Как обсуждалось в главе 1, в прошлом, в предшествующие исторические эпохи, подростковый период был значительно короче. Это отчасти верно для некоторых развивающихся стран и сегодня, где молодежь проходит в пубертате через символическую церемонию, смену имени или физическое состязание. Такие переходные ритуалы называются обрядами перехода. За ними может следовать обучение в течение года или двух, и к возрасту 16 или 17 лет молодежь достигает полной и безоговорочной взрослости. Такое относительно быстрое превращение становится возможным потому, что в недостаточно промышленно развитых странах необходимые для жизни навыки можно получить без длительного обучения. Однако в любом обществе существует необходимость в некотором переходном периоде; никто не может потребовать, чтобы ребенок стал взрослым за одну ночь, и у каждого народа есть свои критерии наступления взрослости. Переход во взрослость является универсальной вехой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...