Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности укрепления финансовой базы СМИ




 

Без введения бизнес-планирования ныне невозможно решение сложных проблем, связанных с необходимостью укрепления финансовой базы медиаредакции как предпосылки достижения хотя бы относительной ее самостоятельности на информационном рынке. Однако в перспективе процесс развития экономической деятельности отечественных СМИ будет оптимизироваться под воздействием и других экономических факторов, в частности обращения редакционных менеджеров к не использованным до сих пор резервам укрепления финансовой базы медиаредакции. Эти резервы связаны с природой, качествами периодических изданий как средств массовой информации.

Специалисты, обратившие на это внимание, имеют в виду возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств медиакомпании, в частности редакции печатных периодических изданий. Если обычная промышленная компания с трудом добивается в течение года нескольких оборотов своего капитала, то редакция при надлежащей организации своего менеджмента может увеличить эту цифру во много раз. Для этого придется связать оборот капитала с выходом и реализацией каждого номера газеты или журнала, что позволяет возвращать оборотные средства в редакцию в виде выручки за продажу тиража.

Не меньшее значение для той же редакции имеет возможность дополнительной эмиссии – привлечения капитала, необходимого для успешной деятельности на информационном рынке. Эту возможность раскрывает распространение печатных периодических изданий по подписке. По существу это является способом привлечения капитала в редакцию. Независимо от типа газеты или журнала и организационно-правовой формы регистрации юридического лица их редакций они имеют право объявлять подписку в любое время и на любой период. И при этом фактически не несут никакой ответственности перед подписчиком, просто выдавая ему квитанцию и получая взамен денежную сумму. Более того, как мы знаем, редакция привязывает к себе подписчика на определенное время и получает в перспективе возможность продлить процесс этой эмиссии на неопределенное время.

Вместе с тем та же газетная редакция получает после проведения очередной подписки великолепную базу данных в виде совокупности подписных квитанций с указанием фамилий и адресов подписчиков – покупателей производимого ею товара. О такой базе данных мечтает производитель любого товара, представляемого им на рынок. Редакционным менеджерам остается лишь привести полученную ими информацию в порядок, найти возможность установления контактов с подписчиками и активизировать таким образом процесс проникновения газеты на рынок. Заметим, что эта информация является собственностью редакции, которая может получить ее, обратившись на почту, проводившую подписку на газету.

Использование все этих возможностей в совокупности с бизнес-планированием деятельности медиаредакции позволит укрепить ей свою финансовую базу и стабилизировать свое положение на информационном рынке.

 

Резюме

 

Бизнес-план – органический элемент редакционного менеджмента, системы редакционного планирования. Это документ, определяющий цели, направления деятельности, методы решения задач, стоящих перед газетной редакцией, теле- и радиокомпанией. Главная цель обращения к нему – обеспечение экономической, финансовой базы существования и развития СМИ. Он неразрывно связан с бюджетом редакции. Бюджет показывает, какие средства находятся в распоряжении руководителей редакции. Бизнес-план раскрывает, как следует расходовать эти средства в процессе управления редакционным коллективом, подготовки и выпуска периодического издания, его реализации на информационном рынке.

В зависимости от целей редакции (компании) используют различные виды бизнес-плана. Его представляют для получения денежного гранта от отечественной или иностранной организации, или для получения кредита, а также инвестиций, необходимых для реализации какого-либо проекта. Но важнейшее значение имеет бизнес-план, разрабатываемый регулярно перед началом очередного финансового года. Он определяет реальные возможности редакции в производстве и реализации ее продукции, а также перспективы развития СМИ.

Бизнес-план имеет определенную структуру, элементы которой занимают большее или меньшее место в зависимости от цели и вида документа. Его постоянные разделы: 1. Резюме (сжатое содержание). 2. Компания. 3. Анализ рынка. 4. План производства. 5. Менеджмент и организация. 6. Долгосрочное развитие. 7. Финансовый план. 8. Логистика.

Бизнес-план раскрывает возможности оптимальной организации работы редакционного коллектива, эффективного управления его подразделениями, определения обязанностей каждого сотрудника СМИ и контроля результатов его деятельности.

Обратившись к неиспользуемым возможностям укрепления своей финансовой базы, медиаредакция может проводить эффективный финансовый менеджмент.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. 1. Каковы цели и предмет бизнес-плана редакции (компании)?

2. 2. Какие виды бизнес-плана используют в редакциях и чем определяются их особенности?

3. 3. Какова структура бизнес-плана редакции? Раскройте содержание его основных разделов.

4. 4. Как бизнес-план используют для оптимизации работы редакционного коллектива?

5. 5. Какие возможности предоставляет бизнес-план для контроля производственной деятельности редакции?

6. 6. Как бизнес-план облегчает проведение финансовой политики редакции?

7. 7. Какие неиспользованные резервные возможности имеет медиаредакция для укрепления своей финансовой базы?

в начало главы << >> в начало раздела

 

ГЛАВА 23.

МЕНЕДЖМЕНТ, ЭТИКА И ЗАКОН

 

Менеджмент и этика

Менеджмент и закон

 

ЦЕЛИ. Ознакомившись с материалами этой главы, вы поймете:

 

Ø Ø как экономика средств массовой информации связана с этикой журналистской деятельности;

Ø Ø какие потери может понести редакционный бюджет в результате нарушения журналистом нравственных норм;

Ø Ø как редакционный менеджер может способствовать соблюдению этических норм руководителями и сотрудниками редакции;

Ø Ø каковы последствия нарушения правовых основ редакционной деятельности.

в начало главы << >> в начало раздела

 

МЕНЕДЖМЕНТ И ЭТИКА

 

Экономическая база редакции или компании зависит от многих известных нам факторов. Среди них немалую роль играет и этика журналистской и редакционной деятельности. Не случайно несколько статей Закона о средствах массовой информации РФ связаны с злоупотреблением свободой массовой информации и правами журналиста. Статья 51 этого закона прямо запрещает журналисту нарушать нравственные нормы: использовать свое право на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Эти нарушения могут объясняться разными причинами, в том числе и экономическими. Журналист может попытаться заработать крупную денежную сумму, напечатав в газете или передав в эфир свой материал, содержащий скрытую рекламу, и не сообщив об этом редакции. А сама редакция, стремясь потеснить конкурентов, опубликует сенсационную информацию о частной жизни политического деятеля без его согласия, не подумав о последствиях. И в том, и в другом случае нарушаются этические нормы, которые не рассматривают с экономических позиций.

Между тем экономическая сторона редакционной деятельности во многом связана с ее этической стороной. Это сказывается на многих направлениях редакционного менеджмента. Прежде всего, на формировании имиджа периодического издания. Одной из его составляющих всегда является этический имидж. О газете или программе судят не только по их тематике, особенностям содержания, формы и стиля, но и по соответствию их отношения к событиям и людям нравственным нормам, принятым в обществе. Этический имидж издания соответствует нравственному уровню его аудитории: бульварная газета издается для читателей, которые ищут в ней, прежде всего криминальные и безнравственные сенсации. Если этого не будет, она потеряет свою популярность. И наоборот, люди высокого нравственного уровня ищут периодическое издание с соответствующим этическим имиджем и быстро формируют его аудиторию. Этический имидж издания не должен опускаться ниже определенной границы – общечеловеческих нравственных норм. В противном случае такое издание лишится большей части своей аудитории, что приведет к серьезным финансовым потерям.

Нарушение этических норм сказывается не только на имидже издания, но и впрямую на редакционном бюджете, где появляются новые расходные статьи. Некоторые редакции и компании вынуждены непрерывно выступать ответчиками на судебных процессах по искам граждан, посчитавших себя оскорбленными в публикациях журналистов. Убытки редакций от необходимости выполнения судебных приговоров в пользу истцов составляют все более значительные суммы. И если прибавить к этим убыткам потери от скрытой рекламы, публикации искаженной и ложной информации, то становится ясно: нарушать этические нормы в журналистике невыгодно – как редакции, так и каждому ее сотруднику.

Автору клеветнической публикации, после которой редакция будет вынуждена не только напечатать опровержение, но и выплатить потерпевшему компенсацию за моральный ущерб, вероятно, придется искать другое место работы. Попытки соизмерять размеры ущерба, нанесенного репутации и имиджу издания, и доходов, временно возросших после публикации ложной сенсации, несостоятельны: в конечном счете, редакция потеряет много больше, чем приобретет.

Одно из самых серьезных следствий изменения условий работы журналиста в редакции – возрастание его ответственности. Разумеется, и прежде он отвечал перед читателями и руководителями своей редакции за то, что делал. И если журналист нарушал установленные общественные нормы, партийные предписания и указания редактора, если допускал грубые ошибки, ему приходилось отвечать за это. Но с вхождением СМИ в рыночную экономику характер этой ответственности изменился. Как и прежде, это ответственность перед читателями и телезрителями. Ведь от их мнения о выступлениях журналиста, от их откликов теперь в еще большей степени зависит его известность, формирование его личного имиджа, его место и роль в редакции и, в конечном счете, его заработок. Намного возросла ответственность журналиста перед работодателем, с которым он связан трудовым договором, – редактором или учредителем издания. В редакциях и телерадиокомпаниях, входящих в информационные холдинги и концерны, эта ответственность приобретает характер прямой зависимости от их владельцев.

Все это усложняет задачи редакционного менеджера, определяет особенности его психологии, влияет на его отношения с руководителями редакционного коллектива и сотрудниками издания. Ему ведь приходится наблюдать за их отношениями с этикой и законом, предотвращая попытки их нарушения. И каждый раз – разбираться в причинах этих нарушений.

Самая серьезная из этих причин – безответственность некоторых журналистов, ложное понимание ими своей общественной роли, своих прав и обязанностей. Безответственность в журналистике, как правило, сопряжена с безнравственностью. Чаше всего они являются следствием недостаточно высокого культурного уровня журналиста. Если сотрудник газеты, радио или телевидения понимает свободу и демократию как вседозволенность – возможность писать или говорить что ему угодно, о чем и ком угодно, и как угодно, это не может не нанести нравственного ущерба его изданию и пользователям его информацией, а в конечном счете – экономического ущерба коллективу, в котором он работает.

Но с другой стороны, забвение журналистом всех целей и стимулов журналистской деятельности, кроме финансового, ведет лишь к проявлению цинизма и равнодушия к людям. Стремление журналиста во что бы то ни стало найти сенсацию при его неудаче оборачивается необходимостью придумать ее, ложью.

Однако в деловой прессе, например, подобные методы работы невозможны – предприниматель, бизнесмен не будет читать газету или смотреть телепередачу, содержащую искаженную информацию, да и в массовом общественно-политическом издании безнравственность журналиста скоро принесет горькие плоды. Опыт многих журналистов и редакций убеждает: безнравственность невыгодна. Прежде всего, для издания и его редакции, в конечном счете, для ее сотрудника. Невыгодна во всех планах – в творческом, человеческом и даже в экономическом.

Воспитание у сотрудников редакции или компании экономического мышления, облегчающего понимание этой простой истины, – длительный процесс. На одном из начальных его этапов полезным представляется разработка в редакции своего профессионального нравственного кодекса – свода этических правил, обязательных для всех сотрудников периодического издания. Каждый новый работник редакции знакомится с этим кодексом и дает обязательство соблюдать его. Многолетний опыт редакций многих известных западных изданий показал пользу разработки и использования подобных документов. Основой для их создания в редакциях и компаниях российских СМИ послужат законы, регламентирующие функционирование средств массовой информации в Российской Федерации.

в начало главы << >> в начало раздела

 

МЕНЕДЖМЕНТ И ЗАКОН

 

Для редакционного менеджмента правовые основы столь же важны, как и этические. Поскольку редакция, медиакомпания и информационное агентство представляют собой не только творческие, но и производственные коллективы, предприятия, они руководствуются всеми законами, определяющими деятельность государственных и негосударственных, коммерческих предприятий в России. Прежде всего это общие законы, регулирующие процессы основания и деятельности предприятий. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также все подзаконные акты, разъясняющие статьи и положения этих документов.

Кроме этих общих законов и подзаконных актов правовой основой редакционного менеджмента служат специальные законы, определяющие цели, направления и характер функционирования средств массовой информации РФ. Среди них законы РФ: «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и другие, а также подзаконные акты, связанные с этими законами. Все эти документы образуют правовую базу, достаточную для организации деятельности редакций, компаний и агентств всех СМИ на территории России. Они обеспечивают защиту интересов СМИ и представляющих их журналистов на всех направлениях сбора информации и этапах подготовки и выпуска периодических изданий. К ним обращаются, представляя СМИ и защищая их интересы в судах. Но этими же законами руководствуются суды, решая дела о защите граждан, честь и достоинство которых были оскорблены публикациями в периодических изданиях.

Нарушение какого-либо из этих законов опасно для обеих сторон. Для государственных органов, властных структур, политических и общественных организаций, пытающихся ограничить самостоятельность СМИ в их профессиональной деятельности или преследовать журналистов за публикацию правдивой информации. И для самих редакций, компаний и журналистов, нарушающих закон, стремясь увеличить свои доходы. Но нарушать закон не только опасно, но и экономически невыгодно. Рано или поздно нарушение будет раскрыто, и за него придется расплачиваться – в переносном и буквальном смысле этого слова. Периодическое издание, не считающееся с законом, долго не просуществует, оно просто не выдержит обрушившегося на него груза административных и финансовых санкций. Предотвратить это можно в процессе менеджмента, которым руководит редакционный менеджер.

 

Резюме

 

Среди факторов, воздействующих на экономическую базу периодического издания, определенную роль играет этика журналистской и редакционной деятельности. Нарушение нравственных норм редакциями и журналистами экономически невыгодно. Оно ведет к серьезным финансовым потерям в результате ухудшения имиджа издания и отказа многих читателей и телезрителей от его информации. К этим потерям присоединяется выплата финансовой компенсации гражданам по решениям судов, рассматривавших иски к редакции о защите их чести и достоинства.

Возрастает ответственность журналиста перед его работодателем-редактором, учредителем издания. Если по его вине редакции был нанесен серьезный моральный и финансовый ущерб, он лишится работы.

Усложняются обязанности редакционного менеджера: к ним присоединяется наблюдение за этической стороной профессиональной деятельности руководителей коллектива и его работников, предотвращение нарушений норм журналистской этики. Помочь в этом может формирование в редакции своего этического кодекса, соблюдение норм которого обязательно для всех сотрудников.

Не меньшее значение для редакции и ее издания имеет соблюдение всеми работниками правовых норм. Поскольку редакция – это государственное или негосударственное предприятие, вся его деятельность – подготовка и выпуск периодического издания, его выход на рынок и распространение – регулируется законами Российской Федерации. Прежде всего, общими законами – Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и другими, которыми руководствуются все предприниматели, а также специальными законами, связанными с журналистской деятельностью и функционированием СМИ, – «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др. Их нарушение влечет за собой административные и экономические санкции. Невнимание журналистов и редакции к правовым нормам их деятельности приводит к ослаблению экономической базы издания, бюджетному дефициту и возникновению угрозы банкротства.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. 1. Как этическая сторона редакционной и журналистской деятельности влияет на экономическую базу издания?

2. 2. Каковы причины нарушений журналистами нравственных норм редакционной деятельности?

3. 3. Как можно предотвратить нарушения норм журналистской этики и связанные с ними финансовые потери редакции?

4. 4. Что составляет правовую базу редакционной и журналистской деятельности?

5. 5. Почему редакциям невыгодно нарушать законы?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Жизнь мудрее любых советов, любых рекомендаций. Она опережает любую теорию, вносит в нее коррективы, подсказывает новые, совершенно неожиданные варианты решения сложнейших проблем, находит пути выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Но та же жизнь, та же редакционная практика показывает, что в решении задач, которые непрерывно встают перед руководителями коллективов, журналистами, редакционными менеджерами и учредителями, владельцами новых газет, телерадиопрограмм, информационных вестников и других СМИ, они всегда исходят из накопленного опыта. В значительной мере из своего опыта, который со временем растет и углубляется. В еще большей степени – из опыта и знаний, накопленных множеством редакций, медиакомпаний и их руководителей за долгие годы и в наше время.

Теория – кладезь и сгусток этого бесценного опыта, результат его осмысления, анализа и, в конечном счете – извлечения из него того, что имеет общее значение. Поэтому она способна формулировать выводы, которые составляют сердцевину теоретических основ редакционной деятельности. В частности, экономической деятельности СМИ на нашем информационном рынке. Это позволяет теории смотреть в будущее на важнейших направлениях развития этого рынка.

Единение редакционной практики с ее теорией – залог достижения намеченных целей.

 


 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...