Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Superficialis, pulmonale, magna, durum, aquosus.

Латинский язык

Методические указания и контрольные работы для студентов факультета заочного обучения

 

 

составлены доцентом А. Г. Авксентьевой

 

 

Минск

Методические указания по латинскому языку предназначены для студентов заочного отделения. Содержат необходимую информацию по организации учебного процесса, учебную литературу, требования на зачете и вопросы к зачету, а также тексты контрольных работ и указания по их выполнению и оформлению.

 

Организация учебного процесса

Объем аудиторных учебных занятий на заочном отделении – 10 часов (2 часа в период установочной зимней сессии и 8 часов в период весенней сессии). Между сессиями студент-заочник должен проработать указанные преподавателем темы и выполнить контрольную работу (текст работы вручается на установочной сессии). Зачет по курсу латинского языка проводится по окончании занятий в период весенней сессии.

Литература

А.Г. Авксентьева. Латинский язык и основы медицинской терминологии. "Экоперспектива", Минск, 1999 г (1-е издание); "Новое знание", Минск, 2000 г. (2-е издание); "Феникс", Ростов-на-Дону, 2002 г. (3-е издание); "Новое знание", Минск, 2007 г (4-е издание)

 

Требования на зачете

1. Знать наизусть латинский алфавит.

2. Знать правила чтения и ударения, уметь читать по-латыни.

3. Знать грамматические темы, включенные в рабочую программу.

4. Уметь переводить медицинские термины с латинского на русский и с русского на латинский.

5. Знать на память не менее 40 латинских анатомических терминов.

Вопросы к зачету

1. Латинский алфавит (знать наизусть)

2. Правила прочтения латинских букв и буквенных сочетаний

3. Правила определения долготы/краткости предпоследнего слога в латинском слове

4. Правила постановки ударения

5. Грамматические категории имени существительного (латинскую терминологию знать на память)

6. Словарная форма существительных Определение склонения существительных. Определение основы существительных.

7. Словарная форма прилагательных. Определение склонения прилагательных. Определение основы прилагательных.

8. Согласование прилагательных с существительными.

9. Грамматические признаки сравнительной степени прилагательных. 6 прилагательных сравнительной степени, используемых в анатомической терминологии (знать наизусть).

10. Согласование прилагательных сравнительной степени с существительными.

11. Именительный падеж множественного числа (окончания существительных и прилагательных).

12. Родительный падеж множественного числа (окончания существительных и прилагательных).

 

Указания по выполнению и оформлению контрольных работ

Для выполнения контрольной работы необходимо проработать по учебнику А.Г. Авксентьевой параграфы, соответствующие заданию контрольной работы.

Задания 1-2 – см. § 2, 4

Задание 3 – § 9, 11

Задание 4 – §9

Задание 5,6 – §17

Задание 7 – §19

Задание 8, 9 – §14

Задание 10 – §41

Задание 11, 12 – §42, 44, 45, 46

 

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно в ученической тетради.

Работы, выполненные в компьютерном наборе, на проверку не принимаются. На обложке тетради следует указать: ВУЗ, факультет, курс, номер группы, фамилию, имя и отчество студента, а также фамилию, имя и отчество преподавателя.

 

 

Контрольная работа по латинскому языку

Вариант 1

Задание 1. Ответьте на вопросы:

а) как определить долготу/краткость предпоследнего слога в латинском слове?

б) на каком слоге ставится ударение в многосложных словах?

 

Задание 2. Запишите латинские слова русскими буквами, проставьте ударение:

pulpa, zonŭla, extremitas, ciliāris, columna, oblīquus, phalanx, cortex, sublinguālis, labyrinthus, hypochondrium, vertebra, ischiadicus, fascia, abdūcens

 

Задание 3. Ответьте на вопросы:

а) как определить склонения существительных?

б) как определить род и склонение прилагательных?

 

Задание 4. Определите склонение существительных:

 

ocŭlus, i m – глаз

caries, ēi f - кариес

processus, us m – отросток

pes, pedis m – стопа

ala, ae f – крыло

os, ossis n – кость

sinus, us m – синус, пазуха

membrum, i n – конечность

 

Задание 5. Дайте словарную форму следующих прилагательных:

spinosus, zygomaticum, frontale, costalis, mastoidea

 

Задание 6. Определите род и склонение прилагательных:

medius, ethmoidale, lumbalis, lymphaticus, cardiacum

 

Задание 7. Согласуйте прилагательные с существительными:

 

а) лобный гребень гребень - crista, ae f

лобный – frontalis, e

б) небный отросток отросток – processus, us m

небный – palatinus, a, um

в) поверхностная головка головка – caput, itis n

поверхностная – superficialis, e

 

г) каменистая часть часть – pars, partis f

каменистая – petrosus, a, um

 

Задание 8. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

corpus maxillae, incisura scapulae, septum nasi, collum mandibulae, crista colli costae

 

Задание 9. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

головка ребра, тело позвонка, полость носа, канал шейки (cervix, icis f) матки, внутренняя капсула, колено внутренней капсулы.

 

Задание 10. Приведите 6 прилагательных сравнительной степени, используемых в анатомической терминологии. Какие суффиксы указывают в этих словах на сравнительную степень?

 

Задание 11. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

radix arterior, cornu majus, tuberculum thyroideum superius/inferius, ligamentum longitudinale arterius/posterius

 

Задание 12. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

большой/малый каменистый нерв, простая перепончатая ножка, восходящая артерия.

Вариант 2

Задание 1. Ответьте на вопросы:

а) как определить долготу/краткость предпоследнего слога в латинском слове?

б) на каком слоге ставится ударение в многосложных словах?

Задание 2. Запишите латинские слова русскими буквами, проставьте ударение:

Glandula, proximalis, incisura, calvaria, caecum, sanguis, thenar, encephalon, saccus, zygomaticus, manubrium, tuberculum, paralysis, gingiva, squamosus.

 

Задание 3. Ответьте на вопросы:

а) Как определить склонение существительных?

Б) Как определить род и склонение прилагательных?

 

Задание 4. Определите склонение существительных:

substantia, ae f – вещество

species, ei f – вид

palatum, i n - нёбо

pars, partis f – часть

recessus, us m – углубление, карман

encephalon, i n – головной мозг

margo, inis m – край

oesophagus, i m - пищевод

Задание 5. Дайте словарную форму следующих прилагательных:

Superficialis, pulmonale, magna, durum, aquosus.

Задание 6. Определите род и склонение прилагательных:

Lateralis, libera, thoracicus, breve, transversum

Задание 7. Согласуйте прилагательные с существительными:

А) реберная дуга дуга – aracus, us m

реберный – costalis, e

Б) простой сустав сустав – articulatio, onis f

простой – simplex, icis

В) правая пластинка пластинка – lamina, ae f

правый – dexter, tra, trum

Г) сонный бугорок бугорок – tuberculum, i n

сонный – caroticus, a, um

Задание 8. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

Collum costae, incisura mandibulae, corpus linguae, radix nasi, articulatio capitis costae

 

Задание 9. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

Дуга позвонка, головка малоберцовой кости, перегородка языка, отверстие верхушки зуба, позвоночная артерия, борозда позвоночной артерии.

 

Задание 10. Приведите 6 прилагательных сравнительной степени, используемых в анатомической терминологии. Какие суффиксы указывают в этих словах на сравнительную степень?

 

Задание 11. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

Arcus posterior, pelvis minor, arteria thyroidea superior/inferior, crista lacrimalis anterior/posterior

Задание 12. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

Большая/малая круглая мышца, центральная нервная система, отводящий нерв.

Вариант 3

Задание 1. Ответьте на вопросы:

а) как определить долготу/краткость предпоследнего слога в латинском слове?

б) на каком слоге ставится ударение в многосложных словах?

Задание 2. Запишите латинские слова русскими буквами, проставьте ударение:

Ulna, pyramis, maxilla, oedema, processus, cranium, lingua, articulatio, thalamus, sphenoidalis, hyponychium, retroflexus, ganglion, foramen, carcinoma

 

Задание 3. Ответьте на вопросы:

а) Как определить склонение существительных?

Б) Как определить род и склонение прилагательных?

Задание 4. Определите склонение существительных:

meatus, us m – ход, проход

cornu, us n – рог, рожок

axis, is m - ось

scabies, ei f – чесотка

cor, cordis n – сердце

ramus, i m – ветвь

linea, ae f – линия

organon, i n - орган

Задание 5. Дайте словарную форму следующих прилагательных:

radiale, ulnaris, profunda, supremus, hepaticum.

 

Залание 6. Определите род и склонение прилагательных:

ovale, longus, cervicalis, externum, carotica.

 

Задание 7. Согласуйте прилагательные с существительными:

а) латеральная связка связка – ligamentum, i n

латеральный – lateralis, e

б) крестцовый канал канал – canalis, is m

крестцовый – sacralis, e

в) дугообразный гребешок гребешок – crista, ae f

дугообразный – arcuatus, a, um

г) свободная часть часть – pars, partis f

свободный – liber, era, erum

 

Задание 8. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

collum scapulae; corpus tibiae; canalis mandibulae; cervix dentis; ligamentum apicis dentis.

 

Задание 9. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

верхушка носа; полость матки; тело ребра; хрящ перегородки носа; полая вена; борозда полой вены.

 

Задание 10. Приведите 6 прилагательных сравнительной степени, используемых в анатомической терминологии. Какие суффиксы указывают в этих словах на сравнительную степень?

 

Задание 11. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

tuberculum majus; facies anterior; sulcus temporalis superior / inferior; crista sacralis mediana / lateralis / intermedia.

 

Задание 12. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

верхняя / нижняя лобная борозда; срединная крестцовая вена; нисходящий прямой сосуд.

Вариант 4

Задание 1. Ответьте на вопросы:

а) Как определить долготу / краткость предпоследнего слога в латинском слове?

б) На каком слоге ставится ударение в многосложных словах?

 

Задание 2. Запишите латинские слова русскими буквами, проставьте ударение:

fibula, jugum, adhaesio, facies, oculus, palpatio, thymus, sphincter, trochanter, myocardium, buccinator, affixus, palpebra, palatinus, cavitas.

 

Задание 3. Ответьте на вопросы:

а) как определить склонение существительных?

б) как определить род и склонение прилагательных?

 

Задание 4. Определите склонение существительных:

cerebrum, i n – большой мозг

rabies, ei f – бешенство

rete, is n – сеть

thorax, acis m – грудная клетка

arteria, ae f – артерия

ductus, us m – проток

radius, i m – лучевая кость

systema, atis n – система

 

Задание 5. Дайте словарную форму следующих прилагательных:

fibrosus, craniale, alaris, acustica, incisivum.

 

Задание 6. Определите род и склонение прилагательных:

mucosus, sacrale, rotunda, lacrimalis, gastricum.

 

Задание 7. Согласуйте прилагательные с существительными:

а) затылочный угол угол – angulus, i m

затылочный - occipitalis, e

б) поверхностная вена вена – vena, ae f

поверхностный – superficialis, e

в) венозная связка связка – ligamentum, i n

венозный – venosus, a, um

г) сердечная вырезка вырезка – incisura, ae f

сердечный – cardiacus, a, um

 

Задание 8. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

corpus fibulae; radix dentis; angulus mandibulae; articulatio genus; canalis radicis dentis.

 

Задание 9. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык.

дуга аорты; головка плечевой кости; бугорок ребра; верхушка корня зуба; желчный пузырь; тело желчного пузыря.

 

Задание 10. Приведите 6 прилагательных сравнительной степени, используемых в анатомической терминологии. Какие суффиксы указывают в этих словах на сравнительную степень?

 

Задание 11. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

angulus inferior; nervus occipitalis major / minor; facies articularis superior / inferior; vas lymphaticum profundum / superficiale.

 

Задание 12. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

верхняя / нижняя щитовидная вырезка; правая / левая легочная артерия; выступающий сосуд.

Вариант 5

Задание 1. Ответьте на вопросы:

а) Как определить долготу / краткость предпоследнего слога в латинском слове?

б) На каком слоге ставится ударение в многосложных словах?

 

Задание 2. Запишите латинские слова русскими буквами, проставьте ударение:

Major, naevus, cerebrum, circulus, ostium, thorax, brachium, coccyx, fauces, oesophagus, aequator, pancreas, ureter, vesica, medulla

 

Задание 3. Ответьте на вопросы:

а) как определить склонение существительных?

б) как определить род и склонение прилагательных?

 

Задание 4. Определите склонение существительных:

porus, i m – отверстие, пора

spina, ae f – ость

tuber, eris n – бугорa

auris, is f – ухо

manus, us m – кисть

tympanum, i n – барабан

dies, ei m – день

genu, us n – колено

 

Задание 5. Дайте словарную форму следующих прилагательных:

Opticus, accessorium, capillaris, jugulare, arcuata

 

Задание 6. Определите род и склонение прилагательных:

Petrosa, nasalis, faciale, cavus, sinistrum

 

Задание 7. Согласуйте прилагательные с существительными:

А) медиальная головка головка – caput, itis n

медиальный – medialis, e

Б) легочная поверхность поверхность – facies, ei f

легочный – pulmonalis, e

В) мочевой пузырь пузырь – vesica, ae f

мочевой – urinarius, a, um

Г) сосцевидный угол угол – angulus, i, m

сосцевидный – mastoideus, a, um

 

Задание 8. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

Corpus humeri, radix linguae, angulus costae, capsula ganglii, apex capitis fibulae

 

Задание 9. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык.

Верхушка языка, полость зуба, тело матки, гребень головки ребра, затылочная артерия, борозда затылочной артерии

 

Задание 10. Приведите 6 прилагательных сравнительной степени, используемых в анатомической терминологии. Какие суффиксы указывают в этих словах на сравнительную степень?

 

Задание 11. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на русский язык:

Ganglion superius, spina tympanica major/minor, incisura vertebralis superior/inferior, sutura palatina mediana/transversa

 

Задание 12. Укажите словарную форму каждого слова. Переведите на латинский язык:

Передняя/задняя носовая ость, внутренняя/верхняя/латеральная грудная артерия, нисходящая ободочная кишка

 

Содержание

Организация учебного процесса.. 2

Литература.. 2

Требования на зачете.. 2

Вопросы к зачету.. 2

Указания по выполнению и оформлению контрольных работ.. 3

Контрольная работа по латинскому языку.. 3

Вариант 1. 3

Вариант 2. 5

Вариант 3. 6

Вариант 4. 8

Вариант 5. 9

Содержание.. 11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...