Семинарское занятие № 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление
Гоменюк Татьяна Политология ФиК Семинарское занятие № 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление 1 Оформление политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. 2 Политология и смежные научные дисциплины. Структура политологии. Теоретическая и прикладная политология. 3 Основные функции политологии. 4 Основные методы политической науки. 5 Становление политической науки на рубеже ХIX-XX вв. 6 Вклад Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье, Вебера в развитие политологии. Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее. *Задание 1 Приведите конкретные примеры взаимодействия в современной России: - политологии и экономики; - политологии и социальной сферы; - политологии и морали. Укажите в каждом случае, какой из взаимодействующих сторон принадлежит ведущая роль. Пояснения: в ответе наэтот вопрос подразумевается выделение и описание основных структурных компонентов политики: политических деятельности, отношений, институтов, идей и пр. Покажите подвижность границ политической жизни, при каких условиях они расширяются и наоборот. Иными словами, покажите роль политической сферы в функционировании и развитии общественной жизни в целом. 3адание 2 Заполните таблицу Таблица 1 Что изучают следующие разделы науки о политике?
Задание 3 Тест "Политология как наука и учебная дисциплина"
1 Когда начался процесс становления политологии как науки? А) в Древнем мире; Б) в Новое время, период бурного развития многих наук; В) после второй мировой войны. 2 В какой стране политология стала впервые преподаваться как учебная дисциплина? А) Древняя Греция; Б) США; В) Франция. 3 В какой стране впервые была образована национальная ассоциация политических наук? А) США; Б) Италия; В) Англия; Г) Франция. 4 Когда решением ЮНЕСКО была образована международная ассоциация политических наук (МАПН)? А) 1939 год; Б) 1949 год; В) 1989 год. 5 Когда (где) политология стала преподаваться в качестве учебной дисциплины? А) в Древнем мире (со времен Платона и Аристотеля); Б) в период Возрождения (со времен Макиавелли); В) во второй половине ХIХ века; Г) после второй мировой войны. 6 Установите соответствие форм человеческой деятельности и целей.
7 Установите соответствие дисциплин и их предмета. 1) политология; 2) политическая философия; 3) политическая социология; А) отношения между социальными группами по поводу власти; Б) общая, интегральная наука о политике; В) идеалы и нормативные принципы политического устройства. 8 Установите соответствие.
9 Как долго преподается политология в учебных заведениях России? А) с конца ХIХ века; Б) с конца ХХ века; В) сразу после Октябрьской революции 1917 года. 10 Укажите собственные (специфические) категории политологии. А) политическая система; Б) власть; В) свобода; Г) политический плюрализм.
1 Оформление политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину.
Политология - это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох. В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа Первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний; Второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей; Третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки. Идеологизация обществоведческих дисциплин в СССР практически сделала невозможным объективное и всестороннее исследование политической жизни. Но, несмотря на это, уже в 70-е гг. отечественные политологи обратились к разработке таких понятий, как "политическая система", "политическая культура", "политический процесс", "политическое лидерство и элита", "теория международных отношений", появились первые зачатки научных школ, связанные с именами Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Г.Г. Дилигенского и Н.Н. Разумовича. В середине 70-х гг. была создана советская ассоциация политических наук. Но право на существование политология завоевала лишь в конце 80-х гг., когда процессы либерализации общественной жизни сделали ее востребованной. В 1989 г. она официально была признана академической дисциплиной, после чего начался процесс создания институтов и центров политических исследований. С 1991 г. в вузах России стали создаваться политологические кафедры и появилась новая учебная дисциплина - "Политология".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|