Деятельность тайных обществ.
Введение. Необычайно сложной и противоречивой была первая четверть XIX века. Капиталистический уклад, зародившийся еще в XVIII веке, развивался в крайне стесненных и затруднительных условиях. Отчетливее всего это выявилось в начале XIX века. Страна значительно увеличила производство товаров, используя вольнонаемный труд. Росло число промышленных рабочих. Оброчные крестьяне также уходили в города на заработки и тем самым увеличивали количество городского населения. Перед вторжением Наполеона в Москве насчитывалось 9000 дворян,19000 купцов,18000 мещан,47000 дворовых людей, а свыше 96000 московских жителей было зачислено в разряд "прочих". Росла хозяйственная специализация районов: уже отчетливо выделялись промышленные районы около Петербурга и Москвы и обширные с/х районы на Украине и в Поволжье. Обороты внутреннего рынка, по тогдашним подсчетам, составляли 900000 рублей в год. Это говорит о растущем разделении труда. Значительно выросли и мелкие крестьянские промыслы. Старый центр крестьянской ткацкой промышленности село Иваново Владимирской губернии, например, превратился в довольно значительный промышленный центр. Произошли изменения и в барском имении. Помещики, несмотря на застойную жизнь, значительно увеличили производство хлеба на продажу. Но старые феодально-крепостнические общественные отношения мешали развитию страны. Самодержавно-крепостной строй сковывал производительные силы России, тормозил их дальнейшее развитие. Прикрепленный к земле крестьянин был собственностью помещика. Он не мог уйти в город на заработки без разрешения своего господина. Барин всегда мог отозвать его с фабрики и тем самым нанести урон фабричному производству. В жизни это происходило довольно часто, выявляя противоречия, возникающие между развивающейся капиталистической формой производства и тормозящими ее феодальными пережитками. Заработок оброчного крестьянина в значительной мере шел его господину в виде оброка. Все было подчинено интересам дворянского сословия, т.к. дворянин считался "благородным от рождения" - имел право владеть крестьянами и землей. В результате этих противоречий,росло и развивалось стихийное крестьянское движение. Крестьянин хотел хозяйствовать самостоятельно, а помещик все сильнее давил на него, приспосабливаясь к растущим требованиям рынка. Помещик оказывался в довольно сложном положении. С одной стороны, он был вынужден производить вышеперечисленные действия, а с другой он вступал в конфликт с законами феодализма, т.к. наличие у крестьян земельного надела было существенным условием крепостного хозяйства.
При существующем самодержавии царизм сам осуществлял бесконтрольную власть над страной. Отсутствовал такой важный принцип правового государства как равенство всех людей перед законом и судом. Одни сословия были привилегированными, другие - угнетенными. Суд был сословным. Дворяне, купцы и крестьяне имели право судиться только в судах, относящихся к их сословию. Царское законодательство абсолютно не было правовым. Оно служило только господствующим классам. После тяжелейших для России двух войн с Наполеоном (в 1805 и 1806-1807 гг.) в 1812 году Россия завоевывает победу. Это было время триумфа для всех россиян, независимо от того, к какому слою общества те принадлежали. В измученном самодержавием сознании людей проснулось чувство собственного достоинства, величия. Зародилась надежда на скорое освобождение от крепости. Передовые люди того времени понимали, что без коренных преобразований в социально-политическом строе России не обойтись. Они справедливо считали, что русский народ, который вынес основную тяжесть в войне с Наполеоном и обеспечил тем самым России независимость, не может больше оставаться в этом положении. Они полагали, что теперь, когда война победоносно закончена, наступило самое благоприятное время, чтобы ввести в стране конституционное правление и освободить крестьян от крепостной зависимости. Вначале будущие декабристы надеялись на "благие" намерения правительства, но этим надеждам не суждено было сбыться. Вместо того, чтобы приступить к реформам, самодержавное правительство воспользовалось победой над Наполеоном для упрочения своей власти и повело ожесточенную борьбу с нараставшим в стране общественным движением, охватившим все слои русского общества. Сразу же после окончания войны 1812 года начался период реакции во всех областях общественной жизни.
Прежде всего возмущение общественности вызвали правительственные меры по крестьянскому вопросу, еще более расширившие сферу крепостнических отношений. До 1815 года сохранялся закон, принятый в 1754 году, по которому окончательно закрепощенными считались крестьяне, записанные за помещиками по первым 2-м ревизиям, а все остальные сохраняли свое право на возвращение им вольности. В 1815 году и это право было уничтожено. В 1822 году было восстановлено отмененное в 1809 году право помещиков ссылать неугодных им крестьян в Сибирь без суда и следствия. Многие помещики заставляли своих крестьян работать на барщине 6 дней в неделю. Таким образом, крестьяне не только не получили вольностей в награду за победу над врагом, но попали после войны в еще большую кабалу." В 1812 г. нужны были неимоверные усилия"- писал декабрист Каховский? "народ радостно все нес в жертву для спасения отечества. В мирное время налоги еще более увеличились". Помимо этого около 400000 крестьян были объявлены на военном положении.Организация военных поселений предполагалась как средство для сокращения расходов на содержание армии. Военные поселяне должны были совмещать тяжелый крестьянский труд с военным делами строго подчиняться казарменному распорядку. Другой реакционной мерой правительства было объединение "духовных дел и народного просвещения" в одном министерстве во главе с князем Голицыным. Фактически это означало подчинение науки и всего образования церкви.Правительство тормозило распространение научных знаний, т.к. опасалось, что это может привести к "пагубным последствиям для существующего порядка вещей ".
Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Обо всем, что касалось политики и правительства, писать воспрещалось. На публикации подобного рода нужно было разрешение правительственных учреждений. Реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать протеста передовых людей России. Политика царизма положила конец надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ. Теперь "никто из нас не верил в благие намерения правительства" - вспоминал впоследствии декабрист Якушкин. После войны произошло усиление помещичьего гнета. В ответ на это крестьяне устраивали массовые выступления. Они выражались в отказах работать на барщине, платить оброк, подчиняться царским чиновникам. Началось движение фабричных "работных людей",которые также боролись за самые простые человеческие права. Наиболее опасными для самодержавия были волнения 1819 года -- восстания Чугуевского и Таганрогского военных поселений. Именно они оказали огромное влияние на формирование идеологии декабристов. Они понимали, что военные поселения представляют собой ту реальную силу, которая может в благоприятном случае совершить государственный переворот. Все чаще стали возникать волнения и в регулярных войсках. Вспыхнувшее в 1820 году возмущение солдат гвардейского Семеновского полка подтвердило декабристам правильность избранной ими тактики военной революции. Таким образом, к началу 20-х годов ХIХ в. в России возникают признаки революционной ситуации. "Верхи" еще могут править по-прежнему, но "низы" уже не хотят жить по-старому. Недовольство охватило самые широкие слои русского общества. Нарастал революционный взрыв. Политика царизма глубоко возмущала и толкала общество на путь революционной борьбы.
Деятельность тайных обществ. 1.1 Союз спасения. Так было создано самое первое в России тайное общество ─ Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества. Основной и ведущей, объединявшей будущих декабристов, была идея борьбы против царизма и крепостничества. В состав общества входили Александр Муравьёв, Сергей Трубецкой, Сергей Муравьёв-Апостол и его брат Матвей, Никита Муравьёв, Михаил Лунин и др. Значительную роль играл в обществе П. Пестель ─ один из выдающихся декабристов, командир Вятского пехотного полка (с 1821 г.), страстный патриот, человек больших дарований, отличавшийся преданностью революционным идеям и непреклонной волей. «Я сделался в душе республиканец, ─ показывал он после, ─ и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». А. С. Пушкин, лично знакомый с Пестелем, записал о нём в своем кишинёвском дневнике: «умный человек во всем смысле этого слова … один из самых оригинальных умов, которых я знаю». Союз спасения насчитывал 30 членов и имел писаный «статут» ─ программу и устав. Первоначально его целью было освобождение крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этому было добавлено требование введения в России конституционной монархии; возник план убийства царя. В Союзе спасения образовались радикальная и умеренная группы. Умеренная группа требовала отмены пунктов устава, основанных на «насилии», и считала необходимым мирное длительное действие. Несмотря на наличие споров и борьбы мнений по отдельным вопросам, декабристы составляли в основном единую революционную организацию, боровшуюся во имя высоких общих целей освобождения России от гнёта царского самодержавия и крепостничества. Возникшие противоречия повлекли за собой борьбу за уточнение программы и установление более отчетливых организационных форм, первое тайное общество было ликвидировано. 1.2 Союз благоденствия. В 1818 году организовано второе тайное общество ─ Союз благоденствия, насчитывающий около 200 членов. Обществом руководила так называемая Коренная управа. В первой части её законоположений (названных по цвету переплёта «Зелёной книгой»). Излагались общие правила и цели общества, известные всей массе членов и преследовавшие цель формирования общественного мнения, которое должно было подготовить открытое выступление общества со своими требованиями. Во второй части, написанной лишь вчерне, содержалась формулировка основных политических идей, известных только Коренной управе: борьба за ликвидацию крепостного права и установление конституционной монархии. Согласно уставу, все члены Союза благоденствия обязывались постоянно развивать и повсюду поддерживать передовые мнения, осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа, аракчеевщину, военные поселения. Огромную агитационную роль играли вольнолюбивые стихи друга декабристов ─ Пушкина: «Вольность», «Noёl», «К Чаадаеву», «Деревня». В сотнях списков они расходились по рукам. «Побочной управой» Союза благоденствия было тайное литературное общество «Зелёная лампа», членом которого был Пушкин.
В начале 1820 г. в Петербурге собралось совещание руководителей Союза благоденствия, где Пестель сделал доклад о наилучшей форме правления и доказал преимущество республики над конституционной монархией. При поимённом голосовании все без исключения члены высказались за республику. Таким образом, Союз благоденствия был первой русской революционной организацией, принявшей решение бороться за то, чтобы Россия стала республикой. Было решено, что основной силой переворота станет революционная армия. Возмущение Семёновского полка в 1820 г. упрочило в сознании декабристов эту идею; в армии шло глубокое брожение, проявились революционные настроения. По мнению дворян-революционеров, революция должна была совершиться во имя блага народа, но без активной и решающей роли самого народа, ─ в этом проявилась классовая ограниченность декабристов. В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления, облегчавшего отсев ненадёжных членов, тайное общество вновь реорганизовалось: возникли Южное тайное общество и Северное общество декабристов, которые и занялись подготовкой восстания. 1.3 Южное общество. На традиционную контрактовую ярмарку 1822 г. в Киев приехало немало народу. В городе кипела деловая жизнь, заключались всевозможные сделки, шла бойкая ярмарочная торговля. А попутно сменялись со стремительной быстротой званые обеды, балы, всевозможные развлечения. У Раевских в такое время почти ежедневно собирались гости. Сам генерал бывал в гостиных только до 10 часов вечера. С молодежью он держался любезно. После ухода хозяина молодежь продолжала веселиться. Здесь же нередко велись и серьезные разговоры политического характера. После довольно продолжительного пребывания по долгу службы в Фастове и в Белой Церкви, томительного одиночества и болезни С. Муравьеву удалось вырваться в Киев, где его ждал П. И. Пестель. При первом свидании П. И. Пестель подробно сообщил С. Муравьеву о бурных собраниях в Тульчине в марте 1821 г., когда создали Южное общество. Он рассказал, что тайная организация уже начала действовать и ее основатели не теряют времени даром. Пестель предложил С. Муравьеву вступить в Южное общество и кратко при этом добавил: «Цель остается та же самая, республиканская». С. Муравьев ответил согласием. В свою очередь он поделился с Пестелем своими впечатлениями о выступлении Семеновского полка. Смелый протест семеновцев, казалось, внушал надежду на победу военной революции. В Киеве С. Муравьеву предстояли интересные встречи с товарищами по борьбе. Пестель пригласил его к члену Южного общества генералу-интенданту Алексею Петровичу Юшневскому. У него можно было свободно говорить о делах тайного общества. К Юшневскому тогда съехались С. И. Муравьев-Апостол, В. Л. Давыдов, С. Г. Волконский. Хозяин киевской квартиры был любезен, приветлив, восхищался умом, дарованиями и революционной энергией П. Пестеля, С. Муравьева, В. Давыдова. "Самое дело обнаружит, ─ писал А. П. Юшневский во время следствия, — что Пестель, Сергей Муравьев и Василий Давыдов несравненно меня умнее, деятельнее, имеют познания в науках политических. Встреча эта оказалась знаменательной. С этого дня начал работу первый съезд руководителей Южного общества. В Дальнейшем ежегодно стали собираться киевские съезды южных декабристов. И всегда в одно и то же время, зимой, в период многолюдной контрактовой ярмарки. Прежде всего говорили, о неожиданном роспуске «Союза благоденствия». Это случилось в то время, когда, по сути, ни одна из поставленных им задач не была решена. Было ясно, что Южное общество должно продолжать начатое дело. Сергей Иванович был совершенно уверен, что Никита Муравьев ни в коем случае не отойдет от движения. На первом киевском съезде П. И. Пестель развил идеи, которые затем были изложены им в «Русской правде». С. Муравьев отмечал впоследствии, что именно с этого съезда были четко определены задачи деятельности революционной организации. Члены общества подробно говорили об изменения государственного строя России. По словам Пестеля, «более рассуждали о республике, а гораздо менее о революции». Вопрос об отмене крепостного права был центральным в преобразовательных планах декабристов. Они считали, что это та первоочередная проблема, которую нужно безотлагательно решить после революции, удовлетворив, таким образом, самые насущные нужды народа. Уже на съезде 1822 г. ставился вопрос не просто об освобождении крестьян, но и о наделении их землей. С. Г. Волконский рассказывал, что много говорили «о тех правилах, которые удобнее для введения освобождения крестьян». Участников съезда волновал также вопрос, как убедить широкие слои русского населения в целесообразности изменения существующего строя, как достигнуть, чтобы их дело встретило сочувствие народа. Решили тот час же после переворота обнародовать конституционный проект Пестеля. Он должен был сыграть роль «Декларации прав», служить «Наказом» для действия Временного революционного правительства. Так как на съезде все высказались за республику, то совершенно естественно возник вопрос: как поступить с царской династией? Пестель считал, что ради успеха революции, ради будущего народа нужно физически уничтожить всю царскую семью. А. П. Юшневский, С. Г. Волконский, В. Л. Давыдов согласились с Пестелем. Только позиция С. Муравьева была несколько иной. С. Муравьев, конечно, прекрасно понимал значение устранения царской династии, причинившей столько бед русскому народу. Но убийство всей царской семьи ему, человеку исключительно мягкому, казалось неоправданной жестокостью. Возражения С. Муравьева заставили Пестеля отложить обсуждение вопроса о цареубийстве. Он считал, что к нему следует еще раз вернуться, прежде чем принять окончательное решение. Предложенную Пестелем в 1822 г. программу пока решили не утверждать. Целый год давался участникам съезда, чтобы они могли продумать ее до мельчайших подробностей. На второй киевский съезд приехал Пестель, Давыдов, Юшневский, Волконский. Сергей Муравьев появился на съезде не один. С ним его друг М. Б. Бестужев-Рюмин. Участники съезда встретили Сергея Муравьева с недоумением. Как он мог привести на такое конспиративное совещание человека, почти никому неизвестного и не проверенного? Но С. Муравьев дает такую характеристику своему другу, что никто уже не стал возражать против его появления. Бестужев становится равноправным участником съезда. Съезд 1823 г. начал работу в обстановке необычайной торжественности. М. Б. Бестужев-Рюмин, впервые присутствующий на такого рода совещаниях, был поражен, как серьёзно обсуждались поставленные вопросы. И об этом своём первом впечатлении он даже сказал впоследствии: «Пестель торжественно открыл совещание…». В руках руководителя Южного общества была «Памятная записка», и он очень кратко сообщил, какие главные вопросы предстоит обсудить собравшимся. Конечно, все участники совещания хорошо знали, что и на этом съезде будут подняты те же вопросы, которые обсуждались в 1822 г. и которые были предметом обсуждения каждого за прошедший год. В Киев на этот раз ехали с готовыми решениями. Но программу обсуждали с не меньшим вниманием. Павел Иванович даже отметил, что в 1823 г. «суждения проводились с большею силою и долее». Каждый из присутствующих должен был прежде всего ответить, согласен ли он на установление в России республики в такой форме, в какой предлагал П. И. Пестель. Все единодушно согласились с ним. В конституционном проекте Южного общества указывалось на необходимость присоединить к России Дальний Восток, Закавказье, Молдавию и другие территории, приобретение которых Пестель полагал необходимым по военным и хозяйственным соображениям. На все эти области равным образом должен был распространиться проектируемый «Русской правдой» демократический строй. Послереволюционные законы должны были распространяться на все народы, населявшие Россию, наравне с русским народом. Однако право отделения за другими народами проект не признавал, все национальности должны были слиться с русскими, потерять свои национальные особенности и представлять единый русский народ. Пестель не признавал культуры отдельной национальности, не понимал её значения. Пестель делал исключение лишь для Польши, предполагалось, что Польша восстанет вместе с Россией и проведет у себя те же самые реформы, что и Россия; после этого революционная Россия предоставит Польше полную национальную независимость. Польша обособлялась в самостоятельное государство с суверенными правилами и вступала в самый тесный союз с Россией. 1.4 Северное общество. После ликвидации Союза благоденствия в 1821 г. в Петербурге образовалось Северное тайное общество. Его основное ядро составляли Н. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин, в дальнейшем состав общества сильно расширился. В обществе явственно была заметна борьба двух течений: умеренного, конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его существования, был один из инициаторов движения декабристов Н. Муравьев. Он разработал конституционный проект, более умеренный, чем «Русская правда». Политические права ограничивались имущественным цензом: избирательное право предоставлялось лишь тем, кто обладал сравнительно крупным движимым и недвижимым имуществом, причем имущественный ценз для землевладельцев устанавливался сначала вдвое ниже имущественного ценза капиталистов. Это давало преимущество помещикам. Позднее вместо двойного ценза Муравьёв предложил ввести один ─ 500 руб. (избиратель должен был иметь на эту сумму движимого и недвижимого имущества). Лишь при выборах волостного старшины допускались все граждане без какого-либо ограничения. Особо высокий имущественный ценз вводился для выборных должностных лиц. Землю Муравьёв признавал помещичьей и первых вариантах своей конституции был намерен освободить крестьян совсем без земли; позднее под давлением более радикального течения он предполагал отдать крестьянам при освобождении пахотную землю на двор. «Крепостное состояние и рабство отменяются, ─ гласил проект конституции Муравьёва. ─ Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным». Уничтожались сословия, устанавливалось равенство всех перед законом. Россия объявлялась федерацией: она делилась на 15 «держав» (областей), каждая из которых имела свою столицу: были выделены, например, Волховская держава, со столицей в «городе св. Петра» (Петербурге), Черноморская ─ со столицей в Киеве, Украинская ─ со столицей в Харькове, Кавказская ─ со столицей в Тифлисе и ряд других. В каждой столице высшим органом власти было особое представительное учреждение, делившееся на две палаты: верхнюю палату ─ Державную думу и нижнюю ─ Палату выборных депутатов державы. Верховная власть в федерации вверялась двухпалатному парламенту ─ Народному вечу. Верхняя палата называлась Верховной думой, нижняя ─ Палатой народных представителей. Выборы в эти органы были обусловлены высоким имущественным цензом. Императору принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона, отправить его в парламент на вторичное обсуждение, но совсем отклонить его он не мог. Император считался лишь верховным чиновником государства. Ему полагалось высокое жалование (8 млн. руб. в год), и на свои средства он мог, если хотел, содержать придворный штат, лишенный, однако, избирательных прав, придворная клика, согласно проекту отстранялась от политической жизни страны. Почти все государственные должности становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений. Провозглашалась свобода слова, печати, передвижения, вероисповедания и др. В целом в конституции Муравьева была изложена программа буржуазных революционных преобразований России, хотя и с сохранением серьёзных преимуществ за дворянскими помещиками. Она, несомненно, имела большое значение в идейной жизни тайного общества. Она никогда не была принята в качестве программного документа всем Северным обществом. В Северном обществе было сильно республиканское течение, главой которого стал К. Рылеев последовательный республиканец, пламенный патриот, свободолюбивый поэт, вдохновитель революционной молодёжи. Вступив в тайное общество в 1823 г., Рылеев объединил вокруг себя группу, в состав которой входили Е. Оболенский, И. Пущин, братья Бестужевы ─ Николай, Александр и Михаил, П. Каховский, А. Одоевский, позже к ним примкнул А. Якубович и В. Кюхельбекер. Близок к этой группе был А. Грибоедов, живший в 1824-25 гг. в Петербурге. Несмотря на различие политических взглядов, Рылеев и его товарищи приняли на себя всю основную тяжесть подготовки будущего восстания в Петербурге. 1.5 Общество соединенных славян. В конце лета 1825 г. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной важной вестью. Оказывается, бок о бок с ними уже давно существует другая тайная организация ─ Общество соединенных славян. Это общество ставило своей целью объединить славянские страны в мощную демократическую республиканскую федерацию. Членами федерации должны были стать: Россия, Польша, Бельгия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация. Границы её должны были достигать четырех морей ─ Черного, Белого, Адриатического и Балтийского; четыре якоря ─ в соответствии с четырьмя морями ─ символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в её состав, должно было разработать свою республиканскую конституцию, отражавшую её особенности. Важно отметить, что Общество соединенных славян не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов, когда влилось в Южное тайное общество. Важно и то, что члены Южного общества не чуждались славянской цели, а, наоборот, отозвались о ней весьма сочувственно, только полагали её более отдалённой, нежели цель освобождения самой России от крепостничества и самодержавия. Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла идея о кровном родстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, и ─ что особенно важно ─ демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавия, одно из правил Общества соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь». Этот план коренным образом отличался от планов реакционного панславизма, предлагавшего «единение» славянских народов под главенством царского самодержавия ─ угнетателя трудовых масс, тюремщика народов России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|