Общие требования к организации и проведению практик
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРАКТИКА
Программа и методические указания по прохождению практик для студентов очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика»
Составители: М.Н. Харитонова В.Ф. Максимова
Самара УДК 657
Практика: программа и методические указания по прохождению практики для студентов очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» / составители: М.Н. Харитонова, В.Ф. Максимова. - Самара: СамГУПС, 2014. – с.
Настоящие методические указания предназначены для студентов направления 080100.62 «Экономика» очной и заочной форм обучения с целью обеспечения единых подходов к организации и проведению практики. В них определены общие положения, цели и задачи практики, содержание программы практики, и этапы ее прохождения, сформулированы требования к содержанию и оформлению отчета, срокам сдачи и порядку защиты.
Утверждены на заседании кафедры «24» января 2010 г., протокол № 4. Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Харитонова Марина Николаевна Максимова Валентина Федоровна
Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры ЭиЛТ СамГУПС Веселова Ю.В. замначальника Самарского территориального общего центра обслуживания Липаева Г.В.
Подписано в печать. Формат 60×90 1/16. Усл. печ. л.. Заказ.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2014 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Практика студентов является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки бакалавров и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика призвана обеспечить знакомство студентов с главными характеристиками реальных предприятий, учреждений, организаций, а также на основе участия студентов в их деятельности освоение важнейших практических навыков экономической работы. В процессе прохождения практик студенты закрепляют теоретические знания, полученные в период обучения, приобретают практические навыки и умения самостоятельно решать актуальные финансово-экономические, экономико-производственные и другие профессиональные задачи.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика» предусмотрены практики общей продолжительностью 8 недель (12 зачетных единиц). Объем часов при прохождении практики представлен в таблице
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИК Основные требования к организации практики определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и положением о практиках. Для организации всех видов практик предусмотрены следующие этапы работ: 1. студент по согласованию с руководителем практики осуществляет поиск и выбор места прохождения практики; 2. между базой практики и университетом заключается договор о прохождении практики; 3. перед началом практики руководитель практики проводит организационное собрание со студентами (инструктаж);
4. студенты обеспечиваются необходимой учебно-методической и сопроводительной документацией: программой практики, дневником, направлением на практику, индивидуальным заданием. Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой. При прохождении практики студент обязан: - подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия и соблюдать правила и требования техники безопасности и охраны труда; - точно и своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, и указания руководителей практики; - закреплять полученные теоретические знания, приобретать навыки практической работы; - собирать, анализировать и обобщать материал, необходимый для подготовки выпускной квалификационной работы; - принимать активное участие в научно-исследовательской работе коллективов по месту прохождения практики; - апробировать научные предложения и гипотезы, сформулированные в ходе подготовки выпускной работы; - вносить авторские предложения и рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия-места прохождения практики; - своевременно подготовить и сдать на выпускающую кафедру все необходимые отчетные документы (отчет о прохождении практики, дневник практики, отзыв руководителя практики от предприятия). Для координации работы студента во время практики ему назначается руководитель практики от вуза и руководитель по месту прохождения практики. Выпускающая кафедра назначает в качестве руководителей практики профессоров, доцентов и опытных преподавателей, хорошо знающих практическую учетную и аналитическую работу в организациях. Руководитель практики от кафедры: - устанавливает связь с руководителями практики от организаций и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практик; - принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ; - осуществляет контроль за прохождением студентами практики в соответствии с настоящей программой, консультацию студентов по вопросам преддипломной производственной практики, составлению отчетов о проделанной работе;
- принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам практики; - представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки бакалавров. Систематическое, повседневное руководство практикой студента осуществляется руководителем практики от предприятия, который совместно с руководителем практики от выпускающей кафедры выполняет следующие обязанности: - организует и контролирует ход практики студента в соответствии с программой и утвержденными календарными планами прохождения практики; - обеспечивает на месте студентов всеми необходимыми материалами для полноценного прохождения практики; - проверяет соответствие записей в дневнике действительно выполненной практикантой работе; - контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, осуществляет учет работы студентов. Промежуточная и итоговая аттестация практики проводится руководителем практики от вуза по результатам оценки всех представленных форм отчётности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, современно оформить текущую и итоговую документацию и в двухнедельный срок после окончания практики представить на кафедру письменный отчет, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа. Практикант, не выполнивший программу практики или не представивший ее результаты в установленные сроки, считается не аттестованным. При наличии уважительной причины студенты, получившие неудовлетворительную оценку по практике, направляются на повторное прохождение практики. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА Цели и задачи практики Учебная практика является важнейшей составной частью учебного процесса подготовки бакалавров по направлению 0080100.62 «Экономика».
Целью проведенияпрактики является выработка общих представлений о профессиональных умениях и навыках; формирование устойчивого интереса к изучению теоретических дисциплин по избранному направлению, интереса к профессии. Основные задачи практики: - знакомство студентов с системой профессионального образования в РФ, с профессиональными образовательными программами высшего образования и особенностями их реализации в СамГУПСе, возможностями продолжения образования по конкретной образовательной траектории; - знакомство с историей СамГУПС и его конкурентоспособностью в современных условиях; - доведение до студентов основных принципов организации учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы студентов в университете, условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; -- доведение до студентов государственных требований к профессиональной подготовке экономиста по направлению 080100.62 «Экономика», знакомство со структурой и содержанием учебного плана, взаимосвязи дисциплин учебного плана (с акцентом на циклы ГСЭ, ЕН и ОПД); - знакомство студентов с основами библиотековедения и библиографии, библиотечными информационными системами. В результате прохождения учебной практики студент должен: - знать предмет и объект выбранного направления и профиля профессиональной подготовки; круг своих будущих профессиональных обязанностей; методы и методику самообразования; критерии профессиональной успешности; - уметь осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; правильно применять полученные теоретические знания при оценке конкретных экономических ситуаций и решении практических задач; - владеть методикой анализа процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализа и интерпретации полученных результатов; методикой анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом, а также владеть категориальным аппаратом экономической теории. Программа практики Во время учебной практики студент должен прослушать цикл лекций, выполнить индивидуальные задания, подготовить и защитить отчет по практике. Тема 1. Система образования РФ и ее нормативно-правовая база Законодательство РФ в области образования. Система образования в РФ. Образовательные уровни (образовательные цензы).
Система высшего и послевузовского профессионального образования. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения. Высшее учебное заведение, его задачи и структура. Организационно-правовые формы высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные. Виды высших учебных заведений. Лицензирование, аттестация и аккредитация высшего учебного заведения. Система финансирования государственного вуза. Источники поступления бюджетных и внебюджетных средств. Платные образовательные услуги вуза. Государственная политика в области образования. Тема 2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО): структура и трудоемкость циклов; общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем; академические свободы вуза в определении содержания высшего профессионального образования. Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклам «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (ГСЭ) и «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (ЕН). Цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД): требования к формированию. Цикл специальных дисциплин (СД): требования к формированию. Сопряжение направлений подготовки бакалавров и магистров со специальностями соответствующего профиля. Тема 3. История Самарского государственного университета путей сообщения и оценка его конкурентоспособности в современных условиях История развития СамГУПСа. Ведущие ученые университета с момента его основания до наших дней, деятельность выпускников СамГУПСа. Экскурсия в музей СамГУПСа. Рейтинг государственных экономических вузов РФ. Структура университета и функции его основных подразделений. Устав СамГУПС. Ученый совет университета. Ректорат. Зарубежные связи университета. Материально-техническая база университета. Социально-бытовые условия жизни студентов. Учебно-воспитательный процесс. Направления и специальности подготовки студентов. Подготовка магистров. Применение системного подхода в подготовке специалистов. Роль выпускающих кафедр в подготовке бакалавров, магистров и специалистов. Внедрение новых форм и методов обучения. Воспитательные задачи и их реализация в университете. Права студентов высших учебных заведений. Дисциплинарные взыскания за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных Уставом СамГУПС и правил его внутреннего распорядка. Научно-исследовательская и творческая деятельность. Основные научные направления. Фундаментальные и поисковые исследования. Участие в выполнении международных и государственных научных, научно-методических программ и проектов. Участие студентов в научно-исследовательской работе. История создания и развития Института управления и экономики. Характеристика учебной и учебно-методической работы, основные направления научной работы, важнейшие труды преподавателей. Качество подготовки специалистов. Тема 4. Организация учебного процесса в вузе Учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик как основа разработки и реализации образовательной программы по направлению подготовки или по специальности в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Примерный учебный план. Основные виды учебных занятий. Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента. Тематика, условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ. Самостоятельная работа студентов: назначение и организация. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий. Прогрессивные технологии обучения. Виды активных методов обучения. Использование информационных технологий. Дистанционное обучение. Контроль и оценка знаний студентов. Контроль оценки качества освоения образовательных программ: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация выпускников. Оценка знаний, умений и навыков при текущем контроле успеваемости: балльно-рейтинговая система, компьютеризированное тестирование. Промежуточная аттестация: экзамен и зачет, защита курсовых проектов и курсовых работ, отчетов о прохождении учебных и производственных практик. Формы и порядок проведения. Итоговая государственная аттестация: итоговый экзамен по отдельной дисциплине, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки или специальности, защита выпускной квалификационной работы. Оценочные средства для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующих ГОС ВПО. Тема 5. Поиск информации в процессе учебной и научно-исследовательской работы Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса. Электронный каталог. Методика поиска необходимой информации. Библиографическое описание как элемент библиографической информации. Объект и структура библиографического описания. Источники библиографических сведений. Основные приемы использования правил библиографического описания различных видов изданий, в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 СИБИД. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Составление библиографического списка. Методы аннотирования литературных источников. Тема 6. Государственные требования к профессиональной подготовленности студентов по направлению 080100.62 «Экономика» Цели подготовки студентов по основной образовательной программе (ООП) университета по направлению 080100.62 «Экономика». Структура ООП, ее содержательная часть и порядок реализации по достижению установленных целей. Перечень профилей по направлению 080100.62 «Экономика». Требования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100.62 «Экономика» Индивидуальные задания По результатам учебной практики выполняется отчет, структурными элементами которого являются: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения. Основная часть - развернутый ответ на вопрос индивидуального задания по плану согласованному с руководителем практики. Цель выполнения индивидуального задания – активизация восприятия учебного материала, закрепление материалов лекций, экскурсий, поиск и знакомство со специальной литературой. Вариант задания выбирается студентом в зависимости от номера зачетной книжки в соответствии с табл. 1. Таблица 1 Варианты индивидуальных заданий
Варианты индивидуальных заданий 1. Система образования в Российской Федерации. 2. Система высшего и послевузовского профессионального образования. 3. Высшее учебное заведение, его задачи и структура. 4. Организационно-правовые формы и виды высших учебных заведений. 5. Государственные требования к профессиональной подготовленности специалиста по направлению 080100.62 «Экономика». 6. Лицензирование, аттестация и аккредитация высшего учебного заведения. 7. Система финансирования государственного вуза: источники поступления бюджетных и внебюджетных средств. 8. Государственная политика в области образования. 9. Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования Института управления и экономики СамГУПСа. 10.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. 11. История развития Самарского государственного университета путей сообщения. 12.Учебно-воспитательный процесс в вузе. 13. Виды профессиональной деятельности выпускника по направлению 080100.62 «Экономика» и требования к уровню его подготовки. 14. Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента. 15. Самостоятельная работа студентов: назначение и организация. 16. Прогрессивные технологии обучения. 17. Контроль и оценка знаний студентов. 18. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления. Составление библиографического списка. 19. Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускника по направлению 080100.62 «Экономика». 20. Научно-исследовательская и творческая деятельность в вузе.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная практика является составной частью учебных программ подготовки бакалавров и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студента. Цель производственной практики состоит в закреплении знаний, умений и навыков сбора необходимых данных для оценки миссии, задач, рыночной конъюнктуры хозяйствующего субъекта, изучения его организационной структуры и выявления резервов повышения эффективности производства. В задачи, стоящие перед практикантами в период прохождения практики, включается следующее: - провести изучение организации, в которую студент направлен на практику; - освоиться со стилем работы всей организации и отдельных ее подразделений; - ознакомиться с организацией финансовой работы; - изучить финансовую документацию: финансовые планы и отчеты, их структуру и - собрать и провести анализ финансовых показателей, характеризующих работу - освоить приемы финансового менеджмента, используемые квалифицированными - собрать материалы для отчета и провести их анализ; - изучить и использовать опыт работы в организации, накопленный штатными В результате прохождения производственной практики студент должен: - знать организационную структуру предприятия, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие; виды производственной деятельности; назначение изделий, основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий; - уметь рассчитывать основные финансово-экономические показатели, анализировать полученные данные, использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией. Производственная практика проводится в структурных подразделениях организаций любой организационно-правовой формы собственности. При выборе базы практики целесообразно учитывать критерии, оценивающие наиболее важные стороны предприятия как базы практики студентов: - соответствие направлений деятельности предприятия направлению подготовки студентов; - оснащенность предприятия современным оборудованием и применение на нем прогрессивных технологических процессов; - возможность сбора материала для отчета по практике; - наличие условий для проведения в период практики экскурсий и теоретических занятий сотрудниками предприятия и т.д. Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Она проводится рассредоточено в течение всего срока обучения студента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|