Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования к организации и проведению практик




ПРАКТИКА

 

Программа и методические указания по прохождению практик

для студентов очной и заочной формы обучения

направления 080100.62 «Экономика»

 

 

Составители: М.Н. Харитонова

В.Ф. Максимова

 

Самара

УДК 657

 

Практика: программа и методические указания по прохождению практики для студентов очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» / составители: М.Н. Харитонова, В.Ф. Максимова. - Самара: СамГУПС, 2014. – с.

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов направления 080100.62 «Экономика» очной и заочной форм обучения с целью обеспечения единых подходов к организации и проведению практики.

В них определены общие положения, цели и задачи практики, содержание программы практики, и этапы ее прохождения, сформулированы требования к содержанию и оформлению отчета, срокам сдачи и порядку защиты.

 

 

Утверждены на заседании кафедры «24» января 2010 г., протокол № 4.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

 

 

Составители: Харитонова Марина Николаевна

Максимова Валентина Федоровна

 

 

Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры ЭиЛТ СамГУПС Веселова Ю.В.

замначальника Самарского территориального общего центра

обслуживания Липаева Г.В.

 

 

Подписано в печать. Формат 60×90 1/16.

Усл. печ. л.. Заказ.

 

 

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2014

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Практика студентов является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки бакалавров и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика призвана обеспечить знакомство студентов с главными характеристиками реальных предприятий, учреждений, организаций, а также на основе участия студентов в их деятельности освоение важнейших практических навыков экономической работы. В процессе прохождения практик студенты закрепляют теоретические знания, полученные в период обучения, приобретают практические навыки и умения самостоятельно решать актуальные финансово-экономические, экономико-производственные и другие профессиональные задачи.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика» предусмотрены практики общей продолжительностью 8 недель (12 зачетных единиц). Объем часов при прохождении практики представлен в таблице

 

Вид практики Семестр Зачетные единицы Число недель по учебному плану Количество часов
Очная форма обучения
Учебная        
Производственно-ознакомительная        
Производственно-профессиональная        
Преддипломная        
Заочная форма обучения
Учебная        
Производственно-ознакомительная        
Производственно-профессиональная        
Преддипломная        

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИК

Основные требования к организации практики определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и положением о практиках.

Для организации всех видов практик предусмотрены следующие этапы работ:

1. студент по согласованию с руководителем практики осуществляет поиск и выбор места прохождения практики;

2. между базой практики и университетом заключается договор о прохождении практики;

3. перед началом практики руководитель практики проводит организационное собрание со студентами (инструктаж);

4. студенты обеспечиваются необходимой учебно-методической и сопроводительной документацией: программой практики, дневником, направлением на практику, индивидуальным заданием.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.

При прохождении практики студент обязан:

- подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия и соблюдать правила и требования техники безопасности и охраны труда;

- точно и своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, и указания руководителей практики;

- закреплять полученные теоретические знания, приобретать навыки практической работы;

- собирать, анализировать и обобщать материал, необходимый для подготовки выпускной квалификационной работы;

- принимать активное участие в научно-исследовательской работе коллективов по месту прохождения практики;

- апробировать научные предложения и гипотезы, сформулированные в ходе подготовки выпускной работы;

- вносить авторские предложения и рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия-места прохождения практики;

- своевременно подготовить и сдать на выпускающую кафедру все необходимые отчетные документы (отчет о прохождении практики, дневник практики, отзыв руководителя практики от предприятия).

Для координации работы студента во время практики ему назначается руководитель практики от вуза и руководитель по месту прохождения практики.

Выпускающая кафедра назначает в качестве руководителей практики профессоров, доцентов и опытных преподавателей, хорошо знающих практическую учетную и аналитическую работу в организациях.

Руководитель практики от кафедры:

- устанавливает связь с руководителями практики от организаций и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практик;

- принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

- осуществляет контроль за прохождением студентами практики в соответствии с настоящей программой, консультацию студентов по вопросам преддипломной производственной практики, составлению отчетов о проделанной работе;

- принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам практики;

- представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки бакалавров.

Систематическое, повседневное руководство практикой студента осуществляется руководителем практики от предприятия, который совместно с руководителем практики от выпускающей кафедры выполняет следующие обязанности:

- организует и контролирует ход практики студента в соответствии с программой и утвержденными календарными планами прохождения практики;

- обеспечивает на месте студентов всеми необходимыми материалами для полноценного прохождения практики;

- проверяет соответствие записей в дневнике действительно выполненной практикантой работе;

- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, осуществляет учет работы студентов.

Промежуточная и итоговая аттестация практики проводится руководителем практики от вуза по результатам оценки всех представленных форм отчётности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, современно оформить текущую и итоговую документацию и в двухнедельный срок после окончания практики представить на кафедру письменный отчет, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа. Практикант, не выполнивший программу практики или не представивший ее результаты в установленные сроки, считается не аттестованным. При наличии уважительной причины студенты, получившие неудовлетворительную оценку по практике, направляются на повторное прохождение практики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Цели и задачи практики

Учебная практика является важнейшей составной частью учебного процесса подготовки бакалавров по направлению 0080100.62 «Экономика».

Целью проведенияпрактики является выработка общих представлений о профессиональных умениях и навыках; формирование устойчивого интереса к изучению теоретических дисциплин по избранному направлению, интереса к профессии.

Основные задачи практики:

- знакомство студентов с системой профессионального образования в РФ, с профессиональными образовательными программами высшего образования и особенностями их реализации в СамГУПСе, возможностями продолжения образования по конкретной образовательной траектории;

- знакомство с историей СамГУПС и его конкурентоспособностью в современных условиях;

- доведение до студентов основных принципов организации учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы студентов в университете, условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

-- доведение до студентов государственных требований к профессиональной подготовке экономиста по направлению 080100.62 «Экономика», знакомство со структурой и содержанием учебного плана, взаимосвязи дисциплин учебного плана (с акцентом на циклы ГСЭ, ЕН и ОПД);

- знакомство студентов с основами библиотековедения и библиографии, библиотечными информационными системами.

В результате прохождения учебной практики студент должен:

- знать предмет и объект выбранного направления и профиля профессиональной подготовки; круг своих будущих профессиональных обязанностей; методы и методику самообразования; критерии профессиональной успешности;

- уметь осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; правильно применять полученные теоретические знания при оценке конкретных экономических ситуаций и решении практических задач;

- владеть методикой анализа процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализа и интерпретации полученных результатов; методикой анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом, а также владеть категориальным аппаратом экономической теории.

Программа практики

Во время учебной практики студент должен прослушать цикл лекций, выполнить индивидуальные задания, подготовить и защитить отчет по практике.

Тема 1. Система образования РФ и ее нормативно-правовая база

Законодательство РФ в области образования. Система образования в РФ. Образовательные уровни (образовательные цензы).

Система высшего и послевузовского профессионального образования. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения.

Высшее учебное заведение, его задачи и структура. Организационно-правовые формы высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные. Виды высших учебных заведений.

Лицензирование, аттестация и аккредитация высшего учебного заведения. Система финансирования государственного вуза. Источники поступления бюджетных и внебюджетных средств. Платные образовательные услуги вуза. Государственная политика в области образования.

Тема 2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО): структура и трудоемкость циклов; общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем; академические свободы вуза в определении содержания высшего профессионального образования.

Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклам «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (ГСЭ) и «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (ЕН).

Цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД): требования к формированию. Цикл специальных дисциплин (СД): требования к формированию. Сопряжение направлений подготовки бакалавров и магистров со специальностями соответствующего профиля.

Тема 3. История Самарского государственного университета путей сообщения и оценка его конкурентоспособности в современных условиях

История развития СамГУПСа. Ведущие ученые университета с момента его основания до наших дней, деятельность выпускников СамГУПСа. Экскурсия в музей СамГУПСа.

Рейтинг государственных экономических вузов РФ. Структура университета и функции его основных подразделений. Устав СамГУПС. Ученый совет университета. Ректорат. Зарубежные связи университета. Материально-техническая база университета. Социально-бытовые условия жизни студентов.

Учебно-воспитательный процесс. Направления и специальности подготовки студентов. Подготовка магистров. Применение системного подхода в подготовке специалистов. Роль выпускающих кафедр в подготовке бакалавров, магистров и специалистов. Внедрение новых форм и методов обучения.

Воспитательные задачи и их реализация в университете. Права студентов высших учебных заведений. Дисциплинарные взыскания за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных Уставом СамГУПС и правил его внутреннего распорядка.

Научно-исследовательская и творческая деятельность. Основные научные направления. Фундаментальные и поисковые исследования. Участие в выполнении международных и государственных научных, научно-методических программ и проектов. Участие студентов в научно-исследовательской работе.

История создания и развития Института управления и экономики. Характеристика учебной и учебно-методической работы, основные направления научной работы, важнейшие труды преподавателей. Качество подготовки специалистов.

Тема 4. Организация учебного процесса в вузе

Учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик как основа разработки и реализации образовательной программы по направлению подготовки или по специальности в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Примерный учебный план.

Основные виды учебных занятий. Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента. Тематика, условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ.

Самостоятельная работа студентов: назначение и организация. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий.

Прогрессивные технологии обучения. Виды активных методов обучения. Использование информационных технологий. Дистанционное обучение.

Контроль и оценка знаний студентов. Контроль оценки качества освоения образовательных программ: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация выпускников.

Оценка знаний, умений и навыков при текущем контроле успеваемости: балльно-рейтинговая система, компьютеризированное тестирование.

Промежуточная аттестация: экзамен и зачет, защита курсовых проектов и курсовых работ, отчетов о прохождении учебных и производственных практик. Формы и порядок проведения.

Итоговая государственная аттестация: итоговый экзамен по отдельной дисциплине, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки или специальности, защита выпускной квалификационной работы. Оценочные средства для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующих ГОС ВПО.

Тема 5. Поиск информации в процессе учебной и научно-исследовательской работы

Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса. Электронный каталог. Методика поиска необходимой информации.

Библиографическое описание как элемент библиографической информации. Объект и структура библиографического описания. Источники библиографических сведений.

Основные приемы использования правил библиографического описания различных видов изданий, в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 СИБИД. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Составление библиографического списка. Методы аннотирования литературных источников.

Тема 6. Государственные требования к профессиональной подготовленности студентов по направлению 080100.62 «Экономика»

Цели подготовки студентов по основной образовательной программе (ООП) университета по направлению 080100.62 «Экономика». Структура ООП, ее содержательная часть и порядок реализации по достижению установленных целей. Перечень профилей по направлению 080100.62 «Экономика». Требования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100.62 «Экономика»

Индивидуальные задания

По результатам учебной практики выполняется отчет, структурными элементами которого являются: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.

Основная часть - развернутый ответ на вопрос индивидуального задания по плану согласованному с руководителем практики. Цель выполнения индивидуального задания – активизация восприятия учебного материала, закрепление материалов лекций, экскурсий, поиск и знакомство со специальной литературой.

Вариант задания выбирается студентом в зависимости от номера зачетной книжки в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Варианты индивидуальных заданий

Две последние цифры номера зачетной книжки Вариант задания
01 21 41 61 81  
02 22 42 62 82  
03 23 43 63 83  
04 24 44 64 82  
05 25 45 65 85  
06 26 46 66 86  
07 27 47 67 87  
08 28 48 68 88  
09 29 49 69 89  
10 30 50 70 90  
11 31 51 71 91  
12 32 52 72 92  
13 33 53 73 93  
14 34 54 74 94  
15 35 55 75 95  
16 36 56 76 96  
17 37 57 77 97  
18 38 58 78 98  
19 39 59 79 99  
20 40 60 80 00  

 

Варианты индивидуальных заданий

1. Система образования в Российской Федерации.

2. Система высшего и послевузовского профессионального образования.

3. Высшее учебное заведение, его задачи и структура.

4. Организационно-правовые формы и виды высших учебных заведений.

5. Государственные требования к профессиональной подготовленности специалиста по направлению 080100.62 «Экономика».

6. Лицензирование, аттестация и аккредитация высшего учебного заведения.

7. Система финансирования государственного вуза: источники поступления бюджетных и внебюджетных средств.

8. Государственная политика в области образования.

9. Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования Института управления и экономики СамГУПСа.

10.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

11. История развития Самарского государственного университета путей сообщения.

12.Учебно-воспитательный процесс в вузе.

13. Виды профессиональной деятельности выпускника по направлению 080100.62 «Экономика» и требования к уровню его подготовки.

14. Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента.

15. Самостоятельная работа студентов: назначение и организация.

16. Прогрессивные технологии обучения.

17. Контроль и оценка знаний студентов.

18. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления. Составление библиографического списка.

19. Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускника по направлению 080100.62 «Экономика».

20. Научно-исследовательская и творческая деятельность в вузе.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

Производственная практика является составной частью учебных программ подготовки бакалавров и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студента.

Цель производственной практики состоит в закреплении знаний, умений и навыков сбора необходимых данных для оценки миссии, задач, рыночной конъюнктуры хозяйствующего субъекта, изучения его организационной структуры и выявления резервов повышения эффективности производства.

В задачи, стоящие перед практикантами в период прохождения практики, включается следующее:

- провести изучение организации, в которую студент направлен на практику;

- освоиться со стилем работы всей организации и отдельных ее подразделений;

- ознакомиться с организацией финансовой работы;

- изучить финансовую документацию: финансовые планы и отчеты, их структуру и
процессы составления, виды налоговых деклараций и порядок их составления;

- собрать и провести анализ финансовых показателей, характеризующих работу
организации в целом и ее подразделений;

- освоить приемы финансового менеджмента, используемые квалифицированными
специалистами;

- собрать материалы для отчета и провести их анализ;

- изучить и использовать опыт работы в организации, накопленный штатными
специалистами по финансовой работе.

В результате прохождения производственной практики студент должен:

- знать организационную структуру предприятия, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие; виды производственной деятельности; назначение изделий, основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий;

- уметь рассчитывать основные финансово-экономические показатели, анализировать полученные данные, использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Производственная практика проводится в структурных подразделениях организаций любой организационно-правовой формы собственности. При выборе базы практики целесообразно учитывать критерии, оценивающие наиболее важные стороны предприятия как базы практики студентов:

- соответствие направлений деятельности предприятия направлению подготовки студентов;

- оснащенность предприятия современным оборудованием и применение на нем прогрессивных технологических процессов;

- возможность сбора материала для отчета по практике;

- наличие условий для проведения в период практики экскурсий и теоретических занятий сотрудниками предприятия и т.д.

Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Она проводится рассредоточено в течение всего срока обучения студента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...