Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов»

Эпоха Просвещения

 

Третий этап в развитии европейской политической мысли.

Просвещение - мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в признании «естественного порядка» соответствующего подлинной природе человека и общества.

Основы просветительской идеологии – равенство всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенность частной собственности, гумманизация уголовного права, свобода печати, аграрная реформа, справедливое налогообложение, веротерпимость.

Англия - Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк

Франция – Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А.Гельвеций, Д. Дидро

Германия – Лессинг, И.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Э. Кант, Ф. Гелель

Россия - Н.И.Новиков, А.Н.Радищев

США - Т.Пейн, Б.Франклин

 

 

Томас Гоббс (1588-1679)

«Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

Эпоха английской революции 1640г. Реставрация и конституционная монархия Карла II Стюарта.

Гоббс разработал теорию общественного договора, которая легла в основу учения о гражданском обществе. Главный вопрос- происхождение государства.

Два состояния общественной жизни: государственное и естественное.

· Естественное состояние связано с понятием естественного права. Оно означает неограниченность человеческой свободы. В естественном виде человек алчен и хищен. Поэтому природное состояние общества - война «всех против всех». Такая война грозит человеку самоистреблением.

· Государственное состояние - наилучший способ обеспечить безопасность. Человек создает гражданское общество, граждане заключают общественный договор, добровольно ограничивают свою свободу, чтобы получить защиту государства.

 

Гоббс создает учение об естественных законах. Они сводятся к известному золотому правилу - не делай другому того, чего не желаешь себе.

Первый закон: человеку следует всегда искать мира и следовать ему.

Второй закон: необходимо соблюдать договоренности.

Третий закон: высший закон для суверена - благо народа. Его власть абсолютна, монарх- вне общественного договора и является его гарантом.

 

 

Джон Локк (1632-1704) «Два трактата о правлении», «Письма о веротерпимости»

1689г. – «Билль о правах».Конституционная монархия Вильгельма Оранского, ограничение прав монарха и расширение прав парламента.

Локк - основоположник доктрины классического либерализма.

Общая этическая установка Локка проявляется в понимании добра и зла как выражение ситуаций способствующих удовольствию человека или, наоборот, увеличивающих его страдания. Он развивает индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, используя при этом понятия естественного и гражданского состояний.

Происхождение государства

Государство в какой-то мере сохраняет природные черты. В естественном состоянии люди свободны и независимы.В пределах естественного права (естественного закона) они свободно распоряжались собой и всем, что им принадлежало. Они пользовались неотъемлемыми правами на жизнь, свободу, собственность. Собственность первичнее государственных законов, ее закрепляющих.

Государство обязано своим происхождением общественному договору. В природном состоянии нет институтов для защиты естественных прав людей. Свобода и собственность, присущие людям в естественном состоянии, должны сохраняться в условиях гражданского состояния. Для этого возникает государство.

Главная цел государства- защита частной собственности и неотъемлемых прав тех, кто его составляет. Локкразвивает доктрину общественного договора, так как люди меняют состояние «свободы и независимости» на государственное состояние, только по своей воле.

Верховная власть не абсолютна. Права человека неотчуждаемы и они не передаются суверену. Гарантию соблюдения прав дает принцип разделения властей: исполнительная, законодательная и федеративная.

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов»

Монтескье - основатель современной географической школы в социологии и политологии, которая рассматривает географическую среду определяющими факторами развитии общества и государства.

Он классифицирует типы государств по характеру правления -монархия, республика и деспотизм. Эти политические формы являются надстройкой над социальной общностью и зависят от структуры последней.

Монтескье сформулиров ал доктрину географического детерминизма - общество существует в естественных границах, которые задают форму государства. Республика возможна только на небольшой территории. Огромная территория приводит к накоплению богатств, что провоцирует неумеренные желания и деспотизм правителя, который опирается на жесткую политическую власть.

Законодательство формируется согласно «духу законов». Существует разумная связь между: климатом, религией, законами, принципами правления, историей, нравами, обычаями и т.д. В результате влияния этих факторов образуется «дух народа», которому соответствуют разрабатываемые законы. Республиканские законы будут выражать республиканские добродетели, монархические – будут соответствовать закону чести. Нельзя рассматривать законы вне зависимости от целей и обстоятельств, ради которых они были созданы. Дух законов - это дух нации.

У Монтескье получила законченный вид идея разделения властей – как средство реализации политической свободы народа и создание системы взаимоотношений существующих сословий. Его учение о законодательной власти неразрывно связано с идеей народного представительства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...