Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепление уровня МРОТ не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, и принципов достойного пенсионного обеспечения (регулярная индексация пенсий).

ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ 2020: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

 

Нашумевшее послание президента Владимира Путина Федеральному собранию 2020 года вызывает неоднозначную реакцию. Для кого-то предложенные поправки в Конституцию кажутся демократичными, кто-то видит под красивой вуалью в виде речи Президента сокрытие ничто иного как простой многоходовки и обмана народа. Рассмотрим подробнее наиболее важные, на мой взгляд, предложения главы государства на предмет их правового смысла, законности и юридической целесообразности.

  1. Прямая гарантия приоритета Конституции. Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции.

Согласно части 1 статьи 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу. То есть, Конституция превалирует над всеми актами, в том числе международными, внутри границ России. Этот факт подтверждается пунктом 4 той же статьи: “Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”. Именно законом, а не любыми другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституция законом не является, это акт высшей юридической силы, который стоит над законом. Кроме того, Конституционным судом РФ 14.07.2015 было вынесено Постановление №21-П (обязательное для соблюдения всеми судами), в соответствии с которым Конституция обладает приоритетом перед решениями ЕСПЧ в случае противоречия их Конституции, что подтверждается делом ЮКОСа, в котором КС РФ отказался исполнять решение ЕСПЧ из-за его противоречия Конституции.

Своим мнением с интернет-изданием «Медуза» по поводу поправки о приоритете Конституции над международным правом поделилась профессор НИУ ВШЭ Елена Лукьянова, которая считает, что: “Современное конституционное законодательство фактически приобрело международный характер — это система ценностей и принципов, которыми государства связаны в своих конституциях. Государства, подписавшие такие документы, как Европейская конвенция о правах человека, не могут быть вольны отменить ее в конституции. Говорить [что это не коснется прав и свобод граждан] они могут сколько угодно. Но это создание механизма по неисполнению своих международных обязательств. Это реальная угроза конституционному строю”.

Таким образом, это предложение Путина не содержит новизны, вместе с тем обременяя налогоплательщиков новыми тратами, связанными с его осуществлением. При этом законно провести данное изменение Конституции невозможно в силу отсутствия нормативного акта о Конституционном собрании, наличие которого обязательно для внесения поправок в главу 1 Конституции, содержащую норму о связи российского и международного права.

Закрепление принципов единой системы публичной власти. Повышение роли губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Закрепление статуса и роли Государственного совета. Увеличение роли парламента.

Данные поправки затрагивают основы конституционного строя и систему органов власти, которые регулируются главами 1, 3-8 Конституции. Если в главы с 3 по 8 поправки можно внести органами законодательной власти, то для 1 главы необходимо созвать Конституционное собрание, поэтому утверждение президента о том, что поправки “не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через принятие соответствующих конституционных законов” - ошибочно.

“Увеличение роли парламента” заключается в нескольких аспектах. Во-первых, президент может назначать руководителей всех силовых ведомств (в том числе прокуроров регионов) по итогам консультаций с Советом федерации. По сути своей консультации ничего не значат, они носят не обязывающий характер, а совещательный, в связи с чем президент может может как последовать совету Совету федерации, так и оставить его без внимания.

Во-вторых, Совет федерации по представлению главы государства может отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, и в иных случаях, предусмотренных законом. Сейчас в соответствии со статьей 18 ФКЗ от 21.07.1994 “О Конституционном Суде” Совет федерации вправе отрешать судью от должности в случае совершении им поступка, порочащего честь и достоинство судьи по представлению Конституционного суда РФ, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей. Роль Совета федерации в данном случае не меняется, поскольку он по прежнему лишь принимает решению по представлению – только вместо судей его будет подавать президент, что отнимает право у судейского сообщества принимать ключевые кадровые решения в отношении своих коллег в Высших судах и передаёт это право главе государства. Тем самым увеличивается роль президента, который вправе будет отправлять запрос на отстранение судьи, то есть появится возможность снимать судей с должности простым политическим решением - “за утрату доверия”. Таким образом, не просто ослабляется судебная власть в нашей стране, доверие к которой и так находится на низком уровне – она перестаёт быть независимой на законодательном уровне.

По поводу данного нововведения высказался федеральный судья в отставке Сергей Анатольевич Пашин: «…для судебной системы это будет означать, что президентская администрация фактически сместит систему сдержек и противовесов в нашей стране в пользу президентской власти. Потому что если президент, а не высшая квалификационная коллегия будет рассматривать дела судей и преследовать их дисциплинарно, то он получит чрезмерный контроль над органами, которые должны проверять конституционность и правомерность его же указов. То есть судьи, по сути, теряют независимость, и их несменяемость находится под угрозой».

В-третьих, Государственная дума будет утверждать кандидатуру председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров, а президент будет обязан назначить кандидатуры без права их отклонения. То есть, президент предлагает кандидатуру председателя правительства Госдуме, далее Госдума эту кандидатуру либо утверждает, либо отклоняет. Когда кандидатура утверждена, назначенный председатель предлагает кандидатуры вице-премьеров и министров, а утверждает их уже не президент, как сейчас, а Госдума. При этом президент не вправе отклонить утвержденные Госдумой кандидатуры. С одной стороны, действительно, у парламента появилось больше полномочий в отношении формирования исполнительной власти - правительства, а у президента - они несколько уменьшились. С другой стороны, за президентом должно будет закрепиться право отстранять от должности председателя правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Таким образом, усиление роли парламента является видимостью, поскольку решение о том, кто продолжит работу в правительстве, остаётся за президентом.

В послании было сказано о высокой эффективности Государственного совета с 2000 года и о том, что необходимо закрепить его статус и роль на уровне Конституции. На данный момент это совещательный орган при президенте Российской Федерации, состоящий из самого президента, председателей палат парламента и других высших должностных лиц. Зачем упоминать этот орган в Конституции, притом, что ни один совещательный орган в ней не упомянут и Госсовет как таковым государственным органом даже не является, - неясно.

Формулировку “единая система публичной власти” можно трактовать как четко выстроенную систему, где элементы публичной власти взаимодействуют друг с другом на основе общности, равенства перед законом и единства. Однако президентом было упомянуто о консультативной роли Совета федерации при назначении прокуроров субъектов, тогда как сейчас советуются с законодательной властью соответствующего субъекта Федерации (т.е. согласование предлагается проводить не со всеми депутатами собрания, а только с их представителем). Кроме того, местное самоуправление, как одна из форм осуществления народом своей власти, которое само по себе является автономным и составляет одну из основ конституционного строя в соответствии со статьей 1 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, предлагается встроить в единую систему публичной власти поставив на низший уровень, тем самым лишив её независимости в принятии решений.

Таким образом, в речи президента под определением “единой системы публичной власти” подразумевалась ещё большая централизация власти, что означает разрушение принципов федерализма, поскольку вся власть, даже та, которая по природе своей независима (а именно власть муниципалитетов), выстраивается в одну вертикаль и подчиняется одному центру.

Президент также упомянул об “усилении роли” Конституционного суда: по запросам президента он сможет проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства, а также оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

В соответствии со статьей 3 ФКЗ “О Конституционном Суде” Суд вправе проверять нормативно-правовые акты органов государственной власти федерального уровня - Совета федерации, Госдумы и Правительства. На уровне регионов КС РФ вправе проверять Конституции республик, уставы и законы на соответствие их Конституции, а также вопросы, относящиеся к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов.

Следовательно, речь может идти только о проверке законов, изданных по вопросам, находящихся в ведении регионов. Имеется ли в этом необходимость президент не указал, но в случае принятия данного предложения нагрузка на суд значительно увеличится.

Что же касается возможности проверять конституционность законов до подписания их президентом по его же запросу, то роль суда здесь никак не меняется, лишь расширяется сфера его полномочий, а также существенно повышается нагрузка, ввиду того, что законов за 2019 год было принято 530, а законопроектов, поступивших в Госдуму – 1138. Однако, это не самое сложное, с чем придётся столкнуться впоследствии, как отметил С.А. Пашин: «Вы одобрили законопроект, президент его подписал, а потом гражданин пишет в КС, что закон не конституционен. А там сидят те же судьи и говорят: мы уже сказали, что он конституционен. Как они будут это все отменять? Ведь когда вы говорите, что законопроект конституционен, вы еще не понимаете всех его последствий. Вы не знаете правоотношений, которые сложатся на его основе, а просто абстрактно прикидываете: правильно ли указаны статьи, на месте ли запятые, наверно, законопроект хороший. А вот потом уже жизнь начинает подбрасывать вам жалобы на закон».

Затрагивая судебную систему, Путин также предложил закрепить в Конституции независимость судей, принцип их подчинения только Конституции и федеральному законодательству, что уже закреплено в части 1 статьи 120 Конституции с 1993 года.

Кроме того, президентом были предложены иные поправки, а именно:

1) Обязательные требования для некоторых должностных лиц: глав субъектов Федерации, членов Совета федерации, депутатов Государственной думы, председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов, судей. Требования заключаются в запретах иметь:

· Иностранное гражданство

· Вид на жительство

· Иной документ, позволяющий постоянно проживать на территории другого государства.

Требования отсутствия иностранного гражданства и иного документа, позволяющего проживать на территории другого государства, есть и сейчас для некоторых должностных лиц, в том числе для Председателя Правительство, его замов и министров, депутатов Госдумы. Данные требования сформулированы в соответствующих федеральных законах: ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Тем не менее, непонятно, что подразумевается под “иным документом, позволяющим постоянно проживать на территории другого государства” и какая длительность проживания считается постоянной. На законодательном уровне данная формулировка не раскрывается, в связи с чем под видами подобного “документа” можно подразумевать любой на усмотрение государственной власти, и лишить человека возможности занимать перечисленные выше должности, нарушив его права без явной пользы для общества.

Для кандидата на должность президента требования также ужесточаются:

· Постоянное проживание на территории РФ не менее 25 лет

· Отсутствие иностранного гражданства/вида на жительство вообще.

Сейчас президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Закрепление уровня МРОТ не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, и принципов достойного пенсионного обеспечения (регулярная индексация пенсий).

Конституция устанавливает общие принципы права для всех сфер общественной жизни, а для более подробной их регламентации существуют отдельные законы и нормативно-правовые акты. В соответствии со статьёй 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Таким образом, данное предложение не имеет смысла.

Для принятия всех поправок было предложено провести голосование, которое в соответствии с Конституцией может объявить только Конституционное собрание, и то, если разработана новая Конституция. Так как В. Путин говорил лишь о внесении поправок, а не о принятии новой Конституции, то и голосования быть не может. Можно созвать референдум, но его решение будет носить исключительно рекомендательный, а не обязательный характер.

Таким образом, предложенные поправки уже закреплены либо в Конституции, либо в действующем федеральном законодательстве (поправки о приоритете Конституции, независимости судей, МРОТ и так далее). Система сдержек и противовесов рушится: президентская власть становится сильнее за счёт увеличения собственных полномочий, власть судебная перестаёт быть независимой из-за права президента лишать судей высших судов их статуса по субъективным поводам, Государственная дума и Совет федерации получают мнимое права и полномочия, а остатки самоуправления на местах устраняются через встраивание муниципалитетов в единую систему власти на правах низшего подчинённого с лишением законодательных собраний субъектов Федерации части совещательных прав.

 

Студентка 2 курса

 Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

Шилова Анна

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...