Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средневековый Китай (Ареал пассионарного толчка VI в.)




NN Табгачи и тангуты Взаимодействие Китайцы Смещение
1 Бэй-Чжоу (557-581 гг.). Переворот Ян-Цзяня Химерная империя Тоба-Вэй развалилась из-за поляризации окитаенных степняков Бэй-Ци (550-577 гг.)    
  Победа табгачей - Тан. Завоевание внутреннего Китая, Великой степи и Согда Восстания пограничников против Суй Суй (581-618 гг.) Народные восстания против Суй Война с Тибетом
  Тан - величие и крушение (военное восстание 756-763 гг.). Низвержение Тан (907 г.) Восстание Хуан Чао (874-901 гг.) Императрица У, казни принцев Тан и ликвидация ее (705 г)    

 

Период пяти династий и десяти царств (907-979 гг.) и Ляо (с 916 г.)

  Хоу-Тан (923-934 гг.), шато. Хоу-Цзинь (936-946 гг.), шато. Бэй-Хань (951-979 гг.) Хоу-Тан (934-936 гг.), - узурпация Хоу-Хань (947-951 гг.) Хоу-Лян (907-923 гг.), Хоу-Чжоу (951-960 гг.) Ляо (946-947 гг.) Вторжение киданей
  Тангуты - империя Западное Ся (982-1227 гг.). (декларирована традиция империи Тан) Война Ся с китайцами Сун, уйгурами и тибетцами Сун (960-1127 гг.). Покорение Южного Китая (Южная Сун) Завоевание чжур-чжэнями Кидани (1165-1124 гг.) и Северного Китая (1125-Г142гг.)
  Покорение монголами. Перевалочные оазисы на караванном пути   Южная Сун (1127-1179 гг.). Под властью империи Юань (монгольской) Вторжение монголов и завоевание ими Китая
        Мин (1368-1644 гг.). Крестьянская война (1628-1645 гг.) Вторжение маньчжуров
  Истребление тангутов китайцами династии Мин в XV в.   Сопротивление маньчжурам (1644-1683 гг.)    
        Под властью империи Цин Вторжение англичан: "опиумные войны"

 

Таблица 6

Западная Европа - Христианская и языческая, слившиеся в XIII в.

N Христианский мир     Скандинавия Славяне
         
  Пассионарный толчок VII в. Дата -? Вторжения арабов и аваров Война с лопарями. Первые викинги. Проповедь католичества.    
  Раскол империи Карла. Образование наций (битва при Фонтанэ) (841-1095 гг.) Вторжения венгров и викингов Походы викингов. Держава Кнуда Великого (1016-1033 гг.) и Швеция (1011 г.) Война саксов с лютичами и полками
  Крестовые походы и Реконкиста. Гибель Гогенштауфенов (1096-1314 гг.) Отражение крестоносцев куманами и греками Христианизация Скандинавии, покорение лютичей, ливов, эстов Остановлен "натиск на восток" русскими и татарами
  Великая схизма. Столетняя война, "Кулачное право" в Германии. Гуситы. Реформация.   Онемечивание западных славян Уния Литвы с Польшей
  Образование национальных государств (1610-1920гг.) Колониальная экспансия     Отражение турецкого натиска

 

Примечания:

[+437] Грязневич П.А. Аравия и арабы// Ислам. М., 1984, с.128-129.

[+438] Там же, с.122.

[+439] Ибн-Хальдун. Пролегомены. Гл.II, раздел III. Цит. По: Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980, с.139.

 

ГЛАВА XI

МИФ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ПАМЯТЬ И ИСТИНА

То, что науке свойственно развиваться - общеизвестно, но как она развивается, ясно далеко не всем. Обыватель, без профессиональной подготовки, полагает, что основой знания является его личная память: чем больше он запомнил, тем он ученее. А так ли это? Никто не запомнит всего, что он в жизни видел. Это невозможно, не нужно, и даже вредно, так как в поле зрения наблюдателя попадаются объекты важные и мелкие, приятные и досадные, воспринятые правильно или искаженно, сохранившиеся полно или отрывочно Все это неизбежно мешает построить адекватную картину происходившего и оставляет, после процесса воспоминания, только впечатление, а отнюдь не знание.

Но это еще не самая большая беда Наблюдатель всегда видит реальные вещи - феномены, но не соотношения между ними, он наблюдает элементы систем, а не системные связи, которые, как известно, составляют основу любого феномена, особенно при быстром его изменении Так, мы считаем горы вечными, потому что геологические процессы относительно человеческой жизни идут медленно, а жизнь насекомых эфемерной, но в обоих случаях мы неправы. Любая системная целостность развивается во времени, и нет ничего неизменного, хотя личная память фиксирует только моменты, -создавая аберрацию их стабильности. А это создает заведомую ошибку. Значит, только помнить мало. Надо еще думать!

Но бывает хуже: запоминается не наблюденный факт, а свое ошибочное восприятие. Иными словами: не то, что было, а то, что показалось. И нет способов проверки, кроме одного: приемов исторической критики. А это скорее антипамять, однако она дает неплохие результаты, помогая отделить достоверную информацию от сомнительной и заведомо ложной. В древности искусством проверки не обладали; аутентичный текст принимали на веру. Так и родились мифы об Атлантиде, Шамбале, амазонках, морских змеях и, как ни странно, о народах нашей страны.

Беды, порожденные мифами, т.е. предвзятыми мнениями и переходящими ошибками, неисчислимы. Одна из главных заслуг Науки в ее способности вскрывать застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Это значит, что Наука уничтожает ошибки Памяти, а когда она не в силах это осуществить, то торжествует Ложь и течет кровь.

Каждого русского человека, знакомого с историей международных отношений за последние триста лет, неизменно приводило в изумление то отношение к России, которое в странах Западной Европы считалось вполне естественным и даже единственно возможным: недоброжелательное и несколько пренебрежительное. Ведь даже в Париже, в школе восточных языков, фигурировал русский, и выражение "поскреби русского и найдешь татарина" было как бы не требующим доказательств. А отношение к "татарам", под которыми подразумевались все кочевники Великой степи, было почему-то отрицательным. Их не то чтобы не уважали, но ставили ниже китайцев, индусов и арабов, не задаваясь даже вопросом: а за что им такая немилость? И это отношение распространялось на русских, причем очень давно: со времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича.

Конечно, такое настроение ведущих социальных слоев Западной Европы было несправедливым, научно необоснованным и попросту предвзятым, но сам этот факт был в аспекте мировой политики отнюдь не безразличен. Давление общественного мнения на решения правительств всегда имеет значение, даже если это "мнение" глубоко ошибочно. Еще Пушкин посвятил два стихотворения опровержению той странной антипатии, которую проявили "клеветники России" в 1830 г. во время польского восстания. Но ведь и до этого, при освобождении Украины в 1648 г. или во время Ливонской войны XVI в. было то же самое. Очевидно, это не случайно. У такого стойкого заблуждения должны быть глубокие причины.

Однако поиск корней "черной легенды" о неполноценности русских и "татар" увел бы нас далеко в сторону от главного сюжета нашего исследования. Отметим другое, весьма характерное с точки зрения этнологии: неявное отождествление в глазах не только средневековых западноевропейцев, но и китайцев - народов России и Монголии, сливавшихся для них в нечто целое, хотя раздробленное и неосязаемое. Иными словами, категория "суперэтнос" была для средневекового наблюдателя не абстракцией, а очевидностью. Следует добавить, чтобы не погрешить против истины, что и в мусульманских странах родство тюрок и славян представлялось не требующим доказательств. Так считал, в частности, и величайший историко-географ из Туниса -автор первой этнологической концепции - ибн-Хальдун [440]. А раз так, то естественно задаться вопросом: что же сближало степных и оседлых предков нашей страны еще задолго до добровольного вхождения "под власть белого царя" калмыков и казахов и что делало для них одинаково чуждыми "Поднебесную" и католическую Европу - цивилизованный мир. Может быть, эта близость - продукт воображения иноземцев, а может быть, - закономерная и устойчивая взаимная симпатия двух суперэтносов? Без этнологии, видимо, не обойтись.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...