Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правокультурное пространство «кочующих правовых семей»

 

Композиция правового пространства современности, изменяющая научные представления о границах юридической карты мира, требует признания существования и действия правовых явлений и процессов особого порядка. «Кочевание правовых семей», которое оказывает заметное влияние на трансформацию правокультурного пространства, способствует «перестройке» структурных и функциональных компонентов различных национальных правовых систем, мыслимых в рамках той или иной правовой семьи. Правокультурное пространство в пределах географических границ кочевания правовых семей развивается под воздействием как негативных, так и положительных факторов, составляющих неотъемлемую часть правового бытия «кочевников» и «туземцев». Прогнозирование динамики преобразующих и деструктивных сдвигов правокультурного пространства кочующих правовых семей – исследовательская задача, решение которой требует междисциплинарного подхода, с учетом фундаментальных положений, а также формулирования новых научных выводов, ожидающих своего подтверждения самой правовой реальностью. Научный поиск по данной проблематике охватывает широкий спектр вопросов, однако основное влияние уделяется конструированию модели программного управления процессами «кочевания» с целью исключения конфронтационных участков на едином правовом поле. Ключевые слова: правовая культура; «кочующие правовые семьи»; правовое пространство; правовое регулирование.

 

PROTOCULTURE SPACE "WANDERING OF LEGAL FAMILIES"

 

The composition of the legal space of our time, changing the scientific understanding of the boundaries of the legal map of the world, requires recognition of the existence and operation of legal phenomena and processes special order. The nomadism of legal systems exerts a noticeable influence on the transformation of the right-cultural space and, thereby, facilitates the «restructuring» of the structural and functional components of the various national legal systems conceivable within a legal system. The right-cultural space within the geographical boundaries of nomadic legal systems develops under the influence of both negative and positive factors that form an integral part of the legal existence of «nomads» and «natives». Predicting the dynamics of the transformative and destructive changes in the right-cultural space of nomadic legal systems is a research task, the solution of which requires an interdisciplinary approach, based on fundamental principles, but also the formulation of new scientific conclusions that are just waiting to be confirmed by the legal reality. Scientific research on this subject covers a wide range of issues, among which the key importance should be given to the construction of the software control model for «nomadism» processes in order to exclude confrontational sites in a single legal field.

 

Key words: legal culture; nomadic legal systems; legal space; legal regulation.

 

 Научные достижения современной юридической науки, обогащаемой результатами предметных компаративистких исследований, требуют постановки вопроса формирования и развития правокультурного пространства с учетом такого уникального явления, как кочевание правовых семей.

Уловив, казалось бы, невидимые нити правовой материи, Ю. А. Тихомиров, предложив неведомое ранее науке понятие «кочующие правовые семьи»1, обнаружил особую тенденцию, которая проявляется сегодня настолько ярко, что отрицать ее совершенно невозможно.

Следует признать, что правовая культура является достаточно сложным объектом исследования, поскольку какие-либо точные, достаточные критерии, показатели, измерители отсутствуют. Это существенно затрудняет научный поиск, но в этом есть неоспоримое преимущество – ученое сообщество выдвигает любые гипотезы с надеждой на то, что они найдут подтверждение в самой жизни. Исследуя правовую культуру, неминуемо погружаясь в мир идей, все же необходимо сохранить связь с правовой реальностью, постигнуть которую – вот главная задача.

Какие трансформации претерпевает правовое пространство при кочевании правовых семей? Отвечая на этот вопрос, недостаточно обращаться только к каким-то теоретическим фундаментальным положениям о правовой культуре, необходимо обнаружить некоторые закономерности и случайности, связи и их обрывы в самом правовом пространстве, а потому свое внимание ученый должен обращать на происходящие события, процессы и явления правового свойства, определяющие саму жизнь общества.

Принципиальными являются такие вопросы характера и степени влияния правовой культуры представителей кочующей правовой семьи на правовой уклад общества, правовую культуру того государства, национальная правовая система которого, соответственно, испытывает на себе такое влияние. Способен ли такой компонент правовой системы, как правовая культура, оказать хоть какое-либо влияние на правовую культуру представителей кочующей правовой семьи? Таким образом, важно задать вопрос и об обратном влиянии.

К усилению мыслительных операций приводит слово «кочующие». Куда держит путь правовая семья-кочевник? Может ли такой кочевник перейти к оседлому образу правовой жизни? Сохраняет ли такой кочевник внетерриториальную и вневременную связь с тем правовым пространством, откуда он пришел?

Очевидно, что представители кочующей правовой семьи не имеют какого-либо злонамеренного или же доброго плана по отношению к правовой системе приютившего их у себя государства. А потому все процессы, благодаря которому и существует этот правовой феномен, объективны.

Инородные элементы кочующей правовой семьи могут вживаться в материю принимающей правовой системы, но может иметь место и явное отторжение. Это очень наглядно проявляется в правокультурном пространстве.

Кочующая правовая семья является носителем самобытной, присущей только ей, правовой культуры, которая, очень важно отметить, есть часть общей культуры.

 Кочевник мыслит о праве собственными образами, настолько нерушимыми, составляющими всю сущность его жизни, что отказ от них, практически, немыслим.

Как поэтично пишет Ю. А. Тихомиров, образуются так называемые «островки» другой правовой культуры, которые можно найти в едином правовом пространстве того или иного государства.

Конечно, эти островки могут мирно сосуществовать с материковыми просторами. Но движение таких островков способно вызвать серьезные тектонические сдвиги. Это знание, почерпнутое из геологии, позволяет провести некоторые юридические параллели.

Сегодня страны Западной Европы переживают непростые для них времена миграционного кризиса. Европа не находится на осадном положении, но очевиден конфликт глубокий и непримиримый, конфликт между различными культурами, усиливающий противоречие в правокультурном пространстве. Как очевидно, религиозный фактор играет далеко не последнюю роль. Правовая культура есть неотъемлемая составляющая культуры в целом, а последняя, в свою очередь, связана в том числе и с особенностями религий. На островках правовой культуры кочующей правовой семьи религиозной принадлежности порой очень сложно провести четкие границы между правовыми установками и религиозными канонами, поскольку они тесно переплетаются. Столкновение интересов или поиски стабильности? Конечно, можно находиться в вечном поиске стабильности, то и дело сталкиваясь интересами, поскольку интересы никогда не исчезнут, а стабильность слишком привлекательна, чтобы от нее отказываться, даже в идейном плане. Но, думается, что поиск стабильности возможен, прежде всего, тогда, когда правовая культура «кочевников» и «туземцев» (условно называя сосуществующие общности людей), несмотря на все различия, должна иметь определенные точки соприкосновения, сочетания, совпадения. Состояние антагонизма это абсолютно исключает.

Следует также признать, что принятие или отторжение чуждой правовой культуры «кочевников» или «туземцев» зависит, прямо или косвенно, от политических и экономических факторов жизни этих сообществ.

Следует вспомнить известный спор по поводу вопроса о мультикультурализме, что лучше – модель плавильного «котла» или концепция «салатницы»? Если следовать принципам действия котла – то соседствующие правовые культуры должны в результате преобразиться в одну общую, уникальную, стирающую различия, объединяющую. А если исходить из принципа приготовления «салата», то сосуществование различных правовых культур, одна из которой представлена носителями кочующей правовой семьи, вызовет совершенно особый эффект – культуры не утратят своего генетического кода, но будут частью одного правокультурного пространства.

По образному представлению известного американского правоведа Л. Фридмэна правовая культура есть барометр общественной жизни, которая, как он справедливо отмечает, одновременно и великая общественная сила2. От правовой культуры общества с хозяйскими правами и сообщества людей, пользующихся его гостеприимством, напрямую зависит успех государственно-правовых реформ, эффективность всего механизма правового регулирования. Поэтому в настоящее время обсуждаемая проблематика из разряда теоретически важных вопросов стремительно переходит в ранг практически значимых.

 

1 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. § 7 гл. V.

2 Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...