Виды интервалов. Обращение интервалов.
КЛЮЧИ Ключ — это знак на нотном стане, который закрепляет за одной из его линий определённую высоту. Ставится в начале каждого нотного стана; в случае перехода от одного ключа к другому в соответствующем месте выписывается новый ключ. Употребляются 3 различных ключа: 1) ключ G («соль»), 2) ключ F («фа»), 3) ключ С («до»). Их наименования и начертания происходят от латинских букв, обозначающих звуки соответствующей высоты. Эти буквы ставились в начале линий нотного стана и указывали на их абсолютную высоту (Реформа Гвидо д' Ареццо — начало XI в.) Первоначально писали по нескольку (до трёх) букв-ключей на каждом нотном стане, затем количество их сократилось до одного. Начертания этих букв постепенно видоизменялись, пока не приобрели современные графические формы. 1) Ключ «соль » - обозначает «соль»ˡ (первой октавы ):скрипичный — на второй линейке, старофранцузский — на первой. 2) Ключ «фа» - обозначает «фа» (малой октавы): басовый — на четвёртой линейке, баритоновый — на третьей, басопрофундовый -на пятой (от латинского слова profundo – глубокий, применялся для записи низкого регистра басовой партии). 3) Ключ «до» - обозначает «до»ˡ (первой октавы): сопрановый — на первой линейке, меццо-сопрановый — на второй, альтовый — на третьей, теноровый — на четвёртой, баритоновый — на пятой. Смысл применения различных ключей состоит в том, чтобы по-возможности избегать большого количества добавочных линеек при нотации и облегчить этим чтение нот. Ключи «до» активно использовались в старинных хоровых партитурах. С развитием инструментальной музыки (в особенности с XYIII в.) значение ключа «до» стало уменьшаться, и сейчас он применяется лишь для некоторых оркестровых инструментов: альтовый ключ встречается в партиях альта, теноровый — в партиях виолончелей, фаготов и тромбонов.
В вокальной музыке партии всех голосов в наше время пишутся в скрипичном и басовом ключах. Партия тенора пишется обычно в скрипичном ключе, но звучит октавой ниже (иногда пишут двойной скрипичный ключ).
РИТМ, МЕТР, РАЗМЕР. ВИДЫ РАЗМЕРОВ Понятие «ритм» применяется в более тесном и более широком смысле слова. В широком смысле слова ритм — это организация музыки во времени, один из трёх (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки. В более узком смысле слова ритм - это последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (=ритмический рисунок). Понятие «ритм» в музыке выступает в паре с понятием «метр». Метр в музыке — это равномерное чередование акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени (метрических долей). В понятие «метр» входят: · понятие «метрическая доля», · разделение долей на сильные (относительно сильные) и слабые, · периодичность повторения сильных и слабых долей. Создаётся некая равномерная метрическая пульсация, поверх которой накладывается тот или иной ритмический рисунок. Такт — это отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой сильной доли. Размер — это числовое выражение метра: верхняя цифра (числитель) обозначает количество метрических долей в такте, нижняя цифра (знаменатель) — длительность, которой соответствует метрическая доля. Например, 2/4: две метрические доли, каждая из которых выражена четвертью; 6/8: шесть метрических долей, каждая из которых соответствует восьмой. Виды размеров: 1. двухдольные и трёхдольные, 2. простые, сложные, смешанные, переменные. Простыми называются двухдольные или трёхдольные размеры, имеющие одну сильную долю: 2/4, 2/8 (редко), 2/16 (очень редко), 2/2 (alla breve);3/4; 3/8, 3/2 (в старинной музыке).
Сложные размеры (такты) — это размеры (такты),образованные от слияния нескольких одинаковых простых размеров (тактов). Эти размеры (такты) помимо одной сильной доли имеют одну или несколько относительно сильных долей, каждая из которых приходится на начало последующих простых тактов, входящих в состав сложного. Примеры сложных размеров: 4/4 = 2/4 + 2/4; 4/2 = 2/2 + 2/2 (в старинной музыке); 6/8 = 3/8 + 3/8; 6/4 =3/4 + 3/4; 9/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8; 12/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8. (В шестидольном такте объединены трёхдольность и двухдольность: два простых такта, каждый из которых трёхдольный.) Смешанные размеры (такты) — это размеры (такты), образованные от слияния нескольких разных простых размеров (тактов): двухдольных и трёхдольных. Пятидольные смешанные размеры: 2 + 3 3 + 2 (5/4, 5/8); семидольные смешанные размеры: 2 + 2 + 3 3 + 2 + 2 2 + 3 + 2 (7/4, 7/8). Встречаются в русской народной песне, в музыке русских композиторов. Обозначение: 5/4 (2/4 3/4) или (3/4 2/4); 7/4 (2/4 2/4 3/4) и т. п. Девятидольные смешанные размеры: 2 + 2 + 3 + 2 или 2 + 3 + 2 + 2 или 3 + 2 + 2 + 2. Одиннадцатидольные смешанные размеры: 2 + 2 + 2 + 2 + 3; 2 + 2 + 2 + 3 + 2 и т. д. Переменные размеры (такты) — это размеры (такты), в которых количество долей меняется на протяжении произведения или его части. Различаются периодически переменные размеры (такты), в которых размер меняется через одинаковый промежуток времени, например, 5/8 4/8, и непериодически переменные. Переменные размеры характерны для медленных (протяжных) русских народных песен, встречаются и в профессиональной музыке русских композиторов.
На дополнительные вопросы:
Основные и особые виды ритмического деления Основным видом ритмического деления является деление длительности на две равные части (в целой - две половиннные, в половинной — две четверти и т. д.) и длительности с точкой на три равные части (в четверти с точкой — три восьмые, в половинке с точкой — три четверти). Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с их основным делением (триоль вместо деления длительности на две равные части; квинтоль, секстоль,септоль — вместо деления на четыре; дуоль, квартоль — вместо деления ноты с точкой на три рвные части).
Синкопа — перенесение акцента с более сильной доли (более сильного времени) на более слабую.
ИНТЕРВАЛ. ТОНОВАЯ И СТУПЕНЕВАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА. ВИДЫ ИНТЕРВАЛОВ. ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ. Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Каждый интервал обладает ступеневой и тоновой величиной. Ступеневая величина интервала - это количество охватываемых им ступеней (например, секста — 6 ступеней, септима -7). Тоновой величиной интервала называется количество заключённых в нём тонов или полутонов; определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная,уменьшённая, дважды увеличенная, дважды уменьшённая. Интервалы делятся на: 1. мелодические и гармонические; 2. консонансы и диссонансы Консонансы - это интервалы, тоны которых в той или иной степени сливаются друг с другом. Консонансы разделяются на совершенные (чистые прима, октава, квинта, кварта) и несовершенные (большие и малые терции и сексты). Диссонансы - это интервалы, тоны которых не сливаются друг с другом. К диссонансам относятся большие и малые секунды и септимы, тритон и другие уменьшённые и увеличенные интервалы, а также дважды увеличенные и дважды уменьшённые интервалы. 3. простые и составные Простыми называются интервалы, не превышающие своей величиной чистой октавы, составными — интервалы шире октавы: · нона (9) — секунда через октаву. · децима (10) - терция через октаву, · ундецима (11) — кварта через октаву, · дуодецима (12) — квинта через октаву, · терцдецима (13) — секста через октаву, · квартдецима (14) — септима через октаву, · квинтдецима (15) — двойная октава. 4. диатонические и хроматические Диатоническими называются интервалы, которые возможны между ступенями диатонических ладов (натуральных мажора и минора, а также старинных ладов): все чистые, большие, малые и тритоны. Хроматическими — интервалы, которые невозможны между ступенями диатонических ладов: все увеличенные и уменьшённые, кроме тритонов, а также дважды увеличенные и дважды уменьшённые интервалы.
Однако поскольку гармонические и мелодические мажор и минор относят к разряду условно диатонических ладов, то характерные интервалы (характерны именно для гармонических мажора и минора!) считают условно диатоническими интервалами. Это увеличенная секунда на VI пониженной ступени в мажоре и VI в миноре, уменьшенная септима на VII ступени в мажоре и VII повышенной в миноре, уменьшённая кварта на III ступени в мажоре и VII повышенной в миноре, увеличенная квинта на VI пониженной ступени в мажоре и III ступени в миноре.
5. устойчивые и неустойчивые Устойчивыми называются интервалы оба звука которых устойчивы, неустойчивыми — интервалы, хотя бы один из звуков которых является неустойчивым. Обращением интервала называется перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Консонанс обращается в консонанс (совершенный консонанс - в совершенный консонанс, несовершенный консонанс — в несовершенный консонанс). Диссонанс обращается в диссонанс.Чистые интервалы обращаются в чистые интервалы, большие — в малые, малые — в большие, уменьшённые — в увеличенные, увеличенные — в уменьшённые, дважды уменьшённые — в дважды увеличенные, дважды увеличенные — в дважды уменьшённые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|