Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суть Н.Н. Баранского предложения

 

Страноведческое описание стран районов могут созда­ваться не путем рудиментарных, искалеченных и уродливых “наращений” и не путем “общей географии”, а путем созда­ния наряду с физика - и экономико-географической специ­альностями, которые должны остаться и продолжать разви­ваться каждая по своей линии, еще третьей, особой специ­альности – страно­ведческой, имеющей своей задачей восста­новить на новых началах синтетическое изучение стран и районов, охватывающей и природу, и человека во всем их сложном взаимодействии.

Такова суть Н.Н. Баранского предложения.

Чтобы сделать его еще более четким и ясным, остается только отмежеваться еще с одной стороны, а именно со сто­роны старого блаженной памяти страноведения, о котором шла речь в начале. Общего у Н.Н. Баранского в том виде, как он его формулирует, вполне отвечает той общей концеп­ции развития науки, которую дал покойный президент Акаде­мии наук академик В.А. Комаров в своей речи на юбилейной сессии в 1945г., завершив обзор истории Академии наук та­кими словами: “Сопоставив современный, третий период в истории Академии наук с предыдущими, можно видеть, что наиболее характерная черта научного творчества в наше время – это уже не энциклопедизм ХV11 в. и не дифферен­циация, как в Х1Хв., а комплексная разработка научных проблем”.

 Из всего предыдущего изложения, и особенно из того, что было сказано о состоянии географии у нас в настоящее время, совершенно ясно, что, прежде чем получить настоя­щие страноведческие описания и для того, чтобы их полу­чить, надо еще получить сами странове­дов как специалистов по данной стране или комплексу стран.

Такие специалисты могут и должны подготавливаться на базе общего географического образования на тех же геогра­фических, факультетах, на которых готовятся физико-гео­графы и экономико-географы.

Что для этого надо.

Как составить учебный план страноведческого отделе­ния.

Из общих факультетских дисциплин, не считая общеуни­верситетских, сюда должны войти: общее землеведение, об­щий курс картографии, курсы физической и экономической гео­графии. Кроме того, страноведы должны получить ряд дисциплин физико-географических, так как геоморфология и климатология, и ряд дисциплин экономико-географических ил близких к ним, как статистика общая и хозяйственная, ис­тория общая и история хозяйства география сельского хо­зяйства, промышленности и транспорта. Сверх всего этого специальности для страноведов должны быть поставлены но­вые для ге6ографических факультетов дисциплины, касаю­щиеся, прежде всего населения, а именно этнография (ил народоведение), статистика и география населения, а также география истории и политики, и, наконец, на старших кур­сах, где уже начинается специализация, должен читаться ряд развернутых курсов по географии (фи­зической, экономи­ческой, районной), а также по истории, государственному строю, культуре и т.д. соответствующей страны или цикла стран, но которых специализируются данная группа студен­тов страноведческого отделения.

Само собой разумеется, что совершенно необходимым условием для зачисления студен­тов на страноведческое от­деление должно быть знание языка соответствующей страны, позво­ляющее свободно, без словаря, читать литературу. Для страноведов еще в гораздо большей сте­пени, чем для физика - и экономика - географов необходимое широкое развитие, начитанность в литературе философской, политике, истории, экономике и, кроме всего этого, еще некоторый литератур­ный талант.

Со своей стороны развитие новой страноведческой спе­циальности, специальности ком­плексной в пределах опреде­ленной территории, несомненно, помогало бы развитию ком­плексных сначала интересов, а затем и построение среди физико-географов, и экономико-гео­графов.

Теперь остается выяснить самый важный вопрос: какие основание имеются к тому, что в порядке предполагаемого нами страноведческих удается достигнуть того, чего не удавалось до сих пор достигнуть ни от физической, ни от экономической географии.

Главное, что здесь надо учесть, - это специализация, а значит, и концентрация усилий на определенной стране. Эта специализация позволит, ознакомится со страной не­сравненно пол­нее и разностороннее, позволит включить в аккорд с прежними двумя латами – природой и хо­зяйством – еще ноты истории и политики, население, быта и культуры. Включение этих не дос­тававших прежде элементов сделает изучаемый комплекс хотя и более сложным, но зато не­срав­ненно более полным, жизненным и понятным.

Суть нашего предложения заключается в создании от­нюдь не такого рода механических смесей, а характеристик, содержащих в себе логическое сочетание важнейших отличи­тельных черт каждой страны, важнейших отличительных черт каждой страны, возможно более тесной увязки их черт между собой.

Эти черты отбираются из разных областей – природы, истории, хозяйства, культуры, по­литики – и связываются между собой в единый, целый образ. Эти подлежащие отбору черты должны удовлетворять таким условиям:

· быть своеобразными, отличающими данную страну от других стран;

· быть существенно, важными для понимания страны;

· кроме того, очень важно, чтобы эти отобранные для страноведения работы черты разного порядка могли быть возможное теснее увязаны между собой, чтобы, во всяком случае, в ра­боте было показано их взаимодействие между собой.

Отсюда ясно, что отбор и увязка тесно связаны между собой. Отсюда же ясно, что стра­новедение, в нашем его по­нимание, отнюдь не должно при всей широте его охвата об­ра­щаться в справочную энциклопедию, в собрание всяких мелких специальных сведений, каждое из которых представ­ляется имеющим самостоятельную ценность, как таковое. Главным обра­зом перед страноведением отнюдь не ставится задача заменить собою в своей единственной персоне всех специалистов, работающих над фактическим материалом дан­ной страны.

Если ты в страноведческой работе говоришь о климате того или иного района, изволь дать не только средние по­казатели, но и ход погоды и, кроме того, дать все фак­торы, на кли­мат влияющие. А также следствия из особенно­стей климата вытекающие, - и для сельского хозяйства (для отдельных культур и видов скота, для календарного распо­рядка работ, для со­четания отраслей в производстве, тип хозяйства), а также и для других отраслей хозяйства и во­обще для жизни человека (вплоть до влияния на тип жилья и на характер спорта и т.д.).

Страноведение “купол” над географией нужен, прежде всего, для самой географии, для ее развития и процветание у нас. Так как у широкой публики, у всех кроме лишь узких специа­листов, интерес к странам носит не дифференцирован­ный, а интегральный характер.

 

Знание – сила. Эта истина, правильная везде, сугубо правильна и в данном случае. Глу­бокое и всестороннее зна­комство с важнейшими для нас странами выдвигается в каче­стве крупнейшей общей задачи, оно потребуется в очень ши­роко виде и для самых разнообразных целей.

По существу предложения о всемирном развитии страно­ведения работа Баранского ни­каких возражений не встре­тила. И это было более чем естественно, т.к. международ­ное значе­ние нашей страны все эти годы неизменно подыма­лось, а вместе с тем росла у нас и потреб­ность во всесто­роннем страноведческом познании зарубежных стран. Практи­чески, однако, для развития страноведения как в смысле страноведческих работ, так и в смысле подготовки страно­ведов у нас сделано очень и очень мало.

Труды Николай Николаевича Баранского охватывали тео­ретическую географию в це­лом, теоретическую экономико-географию, экономическое районирование, географию населе­ния и городов (где им особенно много внимания уделялось социальным проблемам), а также методологию и методику преподавания географических дисциплин в средней и высшей школе. Несколько поколений советских людей учили в школе географию “ по – Баранскому” … И, на­конец, именно Николай Николаевичу советская наука и советский народ обязан своим знаком­ством со многими капитальными работами зару­бежных географов.

Имя Н.Н. Баранского принадлежит мировой науке. Его широкая известность сочетается с большой актуальностью, современных его трудов, которые не только не устарели, но во мно­гих случаях приобрели возросшую значимость и имеют вполне современное звучание.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Баранский - М.: Мысль, 1980.– 239с.

2. Баранский /Под ред. В.А. Анучин и др. - М.: Мысль, 1980.- 287с.

3. Баранский - М.: Географгиз, 1960.- 450с.

4. Соловьев А.И., Соловьева М.Г. Баранский и советская экономическая география – М.: Про­свещение, 1978.- 111с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...