Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет, цель, основные задачи и структура дисциплины




Заведующий кафедрой БЖД

К.т.н.,доцент Л.Крашевский

"___" ________ 2004года

Безопасность жизнедеятельности

Раздел I. Человек и среда обитания

 

Тема 1. Введение. Основы безопасность жизнедеятельности,

основные понятия, термины и определения

Тема 3. Негативные факторы техносферы

ЛЕКЦИЯ № 1

Основы безопасности жизнедеятельности

Текст лекции обсужден

на заседании кафедры БЖД

Протокол №

" " 2004 года

 

Лекция № 1

Основы безопасность жизнедеятельности

Цель: дать систематизированное представление о структуре и довести содержание, предмет, цель и основные задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Показать основные системы и принципы безопасности и дать характеристику источникам опасности, опасным, вредным и поражающим факторам.

Воспитательная цель: формирование и развитие у студентов основных качеств, по применению полученных знаний в организации и обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Учебные вопросы:

1. Предмет, цель, основные задачи и структура дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Системы и принципы безопасности жизнедеятельности.

3. Источники опасности, опасные, вредные и поражающие факторы их классификация и характеристика.

Литература:

1. Б.И.Зотов, В.И.Курдюмов Безопасность жизнедеятельности на производстве, М. КолосС, 2003, 432с.

2. П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Е.А.Подгорных Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда), М. Высшая школа, 1999, 318с.

3. С.В.Белов Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. М. Высшая школа, 1999, 448с.

4. Гост 12.0.002-80 ССБТ. Термины и определения.

5. Гост 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные факторы. Классификация.

Материальное обеспечение:

Плакаты

 

Введение

Особое значение образование и воспитание в области безопасности приобретает в вузах, где достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма будущих руководителей производства во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источниках их возникновения. Глубокое изучение проблем безопасности жизнедеятельности в вузах должно реализовываться на основе единого гармоничного и последовательного процесса, построенного с учетом непрерывности междисциплинарности и охватывающего все формы обучения от лекции до дипломного проектирования. Высшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа - безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач, как в области научного поиска, конструкторских разработок так и в области организации и управления производством.

Основной целью образования в области БЖД является достижение высокого профессионализма, который предусматривает глубокое изучение методов и средств анализа, проектирования, развития и управления эрготическими системами, являющимися частными конкретными составляющими общей системы «человек-техника-среда».

 

Предмет, цель, основные задачи и структура дисциплины

"Безопасность жизнедеятельности"

Дисциплина БЖД является общепрофессиональной дисциплиной и включает тематику безопасного взаимодействия человека, со средой и техникой, и вопросы защиты от опасных и вредных факторов при возникновении аварийных ситуаций.

Дисциплина БЖД состоит из 5-и разделов: «Человек и среда обитания», «Техногенные опасности и защита от них», «Антропогенные опасности и защита от них», «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», «Управление безопасностью жизнедеятельности». Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении специальных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин.

Вопросы конкретных мер и правил безопасности, санитарии, пожарной профилактики, электробезопасности и конкретных систем защиты, касающихся оборудования транспортных средств, эксплуатационных процессов, видов работ с техникой и в сооружениях изучаются в курсах соответствующих специальных дисциплин. Всего учебных занятий по дисциплине:

 

Семестр  
Лекции  
Лабораторные занятия  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под руковод. преподавателя  
Экзамен (зачет с оценкой, зачет)  
Время на самостоятельное изучение  
Всего часов учебных занятий  

Объектом изучения дисциплины являются условия повседневной деятельности, опасные, вредные и поражающие факторы, создающие реальную и потенциальную угрозу для жизни и здоровья персонала.

Предметом дисциплины являются основы, закономерности и прин­ципы безопасности жизнедеятельности, закономерности проявления опасных и вредных факторов и методы защиты в условиях их проявления.

Целью дисциплины является всесторонняя теоретическая и практическая подготовка выпускников к решению задач обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основной задачей (задачами) дисциплины является изучение теоретических, правовых, организационно - технических, санитарно-гигиенических основ и нормативных актов по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Изучение дисциплины будет способствовать устранению несчастных случаев в процессе эксплуатации техники и профессиональных заболеваний обслуживающего персонала, предотвращению аварийности и травматизма, обеспечение безопасности и сохранению здоровья людей.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; систему безопасности жизнедеятельности; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости сельскохозяйственного производства и технологических процессов; основы устойчивости функционирования сельскохозяйственных производственных объектов и комплексов в чрезвычайных ситуациях; организационные основы ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, травматизма, а также приемы оказания до врачебной помощи при травматизме; порядок организации и выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; меры и средства по предотвращению гибели и травматизма персонала сельскохозяйственных объектов и комплексов.

Специалист должен уметь: анализировать и оценивать степень опасностей технологических процессов и оборудования; пользоваться приборами контроля параметров количественной и качественной оценки опасностей техносферы; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; пользоваться нормативно-технической документацией, нормативно-правовыми актами, положениями и правилами по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека на производстве; проводить спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оценивать экономическую и социальную эффективность мероприятий по улучшению условий труда, снижению травматизма, заболеваемости и аварийности на сельскохозяйственном производстве.

Владеть: методами теоретического и экспериментального исследования вопросов безопасности жизнедеятельности; средствами индивидуальной защиты и оказания первой помощи.

Иметь навык: в организации и обеспечении безопасности персонала и животных сельскохозяйственных предприятий и комплексов при выполнении всех видов работ; в разработке документов по обеспечению безопасности жизнедеятельности; в организации первой помощи пострадавшему от опасных и вредных производственных факторов; в проведении инструктажей; в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты персонала и животных; в контроле уровня опасных и вредных факторов среды обитания; в проведении анализа и оценки степени экологической опасности и опасности производственной деятельности человека на стадии исследования, проектирования, производства и эксплуатации сельскохозяйственной техники и оборудования; по установлению необходимых требований безопасности при выполнении конкретных видов работ.

Основными видами занятий по дисциплине являются: лекции, практические, лабораторные занятия, самостоятельные занятия под руководством преподавателя.

На лекции выносятся наиболее сложные теоретические вопросы, включающие, прежде всего, закономерности проявления поражающих, опасных и вредных факторов. Основы организации и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Степень и качество работы студентов над лекционным материалом контролируется путем систематической проверки конспектов.

В основе практических занятий лежат ситуационные задачи, отражающие практическую деятельность специалистов соответствующего профиля сельскохозяйственных предприятий, объектов и комплексов. На практических занятиях закрепляется лекционный материал, и отрабатываются требования нормативных документов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при выполнении организационных и технических мероприятий.

Лабораторные занятия проводятся в специальных аудиториях, которые оснащены лабораторными установками, позволяющими проводить исследования фундаментальных основных вопросов, изложенных в лекционных занятиях. В процессе проведения лабораторных занятий студентам прививаются организационные и методические навыки по выполнению обязанностей руководителя работ.

Для формирования у студентов творческого мышления при принятии решения на организацию и обеспечение безопасности жизнедеятельности, а также для выработки навыков в работе с научной, учебной, нормативно-правовой и технической литературой, проводятся самостоятельные занятия под руководством преподавателя. Текущий контроль успеваемости осуществляется при помощи летучей контрольной работы, перед началом практического и лабораторного занятий, а также в конце самостоятельного занятия под руководством преподавателя.

Изучение дисциплины завершается экзаменом.

Образовалась дисциплина, на стыке многих наук. В ней использованы научные достижения физики, химии, математики, трудового права, экономики, эстетики и др.

Методологической основой дисциплины является анализ условий труда, технологического процесса, агрегатов, систем и оборудования, применяемых и получаемых веществ с точки зрения возможности возникновения опасных и вредных производственных факторов.

Стратегическими направлениями развития безопасности является создание безопасной техники, безопасных технологий и процессов, комплексная автоматизация эксплуатационных процессов и на этой основе обеспечение условий, исключающих травматизм и профессиональные заболевания.

Отечественная школа техники безопасности разработала принципиальные основы обеспечения безопасности труда, установив органическую связь и зависимость технологии производства и производительности от безопасных условий труда.

Ученые, внесшие вклад в научные основы безопасности:

Ломоносов М.В. (1711-1765) - труды по гигиене и безопасности "горных людей" и постановке горно-металлургического дела.

Жуковский Н.Е. (1847-1921) – основоположник современной гидроаэродинамики. Ее используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции.

Зелинский Н.Д. (1861-1953) в 1915 году создал первый противогаз, который стали использовать во время первой мировой войны.

Сеченов И.И. (1869-1905) - основоположник русской физиологии и материалистической психологии, работы в этой области использова­лись в обеспечении гигиены труда.

Скочинский А.А. (1874-1960), академик - труды по технике бе­зопасности в угольных шахтах, работы по борьбе с пожарами и взры­вами.

Семенов Н.Н. (1896-1957), академик, лауреат Нобелевской премии - разработал теорию цепных реакций и теорию теплового взрыва га­зовых смесей.

Легасов В.А. (1936-1987), академик - труды по химии плазмы, статьи по развитию и предотвращению аварий в техносфере и методах ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Болотин В.В. (1926), член корреспондент АН - труды по теории колебаний, упругости, надежности, методы прогнозирования безо­пасности и риска.

Манойлов В.Е. (1906) профессор - работы по электробеэопасности, воздействие электрического тока на организм человека, спосо­бах защиты, диагностики и лечения электрическим током.

Долин П.А. профессор - работы по способам защиты че­ловека от электрического тока и определению условий безопасности при производстве работ под напряжением на ЛЭП высокого и сверхвы­сокого напряжений.

 

Основные понятия и определения

Известно, что чем раньше в любой науке устанавливаются и формулируются основные понятия и определения, тем успешнее данная наука, развивается. Особенно важны четкие определения для новых научных направлений, возникших на стыке различных областей знаний.

Так при анализе проблем безопасности и позиции таких элемен­тов, как "человек-техника-среда" (ЧТС) в термины и определения должно быть вложено такое содержание, которое удовлетворяло бы любого руководителя производственного коллекти­ва, исследователя, инженера, врача и юриста.

Практика показывает, что целесообразно расширять терминоло­гию и определения в области безопасности жизнедеятельности. При одностороннем понимании и нечеткости формулирования основных тер­минов - это приводит к тому, что многие причины аварийности и травматизма, не раскрываются в полной мере и к большим средствам затрачиваемым на организационно-технические и защитные мероприя­тия, не обоснованные истинной потребностью и не подтвержденные статистическими данными.

Определение «Безопасность - отсутствие опасности, сохран­ность, надежность» дал В.Даль.

Наиболее общее понятие "безопасность" употребляется примени­тельно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конк­ретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это по­нятие в различных областях жизнедеятельности человека и общества.

Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, тесно взаимосвязанный с окружающей средой и социальной реальностью.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

В законе Российской Федерации (1992 г.) "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внеш­них угроз.

Основным понятием в безопасности является опасность. Для сравнения, в надежности основным понятием является - от­каз.

1. Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность – процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье людей.

2. Безопасность общая – совокупность свойств технических средств (оборудования) противостоять совместному действию всех факторов, приводящих к ухудшению состояния здоровья, травмированию или гибели персонала.

3. Безопасность частная - свойство технических средств (обо­рудования) противостоять одному из факторов, приводящих к ухудше­нию состояния здоровья, травмирования или гибели персонала.

4. Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

5. Меры безопасности – система организационных мероприятий, направленных на предотвращение воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

6. Правила безопасности – свод требований по безопасному устройству и безопасной эксплуатации в составе нормативно-технической, конструкторской и эксплуатационной документации.

7. Техника безопасности - система организационных мероприятий и техни­ческих средств, предотвращающих воздействие на людей опасных и вредных факторов.

8. Нормы безопасности - регламентирую­т предельно-допустимые величины безопасных расстояний, износа ответственных деталей, устанавливают величины прочности, торможения, испытательных нагрузок, сроки испытания оборудования, защитных устройств и средств.

9. Требования безопасности – требования, установленные законодательными актами, нормативно-технической документацией, инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность работающим.

10. Безопасность труда - состояние условий труда, при котором отсутствуют производственные опасности.

11. Охрана, труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социаль­но-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприя­тия.

12. Опасный производственный фактор - фактор, воздействие ко­торого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

13. Вредный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работающего приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

14. Поражающий фактор - фактор, воздействие которого, на рабо­тающего в определенных условиях приводит к поражению.

15. Средство защиты на производстве - средство, применение которогопредотвращает или уменьшает воздействия на одного или более работающих опасных и вредных производственных факторов.

16. Несчастный случай на производстве - случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Ввиду специфики травмирующего действия отдельных опасных и вредных производственных факторов целесообразно рассмотрение та­ких частных составляющих безопасности, как электробезопасность, пожаробезопасность, радиационная безо­пасность, взрывобезопасность, термобезопасность, токсикологичес­кая безопасность, психофизиологическая безопасность.

Под электробезопасностью понимается система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного действия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Пожарная безопасность – состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Под радиационной безопасностью понимается состояние объекта защиты, при котором исключается воздействие на работающих ионизирующего (альфа-, бетта-, гамма), нейтронного, рентгеновского и др. излуче­нии.

Токсикологическая безопасность - состояние объекта защиты, при котором существует возможность проти­востоять образованию и вредному (опасному) воздействию на работающих токсичных веществ.

Психофизиологическая безопасность - состояние объекта защиты, при котором исключается воздействие на работающих психических и физиологических расстройств во время проведения работ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...