Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование и передача прав на интеллектуальную собственность в индустрии туризма с применением франчайзингового договора




Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг (вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.). Термин происходит от французского слова franchise, что означает "льгота", "привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.) [19, с. 74].

Франчайзинг стал использоваться в российских деловых кругах всего 12-15 лет назад, но уже успел дать жизнь многим успешным фирмам. Популярность этого подхода объясняется простотой применения, в некоторых случаях снижением рисков, а также стабильной окупаемостью.

Франчайзинг является вертикально интегрированной системой, в основе построения которой лежит соглашение о том, что одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на интеллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером.

Франчайзинг предполагает многообразные формы и довольно сложную систему взаимоотношений с высоким уровнем индивидуализации между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно. Франчайзинг широко применяется в гостиничном бизнесе (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Использование франчайзинга в гостиничном бизнесе

Факторы Преимущества Недостатки
Франчайзер
     
Предоставление права использования торговой марки и стандартизированных процедур предоставления продуктов и услуг по формуле, принятой в компании, независимому оператору или другой компании в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы 1) Самый быстрый способ расширения бизнеса при минимальных первоначальных инвестициях и минимальных финансовых рисках, поскольку инвестиционный капитал предоставляет франчайзи; 2) Обеспечение стандартных параметров услуг, предлагаемых и предоставляемых всеми гостиницами данной торговой марки 1) Число франшиз и географическая удаленность затрудняет контроль за соответствующими стандартами качества; 2) При несоблюдении стандартов могут пострадать репутация и финансовое состояние цепочки; 3) Если цепочка становится международной, культурные, политические и экономические различия могут затруднить соблюдение норм; 4) возможность возникновения юридического спора с франчайзи
Франчайзи
Приобретение права пользоваться торговой маркой и стандартизованными процедурами предоставления продуктов и услуг по формуле, установленной владельцем франшизы, в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы 1) Популярность торговой марки; 2) Более широкие возможности займа средств (иногда финансирование можно получить у владельца франшизы); 3) Определеный формат управления; маркетинговые инструменты, использование имеющихся систем резервирования и т.д.; 4) Экономия за счет групповых сделок 1) Необходимость значительных инвестиций; обязательство подчиняться требованиям владельца франшизы относительно стандартов (от архитектуры до цвета полотенец); 2) Возможность возникновения юридического спора с владельцем франшизы; 3) Долгосрочный контракт, штрафы за нарушения

По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить, за вознаграждение на срок или без указания срока, пользователю право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Можно выделить ряд признаков, которые присущи франчайзингу. К ним относятся: наличие у франчайзера официально признанных прав на интеллектуальную собственность и системы ведения дел (разработанные стандарты, ноу-хау и др.). Перед заключением соглашения франчайзер должен раскрыть информацию, необходимую франчайзи для ведения дел, а в процессе сотрудничества осуществлять обязательную поддержку (техническая документация, обучение и др.). Франчайзи принимает на себя обязательство вести дело в полном соответствии с требованиями франчайзера, за счет собственных средств производить необходимые инвестиции в дело и выплачивать франчайзеру согласованное сторонами вознаграждение. Франчайзинг предполагает длительный характер отношений и юридическую самостоятельность сторон.

Для создания и формирования сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности применяется "коммерческая концессия" (понятие аналогичное известному в зарубежном законодательстве понятию "франчайзинг" или "франшиза", однако не совсем эквивалентное по содержанию). Правовые нормы о договоре коммерческой концессии регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ сторонами по договору могут быть как коммерческие организации, так и граждане – индивидуальные предприниматели. Договор должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя.

Создавая подобные объединения, его участники, как правило, преследуют такие цели:

o расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм;

o получение повышенной комиссии или других льгот от производителей туристских услуг и туроператоров;

o сокращение за счет совместного участия издержек (единые юридическая служба, бухучет и др.) и расходов на продвижение туристского продукта;

o использование и внедрение единого бренда;

o изменение качественного уровня предприятия за счет применения передовых технологий.

Структура сети предполагает централизованную систему управления и делегирование каждым из участников определенной части своих полномочий, создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества.

Если участники создаваемой сети хотят достичь отдельных конкретных целей или объединить только маркетинговые усилия, то управление таким объединением может быть частично централизованным. В этом случае функции головного офиса ограничиваются рекламной или маркетинговой политикой и заключением договоров с туроператорами на специальных условиях. При этом руководители агентств обладают большой свободой действий. Однако такая независимость партнеров по сети в определенных условиях может привести к быстрому распаду союза.

Туристские агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети – независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага.

Следует иметь в виду, что принцип организации сети зависит не только от поставленных целей, но и от имеющихся ресурсов. Как показывает опыт, планируемые затраты на создание сети должны двукратно перекрываться имеющимися финансовыми средствами, доля привлеченных средств должна быть минимальной. Оптимальным вариантом создания сети является примерное равенство положения участников на рынке и возможность взаимного дополнения сильных сторон. В туристском бизнесе главным ресурсом являются люди. Поэтому важно не только наметить общую численность персонала, но и определить сотрудников, которые могут составить кадровую основу будущей сети. При переходе к сетевой работе есть опасность, что увеличение объемов может ассоциироваться с ослаблением контроля и снижением личной ответственности.

Сети туристских агентств создаются на рынке с целью оказывать влияние на производителей услуг и добиться специальных условий сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств в оборотах туроператоров не превышает, как правило, 10 %, только в отдельных случаях она достигает 15 %.

В качестве примера создания розничной сети туроператора можно привести опыт туристской фирмы "Инна Тур". В 2002 г. было объявлено, что "Инна Тур" создает одноименную агентскую сеть с элементами франчайзинга. Условия вступления в сеть: торговая марка предоставляется агентствам бесплатно, без уплаты роялти и процентов с продаж, но с условием продавать заранее оговоренный объем туристского продукта компаниификсированную норму продаж. Более того, в придачу фирма предложила потенциальным участникам сети пакет поддержки в виде безвозвратных кредитов на оргтехнику, оформление офиса, обучение персонала. Если агентство в течение оговоренного времени выполняет план по продажам, то обязательства по кредиту с него снимаются. Если агент, получив кредит и другие преимущества, не сможет реализовать заявленный объем продукта, то он обязан в установленные сроки вернуть кредит.

Агентства, вошедшие в сеть, имели возможность сотрудничать с другими туроператорами, однако при соблюдении жесткого правила, установленного компанией "Инна Тур"ни при каких обстоятельствах не работать с операторами, проявлявшими себя как непрофессиональные партнеры.

Концепция компании "Инна Тур" допускала, что продажу туристского продукта на рынке могут осуществлять как франчайзи, так и фирмы, не вступившие в сеть. Если они дают одинаковые объемы, то получают равные цены и комиссионные. Наращивать объемы через франчайзинговую сеть предполагалось только экономическими стимуламиповышением качества услуг, оптимизацией цен, продвижением общего розничного бренда. Главное, чтобы агентства, привлекаемые под франчайзинг, убедились, что это им экономически выгодно.

На российском туристском рынке в настоящее время представлено около десятка сетевых туроператоров, которые в своей деятельности в той или иной степени используют договоры коммерческой концессии.

В 1998 г. начала свою деятельность сеть агентств "Магазин горящих путевок". Сегодня это самая крупная сеть на российском рынке. В нее входят 49 московских агентств (11 из нихсобственные) и 120 агентств, расположенных в различных регионах России, а также в Азербайджане, Белоруссии, Латвии и Украине. В апреле 2003 г. на рынке появилась франчайзинговая сеть агентств по продаже пляжного отдыха "Велл" (проект А. Озолиня, владельца сетей "Магазин горящих путевок" и "Машина времени"). Установленный размер роялти для московских агентств в первый год работы составил ежемесячно 25% от комиссии плюс (в среднем) 150 долл. США, во второй год30 % плюс 100 долл. США (в среднем), в третий год35 %. Для региональных агентств месячная плата составляет 10 % плюс в среднем 100 долл. США.

Сеть бюро путешествий "Куда. ru" работает на российском рынке с середины 2001 г. В настоящее время она насчитывает 86 агентств. Из них 26 являются собственными агентствами управляющей компании "Туральянс - холдинг" и 60 работает по договору франчайзинга. За время существования сети 8 агентств ее покинули (как по собственному желанию, так и по инициативе управляющей компании).

"Куда.ru" участник пула "Шесть семерок", в который входят "М.Видео", "Спортмастер", "Арбат Престиж", МВО, "Седьмой континент". Действует единая дисконтная карта, по которой предоставляется скидка 3 %.

Сеть "Куда. гu" активно сотрудничает с журналом "Вояж и отдых", Аэрофлотом, Ситибанком, Ингосстрахом, Группой Финанс - банк (отдых в кредит).

Стандарты, принятые в сети, распространяются на корпоративную технологию продаж и фирменный стиль, который выражается в едином оформлении рекламной продукции, интерьеров офисов и униформы сотрудников агентств. Управляющая компания регулирует также территориальное распределение агентств, чтобы избежать прямой конкуренции внутри сети, занимается маркетинговыми исследованиями, продвижением и рекламой торговой марки, предоставляет единую информационную систему и проводит обучение персонала сетевых агентств. Сформирована единая база данных клиентовCRM-отдел (Customer Relationship Management), что является инновационным элементом в российском туристском бизнесе. Участники сетисамостоятельные, юридически независимые турагентства, они объединены торговой маркой (брендом); маркетинговой политикой; передовой технологией; рекламной закупочной и ценовой политикой; единым информационным пространством.

Чтобы вступить в сеть "Куда, ru", туристская фирма должна подписать лицензионный договор с ООО "Академ Альянс - М". Договором регламентируется порядок проведения работ по приведению деятельности компании к стандартам сети. Эти работы осуществляются при соблюдении следующих условий:

o подписание договоров с туроператорамистратегическими партнерами;

o включение персонала бюро путешествий в график обучения управляющей компании;

o производство и размещение уполномоченным рекламным агентством наружных рекламных носителей;

o внутренняя реорганизация помещения;

o приведение технического оснащения бюро путешествий к принятому в сети;

o установка необходимого программного обеспечения и подключение к информационной сети "Куда. ru";

o предоставление профайла в отдел франчайзинга управляющей компании на персонал бюро путешествий;

o срок приведения бюро путешествий к стандартам сети не должен превышать одного месяца.

По факту завершения работ управляющей компанией сети выдается сертификат соответствия руководителю бюро путешествий. С этого момента бюро путешествий обслуживает клиентов под торговой маркой "Куда. ru".

Бюро путешествий, желающие вступить в сеть "Кудаю. ru", должны заполнить анкету, в которой, наряду с ответами на вопросы о наличии лицензии на туристскую деятельность, организационно - правовой форме компании и др., представить информацию о том, кто является юридическим лицом (с указанием доли каждого участника в уставном капитале); о месторасположении агентства и типе здания, в котором оно расположено (административное, бизнес - центр, торговый центр, наличие пропускной системы, собственное или арендованное); всех партнерах - туроператорах; наличии систем бронирования авиабилетов и агентских соглашений с авиакомпаниями; годовом бюджете на рекламу и др.

На рынке России стали появляться сети турагентств, действующих на принципах франчайзинга. Это, например, "Путевочка"новая франчайзинговая структура, которая размещается в сети магазинов экономического класса "Пятерочка" (в 2003 г. сеть включала 260 магазинов, из них 198 в Москве и Санкт-Петербурге). Ежедневно все магазины сети "Пятерочка" обслуживают до 500 тыс. человек, однако основная масса покупателейлюди с ежемесячным доходом от 6 тыс. до 10 тыс. рублей. Новая сеть предполагает специализироваться на продаже поездок на массовые направленияв Египет, Турцию, Испанию.

Франшиза "Путевочки", которая будет продаваться "Магазином готового бизнеса", стоит 15 тыс. долл. США. В эту сумму включено получение туристской фирмы с полностью оборудованным офисом (10 м2) и необходимыми для работы документами и персоналом.

Владельцу франшизы первые 3 месяца придется платить по 2 800 долл. США в месяц и 3 200в последующие. Эти суммы складываются из: роялти (отчисления управляющей компании первые 3 месяца по 500 долл. США, затем 500 долл. плюс 15 % от оборота); зарплаты персонала (два менеджера и один помощникоколо 1 100 долл. США ежемесячно); арендной платы за помещение (1 200 долл. США в месяц).

В сентябре 2004 г. руководители ООО "101 ФАИН" объявили о новом франчайзинговом проекте под названием "101 страна отпусков". Создатели проекта считают, что франшизаэто интеллектуальный продукт, существенно увеличивающий эффективность (доходность и качество) функционирования турагентств и повышающий их защищенность.

На первом этапе проекта предполагается создать объединение как свободное сообщество юридических лиц. Собственное имя фирмы сохраняется. Для вступления в сеть необходимо наличие лицензии на туристскую деятельность, договора на аренду помещения или аналогичного документа, наличие телефона и подключения к Интернету, обязательства предоставлять скидки по дисконтной карте сети и принимать участие в проводимых сетью тренингах. Первые 100 вступивших в сеть московских турфирм освобождаются от внесения вступительного взноса, ежемесячная плата составит 400 долл. США.

На втором этапе проекта планируется введение единых внутрисетевых стандартов, вступительных взносов и привлечение туристских фирм из регионов. Ставится задача в течение трех-пяти лет объединить под брендом "101 партнеродин успех" не менее 10 % турагентств России.

Создание франчайзинговых сетей является перспективным направлением развития сетевых туристских структур. Однако в условиях нестабильной экономики компаниям лучше строить не чисто франчайзинговую, а комбинированную сеть, опираясь на собственные офисы продаж. Такая сеть наиболее устойчива к всевозможным внешним угрозам (природные катаклизмы, экономические и политические потрясения), так как не связана с работой на каком-либо одном направлении.

Франчайзинговые сетиэто наиболее цивилизованная форма работы в туристском бизнесе, модель его развития, доказавшая свою состоятельность и значительный потенциал [19, с. 7480].


Выводы


Заключение

Сфера туризма сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.

Туризм постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.

Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.

Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес.

Также важна роль государства в развитии инноваций в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений актуальна.

Активизация предпринимательской деятельности в сфере туризма требует от руководителей туристических фирм тщательной подготовки к конкурентной борьбе. Выживание турфирмы в современной меняющейся среде зависит от её инновационного потенциала, способности к нововведениям. Усиление конкуренции способствует развитию не только положительных, но и отрицательных тенденций. На туристическом рынке все чаще встречаются фирмы с одинаковыми названиями, похожими логотипами и однотипными турами. Целесообразно применять к подобному явлению термин мимикрия, что в переводе с греческого означает «подражательство». Некоторые туристические фирмы используют данный прием для усиления своих позиций за счет хорошей репутации других


Библиографический список

1. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство "Лань", 2010. – 448 с.

2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. – СПб.: Издательский Торговый дом "Герда", 2010. – 192 с.

3. Вайзман, Д. Руководство по выживанию / Д. Вайзман. – М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2012. – 383 с.

4. Грицай, М. А. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме / М. А. Грицай. – Омск.: учебное пособие, 2010. – 91 с.

5. Гуляев, В. Г. Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 511 с.

6. Дгоран, Ж. Гид-переводчик, искусство, иностранный язык, психология/ Ж. Дгоран. М.: Политиздат, 2012. – 209 с.

7. Дурович, А.П. Маркетинг туризма / А. П. Дурович. – Минск: АСТ, 2009. – 318 с.

8. Дурович, А. П. Организация туризма / А. П. Дурович. – Минск: АСТ, 2008. – 639 с.

9. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / А. М. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 200 с.

10. Захарин, З.С. «Фирмы-мимикриччи» наводнили украинский туристический рынок / З. С. Захарин. – Украинская Туристическая Газета. – 2005. – №12. – 7 с.

11. Здоров, А.Б. Экономика туризма. Учебник / А. Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 272 с.

12. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учебник / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 241 с.

13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: продвижение туристского продукта. Учебник / Е. Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 176 с.

14. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: стратегия обслуживания. Учебник / Е. Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 160с.

15. Ильин, Н.И. Управление проектами / И.Н. Ильин, И.Г. Лукманова, К.Г. Романова и др. – СПб.: ДваТрИ, 2010. – 610 с.

16. Изотова, М. А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М. А. Изотова, Ю. А. Матюхина. – М.: Научная книга, 2010. – 136 с.

17. Малахова, Н. Н. Инновации в туризме и сервисе / Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 224 с.

18. Маринин, М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М. М. Маринин. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 144 с.

19. Новиков, В. С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Новиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

20. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С. А. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

21. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. проф., д.э. н. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. ЭКМОС, 2011. – 400 с.

22. Сайт национального агентства по туризму / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarustourism.by/. - Дата доступа: 08.03.2013.

23. Сайт Турбизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tourbus.ru/arhiv/09 _99/news/law/1.htrn.

24. Сайт Турбизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tourbus.ru/arhiv/09 _99/news/law/1.htrn.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...