РАЗДЕЛ III. Оценка детско-родительских отношений
РАЗДЕЛ I. Сведения о семье
Сведения о семье могут быть получены из документации о ребенке, в процессе беседы с родителями, а также в результате наблюдения.
1. Состав семьи: полная, неполная, родители в разводе (нужное подчеркнуть, отметить)
|
ребенок с отклонениями в развитии (указать ФИО, возраст)
|
|
отец (Н, А) 1
|
| мать (Н, А)
|
|
бабушка (Н, А)
|
| бабушка (Н, А)
|
|
дедушка (Н, А)
|
| дедушка (Н, А)
|
|
брат (Н, А)
|
|
сестра (Н, А)
|
|
другие лица, если имеется отклонение от нормального психофизического развития (указать ФИО, кем приходится ребенку)
|
|
2. Материальное благосостояние семьи
|
2.1. Проживает в коммунальной, отдельной одно-, двух-, трехкомнатной квартире, отдельном доме/особняке; с прародителями или без них (указать по линии отца или матери, проживают ли бабушка и дедушка с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии)
|
|
2.2. Работающие члены семьи:
|
отец (указать профессию, место работы)
|
|
мать (указать профессию, место работы)
|
|
другие члены семьи (указать ФИО, профессию, место работы)
|
|
2.3. Является ли ребенок инвалидом (подчеркнуть нужное, указать диагноз).
|
ребенок является инвалидом
|
|
инвалидность не оформлена
|
|
инвалидизирующих заболеваний нет
|
|
пользуется льготами (машина, путевки, талоны на такси, льгота на лекарства, бесплатный проезд и др.)
|
|
получает пенсионное пособие
|
|
2.4. Кто является опекуном ребенка-инвалида, подростка-инвалида:
|
мать
|
|
отец
|
|
родственник (указать ФИО, профессию, место работы и др.)
|
|
другое лицо (указать ФИО, профессию, место работы и др.)
|
|
2.5. Средний достаток семьи (выше или ниже прожиточного минимума в расчете на одного человека):
|
|
2.6. Имеются ли в семье транспортные средства:
|
у мужа
|
|
у жены
|
|
2.7. Есть ли в семье другие инвалиды (указать):
|
|
3. Социально-культурный уровень членов семьи
|
3.1. Образование (указать профиль полученного образования — гуманитарное, педагогическое, дефектологическое, техническое, название образовательного учреждения):
|
| отец
| мать
|
высшее
|
|
|
среднее специальное
|
|
|
среднее
|
|
|
3.2. Кем работает (указать должность):
|
| отец
| мать
|
|
|
3.3. Каких взглядов придерживается:
|
| отец
| мать
|
религиозных:
|
|
|
православие
|
|
|
католицизм
|
|
|
мусульманство
|
|
|
иудейство
|
|
|
других
|
|
|
атеистических:
|
|
|
3.4. Культурные интересы и предпочтения:
|
| отец
| мать
|
|
|
4. Особенности общения по наблюдению (нужное подчеркнуть, отметить)
|
4.1. Поведение во время консультации:
|
| отец
| мать
|
корректное
|
|
|
некорректное (в чем проявляется)
|
|
|
скрытен
|
|
|
тревожен
|
|
|
держит дистанцию
|
|
|
склонен к конфликтам
|
|
|
стремится к контакту
|
|
|
другое
|
|
|
4.2. Отношения в семье (с точки зрения каждого из родителей):
|
| отец
| мать
|
конфликтные
|
|
|
отчужденные
|
|
|
псевдосолидарные
|
|
|
адекватные
|
|
|
гармоничные
|
|
|
РАЗДЕЛ II. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье
Примечание. Данные для разделов II и III могут быть получены только экспериментальным путем. В соответствии с избранным субъектом (взрослые или дети) используются соответственно методики из параграфа 1. В зависимости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число использованных методик может меняться. Ниже приводятся примерные характеристики, которые могут быть получены по результатам исследования отдельными методиками.
Семейная социограмма:
определяется структура семьи.
Социограмма «Моя семья»:
определяется динамика развития семьи, изменения в ее структуре, связанные с рождением ребенка с отклонениями в развитии.
СМОЛ (СМИЛ — ММРI):
определяется личностный профиль и устанавливается тенденция к импульсивности (например, 43-12876/9), или тенденция к депрессии (например, 27-1346/89:), или др.
16 ФЛО — 105 Р. Кеттелла:
определяется личностный профиль;
устанавливается личностная тенденция (например, к замкнутости (А), подчиненности (Е), робости (Н) и др.).
13 СХП (Э. Г. Эйдемиллер):
определяется характерологическая доминанта (например, карта Б — индивид идентифицирует у себя характер с доминирующими гипертимными чертами) или др.
УНП:
устанавливается тенденция к невропатизации (оценка) или психопатизации (оценка).
ЦTO М. Люшера:
определение значения цифровой формулы выбора, интерпретация цветовых пар в первой и последней позициях, определение уровня тревожности (!).
PARI (1-й блок):
оценка интегрированности семьи (низкая, средняя, высокая), оценка характера супружеских отношений.
PARI (2-й блок):
определение типа родительско-детских отношений (оптимальные, гипоопека, гиперопека).
АСВ (Э. Г. Эйдемиллер):
определение модели семейного воспитания: оптимальная или неоптимальная (потворствующая гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипоопека, гиперопека, повышенная моральная ответственность).
ОРО (А. Я. Варга и В. В. Столин):
определение характера родительского отношения к ребенку (принятие, отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»).
«История жизни с проблемным ребенком»:
определение причин субъективных переживаний родителей, их особенностей и оттенков.
РАЗДЕЛ III. Оценка детско-родительских отношений
«Фильм-тест» Р. Жиля:
определение характера детско-родительских отношений (низкий, средний, высокий уровни сформированности отношений или личностных черт).
Рисуночные тесты:
определение характера внутрисемейной атмосферы (доброжелательная, недоброжелательная, отчужденная, враждебная);
оценка отношений и контактов ребенка с окружающими (оптимальные, недостаточные, фрустрирующие, симбиотические и др.).
«Два дома»:
определение приоритетов ребенка в отношениях с близкими и значимыми лицами («В красном домике со мной будут жить... в другом домике останутся...»).
«Лесенка для ребенка»:
определение предпочтений ребенка в его социальных контактах.
Психолог-практик, работающий с семьями воспитанников учреждения, может включить в схему (II и III разделы) только те методики, которые он считает наиболее валидными. Однако в целом желательно сохранить предлагаемую схему обследования, так как она облегчает итоговый сравнительный анализ полученных экспериментальных данных.
Анализ результатов и составление психологического заключения
|
Психологическое заключение по результатам диагностики традиционно пишется в свободной форме. Однако в нем должны быть отражены следующие аспекты: характер взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, избранные родителями, и главное — причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка.
В первой части заключения кратко отражаются общие сведения о семье конкретного ребенка, излагаются жалобы, опасения и потребности родителей.
Вторая часть отражает собственно результаты психологического изучения семьи, которые включают основные характеристики, определяющие внутрисемейную атмосферу:
| основная причина конфликтной ситуации в семье (трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, разногласия между родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка, развод, отчужденность от ребенка, неприятие его дефекта или другое);
|
| характер внутрисемейных взаимоотношений (гармоничные, конфликтные, псевдосолидарные, отчужденные, адекватные); ролевая структура семьи, определение лидера;
|
| индивидуально-личностные характеристики ребенка (тревожность, истеричность, агрессивность, любознательность, отгороженность, лидерство, другое); предпочтения, интересы, круг общения;
|
| особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи (любящие, теплые, уважительные, холодные, отчужденные);
|
| психологический тип каждого из родителей ребенка (невротичный, авторитарный, психосоматичный), степень выраженности личностных нарушений (норма — акцентуация);
|
| ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;
|
| особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей (оптимальные, гиперопека, симбиоз, гипоопека, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность и др.);
|
| влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.
|
Каждый из испытуемых — ребенок, отец, мать (или лица, их замещающие) — характеризуется отдельно.
В третьей части заключения по результатам психологического изучения устанавливается «семейный диагноз». Внутрисемейная атмосфера конкретной семьи может квалифицироваться как гармоничная или негармоничная. При выявлении более 50% отрицательных факторов семья может быть отнесена к категории семей социального риска. Также определяется вероятностный прогноз развития семьи: благоприятный или неблагоприятный.
Психологическое заключение также включает и рекомендации специалиста по преодолению имеющихся в семье проблем, отдельно для ребенка и отдельно для его родителей. Кроме этого даются рекомендации к проведению психокоррекционной работы с семьей. В рекомендациях указываются конкретные психокоррекционные мероприятия для каждого из близких ребенка и для него самого. Чаще всего предлагается посещение психокоррекционных занятий и определяется их форма (индивидуальные или групповые).
С данными, полученными в результате диагностического изучения проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии, должны быть ознакомлены специалисты (логопед, дефектолог, воспитатель), осуществляющие с ребенком коррекционную работу. Эта информация должна быть использована специалистами с целью установления сотрудничества учреждения с семьей ребенка с отклонениями в развитии для нейтрализации личностных переживаний родителей, связанных с дефектом ребенка, а самое главное, для коррекции психических нарушений и личностных особенностей ребенка и создания благоприятной внутрисемейной атмосферы для его оптимального развития.
Примеры психологических заключений представлены в Приложении 1.
Глава 4. Психологическое консультирование семей
Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:
- психолого-педагогическое консультирование;
- семейное консультирование;
- профориентированное консультирование.
Психолого-педагогическому консультированию должна предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушенного психофизического развития ребенка и установление возможностей семьи для дальнейшего рождения здоровых и полноценных детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: