Реализация принципов орфографии в русских учебниках
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В современных школьных учебниках по русскому языку орфография (от греч. орфо - правильно, графо ‒ пишу) - правописание - это система правил: ) о написании слов и их частей; ) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; ) об употреблении прописных и строчных букв; ) о переносе слов с одной стороны на другую. Орфограмма - это написание, требующее применения орфографического правила, или обращения к орфографическому словарю. В школьных учебниках 5 класса орфография представлена следующими разделами: ) проверяемые безударные гласные в корне слова; ) правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных; ) правописание О, Ё после шипящих в корне слова; ) правописание О, Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных; ) правописание гласных в приставках; ) гласные О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных; ) правописание согласных в корне слова; ) правописание согласных в приставках; ) буквы З и С на конце приставок; ) правописание Ы, И после приставок на согласный; ) непроверяемые безударные гласные и согласные корня ) правописание корней с чередующимися гласными О-И ) правописание корней с чередующимися гласными Е-И; ) правописание И, Ы после Ц; ) правописание Ь после шипящих. К морфологическому принципу можно отнести следующие правила: · проверяемые безударные гласные в корне слова; · правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных; · правописание согласных в корне слова; На правило - проверяемые безударные гласные в корне слова - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова, в которых гласные корня находятся под ударением.
Образец: посветить фонарём - свет, посвятить стихотворение - святость.
Зап..вать в хоре - зап..вать лекарство, пос..деть в саду - пос..деть от горя, раск..лоть щипцами - раск..лить докрасна, пол..скать ребёнка - пол..скать бельё.
На правило - правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Запишите словосочетания. Допишите окончания имён существительных, определяя их склонение и падеж.
Лететь в неб.., человек в шляп.., играть на компьютер.., бродить в перелеск.., приближаться к Лид.., бежать по дорог.., качаться на дерев.., приделать к калитк.., жить в радост.., нет печал.. игруст...
На правило - правописание согласных в корне слова - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Подберите (устно) к данным именам существительным однокоренные глаголы. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни слов.
Про..ьба, моло..ьба, ко..ьба, хо..ьба, ре..ьба.
К фонетическому принципу можно отнести следующие правила: · правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных; · правописание О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных; · буквы З и С на конце приставок; · правописание Ы, И после приставок на согласный; · правописание Ы, И после Ц. На правило - правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание о, е в окончаниях.
. Больш..му кораблю больш..е плавание. 2. У чуж..го огня не нагреешься. 3. Не железнымключ..мсердц.. открывается, а добротой. 4. Будь внимателен к совету старш..гобрата, а о младш..м заботься сам. 5. К больш..му терпенью придёт и уменье.
На правило - правописание О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетания с данными словами. Камыш..вый, грош..вый, холщ..вый, алыч..вый, хвощ..вый.
На правило -буквы З и С на конце приставок - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.
Ра..падаться,..падать, ра..бить,..близить, ра..валить,..варить, ра..грузить,..грузить, ра..двинуть,..двинуть.
На правило - правописание Ы, И после приставок на согласный - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Под..тожить результаты, с..гранный ансамбль, раз..скать родных, раз..грывать роль, сверх..нтересная постановка, без..нициативный работник, без..мянный палец, пред..дущий, пред..стория, без..сходный, под..скать, сверх..зобретательный.
На правило - правописание Ы, И после Ц- в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Прочитайте. Спишите слова, вставляя пропущенные ы, и.
Ц..рк, ц..фры, акац..я, зайц.., ц..плята, огурц.., улиц.., станц..я, милиц..я, репетиц..я, танц.., демонстрац..я, страниц...
К традиционному принципу можно отнести следующие правила: · непроверяемые бузударные гласные и согласные корня; · правописание корней с чередующимися гласными О - А; · правописание корней с чередующимисягласнымиЕ - И. На правило - непроверяемые бузударные гласные и согласные корня - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите полезные советы-шутки, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
Если сразу же после сна сделать утреннюю г..мнастику хотя бы их десяти упражнений, а потом умыться и старательно почистить зубы, то р..бота пойдёт в два раза быстрее. Если утром застелить свою кр..вать, аккуратно сложив..деяло и п..душки, то настроение будет в два раза лучше. Если перед обедом помочь маме нарезать б..тон, налить из к..стрюли в т..релки суп, а в ст..каны - к..мпот, то еда покажется в два раза вкуснее.
На правило -правописание корней с чередующимися гласными О, А - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы а или о. Расставьте ударение.
Сильно заг..реть, выг..реть от солнца, ог..рок свечи, пахнет г..рью, газовая г..релка, подг..ревшее молоко.
На правило -правописание корней с чередующимися гласными Е, И - в учебнике даны упражнения следующего типа: Задание: Спишите, распределяя словосочетания в два столбика. Вставьте пропущенные буквы е или и. Обозначьте условия выбора буквы в корне слова.
Соб..рать цветы, соб..русь в школу, уб..ри в комнате, доверие изб..рателей, расст..лать ковёр, пост..лить бельё, оп..реться на стол, оп..ршись на локоть. Дифференцированный принцип не представлен в учебниках для 5-го класса никакими правилами. Орфографию изучают в 5 классе, а повторяют в 10 классе. В учебнике 10 класса морфологический принцип представлен следующими правилами: · проверяемые написания Для закрепления материала даны следующие упражнения: Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках укажите проверочные слова.
Ум..лять свои заслуги - ум..лять о помощи, прож..вать в городе - прож..вать бутерброд, ч..стота ударов сердца - ч..стота русского языка, осв..щение в комнате - посв..тить жизнь любимому делу, прим..рить поссорившихся - прим..рять новое платье, сп..шите новое расписание - сп..шите делать добро, обв..вать ветром - разв..вать память, цветы стали ув..дать - ув..дать знакомого, выт..сненный из комнаты - выт..сненный узор, пот..рять престиж - пот..рать руки от удовольствия, опл..тить издержки - спл..титься во имя общего дела, упл..тнить сроки - упл..тить всю сумму.
Задание: Допишите окончания
Подойти к деревн.., приехать из деревн.., память о деревн.., благодаря переписк.., задание в тетрадк.., записано в тетрад.., лист из тетрадк.., упражнение из тетрад.., от имен.., в санатори.., на алле.., в здани.., в варень.., о гени.., в ине.., на лезви.., на остри.., в питани.., в плать.., на побережь.., в сознани.., об умени.., о фе.., в забыть.., на конференци.., о Мари.., о Марь...
Фонетический принцип: Задание: Подготовительный диктант
Бе..смысленный, бе..жалостный, бе..вкусный, бе..заботный, бе..шумный, бе..злобный, бе..следно, бе..счетный, во..буждение, во..хождение, в..дремнуть, во..становить, в..кипеть, и..править, и..следовать, неи..черпаемый, неи..сякаемый, ни..вергнуть, ни..послать, ни..ходящий, прои..шествие, ра..печатать, ра..грузить, ра..телить, ра..смотреть, ра..серженный, чере..чур,..бивчивый,..доровье,..гребать,..ползти,..дание,..жечь,..гущенка,..дравница,..дешний,..шить,..беречь,..держать.
Традиционный принцип: Задание: Вставьте пропущенные буквы а, о, е, и. при затруднении воспользуйтесь словарём
Б..ндероль, алг..ритм, инж..нер, б..седа, экск..ватор, м..ринад, с..рпантин, ижд..вение, ур..ган, п..ртьера, б..лкон, ф..аско, с..ната, нум..рация, в..рнисаж, в..кцина, г..раж, р..зонанс, агр..гат, т..бурет, юв..лир, акр..бат, в..ртуоз, ор..ол, к..блук, р..туал, эл..ксир, к..лчан, г..рмония, р..зиденция, отр..жение, тр..туар, д..ректива, комп..тентный, б..рьер, р..кошет, б..кал, сув..ренный, к..либри.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать. В работе над формированием орфографических навыков у учащихся необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|