Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов.
Адаптивная рабочая программа «Изучаю мир вокруг нас» На 2015-2016 уч.год Рябковой Татьяны Георгиевны
Пояснительная записка Данная программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребѐнка со всей окружающей его действительностью. Программа основана на концепции Ломоносовской школы, которая включает в себя сочетание развивающего обучения с комплексным развитием говорения, слушания, чтения и письма. Цели курса «Изучаю мир вокруг» для дошкольников – 1) научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; 2) способствовать развитию дошкольников; 3) знакомство с родным языком и развитие речи. Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов. Благодаря такой постановки задачи в ребѐнке воспитывается аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, именно эти элементы общей и научной культуры готовят детей к будущему освоению научного языка. Общая задача всех занятий по курсу - формирование навыков общения, активация и обогащение словарного запаса, развитие моторики, внимания и мышления. В основе занятий лежит игра, важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование.В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов – это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, педагог незаметно руководит творчеством ребѐнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Большинство занятий строятся в рамках технологии «самостоятельного открытия детьми нового знания» В возрасте 6 лет у ребѐнка развиваются психопознавательные процессы, побуждающие его активно и самостоятельно изучать окружающую среду. Задача педагога – помочь ребѐнку через мотивационную игру научиться свободно ориентироваться в окружающей его действительности. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребѐнка средствами курса окружающего мира. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению методов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам окружающей действительности. Первоначальные естественнонаучные знания, в особенности о живых существах и их взаимодействиях, должны быть получены ребенком еще до школы. В процессе дошкольного обучения и воспитания о различных живых организмах (растениях, животных, грибах),необходимо привить умение различать их, наблюдать жизненные функции(питание. дыхание, рост и т.д.). Важно дать понятия о жизненных функциях и потребностях человека и его общности с другими живыми существами; привить навыки ухаживания за животными и растениями; научить наблюдать смену состояния окружающей природы в связи с погодой, сезонами года. У детей должны быть воспитаны правила соблюдения норм поведения в природе. В младшем школьном возрасте чрезвычайно важно научить ребёнка видеть красоту окружающей природы и понимать целесообразность приспособления каждого организма (в т.ч. и человеческого) к условиям его существования. Необходимо на доступных примерах объяснить, почему вес живые существа нуждаются во взаимодействии. «Изучаю мир вокруг» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения. Также курс направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира».
«Изучаю мир вокруг” направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы. Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. В процессе упражнений, игр дети выполняют несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо, налево, сзади, впереди, за, под, перед и др.), определяют форму предметов их цвет и размер. Усваивают значение слов “вчера”, “сегодня”, “завтра”. Ориентируются в понятиях “время”, “давно”, “недавно” “долго” “недолго”, “ещё”, “будет” и др. К концу года дети должны: Ориентироваться в пространстве; · Определять форму предмета, используя геометрические фигуры как эталон;
· Различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года; Различать объекты живой и неживой природы;· Знать и соблюдать правила поведения в природе, беречь и охранять природу; · Различать виды транспорта и правила поведения в нем; · Знать названия и трудовые действия некоторых профессий; · Расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов . Виды занятий: игры, беседы, тематические мероприятия, наблюдения, экскурсии, опыты, просмотр обучающих дисков, групповая и индивидуальная работа, занятия-путешествия, игры- эксперименты с материалом Оборудование: наглядный, демонстрационный, раздаточный, дидактический материал; применение ТСО и ИКТ; спортивный инвентарь; краски; цветные карандаши; листы формата А4; рабочие тетради, песок, металл, камень, ткань, древесина, пособия, термометр, календарь погоды. Результатом реализации программы становится мониторинг успешности овладения знаниями.
Для реализации программы используются пособия из серии «Ломоносовская школа»: Липская Н.М. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 6-7 лет. – М.: Эксмо, 2014 – 136с. На занятия по разделу «Окружающий мир» отводится 1 занятие в неделю, в год 34 часа Дошкольник получит возможность научиться: -приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); -описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, -различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, -характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения; -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); -вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, -исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); -различать разные профессии; -различать полевые культурные растения, овощи, фрукты; -различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|