Автоматизация произношения звука «С»
Стр 1 из 11Следующая ⇒ СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗДЕЛАХ (указаны номера рифмовок для отработки соответствующих звуков) Продолжение схемы Синицына И. Ю. Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально написанных для того, чтобы дети могли отработать практически все «логопедически трудные» звуки. Эти стихи очень легко запоминаются, а их игровой характер помогает поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям. Дети без логопедических проблем могут использовать их как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного чтения. Педагоги, занимающиеся с детьми развитием речи, найдут в предлагаемом пособии богатый материал для развития фонематического слуха своих маленьких учащихся. Книга адресована логопедам, воспитателям детских садов, учителям младших классов, а также родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. СОДЕРЖАНИЕ 1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ (логопедическое предисловие)....................... 5 ОТ АВТОРА.................................................................................................................................. 8 Раздел 1. ГРУППА СВИСТЯЩИХ........................................................................................ 11 Раздел 2. ГРУППА ШИПЯЩИХ............................................................................................ 69 Раздел 3. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ, РАЗДЕЛ 4. ЗВУКИ «Т», «Д», ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ................................ 174 РАЗДЕЛ 5. СОНОРЫ И ЙОТОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ..................................................... 205
1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ Как известно, работа логопеда с детьми, испытывающими трудности в произношении тех или иных звуков, включает в себя несколько этапов. Первый этап, этап постановки звука и его автоматизации в отдельных слогах и словах, достаточно подробно описан в любой специальной литературе и, наверное, не требует дополнительного освещения в изданиях наших дней. Следующему этапу, этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, также посвящено несколько авторитетных изданий, в которых приводится множество замечательных стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы даже у опытного логопеда могут возникнуть затруднения. Зачастую эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-12, а то и 16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти рифмованные строки изобилуют нужными логопеду звуками. Но ещё сложнее дело обстоит, если необходимо отработать в стихах произношение таких звуков, как «Д»—«ДЬ», «Г»—«ГЬ», «X»—«ХЬ» и т. п. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях. Однако ещё более остро дефицит речевого материала ощущается, когда речь идёт о дифференциации трудно различаемых детьми звуков. Если материалов на одни традиционные дифференцировки («С»—«Ш», «З»—«Ж», «Л»—«Р» и т. д.) в литературе достаточно, то на другие, более тонкие дифференциации («ГЬ»—«ДЬ», «КЬ»—«ТЬ», «Ч»—«ТЬ» и т. п.), его или очень мало, или же нет совсем. Но и в этом, и в другом случае очевидно, насколько удобно и полезно было бы логопеду иметь под руками подборку стихов, специально написанных для облегчения этой сложной дифференцировочной работы.
Именно такое пособие и предлагается настоящим изданием. Это пособие уникально сразу в нескольких направлениях. Во-первых, все включенные в него рифмовки, их около 1200, специально созданы в первую очередь как речевой материал для работы по автоматизации и дифференциации различных групп звуков, а следовательно, эти звуки встречаются в них намного чаще, чем в других детских стихах, в том числе тех, которые обычно приводятся в логопедических пособиях. Во-вторых, благодаря своему живому игровому характеру и небольшому объёму эти рифмовки легко запоминаются и способствуют поддержанию интереса ребёнка к логопедическим занятиям. В-третьих, в них отрабатываются практически все группы звуков, для автоматизации которых трудно, а то и невозможно найти материал в специальной литературе. В-четвёртых, очень широко и полно представлены пары для дифференциации звуков, близких по способу образования и звучания. Среди этих дифференцируемых пар кроме традиционных присутствуют и нетрадиционные. Как известно, трудность различения звуков находится в прямой зависимости от типа искажения данных звуков. Так при губно-зубном произношении свистящих и шипящих звуки «С» и «Ш» слышатся как звук «Ф», а следовательно, необходим материал для дифференциации таких пар звуков, как «С» — «Ф», «СЬ» — «ФЬ», «Ш» — «Ф», «Ж» — «Ф». При так называемом «тетизме», когда вместо свистящих и шипящих произносятся соответственно звуки «Т» и «Д», необходим материал на дифференциацию пар «С» — «Т», «З» — «Д», «Ш» — «Т», «Ж» — «Д», «СЬ» — «ТЬ», «ЗЬ» — «ДЬ», «Щ» — «ТЬ», «Ч» — «ТЬ». Большую сложность в работе над дифференциацией звуков представляет группа детей-логопатов с дефектом бокового произношения, который может охватить почти все группы согласных звуков и звук «Й». У таких детей при боковом произношении одинаково звучат: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ш», «Ж», «Щ», «X», «ХЬ»; «Ц», «Ч», «ТЬ», «ДЬ», «КЬ», «ГЬ»; «РЬ», «ЛЬ», «Й», что также даёт сразу несколько пар звуков для дифференциации. В пособии стихотворный материал для дифференциации звуков распределён по принципу усложнения: сначала даются «облегчённые» рифмовки, затем — более насыщенные. Важно отметить, что все эти рифмовки составлены человеком, чья профессиональная деятельность (детский психолог-педагог) — это постоянный, непосредственный, творческий контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому они проникнуты пониманием детского мировоззрения и любовью к детям.
Бесспорно, использование данного пособия в логопедической работе поможет нашим маленьким гражданам успешно справиться с трудностями, связанными с дефектами произношения, снять негативизм, который часто становится барьером при общении с окружающими, расширит кругозор, пополнит словарный запас, а также вызовет положительную эмоциональную реакцию детей, органично вписывая логопедическую работу в живую, творческую атмосферу детской игры. Трифонова Татьяна Михайловна, логопед ОТ АВТОРА Дорогие родители! Уважаемые педагоги! Мы с вами хорошо знаем, как радостно заниматься с ребенком, если, у него блестят глаза и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу» и огорчался, чувствуя явное или скрытое сопротивление ребенка тому, чему мы его собираемся научить. Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа! Что мы делаем в таких случаях? Иногда начинаем настаивать на своем: «Это надо! Хочешь, не хочешь — изволь выполнять!» Казалось бы правильная позиция — ребенку действительно вредно делать только то, что ему хочется. Но почему-то после таких занятий в душе остается какой-то тяжелый осадок, а ребенок все больше и больше укрепляется в чувстве, что учение — это нечто изнуряющее, скучное, безрадостное... Какой уж там блеск в глазах! Насилие и радость редко уживаются вместе. А возможно, мы и не пытаемся научить ребенка ничему такому, что не вызывает у него интереса. Мы отступаем сразу — ведь ребенок «не хочет»... И опытный педагог, и чуткий родитель прекрасно понимают, что первая и едва ли не главная задача — сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел.
И тут начинается поиск. Ребенок любит зверюшек? Давайте устроим звериную школу — причем не формальную, а настоящую — такую, в которой у каждого ученика будет свой характер и даже, возможно, свой голос! В такую игру можно вплести любое наше задание. А может, он любит самолеты? Поиграем в пилотов, которые выполняют заданные рейсы и сталкиваются с трудностями (конечно, при этом мы продумаем все подробности — договоримся, что будет символизировать самолет, как будет отмечаться путь от пункта к пункту, какими будут условия получения топлива и так далее). Ребенок любит машины? Давайте их «чинить», устранять неполадки... Мы назовем наше задание по-другому — и оно обретет новый смысл. Мы прислушаемся к ребенку — и он сам поведает нам, как его нужно обучать. И наш учительский монолог превратится в прекрасный диалог двух (или более) личностей. Но сначала давайте согласимся выслушать того, кого мы хотим обучать. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявить творчество. Когда моя пяти-, а затем шестилетняя дочка, которой долго не давались шипящие и свистящие, начала заниматься с логопедом, мы быстро обнаружили, что «техническая» сторона процесса, предполагающая многократное домашнее проговаривание различных слов — занятие, увы, не слишком увлекательное и для нашей кипучей натуры малоподходящее. «С ок... с ок... с ок... С ом... с ом... с ом... С он... с он... с он...». А в жизни столько интересного! Вот мы и начали фантазировать. Слово «с ок» заболело! Лежит, не двигается... Заболело оно в звуке «с» — так сказал доктор. Будем лечить. Даем невидимую таблетку. Ну-ка проверим... Нет, пока не полегчало. Еще таблетку... О, ему уже лучше! Теперь еще... Щеки порозовели! Еще... Пальчиком двинуло! Еще... Рукой пошевелило... И так далее, пока на ноги не встанет! Но нужны не только слова, нужны фразы. Фантазируем дальше. Словам очень грустно и одиноко. Как бы им подружиться? Как их связать вместе? Давай придумаем... Вот и появились первые фразы — они не могут быть неинтересными, их придумал сам ребенок! «С ом любит пить с ок, потом он идет спать и видит с он!» Вот слова и подружились! Как же они обрадовались — прямо впляс пустились! И песенка подходящая нашлась: Я — большой усатый сом, Пью я соки перед сном. Жаль, что соли в речке нет — Суп без соли ем в обед! Игра понравилась. И дочери, и мне. Нашему замечательному логопеду Татьяне Михайловне Трифоновой она понравилась тоже. Стишков накопилось много. Мы радовались все вместе. Начались разговоры о других детях, о других звуках. Наверное, так и появилась идея создания логопедического пособия. Конечно, хотелось отразить в нем разные интересы детей — чтобы каждому было из чего выбрать.
И теперь нам очень хочется пригласить к творчеству и вас. Наверное, не стоит просто заучивать эти стишки все подряд. Может, лучше сначала выделить те, которые показались более интересными. Пусть выберет сначала сам ребенок, а потом, к примеру, любимая игрушка. Сначала одна, потом другая — может быть, им понравится что-то иное. Дети очень любят выбирать! А может, мы будем «приземляться» наугад и читать тот стишок, куда прилетели. А может, мы раскрасим картинку (как это красиво!) и найдем, с каким стишком она дружит?.. Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество! Раздел 1.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «С» СА Вот до са да так до са да: Не растёт в са ду рас са да! Кот-кра са вец два часа Любовался: «Чуде са! Са мый, са мый я у са тый, Са мый, са мый поло са тый! И любая поло са Мне милей, чем колба са!» Сви са ют пару са: До рей са — три ча са!.. 4 От гиены поло са той Нас спа са л гу са к но са тый. Опи са л пи са тель, Как нас спа са л спа са тель! Са хар, каша из ов са, Са ло, са йки, колба са — Всё са мо собой явилось! Вот так с катерть! Чуде са! Са ня с собакой по са ду гулял, Топал по лу ж ам и са блей махал. С ловно са лют вылетал из-под ног... В лу ж е остался Са нин са пог! И с А нечкой, и с А ллочкой Играла Са ша в са лочки! А с А сей и с С у са нночкой Катался я на са ночках! СО — Ну и со н! — сказал ко со й. — Я по сс орился с ли со й! С крыться где? Кругом пе с ок! Я — по сопкам и в ле со к! С кво з ь вы со кую о со ку Видно со йке, как вы со ко Со рок со колов летят, С со сен со вушки с ледят! С прячет со йка с вой но со к, С молкнет со йкин голо со к...
У Со мовой Со ни разлился ква со к — На Со нин но со к и на мой поя со к... Под со хнет на со лнышке Со нин но со к, Под со хнет на со лнце и мой поя со к! 11 Ты — С ы со й, И я — С ы со й! Ты — в кро ссо вках, Я —бо со й! СУ 12 С у тра су харики и су шки Су рки су шили и не су шки. Су слик был су дья су ровый: В су д ли су он вызвал с нова! Что носят в су мках су даки? Су кно с ебе на с юртуки! Ри су ю су гробы, ко су лю в ле су, Ко су ле в по су де я ри су не су. СЫ У гу сы ни, у гу сы ни Сы новья всегда бо сы е! Сы новья её бо сы, А в поле сы ро от ро сы! У сы чихи — бу сы, клип сы, У сы ча — ча сы и чип сы, А сы чонок, их сы нок, Ест с изюмчиком сы рок! СА, СО, СУ, СЫ, С 18 Я — большой у са тый со м. Пью я со ки перед с ном. Ж аль, что со ли в речке нет Су пбез со ли ем в обед! Со ня спит и видит со н: Су к с огромным су ндуком! Кто зале з на этот су к И повесил там су ндук? У меня — красавица ко са. Как-то в ней запуталась о са. Были бы не ко сы, а у сы — В них бы не запуталось о сы! 21 — Как бле с тит в траве ро са! — Молвит ры ж ая ли са. — Вот бы бусы для лисы Сделали из той ро сы! Поло ж ите на весы Двести граммов колбасы, Сыра то ж е граммов двести, И со си со к вкусных взвесьте! 23 Со кол и со ва в ле су Ели сы р и колба су, Со сметаной и со у сы, С ук сусо м анчоу сы! С мело сы н на са нки с ел, С мело с горки полетел! С куклами Со ня играла в пе со к. — Ку са ть! — услышали мы голо со к. С ела со бачка, не в с илах понять: «Ку са ть?» А мо ж ет быть, надо «ку са ть?» Ри с в кастрюлю, Со ня, сы пь! О с торо ж но, не про сы пь! Был курно сы м Са нин но с. Са ня выро с — но с подро с! Пыле сос ить Са ша с тал — Пыле сос но со к в соса л! — Са м до с тану я но с ок! С тойте! Это ж поя со к! Длинным поя с получил ся — Ве с ь но со к мой ра с пу с тил ся! Ве с ь наш кла сс любит ква с! Ква с и со к в че с ти у на с! Вон, с мотри, ле с ок сос новый А у Са ни — компа с новый! Наш ве с ёлый кла сс в тот ле с Вё з автобу с «Мер с еде с»! — Что там, в по с ылке? — С транный вопро с! Компа с, по су да, Подно с и на сос! Допи са ть су мел Бори с Букву «и» — и вот с юрпри з! Превратил ся «ри с» в «ири с» С рочно фоку с нику при з! Какту с на на с По с мотрел с верху вни з: — С тоит ли с тройным быть Как кипари с?
СТ, СН, СК, СВ и др. 34 Е ст ь у на с овечек ст адо — Выпа с ать в ст епи их надо! Ст ая с оек ск ок-по ск ок! С о ск амейки на пе с ок! Ск олько сн егу намело! Ст ало в с ё св етлым- св етло! Со сн ы сн е ж ные ст оят, Сл овно в ск а зк е ле с и с ад! На ст адион ст удент Ст епан ст ремит ся! Св ой ба ск етбол он пропу ст ить боит ся! В ст оловой — ст улья и ст олы, А на ст олах ст оят ст аканы... Ст уденты ст удень е ст ь дол ж ны, Бифште кс ы е ст ь ст уденты ст анут!..
На с ст упеньки на ск алу ведут! Ск азочной принце сс ы замок тут! С отня с о с ен — ст о ст волов, Св етлых ска зочных ст олбов! И ст оит на тех ст волах Цар ст во св ета в облаках! Про ли с у со ск алочкой Сл ушай ск а зк у, Сл авочка! По ст епи ст релой не с утся ск акуны! Ск олько св ета, ск олько с олнца и ве сн ы!
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ Пё с ик е с ть у Ко с тика — Он с ов с ем бе з хво с тика! Ах, про с тите, хво с тик е с ть! Он у с пел на хво с тик с е с ть! — Что, ли с ичка, загру с тила? — У ли с ички я с про с ила. — Я б гу с ятник наве с тила, У гу с яток пого с тила... Днём о с енним, в во с кре с енье С еня но с ит с ено в с ени. Что ты но с ишь с ено, С еня? Не для с ена во с кре с енье! Ло с ь с про с ил с воих ло с ят, Гу с ь с про с ил с воих гу с ят, Ры с ь с про с ила у ры с ят: — Где тут пер с ики ви с ят? Наш С ерё ж а был ве с ёлым, Ве с елил он ве с ь по с ёлок! 48 Пё с ик прыгал и крутил с я, И за хво с тиком но с ил с я! Во с емь ра з ве с ёлый пё с ик Уку с ил с ебя за хво с тик! А с я, с ядь в бе с едку, По с иди с с о с едкой! Мы с егодня вме с те В с е припомним пе с ни! У Лю с еньки с Мару с енькой С ерё ж ки е с ть и бу с ики, А Ва с енька с Тара с иком Поймали с емь кара с иков! Подарил Мак с им с е с трёнке С тёклышки и ше с терёнки, С еренькие тро с ики, От ча с иков коле с ики!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|