Применение упражнений с элементами хатха-йоги
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Л.Б.Кокотова, инструктор по физической культуре высшая категория г. Сургут, МБДОУ №17 «Белочка» E-mail: kokotova_l@mail.ru «Здоровье – всё, но всё без здоровья – ничто». Ключевые слова: хатха-йога, дети дошкольного возраста, развитие гибкости.
По мнению выдающегося русского физиолога П.К.Анохина, "... йога - это, прежде всего, гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом, думается, ее глубокая воспитательная ценность... ". Исследования Л. Латохиной, А. Бокатова, С. Сергеева показывают, что гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям уже с трехлетнего возраста. Эти упражнения не требуют специального оборудования и приспособлений. Большинство упражнений хатха-йоги "копируют" позы животных, птиц, различные предметы, деревья. Знакомые образы помогают детям лучше представить ту или иную позу, пробуждают фантазию, способствуют развитию воображения. Благодаря этому, дети с большим интересом выполняют упражнения, легче осваивают их.
Опираясь на пособие «Хатха – йога для детей» (автор Л.И. Латохина), в основном, использую упражнения для развития гибкости позвоночника, правильной регуляции внутренних органов, создания положительных эмоций, душевного равновесия и гармонии с окружающим. Основу йоги составляют статические упражнения, которые выполняются плавно и осмысленно в спокойном ритме. Упражнения с элементами Хатха - йоги способствуют: - развитию качеств, необходимых человеку в жизни; - расширению диапазона возможностей тела; - всестороннему развитию дыхательного аппарата; - очищению и тонизации внутренних органов.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась в детском саду в течение пяти лет. Выполняются упражнения на ровной твердой поверхности в хорошо проветриваемом помещении. Введение упражнений с элементами хатха-йоги в процесс физического воспитания начиналось со второй младшей группы. С детьми четвертого и пятого года жизни применялись упражнения без концентрации внимания на терапевтическом эффекте и дыхании, каждый ребенок выполнял упражнение в силу своих возможностей и желания. Строго регулировалось время выполнения упражнений - от 2-3 с с малышами до 15-20 с со старшими дошкольниками. После их окончания использовались упражнения на расслабление. Детям старшего дошкольного возраста (шестого-седьмого года жизни) сообщались сведения о том, на какой орган воздействует то или иное упражнение, асаны выполнялись с четким соблюдением исходного положения, с концентрацией внимания на работе и расслаблении отдельных мышечных групп, с правильным дыханием.
Применялись наглядные методы обучения: показ упражнений, использование наглядных пособий "Йожка", имитация, тактильно-мышечные приемы, непосредственная помощь детям в выполнении упражнений. Использовались различные игровые формы обучения - двигательные сказки, сюжетные игры и т.д. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что упражнения с элементами хатха-йоги, постоянно включаемые в содержание физкультурных занятий, утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, способствуют развитию у детей гибкости (табл. 1). Положительные изменения в отношении здоровья детей обеспечивались семинар-практикум «Применение элементов Хатха-йоги для оздоровления детей», папка-передвижка «Осанка по заказу», памятки для родителей «Йога и здоровье», «Йога для малышей», консультации «Дышите правильно», «Хатха-йога. Путь к себе», газета детского сада. Целебная сила йоги известна человечеству уже много веков. Она помогает восстановить не только физическое здоровье, но и возвращает душевное равновесие и спокойствие. Занятия йогой, кроме практической пользы, всегда доставляют детям много радости и удовольствия. И хотя впереди еще много работы, первые результаты убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения поможет на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей, живущих на Крайнем Севере. Отсюда следует сделать вывод, что комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста дает свои положительные результаты. В 2006 году программа «Использование элементов хатха-йоги и влияние их на физическое оздоровление детей дошкольного возраста», получила свидетельство муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития образования» г. Сургута. Программа была представлена в Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, получила диплом участника III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» г. Москва. В 2007 году являлась участником Всероссийской научно-практической конференции «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития».
Таблица 1 Показатели, характеризующие изменения уровня развития гибкости у детей в процессе педагогического эксперимента (%)
Литература 1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий» - М: 5 за знания, 2005г.-112 с.- (Методическая библиотека). 2. Йог Рамачарака «Наука о дыхании индийских йогов». Репринтное воспроизведение издания 1916 года. – СП «Бук Чембэр Интернэшнл» 1990г.-94 с. 3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.: илл. 4. Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей: Кн. для учащихся и родителей».-М.: Просвещение, 1993.-160 с.: ил.-(Школа здоровья). 5. Перов С.Н. «Практическая методика школы йоги «Саттва Гуна» - М: Всесоюзный фонд «Оздоровление и спорт» 1988. – 18 с. 6. Петленко В.П. «Валеология человека» (3-й том) – М: «Медицина», 1986г. – 433 с. 7. Тетерников Л.И. «Хатха-йога для начинающих» - М: Всесоюзный фонд «Оздоровление и спорт», 1990г. – 130 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|