Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение упражнений с элементами хатха-йоги

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л.Б.Кокотова, инструктор по физической культуре

высшая категория

г. Сургут, МБДОУ №17 «Белочка»

E-mail: kokotova_l@mail.ru

«Здоровье – всё, но всё без здоровья – ничто».

Ключевые слова: хатха-йога, дети дошкольного возраста, развитие гибкости.

Упражнение «Лев»
Актуальность исследования. Современное общество с его стремительными темпами развития, новые информационные технологии, предъявляющие все более высокие требования к здоровью человека, требуют новых подходов в организации физического воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается возрастание физической и умственной нагрузки на ребенка и, в то же время, ослабление его физического здоровья. Решить эту проблему возможно через формирование мировоззренческой ориентации ребенка на здоровый образ жизни, развитие его личного потенциала, в том числе нетрадиционными системами, в частности, используя упражнения с элементами хатха-йоги.

По мнению выдающегося русского физиолога П.К.Анохина, "... йога - это, прежде всего, гимнастика, укрепляющая человеческую волю. Она приучает нас к каждодневному преодолению трудностей, пусть небольших. И в этом, думается, ее глубокая воспитательная ценность... ".

Исследования Л. Латохиной, А. Бокатова, С. Сергеева показывают, что гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям уже с трехлетнего возраста. Эти упражнения не требуют специального оборудования и приспособлений. Большинство упражнений хатха-йоги "копируют" позы животных, птиц, различные предметы, деревья. Знакомые образы помогают детям лучше представить ту или иную позу, пробуждают фантазию, способствуют развитию воображения. Благодаря этому, дети с большим интересом выполняют упражнения, легче осваивают их.

Опираясь на пособие «Хатха – йога для детей» (автор Л.И. Латохина), в основном, использую упражнения для развития гибкости позвоночника, правильной регуляции внутренних органов, создания положительных эмоций, душевного равновесия и гармонии с окружающим. Основу йоги составляют статические упражнения, которые выполняются плавно и осмысленно в спокойном ритме.

Упражнения с элементами Хатха - йоги способствуют:

- развитию качеств, необходимых человеку в жизни;

- расширению диапазона возможностей тела;

- всестороннему развитию дыхательного аппарата;

- очищению и тонизации внутренних органов.

Упражнение «Горка»
Цель исследования - изучение влияния упражнений с элементами хатха-йоги на уровень развития гибкости.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась в детском саду в течение пяти лет.

Выполняются упражнения на ровной твердой поверхности в хорошо проветриваемом помещении. Введение упражнений с элементами хатха-йоги в процесс физического воспитания начиналось со второй младшей группы. С детьми четвертого и пятого года жизни применялись упражнения без концентрации внимания на терапевтическом эффекте и дыхании, каждый ребенок выполнял упражнение в силу своих возможностей и желания. Строго регулировалось время выполнения упражнений - от 2-3 с с малышами до 15-20 с со старшими дошкольниками. После их окончания использовались упражнения на расслабление.

Детям старшего дошкольного возраста (шестого-седьмого года жизни) сообщались сведения о том, на какой орган воздействует то или иное упражнение, асаны выполнялись с четким соблюдением исходного положения, с концентрацией внимания на работе и расслаблении отдельных мышечных групп, с правильным дыханием.

Применялись наглядные методы обучения: показ упражнений, использование наглядных пособий "Йожка", имитация, тактильно-мышечные приемы, непосредственная помощь детям в выполнении упражнений. Использовались различные игровые формы обучения - двигательные сказки, сюжетные игры и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что упражнения с элементами хатха-йоги, постоянно включаемые в содержание физкультурных занятий, утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, способствуют развитию у детей гибкости (табл. 1).

Положительные изменения в отношении здоровья детей обеспечивались семинар-практикум «Применение элементов Хатха-йоги для оздоровления детей», папка-передвижка «Осанка по заказу», памятки для родителей «Йога и здоровье», «Йога для малышей», консультации «Дышите правильно», «Хатха-йога. Путь к себе», газета детского сада.

Целебная сила йоги известна человечеству уже много веков. Она помогает восстановить не только физическое здоровье, но и возвращает душевное равновесие и спокойствие. Занятия йогой, кроме практической пользы, всегда доставляют детям много радости и удовольствия.

И хотя впереди еще много работы, первые результаты убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения поможет на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей, живущих на Крайнем Севере.

Отсюда следует сделать вывод, что комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста дает свои положительные результаты.

В 2006 году программа «Использование элементов хатха-йоги и влияние их на физическое оздоровление детей дошкольного возраста», получила свидетельство муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития образования» г. Сургута. Программа была представлена в Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, получила диплом участника III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» г. Москва. В 2007 году являлась участником Всероссийской научно-практической конференции «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития».

Таблица 1

Показатели, характеризующие изменения уровня развития гибкости у детей в процессе педагогического эксперимента (%)

 

Опытные группы, этапы эксперимента Уровень развития гибкости
Высокий Средний Низкий
IX V IX V IX V
Экспериментальная группа (n=23)
2005-2006 учебный год 0,0 2,0 77,0 77,0 23,0 21,0
2006-2007 учебный год 1,0 11,0 51,0 68,0 48,0 21,0
2007-2008 учебный год 7,0 18,0 50,0 65,0 43,0 17,0
2008-2009 учебный год 21,0 24,0 66,0 67,0 13,0 9,0
2009-2010 учебный год 26,0 31,0 51,0 61,0 23,0 8,0
Контрольная группа (n=24)
2005-2006 учебный год 0,0 5,0 44,0 65,0 56,0 30,0
2006-2007 учебный год 1,0 7,0 47,0 67,0 52,0 26,0
2007-2008 учебный год 2,0 8,0 52,0 66,0 46,0 26,0
2008-2009 учебный год 13,0 17,0 66,0 63,0 21,0 20,0
2009-2010 учебный год 18,0 21,0 56,0 61,0 26,0 18,0

Литература

1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий» - М: 5 за знания, 2005г.-112 с.- (Методическая библиотека).

2. Йог Рамачарака «Наука о дыхании индийских йогов». Репринтное воспроизведение издания 1916 года. – СП «Бук Чембэр Интернэшнл» 1990г.-94 с.

3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.: илл.

4. Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей: Кн. для учащихся и родителей».-М.: Просвещение, 1993.-160 с.: ил.-(Школа здоровья).

5. Перов С.Н. «Практическая методика школы йоги «Саттва Гуна» - М: Всесоюзный фонд «Оздоровление и спорт» 1988. – 18 с.

6. Петленко В.П. «Валеология человека» (3-й том) – М: «Медицина», 1986г. – 433 с.

7. Тетерников Л.И. «Хатха-йога для начинающих» - М: Всесоюзный фонд «Оздоровление и спорт», 1990г. – 130 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...