Определение мощности двигателя и построение его внешней скоростной характеристики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Севастополь
УДК 629.113
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Автомобили” / Сост. В.Н. Торлин, В.В Мешков, С.В. Огрызков, И.Ю. Чуйко – Севастополь: Изд-во Сев НТУ, 2008.– 84 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам при изучении и проведении лабораторных работ по разделу «Теория автомобиля» курса «Автомобили». Излагаются основные теоретические сведения, порядок выполнения и требования к оформлению отчетов по проведению лабораторных работ. Методические указания предназначены для студентов направления “Автомобильный транспорт ” всех форм обучения.
Методические указания рассмотрены и утверждёны на заседании кафедры Автомобильного транспорта (протокол № 1 от 02.09.2008 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.
Рецензент: Копп В. Я., доктор технических наук, проф. кафедры АПС
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лабораторная работа № 1. Изучение технических характеристик дорожных транспортных cредств….…...4 2. Лабораторная работа № 2. Органы управления дорожно-транспортных средств……………………............17 3. Лабораторная работа № 3. Исследование сцепных свойств протектора шины автомобиля………….……..29 4. Лабораторная работа № 4. Определение коэффициента сопротивления качению автомобиля……..………37 5. Лабораторная работа № 5. Определение коэффициента сопротивления качению автомобиля методом выбега……………………………………………………………………….………44 6. Лабораторная работа № 6. Определение коэффициента обтекаемости автомобиля………..………………..48 7. Лабораторная работа № 7. Исследование тягово-динамических качеств автомобиля…….……….………..54
8. Лабораторная работа № 8. Исследование эффективности тормозной системы автомобиля………………..68 9. Лабораторная работа № 9. Испытания дорожных транспортных средств на проходимость…….………….75 Библиографический cписок………..……………………….……………...84
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Цель работы: - научиться определять размерные параметры дорожных транспортных средств (ДТС) и составлять техническую характеристику автомобиля.
1.1. Теоретический раздел
Автомобиль состоит из следующих основных узлов: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, кузов, электрооборудование и органы управления всеми узлами и механизмами.
Таблица 1.1 – Условные обозначения и сокращения принятые в обозначении технической характеристики дорожно-транспортных средств
На рисунках 1.1 – 1.6 показаны условные обозначения размерных параметров автомобилей: - габаритная длина, мм; - габаритная ширина, мм; - габаритная высота , мм; - колея передних колес, мм; - колея задних колес, мм; - передний свес, мм; - передний угол свеса , град; - задний угол свеса , град; - просвет под передней осью , мм; - просвет под задней осью , мм; - расстояние от задней стенки кабины до задней оси, мм; - база автомобиля, мм; - база тележки, мм; - высота погрузочная пола автобуса , мм; - высота погрузочная седельно-сцепного устройства седельного тягача , мм; - высота бортов, мм; - высота кузова внутренняя и кузова самосвала, мм; - высота подножки автобуса , мм; - высота салона автобуса, мм; - смещение седельно-сцепного устройства, мм; - длина кузова внутренняя, мм; - расстояние от подушки переднего сиденья до внутренней обивки потолка, мм; - расстояние от подушки заднего сидения до внутренней обивки потолка, мм; - ширина сидений передних, мм; - ширина сидений задних, мм; - ширина передней двери автобуса, мм; - ширина задней двери автобуса, мм; - ширина двери (в свету), мм; - максимальная ширина прохода между рядами сидений в автобусах, мм; - ширина кузова внутренняя, мм; - ширина ДТС по боковым зеркалам заднего вида, мм; - расстояние от оси отверстия под шкворень седельно-сцепного устройства до задней стенки кабины или другой ближайшей точки, мм; - задний габаритный радиус седельного тягача, мм. Примечания. - замеряется на груженом автомобиле.
Классификации ДТС представлены в таблицах 1.2 – 1.4.
Таблица 1.2 - Классификация легковых автомобилей по объему двигателя
Таблица 1.3 - Классификация грузовых автомобилей
Таблица 1.4 - Классификация автобусов
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения ДТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда цифр. Первая цифра обозначает класс ДТС: - по рабочему объему двигателя – для легкового автомобиля; · до 1,1 – 1, · свыше 1,1 до 1,8 – 2, · свыше 1,8 до 3,5 – 3, · свыше 3,5 – 4. - по габаритной длине – для автобуса; · до 5 м – 2, · от 6 до 7,5 м – 3, · от 7 до 9,5 – 4, · от 9,5 до 12 – 5, · от 10,5 и выше – 6. - по полной массе – для грузового автомобиля; · до 1,2 т – 1, · от 1,2 до 2 т – 2, · от 2 до 8 – 3, · от 8 до 14 – 4, · от 14 до 20 – 5, · от 20 до 40 – 6, · от 40 и выше – 7. Вторая цифра указывает на тип (тип кузова) ДТС: - легковой автомобиль обозначается цифрой 1, - автобус – 2, - грузовой бортовой автомобиль или пикап – 3, - седельный тягач – 4, - самосвал – 5, - цистерна – 6, - фургон – 7, - цифра 8 резерв, - специальное ДТС – 9. Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля, т.е. 1 – прицеп для легкового автомобиля, 2 – пассажирский прицеп к автобусу и т.д. Третья и четвертая цифры индексов: - указывают на порядковый номер модели. Пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация.
Шестая цифра вид исполнения: - для холодного климата – 1, - экспортное исполнение климата – 6, - экспортное исполнение для тропического климата – 7. Некоторые ДТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации. Далее приведены основные технические характеристики дорожно-транспортных средств: - Колесная формула. Для всех автомобилей основная колесная формула состоит из двух цифр, разделенных знаком умножения, где первая цифра - общее число колес, а вторая - число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра — число ведущих колес, а вторая - общее число колес. Для легковых автомобилей, грузопассажирских и малотоннажных грузовых, созданных на базе агрегатов легковых, применяются формулы 4х2, 4x4, 2x4. Для грузовых автомобилей и автобусов в основную колесную формулу введена третья цифра «2» или «1», отделенная oт второй цифры точкой «2» указывает, что ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра «1» указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4x2.2; 4x2,1: 4x4.2 и 4х4.1. Для трехосных —6x4.2; 6x4.1; 6х6.1; 6х6.2; 6x2.2 и 6x2.1. Для четырехосных - 8x4.2; 8x4.1; 8x8.2 и 8х8.1 сочлененных грузовых автопоездов с одноосными тягачами – 2х6.2 и 2x6.1. Для сочлененных автобусов в формулу введена четвертая цифра «1» шли «2», отделенная от третьей цифры точкой. Цифра «1» означает, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, «2» - двускатную. Для сочлененных автобусов применяются формулы 6х6.2.1 и 6x2.2.2. - Пассажировместимость (число мест). В число мест легковых автомобилей или грузовых включено место водителя. В автобусах в число мест для сидящих пассажиров не включены места обслуживающего персонала - гида и др.. Вместимость автобусов приведена как сумма числа мест для сидящих пассажиров и числа мест для стоящих пассажиров из расчета 0.2 свободной площади пола на одного стоящего пассажира (5 чел. на 1 м - номинальная вместимость и 0.125 м2 (8 чел. на 1 м2) - предельная вместимость. - Номинальная вместимость автобусов - вместимость, характерная для условий эксплуатации в межпиковое время. Предельная вместимость - вместимость автобусов а часы «пик». - Расчетные массы пассажиров (на одного человека), обслуживающего персонала и багажа. Для легковых автомобилей — 80 кг (70 кг + 10 кг багаж). Для автобусов: городского — 68 кг; пригородного — 71 кг (68+3 кг багаж); сельского (местного) — 81 кг (68+13 кг багаж); междугородного — 91 кг (65+23 кг багаж). Обслуживающий персонал автобусов (водитель, гид, кондуктор и др.) и водитель, и пассажиры в кабине грузового автомобиля — 75 кг. Масса багажника с грузом, установленного на крыше легковых автомобилей в полную массу включается при соответствующем сокращении числа пассажиров.
- Грузоподъемность. Определяется как масса перевозимого груза без массы водителя и пассажиров в кабине. - Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа. Определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и др.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.н.), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа. - Полная масса дорожного транспортного средства. Состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров (по числу мест), их багажа, водителя и другого обслуживающего персонала. - Полная масса автобусов (городских и пригородных) определяется раздельно для номинальной и предельной вместимостей. - Полная масса автопоездов: для прицепного поезда — сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного — сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа. - Допустимая полная масса (конструктивная) — сумма осевых масс, допускаемых конструкцией автотранспортного средства. - Максимальная скорость, время разгона, преодолеваемый подъем, путь выбега и тормозной путь. Эти параметры приведены для автомобиля полной массы, и для седельных тягачей, работающих в составе автопоезда полной массы. Исключение составляет максимальная скорость и время разгона легковых автомобилей, у которых эти параметры даны для автомобиля с водителем и одним пассажиром. - Габаритная и погрузочная высота, высота седельно-сцепного устройства, уровень пола, высота подножек автобусов. Приведены для снаряженных ДТС. - База дорожно-транспортного средства. Для двухосных автомобилей и прицепов - расстояние между центрами передней и задней осей, многоосных ДТС - это расстояние между всеми осями через знак, «плюс», начиная с первой оси. Для одноосных полуприцепов — расстояние от шкворня до центра оси. Для многоосных полуприцепов дополнительно указывается база тележки (тележек) через знак «+». - Тормозной путь. Приведен для испытаний типа «Ноль» (проверка при холодных тормозах с полной нагрузкой). - Контрольный расход топлива. Этот параметр служит для проверки технического состояния ДТС и не является нормой расхода топлива. Определяется для ДТС полной массы на горизонтальном участке дороги с твердым ровным покрытием при установившемся движении с указанной скоростью. Режим «городской цикл» (имитация городского движения) проводится по специальной методике (ГОСТ 20306-90 «Топливная экономичность ДТС. Номенклатура показателей и методы испытаний»). - Мощность и крутящий момент двигателя. Приведены по ГОСТ 14846-81 в комплектации «брутто» (без навесного оборудования) или «нетто» {двигатель с оборудованием, устанавливаемый на автомобиль) - отмечается особо для каждой конкретной модели. (Для справки: 1 кВт=1.36л.с: 1 Нм=0,098 кгсм). - Давление в шинах. Для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых и автобусов, изготовленных на базе агрегатов легковых и прицепов к ним допускается отклонение от указанного на ±0,1 кгс/м2, для грузовых автомобилей, автобусов и прицепного состава к ним - на ±0,2 кгс/см. - Угол свободного поворота рулевого колеса (люфт). Приведен при положении колес для движения по прямой. Для рулевых управлений с усилителями — при работающем двигателе на малых оборотах холостого хода. - Радиус поворота. Приведен по оси следа внешнего (относительно центра поворота) переднего колеса, в также наружный габаритный. - Координаты центра тяжести ДТС. Приведены для снаряженного состояния. - Дорожные просветы. Низшие точки под передними и задними мостами. - Расстояние от подушки сиденья до внутренней обивки потолка легковых автомобилей. Замеряется в прогнутом состоянии подушки под действием массы трехмерного манекена (75,6 кг) с помощью выдвижного щупа манекена (ГОСТ 20304-85). - Ремни безопасности. Все выпускаемые легковые автомобили оборудованы ремнями безопасности передних и задних сидений. В автобусах и грузовых автомобилях наличие их указывается для каждой конкретной модели особо.
1.2. Лабораторное оборудование
1) Автомобили ЗАЗ-11026, ЗиЛ-130, ВАЗ-2101, РАФ-2203. 2) Рулетка 10 м.
1.3. Порядок выполнения экспериментальных исследований
1) На автомобиле по заданию преподавателя определить место нахождения двигателя, трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы и панели управления. 2) Заэскизировать расположение основных узлов заданного автомобиля. 3) Произвести измерения следующих статических параметров: габаритные размеры, базу, колею передних и задних колес, радиус шин, дорожный просвет. 4) Пользуясь справочной литературой составить техническую характеристику заданного автомобиля.
1.4. Содержание отчета
1) Эскиз автомобиля с указанием расположения основных узлов автомобиля и измеренных геометрических размеров. 2) Техническая характеристика автомобиля.
1.5. Контрольные вопросы
1) Перечислить основные узлы автомобиля и местоположения их на заданном автомобиле. 2) Перечислить преимущества и недостатки данной компоновочной схемы автомобиля. 3) Дать определение технических характеристик автомобиля. 4) Перечислить основные размерные параметры автомобиля. 5) Классифицировать ДТС по предоставленному индексу. 2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Цель работы: - изучение органов управления, панели приборов, назначения сигнальных лампочек и стрелочных показывающих приборов, расположенных на панели приборов и анализировать их показания, на примере органов управления автомобилей ЗАЗ-11026, ВАЗ-2110, КамАЗ-4310 (4 часа).
2.1. Теоретический раздел Расположение органов управления автомобиля ЗАЗ-11026 показано на рисунке 2.1: 1 – рычаг переключателей указателей поворота, стояночных бортовых огней и света фар; 2 – выключатель света фар; 3 – выключатель заднего противотуманного света; 4 – выключатель наружного освещения; 5 – рулевое колесо; 6 – рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла; 7 – выключатель аварийной сигнализации; 8 – выключатель обогрева заднего стекла; 9 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона; 10 – рычаг управления краном отопителя; 11 – ручка переключателя работы электровентилятора отопителя; 12 – место для установки магнитолы; 13 – ручка замка дверцы вещевого ящика; 14 – боковые сопла системы вентиляции и отопления салона; 15 – рычаг привода замка капота двигателя; 16 – гидрокорректор фар с ручной регулировкой; 17 – крышка блоков предохранителей; 18 – выключатель зажигания; 19 – выключатель звукового сигнала; 20 – патрон подключения переносной лампы; 21 – педаль управления механическим приводом выключения механизма сцепления; 22 – педаль управления гидравлическим приводом рабочей тормозной системы; 23 – рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора; 24 – педаль акселератора (управления приводом дроссельной заслонки карбюратора); 25 – электроприкуриватель; 26 – рычаг управления приводом стояночной тормозной системы; 27 – рычаг управления приводом переключения ступеней коробки перемены передач (КПП); 28 – пепельница.
Рисунок 2.1 – Органы управления автомобиля ЗАЗ-11026
На рисунке 2.2 изображена комбинация приборов автомобиля ЗАЗ-11026: 1 – комбинация приборов; 2 – контрольная лампа (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении габаритного освещения; 3 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о прекращении заряда аккумуляторной батареи; 4 - контрольная лампа (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении противотуманных огней; 5 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о включении обогрева заднего стекла;
Рисунок 2.2 – Комбинация приборов автомобиля ЗАЗ-11026
6 - контрольная лампа (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении дальнего света фар; 7 - контрольная лампа (с зеленым мигающим светофильтром) сигнализации о включении левого указателя поворота; 8 – шкала спидометра; 9 – суммирующий счетчик пройденного пути; 10 – табло «STOP». Загорается красным светом при включении зажигания одновременно с лампами 14 и 3. После пуска двигателя табло и лампы должны гаснуть. Загорание табло одновременно с одной из ламп 12, 13, 14, 15 и 17 свидетельствует о неисправности системы и необходимости ее устранения. Без устранения неисправности при горении одной из ламп 12, 13, 14 и 15 – движение запрещено; 11 – контрольная лампа (с зеленым мигающим светофильтром) сигнализации включения правого указателя поворота; 12 – контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о недостаточном уровне охлаждающей жидкости в расширительном бачке; 13 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о недостатке уровне масла в картере двигателя; 14 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о недостаточном давлении масла в системе смазки двигателя; 15 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы; 16 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о включении стояночной тормозной системы; 17 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации об остатке в баке резерва топлива; 18 – эконометр – прибор, показывающий расход топливно-воздушной смеси по разрежению во впускном коллекторе; 19 – указатель уровня топлива в баке; 20 – вольтметр (отображает напряжение бортовой сети автомобиля); 21 – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя; 22 – кнопка включения ламп диагностики с целью контроля их состояния при включении зажигания.
Расположение органов управления автомобиля ВАЗ-2110 показано на рисунке 2.3: 1 – сопло обдува стекла передней двери; 2 – боковые сопла системы вентиляции и отопления салона; 3 – переключатель наружного освещения (первое фиксированное положение – включение габаритных огней и фонарей освещения заднего номерного знака, второе – включение фар наружного освещения); 4 – выключатель передних противотуманных фар; 5 – комбинация приборов; 6 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 7 – выключатель заднего противотуманного света; 8 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 9 – выключатель обогрева заднего стекла; 10 – регулятор освещения приборов (регулируется яркость освещения приборов и подсветка символов); 11 – индикатор состояния (предназначен для считывания кода с кодовых ключей); 12 – рычаг переключателя очистителей и омывателей стекол; 13 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона: 14 – рычаг управления приводом лопаток центрального сопла; 15 – выключатель рециркуляции; 16 – выключатель кондиционера; 17 – рычаг управления заслонками системы отопления; 18 – указатель устанавливаемой температуры; 19 – ручка задатчика температуры; 20 – указатель положения ручки управления электровентилятором; 21 – ручка управления электровентилятором; 22 – контроллер системы автоматического управления отопителем; 23 – выключатель аварийной сигнализации; 24 – выключатель очистителей и омывателей фар (работает при включенном свете фар); 25 – сопло обдува ветрового стекла; 26 – крышка вещевого ящика; 27 – часы; 28 – нижние сопла системы вентиляции; 29 – блок индикации бортовой системы контроля; 30 – крышка гнезда магнитолы;
Рисунок 2.3 – Органы управления легкового автомобиля ВАЗ-2110
Рисунок 2.4 – Комбинация приборов легкового автомобиля ВАЗ-2110
31 – прикуриватель; 32 – передняя пепельница; 33 – облицовка тоннеля пола; 34 – блоки управления; 35 – рычаг управления стояночной тормозной системой; 36 – рычаг управления приводом переключения ступеней коробки перемены передач (КПП); 37 – патрон подключения переносной лампы; 38 – педаль акселератора; 39 – выключатель зажигания; 40 – педаль управления гидравлическим приводом рабочей тормозной системы; 41 – педаль управления механическим приводом выключения механизма сцепления; 42 – рукоятка регулировки наклона рулевой колонки (для выбора положения рулевой колонки отпустить рукоятку вниз); 43 – выключатель звукового сигнала; 44 – крышка монтажного блока; 45 – кнопка замка монтажного блока; 46 – гидрокорректор фар (корректировка угла наклона пучка света фар); 47 – рулевое колесо; 48 – ручка привода замка капота; 49 – выключатель привода замка двери багажного отделения; 50 – рычаг привода заслонки бокового сопла; 51 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар; 52 – контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о недостаточном уровне масла в картере двигателя (в блок индикации бортовой системы контроля введена 10-минутная задержка на показания уровня масла в картере двигателя); 53 – контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о незакрытой левой передней двери; 54 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о незакрытой правой передней двери; 55 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации об износе накладок колодок передних колесных тормозов (толщина накладок менее 1,5 мм); 56 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о неисправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней; 57 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о не пристегнутых ремнях безопасности водителя; 58 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о не закрытой правой задней двери; 59 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о не закрытой левой задней двери; 60 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о недостаточном уровне омывающей жидкости в бачке (менее 1 л омывающей жидкости); 61 - контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации о недостаточном уровне охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
На рисунке 2.4 изображена комбинация приборов, устанавливаемая на автомобиль ВАЗ-2110: 1 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 2 – шкала указателя температуры охлаждающей жидкости; 3 – красная зона перегрева двигателя; 4 – шкала тахометра; 5 – контрольная мигающая лампа (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении указателей поворота по левому борту; 6 – контрольная мигающая лампа (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении указателей поворота по правому борту; 7 – шкала спидометра; 8 – суммирующий счетчик пройденного пути; 9 – контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) сигнализации об остатке в баке резерва топлива (4-6,5 л); 10 – указатель уровня топлива; 11 – шкала указателя уровня топлива; 12 – контрольная лампа (с синим светофильтром) сигнализации о включении дальнего света фар; 13 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 14 – контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы (уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов ниже отметки «MIN»); 15 – кнопка установки на ноль суточного счетчика пройденного пути; 16 – суточный счетчик пройденного пути; 17 – контрольная лампа (с оранжевым светофильтром) «CHECK ENGINE» (загорание при включении зажигания – самотестирование системы впрыска топлива; при работающем двигателе – возникновение неисправности в системе); 18 – контрольная лампа (с красным светофильтром) заряда аккумуляторной батареи (загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя; яркое загорание или свечение в полнакала при работающем двигателе указывает на слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора или неисправность в цепи заряда, а возможно самого генератора); 19 – контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о включении стояночной тормозной системы; 20 – контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о недостаточном давлении масла в системе смазки двигателя; 21 – резервная контрольная лампа; 22 – контрольная лампа (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении габаритного света. На рисунке 2.5 изображены органы управления грузового автомобиля семейства КамАЗ: 1 – кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой; 2 – педаль управления приводом выключения механизма сцепления; 3 – педаль управления пневматическим приводом рабочей тормозной системы; 4 – педаль управления приводом подачи топлива; 5 – панель приборов; 6 – комбинированный переключатель; 7 – рулевое колесо; 8 – рычаг управления приводом переключения ступеней коробки перемены передач (КПП); 9 – рукоятка останова двигателя; 10 – рукоятка управления стояночной и запасной тормозными системами; 11 – рукоятка управления подачей топлива; 12 – рычаг механизма продольного перемещения сидения водителя.
На рисунке 2.6 изображена панель приборов автомобиля семейства КамАЗ: 1,10 – выключатели проверки исправности контрольных ламп сигнализации (сигнализаторов); 2 – контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о готовности к работе электро-факельного устройства (ЭФУ); 3, 4 – контрольные лампы (с зеленым светофильтром) сигнализации о включении указателей правого и левого поворота тягача и прицепа и контроля исправности ламп указателей; 5 – контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о включении механизма блокировки межосевого дифференциала; 6 – резервная контрольная лампа; 7 – контрольная лампа сигнализации о включении механизма подъема платформы прицепа (автомобиль КамАЗ-55102); 8 – шкала спидометра; 9 – шкала тахометра; 11 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о засоренности фильтрующих элементов фильтра очистки масла; 12, 13, 14, 15 - контрольные лампы (с красным светофильтром) сигнализации о падении давления воздуха в первом, втором, третьем и четвертом контурах пневмопривода тормозных систем соответственно. Включение лампы сопровождается звуковым сигналом (зуммером); 16 – контрольная мигающая лампа (с красным светофильтром) сигнализации о включении стояночной тормозной системы; 17 – шкала манометра, показывающего давление в первом и втором контуре рабочей тормозной системы; 18 – шкала указателя температуры охлаждающей жидкости; 19 – регулятор освещения панели приборов; 20 – амперметр; 21 – выключатель коробки отбора мощности (установлен только на автомобилях моделей 55111, 55102); 22 – переключатель управления лебедкой (установлен только на автомобиле КамАЗ-4310); 23 – шкала указателя уровня топлива;
Рисунок 2.5 – Органы управления автомобиля семейства КамАЗ
Рисунок 2.6 – Комбинация приборов автомобиля семейства КамАЗ
Рисунок 2.7 – Панель контрольно-измерительных приборов автомобиля семейства КамАЗ 24 – шкала указателя давления масла (манометр); 25 – рукоятка выключателя аварийной сигнализации; 26 – выключатель ЭФУ; 27 – шкала манометра, показывающего давление в шинах (установлен только на автомобиле КамАЗ-4310).
Панель контрольно-измерительных приборов показана на рисунке 2.7: 1 – комбинация приборов; 2 – пепельница; 3 – панель; 4 – вещевой ящик; 5– кнопка выключения электронагревателя предпускового подогревателя; 6 – переключатель предпускового подогревателя; 7 – кнопка включения аккумуляторных батарей; 8 – замок выключателя приборов электрооборудования и стартера; 9 – рукоятка управления жалюзи радиатора; 10– рычаг включения механизма блокировки межосевого дифференциала; 11 – кнопка крана аварийного растормаживания; 12 – рычаг управления краном отопителя; 13 – рукоятка управления заслонками воздухораспределителей; 14 – индикатор засоренности воздухоочистителя; 15 – переключатель электродвигателей отопителя; 16 – выключатель фонарей автопоезда; 17 – переключатель стеклоомывателя; 18– переключатель механизма подъема плат
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|