Государства и права стран Древнего Востока
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ Кафедра теории и истории государства и права
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Методические рекомендации по изучению курса для студентов направления 030900 «Юриспруденция» заочной формы обучения
Кемерово 2011
История государства и права зарубежных стран: методические рекомендации по изучению курса для студентов направления 030900 «Юриспруденция» заочной формы обучения / [составитель А.В. Даньшин]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - 40 с.
Содержат программу курса, задания для написания контрольных работ, список учебной и научной литературы, а также вопросы для подготовки к экзаменам. Предназначены для студентов направления 030900 «Юриспруденция» заочной формы обучения, изучающих дисциплину «История государства и права зарубежных стран».
Составитель: к.ю.н., доцент Даньшин А.В.
Цели и задачи курса - сформировать у студентов научное представление о закономерностях и основных особенностях возникновения, функционирования и развития государства и права; - ознакомить с основными историческими типами и формами государства и права; - изучить основные факторы, определяющие развитие государства и права, пути взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;
- научить студентов использовать полученные знания в будущей законотворческой и практической деятельности юриста; - сформировать у студентов интерес к правовым системам зарубежных стран и стремление к познанию общегуманитарных ценностей мировой цивилизации;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Учебный курс «История государства и права зарубежных стран» представляет собой общепрофессиональную юридическую дисциплину, направленную на изучение основных закономерностей и особенностей возникновения, функционирования и развития государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их исторического развития. В результате изучения курса студент должен: · знать основные понятия, положения и терминологию историко-правового характера; · разбираться в исторических этапах, закономерностях и особенностях становления и развития государства и права зарубежных стран, их исторических типах и формах; · знать основные историко-правовые акты зарубежных стран, а также уметь их анализировать и давать им правовую оценку; · уметь высказывать и обосновывать свою позицию по отношению к конкретным историко-правовым явлениям событиям прошлого; · применять полученные знания в других областях юриспруденции;
· научиться использовать полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций: - осознания социальной значимость своей будущей профессии, обладание высоким уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6); - стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); - способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способности применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); - способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способности толковать различные правовые акты (ПК-15); - способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); - способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); - способности эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
4 Содержание дисциплины Введение
Тема 1 Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран 1. Предмет, цели и задачи курса. 2.Сравнительно-исторический метод как специальный метод изучения всемирного процесса исторического развития государства и права. Хронологический, синхронистический, ретроспективный, системно-структурный методы. Периодизация истории государства и права. 3. Место науки истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ПК-19.
Раздел I Государство и право в странах Древнего Востока Тема 2 Общие закономерности становления и развития государства и права стран Древнего Востока 1. Первобытное общество и догосударственные формы социальной организации. Военная демократия. Обычай как форма регулирования взаимоотношений в родовом обществе. Народное собрание. Вождь и совет старейшин. 2. Общие закономерности и особенности образования государства и права в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации). Восточная деспотия. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-17.
Тема 3 Государство и право Древнего Египта 1. Образование и развитие древнеегипетского государства. Центральное и местное управление. Фараон. Чати. Роль жречества в управлении государством. Реформы Аменхотепа IV (Эхнатона). Судебная система. Армия. 2. Основные черты права Древнего Египта. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-17.
Тема 4 Государство и право Древнего Вавилона 1.Образование Древнего Вавилона. Социальная структура: Авилумы, мушкенумы. Реформы царя Хаммурапи. Армия. Суд. 2. Законы царя Хаммурапи - важнейший памятник древневавилонского права. Общая характеристика сборника законов. Правовое положение различных групп населения. Право собственности. Торговое и обязательственное право. Семейно-брачное и наследственное право. Система преступлений и наказаний. Ордалии и талион. Судопроизводство. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-17.
Тема 5 Государство и право Древней Индии 1. Возникновение государства в Индии. Культура Хараппа (Индская цивилизация). Варно-кастовая система: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. 2. Государственный строй Индии в период империи Маурьев. Раджа. Мантрипаришад. Армия. Судебная система. 3. Общая характеристика источников древнеиндийского права. Веды. Дхармашастры. Законы Ману. Артхашастра. Право собственности. Семейное и наследственное право. Система преступления и наказания. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-17.
Тема 6 Государство и право Древнего Китая 1. Образование и развитие древнекитайского государства. Реформы Шан Яна. Система цзиньтянь. Социальная структура общества. 2. Система органов государственной власти. Ван. Чэнсян. Сань гун. Местное управление. Судебная система. 3. Основные черты древнекитайского права. Законодательство Ли Куя. Шан цзюнь шу. Влияние конфуцианства и легизма. Ли и закон. Брак и семья. Система преступлений и наказаний. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-17. Раздел II Государство и право античного мира Тема 7 Древняя Греция 1. Общественный строй Греции в гомеровскую эпоху. 2. Разложение родового строя и возникновение Афинского государства. Реформы Тезея, Солона и Клисфена. Социальная структура афинского общества. Реформы Эфиальта и Перикла. Демократизация афинского общества. 3. Государственный строй Афин в V-IV в. до нашей эры. Народное собрание, Совет пятисот (булэ), гелиэя, стратеги, пританы. 4. Общественный и государственный строй Спарты. Правовой статус спартиатов, илотов, периэков. Апелла. Герусия. Эфоры. Царская власть. 5. Основные черты права Древней Греции. Законы Драконта. Законодательство Ликурга. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-17.
Тема 8 Древний Рим 1. Общественный строй Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия. Борьба патрициев и плебеев. Граждане, латины, перегрины. 2. Государственный строй Рима в период республики. Центуриатные, трибутные и куриатные комиции. Сенат, система магистратур. Военное устройство. 3. Общественный и государственный строй Рим в период империи. Нобили, всадники, сенаторы. Органы государственного управления в период принципата и домината. Законодательство Гракхов. Военная реформа Г. Мария. Диктатура Суллы. Триумвираты. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ПК-17.
Тема 9 Древнеримское право 1. Источники права. Законы XII таблиц. Эдикты магистратов. Преторское право. Jus gentium. Право народов. Институции Гая. Императорские конституции. Роль римских юристов в развитии права. Кодификация римского права. 2. Римское право древнейшего периода. Манципация. Деление вещей на rec mancipi и rec nec mancipi. Договор займа (нексум). Сервитуты. Брак и семья по законам XII таблиц. Деликты. Легисакционный процесс. 3. Римское право классического периода. Публичное и частное право. Вещное право. Способы приобретения вещных прав. Право собственности. Квиритская и бонитарная (преторская) собственность. Защита прав собственности. Права на чужие вещи. Обязательственное право. Понятие обязательства. Обязательства из договоров и деликтов. Заем и ссуда. Договор купли-продажи. Виды договора найма. Развитие брачно-семейного права. Наследственное право. Уголовное право и процесс. Преступления и наказания. Формулярный и экстраординарный процесс
Формируемые компетенции: ПК-1-2, ПК-2-4, ПК-5, ПК-9, ПК-15-17, ПК-19.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|