Джьотиш чарана абхидхаанаат
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Слово “ джьоти” (“свет”) не означает физический свет материального мира. Когда свету приписывают материальные пределы или ограничения, как, например, чаране (основанию), то как может быть обозначена присущая всему, всепронизывающая Сущность? Такое ограниченное и неполное явление не может стать объектом поклонения и медитации. Когда слово “ джьоти” понимают как означающее некий заключённый в определённых пределах и имеющий определённые природные характеристики свет, то тогда оно не может означать Брахмана, Всеобщий Абсолют. “Пуруша шукта” - “ Гимн, восхваляющий Космическую Личность” заявляет: “Паадоасья вишва бхутаани”, - “весь Космос со всеми составляющими его элементами – это всего лишь четверть Его славы”. Следовательно, свет- джьоти – вне каких-либо ограничений, измерений или рангов. Джьоти озаряет небеса и то, что за их пределами. Он показывает даже Брахмана. То, что благодаря его сиянию возможно обнаружить эру, предшествующую происхождению живых существ, и сферы, находящиеся за пределами даже самого удалённого и самого возвышенного, обозначается словом “ джьоти”. Свет сияет в наивысшей среди высших сфере- локе. Обратите внимание на то, что один и тот же джьоти сияет повсюду, всегда, во всех существах. Он охватывает асти (сат - Существование), бхаати (чит – Озарение, Знание) и прийю (ананду – Радость, Блаженство). Все вещи, видимые во Вселенной, имеют в качестве своей основы нечто невидимое. Все движущиеся объекты имеют в качестве своей основы нечто неподвижное. Подобно этому для каждого живого существа, как и для самого Космоса, Основанием является невидимый Брахман, Всевышняя Истина, Пара-Брахман. Это тот самый Пара-Брахман, Всесущее, которое заставляет этот Космос сиять. “ Джьоти” - слово, которое применимо только к этому Свету, а не к ограниченному, более низшему, физическому свету. У джьоти нет ни начала, ни конца. Это – парам-джьоти (Всевышний Свет), адвайта-джьоти (один-единственный “ джьоти”), акханда-джьоти (Вечный Непрерывный Свет). Другими словами, Он – Сам Пара-Брахман, ибо всё это обнаруживается только в Нём и через Него. Джьоти, упомянутый здесь, не может интерпретироваться иначе.
Упанишады говорят о Брахмане, как об имеющем “стопы”, но это не ограничивает и не умаляет Его необъятность ни в коей мере. Следовательно, “ Джьоти ” также означает “ Брахман ”. Когда Брахман представляется как имеющий четыре “стопы”, или четверти, то всё, что проецируется из Брахмана, охватывает всего лишь одну четверть. Упанишады утверждают, что остальные три – это “ амритам ” (“бессмертное, несокращаемое, неизменное”), существующее в “ диви ” (Божественном Свете). Необходимо помнить о том, что эту амриту нельзя приравнивать к обычному свету, с которым мы имеем дело в повседневности. Джьоти, о котором говорят Упанишады, упоминается как “ дипьяти ” (“озаряющий, просветляющий”). Как этот процесс может быть ограничен до уровня обычного мирского света? Джьоти заключён в Брахмане; он действует только внутри Брахмана и только через Него. Брахман является неотъемлемой сущностью всего, и поэтому джьоти раскрывает всё и сияет во всём. Основа, корень, оболочка вечно вибрирующего, постоянно находящегося в движении Космоса – это Брахман; устойчивый, неменяющийся, неподвижный, всегда постоянный джьоти. Если Брахман тоже начинает вибрировать, изменяться и двигаться, то тогда происходит абсолютное поглощение, погружение, пралайя. Например, если рельсы, по которым идёт поезд, начнут двигаться во все стороны, то что тогда будет с пассажирами? Когда мы шагаем, дорога неподвижна. Благодаря этому мы можем безопасно идти по ней.
Свет, который сияет обособленно, называется “пламенем лампы”; свет, который озаряет и раскрывает всё, называется джьоти. Этот джьоти вызывает огонь, наполняющий сферы, он нагревает тело, пребывая в животе, он является тем светом, благодаря которому глаз может видеть. Луна светится благодаря тому, что она освещается солнцем. Все эти действия побуждаются и поддерживаются Брахманом, который является самим джьоти. Джьоти – это принцип, феномен Просветления во всех его аспектах. ПРААНАС-ТАТХА-АНУГАМААТ
(Прана – это Брахман, потому что она постигается таким образом.) Прана, означающая жизненное дыхание или эфир, относится не к обычному смыслу этого слова, а только к Брахману. Это слово часто используется также и для обозначения божеств, главенствующих над Дыханием и Жизненными Эфирами, таких как Индра, Рудра, Вайю и т.д. Но даже такое значение не уместно в данном случае. Однажды искатель по имени Пратардана приблизился к Индре, Господу обители Богов, и молил его указать ему то, что может даровать человеку наиболее благотворное для него. Индра дал ему предписание познать Его как жизнь и медитировать о Нём как о “ пране ”. Дав определение праны и подробно рассказав о её Славе, Индра сказал ему: “Эта Прана тождественна сознанию” (“ са иша прана праджна-Атма”), “Она – Блаженство, Вечное, Бессмертное” (“ анандо-аджаро-амрита”. Другими словами, прана – это само воплощение Блаженства (Ананда-сварупа), она не подвержена упадку или умалению (А-Джара), она бессмертна (А-Мрита). Так гласит учение. Эти качества принадлежат только Брахману, а не Пране, как её понимают в обычном смысле этого слова. “ Прана ” – это только символ, чтобы вызвать в уме образ Брахмана, а не что-либо другое. Вопрос был задан о том, что же является наиболее благотворным, наиболее существенным, о чём человек должен знать, и чем он должен обладать. Только Брахман является источником, сущностью и поддержкой. Поэтому то слово “ Прана ”, которое было использовано Индрой, может означать только Брахмана, и ничто иное. Грубое значение этого слова должно быть отвергнуто, а тонкое значение принято. Люди, вообще говоря, рассматривают богатство, могущество и известность как нечто наиболее существенное, и стремятся к этим целям всеми доступными им средствами. В этой борьбе человек впустую растрачивает бесценные человеческие качества, которыми он наделён. Помимо этого расточительства отведённых ему лет жизни, он погружается всё глубже и глубже во мрак невежества (Аджнану). Он игнорирует и теряет понимание своей истинной природы (Сва-Сварупа).
В другом случае Индра даёт следующее наставление: “Познай меня одного”. (Маам Ева Виджаанихи), другими словами “Познай Меня совершенно; осознай Меня полностью”. Индра, упомянутый здесь, не может быть каким-то обособленным божеством, имеющим определённое тело. Мы не можем сделать вывод, что слово “ Прана ” указывает на самого Индру, произносящего его. Кто-то может утверждать, что та сущность, о которой нужно медитировать, является или “ Праной ”, или Индрой, ибо Индра – это Прана, а Прана – это Индра: это не может быть Брахман. Такой вывод неправилен. Прана означает ничто иное, как Брахман. Некоторые интерпретируют заявление “Познай меня одного” как обращение к слушателю “Познай Брахмана, который является Моей Реальностью, Моей Истиной, Моей Сущностью”, так что только Брахман обозначается тем словом, которое использовал Индра, наставляя Пратардану. В общепринятой практике употребления слов слова “ Прана ” и “ Индра ” связаны друг с другом. В словаре духовного исследования слово “Обширный” (Бхумаа) является описанием Брахмана, который также описан как “безграничный, выходящий за пределы даже Космоса”. Комментаторы исследовали поверхностные и более глубокие значения этих выражений и попытались согласовать их так, чтобы они обозначали один принцип. Прана и Брахман, как они установили, являются двумя сторонами одной монеты; они неразрывно взаимопронизаны (Авинаабхаава Самбандха). Поэтому, медитация должна происходить о Брахмане, и ни о чём другом. Шастра дриштья ту упадеша Вамадевавату. (Предписание находится в гармонии с точкой зрения священного писания, как в случае с Вамадевой).
Мудрец Вамадева твёрдо придерживался поучений священных писаний – “Я – Брахман ” (Ахам Брахмаасми), “Ты есть то” (Тат Твам Аси), “ Брахман – наивысшая мудрость (Осознавание)” (Праджнаанам Брахма), “Эта внутренняя сущность (Атма) – Брахман ” (Аям Атма Брахма), которые он услышал, и таким образом достиг непосредственного восприятия Брахмана. (Апарокша Брахма Джнана). Он медитировал об Истине “Я – Брахман ” (Ахам Брахмаасми). Точно так же, когда Индра наставляет “Познай меня одного”, то под настоящим я (меня) подразумевается Брахман, а не жизненная сила, или Прана. Прежде, чем он достиг этого понимания, Вамадева также подразумевал под Праной божество Индру. Его заявлением после осознания было “Я был Ману ” (Ахам Манурабхавам), “Я есть Всё” (Сарваатмакам). Подобным образом, поскольку божество Индра обладал совершенной мудростью, он мог заявлять о Брахмане как об эквиваленте Праны, или жизненной силы всего. В этом нет никакой несогласованности или противоречия. Фактически, Брахман может быть обозначен как любая сущность. Всё есть Брахман. (Сарвам Брахман). Истина, Мудрость, Вечность – это Брахман (Сатьям-Джнанам-Анантам-Брахман). В соответствии с этими проявлениями интуитивного опыта, любая и каждая вещь может символизировать и обозначать Брахмана. Все вещи исходят из Брахмана, все вещи являются проекцией Брахмана. Сколько бы имён и форм золото ни принимало в виде драгоценных украшений, от этого оно никак не утрачивает свою природу. Никто не должен вводить себя в заблуждение множеством имён и форм вещественного мира, разнообразием видов и звуков. Когда истина, стоящая за всей этой множественностью, выявлена, тогда Брахман познаётся как Первопричина, Основание, Цель. Божество Индра не имеет отношения ко всему этому. Сутра, с которой началось исследование “Джанмаадьйасья Йатах” (“То, из которого произошло рождение этой вселенной”), устанавливает, что Брахман является причиной и источником всего космоса, пространства и всех жизненных сил. Поэтому слово “ Прана ” относится к Самому Брахману.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|