Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доля владычных кафедр и монастырей, копийные книги которых сохранились, во владычно-монастырском землевладении

Таблица

Монастырь, кафедра

Число дворов по росписи

1640-е годы 1678 год
Патриарший (митрополичий) дом 6481 7128
Новгородский дом св. Софии 1432 694
Троипе-Сергиев монастырь 16839 16813
Симонов монастырь 2407 2638
Московский Богоявленский монастырь 115 141
Лужецкий Можайский монастырь 77 ---------------------
Савво-Сторожевский монастырь 240 622
Иосифо-Волоколамский монастырь 1104 1394
Суздальский Спасо-Евфимьев Монастырь 2033 2886
Амвросиев Дудин Нижегородский монастырь 696 ---------------------
Троицкий Макарьев Калязин монастырь 1411 1935
Юрьев Новгородский монастырь 535 389
Данилов Переславский монастырь 318 450
Спасо-Ярославский монастырь 3819 3879
Кирилло-Белозерский монастырь 3854 5530
Велико-Устюжский Михайло-Архангепьский монастырь 402 ------------------
Соловецкий монастырь 560 -------------------
ИТОГО 42323 44499
ВСЕГО ДВОРОВ ЗА КАФЕДРАМИ И МОНАСТЫРЯМИ 109167 114461
ДОЛЯ КАФЕДР И МОНАСТЫРЕЙ КОПИЙНЫЕ КНИГИ КОТОРЫХ СОХРАНИЛИСЬ, % 38,78 38,9

 

расположенных в старинных районах вотчинного землевладения. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что архивы мона­стырей и кафедр, писцовые книги которых дошли до нас, со­ставляют не менее 40% всей совокупности актов землевладе­ния и хозяйства духовных феодалов.

Возникает вопрос, какова сохранность монастырских архивов в тех случаях, когда до наших дней не дошли копийные кни­ги? Естественно, степень сохранности материалов в разных мона­стырях была разной и зависела от разнообразных и трудноучи­тываемых причин: пожары, аккуратность хранителей, полнота, с которой документы были сданы в XVIII в. в Коллегию эко­номии, пригодность помещения для хранения документов и даже отношение к древностям (причем не к царским и патриаршим грамотам, не к златотканым ризам, а к невзрачным купчим и.данным) у монастырских властей в XIX–XX вв.– ведь немало погибло в эти времена исключительно из-за невежества монахов.

Могли быть отдельные монастыри, акты которых вообще не со­хранились; могли встречаться монастыри, акты которых дошли до нас полностью. В большинстве случаев должны были, есте­ственно, действовать и благоприятные и неблагоприятные фак­торы, взаимно уравновешивая друг друга. Так как мы не знаем размеров утраченного, то для того, чтобы не установить, но хотя бы приблизительно оценить процент сохранившихся актов, суще­ствует единственный путь – выяснить процент дошедших в под­линнике актов монастырей, копийные книги которых сохрани­лись. Конечно, это достаточно скользкий путь хотя бы потому, что в монастырях, копийные книги которых дошли до нас, ве­роятно, вообще бережнее относились к хранению архивов. Считаю необходимым подчеркнуть во избежание недоразумений, что речь ниже идет не о точных вычислениях, заведомо невозможных, а лишь о путях приблизительной оценки.

Можно на примере показать, что иной раз и при неблаго­приятных условиях сохраняется немало документов из монастыр­ского архива. Копийные книги Чудова монастыря не сохрани­лись, архив разрознился довольно давно: документы Чудова мона­стыря встречаются не только в фондах Коллегии экономии, но и в различных коллекциях. Это свидетельствует о том, что доку­менты чудовского архива обращались на антикварном рынке на­чиная с XIX в. до наших дней.

Различные формы разрешения вопросов, связанных с освое­нием писцовых книг как источника и именно с определением их места в историческом исследовании, с установлением приемов их разработки, отмечают отдельные важнейшие этапы в раз­витии буржуазной историографии.

Однако особое внимание к писцовым книгам, специальное изучение их оказались недостаточными для окончательной оценки нашего источника. По пятые важнейшие вопросы остались не­разрешенными: не разрешен вопрос о степени достоверности данных писцовых книг, об установлении приемов разработки писцовых книг, не разрешен и вопрос о статистическом методе. Бесспорным может считаться, что писцовые книги— источник чрезвычайной сложности и безусловно большой цен­ности.

Писцовые книги искусственно вырваны из ряда других многочисленных актов московского приказного делопроизводства;

в порыве националистических восторгов некоторые историки их выделяют в особый разряд творений, переросших эпоху. Между тем длинная цепь других «книг»—дозорных, сыскных, оброч­ных, ясачных, даточных, отписных, отдельных, селидьбенных,

отвозных, записных, строельных, засечных, деловых, меновных, межевых книг, составляющих неразграниченное целое с пере­писными и писцовыми, эта цепь через «грамоты»—межевые отдельные, ободные, сыскные и т. п.—сливается в единый об­щий ряд источников, вышедших из московских приказных кан­целярий.

Писцовые книги, в числе других свойств, — крепостные акты на сельское население Московского государства, они закрепляют успехи наступления на этом участке; бесспорно первостепенную роль играют они и на другом участке агрессии — на участке колониальных захватов и эксплуатации. С этих сторон не раскры­валось, а замалчивалось содержание писцовых книг.

Слабо затронуты и богатейшие материалы по городам: на городских переписных и писцовых книгах резче всего заметен разрыв между большими тратами сил по публикации документов и малой степенью последующей разработки их.

Писцовые книги—многообещающий источник, особое вни­мание к нему буржуазной историографии является в этом случае хорошим поручительством. Очередная задача—привести в дви­жение этот важнейший фонд; писцовые книги должны быть в постоянном обороте при всех работах по Московскому госу­дарству, они должны быть на постоянном учете исследователя при разработке всякого вопроса, к этому обязывает и охват писцовыми книгами всех важнейших сторон социально-экономи­ческих взаимоотношений населения и исключительная полнота территориального охвата.

В связи с этим выдвигается задача приведения их в состояние наибольшей доступности для научной разработки и, именно, не только публикации, а критики их, анализа содержания и класси­фикации, т. е. задача изучения их как источника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Зимин А.А. Хронологический перечень актов архива суздальского Спасо Ефимьева монастыря. М., «Наука», 1970 с. 518

2. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых людей М., «ОГИЗ» 1977 с. 219

3. Валк С.Н. Начальная история древнерусского акта М., 1937 «Наука» с. 412

4. Кобрин В.Б. Две жалованные грамоты Чудову монастырю М., «Издательство академии наук» 1962 стр. 289-322

5. Ивина Л.И. Копийная книга актов Симонова монастыря. М., «Наука» 1974 с. 344

6. Носов Н.Е. «Новое» направление в актовом источниковедении. М., «Наука» 1970 с. 273

7. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы М., «Наука» 1962 с. 512

8. Кобрин В.Б. К вопросу о репрезентативности источников по истории феодального землевладения в русском государстве XV-XVI вв. М., 1973 «Наука» с.395

9. Кочин Г.П. Писцовые книги в буржуазной историографии Л., 1936 «издательство академии наук» с.21

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...