Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера жизнедеятельности как пределы распространения активности личности, направленной на удовлетворение ее потребностей.




 

В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения ак­тивности личности (по отношению к окружающей среде, ее условиям), направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.

На каждом возрастном этапе человек включается во мно­жество таких сфер, но их влияние на развитие личности ме­няется: одни становятся доминирующими, другие служат фо­ном развития. Выделяются такие сферы, как трудовая (произ­водственная), игровая (досуговая), учебно-познавательная (об­разовательная), общение (коммуникативная).

Эффективное развитие личности обусловлено разумным удовлетворением ее ведущих потребностей. Многообразие потребностей, удовлетворение которых обеспечивает развитие личности, требует их классификации. Мы используем класси­фикацию, разработанную В.П. Симоновым и П.М. Ершовым. Они выделили три основных вида потребностей: витальные (биологические), духовные (социальные), идеальные (позна­вательные). Их дополняют еще две группы потребностей: по­требность в вооруженности и потребность в преодолении. Для того чтобы удовлетворять свои многочисленные потребности, человек должен быть вооружен соответствующими способами и средствами.

Каждая из потребностей реализуется на двух уровнях: со­хранения («для себя») и развития («для других»). Например, социальная потребность человека занимать достойное место в коллективе сверстников (сохранение «для себя») требует от него освоения норм жизнедеятельности в коллективе, группе (тре­бовательности к себе, обязательности в выполнении обещаний, знания норм общения и др.).

Потребность развития («для других») требует выхода за пределы норм, совершенствования самих норм (помощи това­рищу за счет своего личного времени; дополнительной работы над собой с целью развития определенных качеств личности; терпимости к несовершенствам других; культуры несогласия и т. д.).

Идеальная потребность познания на уровне сохранения («для себя») удовлетворяется в учебно-познавательной деятельности учащихся присвоением достигнутого человечеством к настоя­щему времени уровня знания. Этот уровень задается содержа­нием образования.

Потребность познания на уровне развития («для других») побуждает учащихся к освоению новых пластов знания в на­учных кружках, новых технологий самосовершенствования в спортивных секциях, художественных студиях, трудовых объе­динениях, общественных организациях.

В информационной теории эмоций В.П. Симонова выявле­на зависимость характера эмоций от уровня и способа удов­летворения ведущих потребностей личности. Уровень «сохра­нения» («выживания», «уравновешивания») не нуждается в по­ложительных эмоциональных подкреплениях: уже само устра­нение тягостного состояния нужды, дискомфорта есть награда для личности.

А вот удовлетворение потребностей развития, роста («для других») сопровождается положительными эмоциональными состояниями (восторгом, радостью, эмоциональным триум­фом). При угрозе неудовлетворения потребности развития возможна фрустрация (раздражение, тоска, депрессивные со­стояния, тревога). Нередко учащиеся школ (студенты младших курсов) ощущают свою неспособность преодолевать трудности учения, предотвратить нежелательное развитие событий, из­менить обстоятельства своей жизни.

Подробнее остановимся на идеальных (познавательных) потребностях учащихся (студентов).

Именно они выступают побудительным механизмом позна­ния окружающего мира, многообразия его явлений, открытия и развития себя. Генетически познавательная потребность че­ловека является производной от универсальной потребности в информации, в новизне и направлена на личностное становле­ние и развитие. Как известно, универсальными средствами развития личности являются знания и культура. Удовлетворе­ние любой потребности требует информации о путях и сред­ствах достижения цели (потребность вооруженности). По­требность в информации как стремление к новому, ранее неиз­вестному, безотносительно к ее прикладному назначению, — это признак творческой личности.

Овладение средствами и способами удовлетворения веду­щих потребностей возможно только в процессе деятельности. Общепризнано, что воспитание, в каком бы смысле его ни рассматривали, влияет на человека целостно: оно меняет и его тело, и психику, и духовную сферу. Гуманистически ориенти­рованные системы образования рассматривают человека как абсолютную ценность, высшую субстанцию, «меру всех вещей». Справедливости ради скажем, что переориентация системы образования на человека, учащегося, студента только начина­ется. Поэтому выявление и развитие всех сущностных сил учащихся, оказание помощи каждому из них в осознании соб­ственной неповторимости, побуждение их к самовоспитанию, самосовершенствованию, становлению субъектами своей жиз­ни — задача педагогов всех уровней образования.

Системообразующим фактором развития человека как субъекта жизнедеятельности является его самосознание, т. е. осмысление и оценка себя как личности. Не будучи изначаль­ной данностью, присущей человеку, самосознание развивается в течение всей его жизни. Исследователи подчеркивают, что процесс осознания себя и переосмысления жизни образует самое сокровенное и основное содержание внутреннего существа лич­ности, определяющее мотивы деятельности и внутренний смысл тех задач, которые человек решает в жизни. Способность ос­мыслить и распознать, «что в жизни значимо умение не только изыскать средства для решения случайно выплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-насто­ящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконеч­но превосходящее всякую ученость... Это драгоценное и редкое свойство — мудрость».

Центральным звеном самосознания является образ «Я». Его образуют такие компоненты, как: «Я — прошлое», «Я — реаль­ное», «Я — будущее», «Я — идеальное». В становлении образа «Я» особую роль играет адекватная самооценка, реальное отно­шение к своим ценностям и возможностям, способность стро­ить отношения с окружающими, самим собой. Учреждения образования как специально сконструированные воспитатель­ные системы, реализующие цели и задачи формирования лич­ности как субъекта жизни и деятельности, учитывают законо­мерности развития личности, ее самосознания.

Целенаправленное развитие личности учащихся (студен­тов) осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которых они обучаются. При этом эффек­тивность развития зависит от активности личности в каждой из сфер жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека реально складывается из многих сфер, в которых он удовлетворяет те или иные потребности. Доминирующими сферами жизнедеятельности личности в школьные годы являются: а) учебно-познавательная деятель­ность, в которой реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и самого себя; б) игровая деятельность, в которой реализуется гедонистическая потребность (потреб­ность в получении удовольствия, наслаждения и других по­ложительных эмоций); в) деятельность общения, в которой активность человека как субъекта1 направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми. Системообразующую роль в развитии личности выполняет не любая, а лишь личностно значимая, творческая деятельность. От содержатель­ной стороны отношений, складывающихся в процессе учебно-познавательной, игровой деятельности и общения, в каждом конкретном школьном, классном, вузовском коллективах, в которые входит человек, зависит эффективность и динамизм развития личности, ее самосознания.

Отличительными чертами личности с развитым самосозна­нием, способной брать на себя ответственность за собственные действия и поступки, являются социальные способности:

удовлетворять свои потребности, не нанося ущерба дру­гим людям;

достигать значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения; демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседнев­ной жизнедеятельности;

быть открытой новому опыту.

Стремление ребенка, взрослого быть личностью является характеристикой рефлексирующего поведения человека и тре­бует активизации его духовных усилий. Осознание своих до­стоинств, идентификация слабых сторон собственной лично­сти, разработка программ их преодоления — это характеристи­ка самосознания личности такого уровня развития, когда чело­век способен стать тем, кем он может быть по своим потенци­альным задаткам.

Управление воспитанием предполагает включение воспитуемых в каждую из названных выше сфер жизнедеятельности, в которых они самоактуализируются как личности. Под самоактуализацией понимают живое бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, с постоянными выборами в ней. Самоактуализация — это не только конечное состояние личности как существа активного, но и постоянно осуществляющееся проявление личностью своих возможностей и способностей.

Как отмечалось выше, важнейшей сферой жизнедеятельно­сти человека, механизмом и условием его самореализации является учебно-познавательная деятельность или образование как процесс обучения и воспитания. Получение образования, самообразование и самовоспитание, повышение квалификации, профессиональное самообразование — это процессы, в которые личность включена в течение всей жизни и сущность которых необходимо знать любому человеку, жаждущему успехов в жизнедеятельности и признания в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...