Производственная составляющая туристской инфраструктуры
Развитая индустрия туризма оказывает значительное позитивное воздействие на степень развития смежных отраслей, включая промышленность, на внедрение новых форм хозяйствования, на уровень занятости, а также на весь регион в целом. Это немаловажно с точки зрения составления комплексной программы социально-экономического развития конкретного региона. С учетом богатых художественных традиций регионов России наиболее перспективными направлениями здесь могут быть развитие народных художественных промыслов и художественной промышленности, а также сети местных центров ремесел, созданной областным центром народного творчества. С прогнозируемым увеличением отечественных и иностранных туристских потоков этот сектор промышленного производства получит значительное развитие по ассортименту и качеству промышленных сувениров. Например, во Владимирской области - это наборы посуды и художественные изделия из хрусталя (г. Гусь-Хрустальный), подарочные десертные сервизы и столовые приборы из цветных металлов и сплавов, часы и гончарная посуда (г. Владимир), резные и расписные изделия из дерева (гг. Владимир, Муром),.махровые ткани и полотенца (г. Юрьев-Польский), ткани и изделия из натурального шелка (г. Киржач), сатина, фланели набивной (г. Струнино), ситца набивного (г. Карабаново), строчевышитые изделия (г. Александров, пос. Мстера), лаковая миниатюра, ювелирные изделия и украшения, мягкая игрушка, куклы-сувениры, деревянная игрушка (пос. Мстера), сувенирные кондитерские изделия (гг. Александров, Гороховец, Покров), спиртовые бальзамы и настойки из облепихи и лекарственных трав (г. Гусь-Хрустальный). К промышленным предприятиям туристской индустрии относятся предприятия стекольной и легкой промышленности, художественные промыслы и др.
Широкий спектр разнообразных форм народного декоративно-прикладного искусства группируется по двум следующим основным сферам деятельности - народные художественные ремесла и народные художественные промыслы и промышленность. В сферу народных художественных ремесел входит ручное творчество отдельных народных умельцев (сельских и городских), чаще всего работающих в домашних условиях и производящих традиционные изделия единичного и малотиражного характера по следующим направлениям: обработка металлов (ковка, чеканка, травление по биметаллу, гальванопластика); плетение из соломки, бересты, прута, лыка; ручное выдувание стекла (из стекольной массы, поставляемой и» г. Владимира); изготовление гончарных изделий; резьба по дереву; вышивание золотом, бисером, народными швами; изготовление народных костюмов и предметов одежды (что является особо интересным сувениром для иностранных туристов), изготовление гипсовых слепков и копий скульптурных украшений древних соборов в натуральном, уменьшенном и сильно уменьшенном масштабах; изготовление мебели из натурального дерева. Количество мастеров и количество изготовляемой ими продукции спонтанно определяется не только спросом на широком рынке, но и нерегулируемым частным (индивидуальным) заказом. Данная сфера деятельности, особенно в сегодняшней экономической обстановке, практически очень подвижна и трудно поддается учету, поскольку она постоянно находится в изменении в зависимости от конъюнктуры рынка. Но в этом и ее преимущество. Быстро реагируя на конкретную ситуацию, она оперативно может достигнуть необходимого уровня развития, особенно в туризме. В этом отношении более важным фактором развития художественных ремесел является качество изготовляемых изделии, сохранение в них традиционной народной основы, отличающей их от современного самодеятельного творчества.
Учитывая исторически сложившиеся особенности бытования наиболее ценных видов народного декоративно- прикладного искусства, необходимо развитие существующих многопрофильных центров ремесел, которые охватят практически все стороны этой сферы деятельности. Инфраструктура в Западном районе развита в меньшей степени, чем в Центральном районе. Железнодорожная сеть состоит из 6 основных магистралей и местных веток. Две важных автомагистрали проходят через Западный район: Москва - Санкт-Петербург и Москва - Рига. Развито авиатранспортное сообщение, все областные центры связаны авиалиниями с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами. Крупнейшим южным портом на Балтийском море является Калининград. Областные центры располагают гостиницами, туристскими базами, сетью предприятий общественного питания. Рекреационная сеть Западного района среднеразвитая. Из санаториев здесь наиболее известны «Старая Русса», «Хилово», «Череха», «Зеленогорск», имеется курортная зона «Светлогорск». Важно подчеркнуть, что в настоящее время в связи с отсутствием средств многие предприятия рекреационной сети и гостинично-ресторанного комплекса пришли в упадок и нуждаются в реконструкции. Основными туристскими центрами Западного района являются Калининград, Новгород, Псков. К локальным туристским центрам следует отнести Светлогорск, Старую Руссу, Валдай, Пушкинские горы. В целом богатый рекреационный потенциал района освоен слабо. Имеются большие перспективы для его дальнейшего развития. Среди отраслей, обеспечивающих функционирование народного хозяйства Северо-Запада, выделяется металлургическое производство, представленное выпуском сортового проката, трубопроката, метизов на крупных машиностроительных предприятиях (Кировский, Ижорский заводы). На базе продукции глиноземных заводов в Тихвине и Пикалево, перерабатывающих местные бокситы и привозные нефелины, выпускают алюминий (Волхов), в Санкт-Петербурге осуществляется прокат цветных металлов. Бурно развивается промышленность строительных материалов, стекольная, пищевая и другие отрасли промышленности.
Среди отраслей топливно-энергетического комплекса выделяется электроэнергетика, которая в основном ориентируется на привозные энергоносители. Район производит более 5% электроэнергии в России. Преобладают ТЭС, работающие на печорском угле, нефти и природном газе Европейского Севера, местных сланцах и торфе. На реках Волхов, Свирь, Вуокса построены ГЭС небольшой мощности, дающие около 20% электроэнергии района. В 50 км от Санкт-Петербурга в Сосновом Бору пущена крупная АЭС (4 млн. кВт). Электростанции объединены в энергосистему Северо-Запада и связаны с Единой энергосистемой европейской части СНГ. В последнее время все большее значение приобретает рекреационное хозяйство, которое помимо традиционного санаторно-курортного обслуживания в 40-км зоне Финского залива (Сестрорецк, Репино, Комарове) начинает выполнять функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска, Гатчины, Царского Села, древних Новгорода и Пскова. Сельское хозяйство - традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства. Призванное удовлетворить потребности населения района в основных продуктах питания, оно обеспечивает себя собственным производством лишь наполовину. Величина земельного фонда невелика, площадь сельскохозяйственных угодий составляет примерно 3 млн. га, посевных площадей - около 2 млн. га, большая их часть находится в Псковской области. Однако в последние годы в силу нестабильности производства происходят сокращение посевных площадей и сдвиг сельскохозяйственного производства из Псковской и Новгородской областей в Ленинградскую область. Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, оно дает более 70% сельскохозяйственной продукции района. Преобладает молочно-мясное и молочное скотоводство, в пригородах развито свиноводство и птицеводство. Из-за нехватки кормов и высоких цен на зерно в последнее время наблюдается сокращение поголовья скота. Растениеводство представлено зерновым хозяйством, картофелеводством, выращиванием кормовых культур, долгунцовым льноводством. Развитие льноводства в Псковской и Новгородской областях обеспечивает 1/7 всех поставок льноволокна на предприятия России.
Основная часть производства продукции пищевой и легкой промышленности сконцентрирована в Санкт-Петербурге, где предприятия имеют высокий уровень технической оснащенности, работают как на своем, так и на привозном сырье. Промышленная сфера АПК, сосредоточенная в Санкт-Петербурге, дает более 80% продукции легкой промышленности и пищевых производств Северо-Запада. Транспортная система Северо-Западного района является наиболее значимым элементом его инфраструктурного комплекса и имеет ярко выраженное радиальное строение. Она позволяет функционировать пространственно разобщенным объектам, обеспечивает межрайонные и внутрирайонные связи промышленности и других отраслей хозяйства и отличается высокой концентрацией грузовых и пассажирских потоков в Санкт-Петербургском транспортном узле. Суммарный объем перевозок грузов без трубопроводного транспорта составляет почти 1 млрд. т, более половины приходится на железнодорожный, почти 2/5 - на автомобильный транспорт. В ввозе, который превосходит вывоз, преобладают топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы - нефть, газ, каменный уголь, нефелины, а также лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В вывозе главенствующее положение занимает продукция машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Меньшую долю составляет продукция легкой и пищевой промышленности, а также других отраслей (например, вывоз огнеупорных глин из Новгородской области). Потеря балтийских портов усиливает нагрузку на Санкт-Петербургский транспортный узел, стимулируя ускоренное развитие всего транспортного хозяйства и главным образом морского. Строительство новых портов в Усть-Луге в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, в бухте Батарейной вблизи г. Ломоносова (в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и на северном берегу Финского залива в Приморске, а также пополнение флота современными крупнотоннажными судами будет способствовать расширению экономических связей региона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|