Понимание речи через подражание
Развитие речи в раннем возрасте
Ранний возраст – это 1-3 года. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является – предметно-манипулятивная деятельность.
И соответственно потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Очень часто именно в этом возрасте ребенок спрашивает «Что это?». Через этот вопрос он отражает интерес к миру вещей.
Развитие речи в раннем детстве идет по 2 направлениям:
Важно! Если взрослый исполняет желание ребенка по первому жесту, то ребенок долго будет обходиться без речи. Если с ребенком разговаривать только по вопросам, связанным с его физиологическими потребностями, то он будет отставать в развитии речи.
Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям приходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами (например, когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», — и при этом сам делает соответствующий жест), то ребенок быстро учится ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.
Этапы овладения словом (по М.Г. Еланиной)
Для данного периода характерна автономная речь. Детьми употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются. Первые слова ребенка — в основном звукоподражания: «му», «мяу», «тик-так» и др. Ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Существует несколько категорий таких слов. 1. Облегченные слова, придуманные мамами и нянями: «ам-ам», «ням-ням», «ав-ав». 2. Искаженные слова. Произносится часть слова, чаще всего — корень: • из-за неразвитого фонематического слуха; • из-за несовершенной артикуляции: «молоко» — «моко», «большой» — «босей», «маленький» — «макий». 3. Придуманные ребенком автономные слова. Ребенок использует только определенные части слов «Кука, топа-топа» (петушок пришел).
Роль взрослого в становлении активной речи ребенка
Особенности значения первых слов слово малыша по смысловой нагрузке – целая фраза (например, «Дай» может обозначать следующее: «Мама, достань мне куклу в платьице, и поскорей!»), и эту скрытую фразу должна понимать мама; слово как обобщение целого класса предметов и явлений, причем обобщения могут осуществляться по самым разным, порой неведомым для взрослого признакам, (например, «Кика» обозначает все теплое, мягкое, приятное: кошку, мех, волосы, варежку, мишку; «Папа» — все то, что принадлежит папе: портфель, очки, шляпу).
Понимание речи через подражание Непонятный вначале материнский язык становится ребенку знакомым только благодаря непрерывному слушанию и подражательному повторению, после чего делается его достоянием. Подражание проявляется в разнообразных формах, бессознательно совершенствуется. Ребенок старается повторять трудные слова. Воспроизведение им услышанных слов называется эхолалией. неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. В 2 года слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы. К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях: ♦ вызывать действие; ♦ прекращать действие; ♦ оказывать отсроченное воздействие. Роль взрослого в понимании ребенком речи
В. Стерн выделяет несколько эпох в развитии детской речи. 1 эпоха (1 год — 1 год 6 месяцев). Делается открытие, что звуковые комплексы обладают обозначающей (символической) ценностью и что каждому предмету принадлежит такой знак, который служит для его называния и для сообщения о нем. Ребенок узнает, что каждая вещь имеет название. В этот период пробуждается стремление ребенка спрашивать имена вещей («Это? Это?»), запас его слов заметно увеличивается. 2 эпоха (1 год 6 месяцев — 3 года). Начинают произноситься первые сочетания слов, хотя дается это ребенку с большим трудом. Речь связана с главными интересами ребенка: с родителями, игрушками, животными, окружающими предметами, с одеждой и пищей. Все, что занимает детское внимание, становится материалом их речи.
Лексикон девочек в 2 годам включает 3300 слов. У мальчиков такое количество слов набирается только к возрасту 2,5 года. 3 эпоха (2 года — 2 года 6 месяцев). Слова для ребенка постепенно начинают «оживать». Путем незначительного звукового изменения они начинают выражать единственное и множественное число. Ребенок понимает, что можно перенестись из настоящего в прошлое или будущее посредством добавления к слову приставки или добавления к нему окончания. В этот период он начинает активно использовать различные формы флексий, отражающих нужное склонение, спряжение, сравнительную форму и т. д. Правда, даже дети 4–5 лет, не говоря уже о двухлетних, испытывают определенные затруднения с правилами использования окончаний в некоторых словах. К концу 2 года наблюдается значительное развитие многословного, развернутого предложения. Три, четыре, а нередко и больше слов уже связываются для выражения какой-либо мысли. Первоначально метод сцепления слов случаен, а потому в речи малыша может возникнуть самый неожиданный ряд. При этом странное расположение слов часто бывает очень выразительным. Восклицательные предложения, в которых проявляются воля или чувства, преобладают в течение всего детства. Утвердительные предложения встречаются при объяснении того, что изображено на рисунке. Изменяются и вопросительные предложения. К вопросам о названии вещей («Это?») присоединяется вопрос о местонахождении искомого Появляется вопрос («Где?»). 4 эпоха (с 2 лет 6 месяцев). Ребенок учится передавать главную и второстепенную мысли с помощью придаточных предложений. Эта стадия может быть скрытой, длящейся от нескольких месяцев до 4 лет.
Итак, в раннем возрасте: понимание и соотношение слова и предмета, автономная речь развитие активной речи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|