Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание как фактор развития личности

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Предметом изучения педагогики является процесс развития личности и его факторы и условия. Однако прежде чем рассматривать их обратимся к характеристике основных понятий темы: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания. По мнению выдающегося психолога А.Н. Леонтьева, личность – это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Понятие индивид отражает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и приобретенных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера, темперамента, в эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают.

А теперь обратимся к характеристике понятия «развитие».

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Оно осуществляется по 2-м направлениям:

1. Биологическое (физическое) развитие – включает:

• морфологические изменения (рост, вес, объем),

• биохимические изменения (состав крови, костей, мышц),

• физиологические изменения (пищеварение, кровообращение, половое созревание).

2. Социальное развитие связано с:

• духовными изменениями (нравственное становление),

• психологическими изменениями (совершенствование памяти, мышления, воли, характера),

• интеллектуальными изменениями (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост).

Развитие – это процесс длительный, сложный, противоречивый и длится всю жизнь.

 

Движущие силы развития человека – противоречия
Внутренние Внешние Общие Индивидуальные
Между потребностями и возможностями удовлетворения этих потребностей Между людьми, противоречия, в процессе обучения Характерны для человеческих масс Обусловливают развитие конкретного человека

 

2

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Развитие личности обусловлено взаимодействием многих факторов. Фактор – это причина какого-либо процесса, явления.

Факторы развития личности
Внутренние Внешние
наследственность собственная активность среда воспитание
       

 

Факторы развития классифицируют на:

* Биологические (наследственность).

* Социальные (среда, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом значении)

1. Наследственность какфактор развития личности

Наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственной информации являются гены, которые находятся в хромосомах (в ядрах клеток). По наследству передаются:

• биологические характеристики: группа крови, резус-фактор, цвет глаз, волос, оттенок кожи;

• все свойства ЦНС (сила, уравновешенность, динамичность, возбуждение и торможение и др.),

• биологические характеристики 1-ой и 2-ой сигнальной систем: быстрота образования условных рефлексов, их прочность, сложность, подражательность, рефлексы цели, свободы и др;

• некоторые болезни: гемофилия, сахарный диабет, шизофрения,

• некоторые эндокринные нарушения (карликовость);

• музыкальный слух, острота зрения, различение цветов и оттенков.

Педагогической проблемой является вопрос о наследовании качеств человека: интеллектуальных, специальных и моральных.

Интеллектуальные качества – это особенности протекания умственных процессов. К специальным качествам относятся музыкальные, художественные, спортивные, математические, лингвистические и др.

Интеллектуальные и специальные качества наследуются в виде задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Унаследованные человеком задатки могут реализоваться, а могут и не реализоваться. Это будет зависеть от условий жизни, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности.

Особо важен вопрос о наследовании моральных качеств. В нем нет единой точки зрения.

Отечественные педагоги долгое время отрицали наследование моральных качеств. Считалось, что человек не рождается ни добрым и ни злым, ни щедрым и ни скупым. Душа новорожденного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

Западные психологи утверждают, что нравственные качества биологически обусловлены. Основанием для такого вывода служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Наследование моральных качеств связывают с наследованием рефлексов и инстинктов. В пользу этой точки зрения высказывались и некоторые российские ученые – академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.

2. Среда как фактор развития и формирования личности

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На развитие личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

Макросреда
Мезосреда (дальняя или социальная среда) социально-экономический строй в обществе, тип производственных отношений, идеология, мораль Микросреда (ближняя среда) семья человека, родственники, друзья и бытовые условия жизни человека

 

Существует 3 направления в решении вопроса о влиянии среды и наследственности на развитие личности:

1. Биогенетическая (биологическая) концепция – влияние наследственности, по оценкам представителей биогенного направления, может достигать 80-90%. Представители данной концепции считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием врожденных влечений и инстинктов)Зигмунд Фрейд)

Социогенная (социогенетическая, социологизаторская) концепция – представители ее считают, что человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется, среда является определяющим фактором развития и формирования личности.

3. Биосоциальная концепция – представители рассматривают человека как существо и биологическое и социальное

Воспитание как фактор развития личности

Разными учеными роль воспитания в формировании и развитии личности оценивается по-разному:

* «Воспитание может все» (франц. философ К.А. Гельвеций).

* «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично» (В.Г. Белинский).

* «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

Воспитание как фактор развития имеет сильные и слабые стороны. Сила воспитания заключается в том, что оно оказывает целенаправленное и систематическое влияние, а слабость его заключается в том, что оно основано на сознании воспитателя и требует его участия, при этом сам воспитатель может быть не достаточно воспитан или не обладать нужным уровнем педагогического мастерства.

Сила воспитания зависит от ряда условий. Отечественный психолог и педагог Выготский Л.С. обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать уровню развития уже достигнутому ребенком и «зоне его ближайшего развития». Он выделил 2 уровня умственного развития:

«зона ближайшего развития» – ребенок разрешает какие-либо проблемы с помощью взрослого,

«уровень актуального развития» – ребенок самостоятельно выполняет задания.

Воспитание считается хорошим, если оно опережает развитие. Задача педагога состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая постепенно перейдет в «зону актуального развития».

Специально проведенные исследования Н.И. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на задатки: воспитание детенышей обезьяны в одних условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.

Влияя на развитие, воспитание само зависит от развития. Чем выше уровень развития человека, тем выше эффективность воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...